Почему откладывается проект сверхтяжелой ракеты-носителя «Енисей»

51

2021 год начался с не самой лучшей информации для отечественной космонавтики. Проект сверхтяжелой ракеты-носителя «Енисей», предназначенной для полетов к земному спутнику, откладывается в долгий ящик. Означает ли это, что про Луну России уже можно позабыть?

«Енисей» должен был стать первой российской сверхтяжелой ракетой со стартовой массой 3167 тонн, созданной после распада СССР. Именно она предусматривалась в качестве главной «рабочей лошадки» для второго этапа российской Лунной программы к 2028 году. Путем добавления к ее двум ступеням третьей предполагалось производство еще более мощной ракеты «Дон». Стоимость программы оценивалась в 1,5 триллиона рублей. И вот на днях вышел доклад Совета по науке РАН, который порекомендовал отложить создание «Енисея». Какие же выводы можно из этого сделать?



Данное событие оценивается по-разному. Согласно одной версии, «Роскосмос» сам «слил» сверхтяжелую ракету, поскольку не в состоянии вытянуть это проект. Под конец прошлого года глава госкорпорации Дмитрий Рогозин заявил о том, что строить «Енисей» на базе существующих технологий рановато, необходим принципиально новый маршевый двигатель. Также озвучивалась идея о необходимости сделать ракету многоразовой. И вот выступил Совет академиков, которые прямого отношения к данному проекту не имеют, но высказали свое авторитетное мнение, к коему «Роскосмос» тут же присоединился. Возможно, что доля истины в данной гипотезе о «сливе» действительно есть.

Во-первых, госкорпорация вынуждена работать в условиях постоянного секвестра бюджетных расходов на космос. Один «Енисей» стоит столько, сколько «Роскосмос» получает денег за 10 лет. Их можно все вложить в одну ракету, но от этого Луна ближе не станет. В 2015 году де-факто вся наша лунная программа была свернута: «порезали» статьи расходов на разработку взлетно-посадочных модулей и иной техники, необходимой для исследования и освоения земного спутника. При подобном подходе «лунная программа» становится не столько реальным научным, сколько популистским проектом. И это большой вопрос к руководству госкорпорации, поскольку желательно, чтобы ею управляли специалисты с профильным образованием, которые четко понимают, что и зачем делают