После разгрома Карабаха Турция становится «окном Пекина в Средиземноморье»

16

В заочном споре за региональное лидерство Анкара приписала себе очередную победу над Москвой. Турецкое провластное издание Takvim буквально дало понять, что Турция более не является «больным человеком Европы», судьбу которого решают другие, а сама превратилась в могущественную державу. Самое неприятное, что все последние достижения «султана» Эрдогана осуществлены за счет России и ее национальных интересов.

К таковым Takvim отнесло обнаружение турками на континентальном шельфе собственных месторождений газа, объем которых оценивается в 320 миллиардов кубометров, а также невиданный ранее успех от применения ударных БПЛА Bayraktar TB2 в Нагорном Карабахе. Логика понятна: турецкое оружие в руках союзников-азербайджанцев победило российское оружие, которым располагали армяне, а обретение большой ресурсной базы в перспективе избавит Анкару от зависимости от Кремля в вопросе поставок сырья и топлива и даже может превратить ее в прямого конкурента «Газпрому» на рынке Юго-Восточной Европы. Третья победа – это то, что Турция забирает у России часть ее транзитных грузопотоков из Азии в Европу.



Географически именно наша страна является лучшим транспортным коридором между двумя частями Евразии. Имеется железнодорожное сообщение по маршруту Сиань-Гамбург и Сиань-Нойс, которое соединяет Китай и Германию через Казахстан, Россию, Белоруссию, Литву и Польшу. Омрачает эту картину только низкая пропускная способность отечественных железнодорожных магистралей, что прибавляет ко времени транзита лишние 3-5 дней. Неприятно, и эти инфраструктурные проблемы давно необходимо было решить. Но теперь в дело вклинилась Анкара с ее идеей «логистической сверхдержавы», и расклад начал стремительно меняться.

Турция на полном серьезе намерена стать «окном Пекина в Средиземноморье», а Китай активно вкладывается в инфраструктуру этой страны: в частности, ему принадлежат 65% стамбульского контейнерного терминала Kumport, а также 51% моста Султана Селима Явуза через Босфор. К слову, следующую турецкую атомную станцию может построить уже КНР. В рамках данного взаимовыгодного сотрудничества была создана железнодорожная магистраль «Железный шелковый путь / Средний коридор», которая соединяет Стамбул и китайский город Сиань. В этом Транскаспийском транспортном консорциуме также участвуют азербайджанская, грузинская и казахстанская компании. Срок доставки грузов составляет 12 дней против 18 через Россию. Накануне этот срок удалось сократить до 10 дней, что упомянутое издание Takvim отнесло к очередной турецкой победе, сами знаете над кем.

С учетом того, что в обход нашего Транссиба можно доставлять до 1 миллиона пассажиров в год и 6,5 миллиона тонн грузов, это и правда не очень хорошие новости. Если учесть, что к 2023 году объем грузопотока должен достичь 17 миллиона тонн, становится совсем грустно. Правда, у турок есть одна серьезная проблема – транзит через Каспий. Для увеличения пропускной способности придется задействовать больше судов и кардинально расширить портовые мощности с обеих сторон. Нетрудно догадаться, что стратегическим инвестором тут может выступить Китай.

Со своей стороны, Турция сделала мощный геополитический ход, поддержав Азербайджан в его войне с Арменией за Нагорный Карабах. Напомним, что Баку смог восстановить контроль над большей частью непризнанной республики, а также де-факто пробил транспортный коридор через территорию Армении, добившись связности Азербайджана с Нахичеванью, что граничит с Турцией. В результате Анкара получила прямую дорогу между Средиземным морем и Каспийским, которую и сможет предложить Пекину. При этом логистическое плечо даже прилично сократится, если магистраль пройдет по возвращенной территории Нагорного Карабаха. Во всяком случае об этом заявил посол Азербайджана в КНР Акрам Акиф оглу Зейналлы. Правда, для соседней Грузии это в перспективе означает выбрасывание из международного консорциума. Ничего личного, только бизнес.

Ну, и для нашей страны все это тоже ничего хорошего не светит. Альянс Анкара-Баку действительно уводит у России существенную часть транзитных грузопотоков. Но зато мы в конфликт на стороне единственного нашего союзника в Закавказье не влезли и со всеми остались как бы друзьями.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

16 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Комментарий был удален.
  2. Комментарий был удален.
    1. Комментарий был удален.
  3. -5
    2 января 2021 13:51
    О войне в Нагорном Карабахе было заблаговременно известно всем ее будущим участникам? Вооруженный конфликт был договорным? Россия подыграла азербайджанцам, туркам и китайцам, предав армян и иранцев? Во имя чего погибли несколько тысяч армян и азербайджанцев?

    ru.wikipedia
  4. 123
    +4
    2 января 2021 14:02
    Омрачает эту картину только низкая пропускная способность отечественных железнодорожных магистралей, что прибавляет ко времени транзита лишние 3-5 дней. Неприятно, и эти инфраструктурные проблемы давно необходимо было решить.

    Решить то их наверно надо было, вот только дело это не быстрое и дорогостоящее. Туннели, мосты, сложный ландшафт.

    Срок доставки грузов составляет 12 дней против 18 через Россию.

    Я так понимаю речь идет о Доставке в Турцию? Но для большинства грузов это не конечная точка маршрута а перевалочный пункт. Доставка в Германию или Голландию займет еще некоторое время и вряд ли оно измеряется часами. no

    Но зато мы в конфликт на стороне единственного нашего союзника в Закавказье не влезли и со всеми остались как бы друзьями.

    Карабах не является "нашим единственным союзником в Закавказье".
    1. +2
      2 января 2021 14:42
      С Новым годом, дружище тебя и всех коллег по форуму! В настоящее время работает ЖД Карс-Баку через Грузию. Ветки Карс-Нахичевань не существует. Однопутка 90 км через Армению и южные районы Азербайджана разобрана. При желании Турция соединит свою ЖД сеть с Нахичеванью, восстановит однопутку в Армении (с её согласия) и Азербайджане и получит не одну чугунку от Карса до Баку, а две. То есть Турция получит возможность возить по второй жд магистрали до пункта перевалки на паромы Актау-Баку, Армения плату за транзит и рабочие места путейцам. Все в полном ажуре...)))
      1. +2
        2 января 2021 14:58
        Ой, а причину можно?
      2. 123
        +3
        4 января 2021 16:03
        И вас с Новым годом!
        Вы совершенно правы, ожидается оживление транзита. Выгода Турции и Азербайджана очевидна, Армения так же получит долю за транзит по своей территории. (Кстати этот транзит по сути будет контролировать Россия). Допускаю возможность что эти соглашения увязаны с транзитом в Иран (роль Китая в регионе довольно высока). В проигрыше пока только Грузия, но что поделать, у них союзники в Европе и за океаном. Вот и пусть транзит из Алабамы в Нормандию налаживают.
    2. -1
      4 января 2021 07:20

      Но зато мы в конфликт на стороне единственного нашего союзника в Закавказье не влезли и со всеми остались как бы друзьями.

      Карабах не является "нашим единственным союзником в Закавказье".

      Вы тоже обратили внимание на этот бред? Де-юре никакого Карабаха не существует, это неотъемлемая часть АзРесп.
      Мне кажется, что г-н Маржецкий призывает Россию к войне. Он недоволен результатами мирного договора в Закавказье (чёрт его знает почему, приходится только догадываться). Не было у России никакого союзника в Закавказье. Был и остаётся торговый партнёр, был и остаётся рецепиент, которому Россия, как донор, нужна позарез.
      И, я думаю, автор настолько зашорен, что не видит экономических преимуществ в создавшейся ситуации для всех сторон минувшего конфликта, включая РФ и Иран.
  5. -6
    2 января 2021 14:25
    Остались вроде всем друзья??? Ха ха ха, нет друзей только бизнес, потерял Кавказ, на очереди Средняя Азия, а потом Курилы или Калининград подарите. Это мудрое решение В.В.
    1. +3
      2 января 2021 15:26
      а потом Курилы

      - это реально сильно!!! Обожаю зарубежных коллег...
  6. -2
    2 января 2021 18:29
    Все ерунда.
    Здесь же кучу статей написали - Россия всех победила, Россия в выигрыше.

    А сможет предложить Пекину, не сможет - все ерунда. Турция уже давно, столетия лежит на пешеходном перекрестке Европа-Азия - Африка. И?
    И ничего особого, мзду сбирает с торговых путей, да все ей завидует в этом.
  7. 0
    2 января 2021 22:24
    Самое неприятное, что все последние достижения «султана» Эрдогана осуществлены за счет России и ее национальных интересов.
    К таковым Takvim отнесло обнаружение турками на континентальном шельфе собственных месторождений газа, объем которых оценивается в 320 миллиардов кубометров, а также невиданный ранее успех от применения ударных БПЛА Bayraktar TB2 в Нагорном Карабахе

    Россия плачет. laughing
  8. 0
    3 января 2021 08:45
    Хорошая заметка, в кратце показывающая ситуацию вокруг Турции. Турция исторически является транспортным (теперь и логистическим) узлом Азии, Европы, Африки. К морскому, ЖД и газо-нефтепроводному транзиту надо добавить упоминание о воздушном. Уже сейчас аэропорты Стамбула принимают в два раза больше зарубежных пассажиров чем Москва.
  9. +1
    3 января 2021 19:53
    Чтобы поймать большую рыбину, надо дать ей хорошо заглотнуть ....а потом ПОДСЕЧЬ .....ждемс подсечки.........Турция из 27-ми воин с Россией только три раза в дамках была, и то не долго..................история
    1. +1
      3 января 2021 22:55
      Китайцы вон со своими снастями, европейцы тоже давно прикармливают, вон и американцы уже вот вот (возможно с динамитом) придут. laughing
  10. +1
    4 января 2021 07:12
    После разгрома Карабаха???
    Г-н Маржецкий, это что за политнеграмотность с претензией на громкий заголовок? Вы из статьи в статью удивляете отсутствием каких бы то ни было уважительных отношений к Азербайджану, Турции и их достижениям. Это говорит, скорее всего, о вашем армянофилизме, слабо прикрытом патриотизмом. Мне совершенно всё равно, на чьей вы стороне, но вы попробуете когда-нибудь писать материалы как истинный журналист - незаинтересованно, преподнося только факты, чтобы мы сами могли делать выводы? Или нам всегда прерывать чтение ваших опусов где-то на половине, если не в начале?
    1. +1
      4 января 2021 16:25
      Тёзка привет! Сказано, "прорубили коридор", обсуждению не подлежит! Проходил...
  11. +3
    5 января 2021 00:55
    А другого мнения, кроме турецкой газеты и Сергея нет? Китая, например.
    Вот Япония активно бронирует мощности Транссиба. https://topcor.ru/17697-japoncy-aktivno-bronirujut-moschnosti-transsiba-i-dalnevostochnyh-portov-rf.html
    А желающих запустить описанный в посте маршрут - очень немного. Средняя Азия и Синцзян-Уйгурский АО Китая - зона потенциального сползания в хаос. Технологии хорошо отработаны.
    Вот, например, есть желающие положить трубы под углеводороды через Сирию. Как бы хорошо было арабам, но что то постоянно идёт не так. То войны в Ираке, то ИГИЛ в Сирии. И, вроде, совсем Россия победила бармалеев и оппозицию, но до конца, что то, не получается. То американцы злые никак из Сирии не уйдут, то турки губу раскатали на территорию Сирии, а Россия опять всё никак турецких боевиков не победит. Нет, отдельные успехи есть, но окончательная победа только маячит вдалеке. Интересно, отчего так?
    Может потому, что ни США, ни РФ, ни ВБ эти трубы на фиг не нужны? От слова "совсем". А когда Турция на Кавказе полезла не в своё дело - РФ начала сотрудничество с курдами по созданию блокпостов против протурецкой оппозиции. А это для Турции - тема ночного кошмара. Кто знает, чем и в каком количестве РФ вооружит курдов в рамках этого соглашения?
    А почему Сергей думает, что кто то позволит Турции и Азербайджану иметь этот транзит?
    У Турции теперь новый "союзник" (или хозяин). Великобритания.
    У ВБ сейчас (особенно после брексита) дела с экономикой - полный швах. Не зря вирус мутировал и жёсткий карантин ввели. Просто, чтобы никто не задумывался, отчего жизнь пошла такая хреновая и вопросов глупых не задавал. По подсчётам только таможенное оформление теперь потребует около 50 000 таможенников и 13 млрд. евро.
    Так почему же Сергей думает, что ВБ позволит какому то Эрдогану отнимать у неё нехилый кусок - страховку судов Азия - Европа? Страховка на море - многовековая монополия ВБ. Даже если страховщики не в ВБ базируются, то принадлежат они не той стране, где имеют юрисдикцию. А страховка на море - ОЧЕНЬ большие деньги.
    Вот Сергей на карту смотрел? Ведь маршрут южнее Каспия гораздо удобнее. И короче и перевалки по морю нет. Азербайджан, конечно, вылетает, но уж Турция по этому поводу горевать не станет.
    Но, что то давно разговора про этот маршрут нет. А всё почему? Отгадка простая: КУРДЫ. Достаточно посмотреть на карте места их расселения - и всё станет ясно. Никакого маршрута там быть не может.
    Интересанты опять те же: США, РФ, ВБ. То, что они на публику брешутся - "це таке", на публику. Брехня не помешает находить общие интересы. Вспомним старую поговорку в ВБ, про вечные интересы.
    Китай, в отличие от турецкой газеты, хорошо это понимает. Понимает, что там будет не его зона. Поэтому энтузиазм давно иссяк.
    И насчёт газа в Чёрном море: кто сказал, что Турции дадут его добывать? Как сказал классик: "не по чину берёшь!" Право права отходит на второй план. На первый план выходит право силы. Кто, пока, не понял - потом понимать будет больнее.
    1. +2
      5 января 2021 13:31
      Цитата: boriz
      А почему Сергей думает, что кто то позволит Турции и Азербайджану иметь этот транзи

      Цитата: boriz
      Так почему же Сергей думает, что ВБ позволит какому то Эрдогану отнимать у неё нехилый кусок - страховку судов Азия - Европа

      Верные вопросы. Добавлю - если бы Китай посчитал нужным он бы уже около десяти лет назад мог наладить железнодорожный транзит через Турцию после постройки тоннеля через Босфор? Напрямую в Европу минуя все эти лишние звенья из стран, которые не могут гарантировать спокойной работы.

      Цитата: boriz
      Китай, в отличие от турецкой газеты, хорошо это понимает. Понимает, что там будет не его зона. Поэтому энтузиазм давно иссяк.

      Тоже верно, Китаю необходима надёжность и адекватность партнёров, да в конце концов деньги тоже играют роль, чем меньше партнёров в цепочке, тем меньше затрат.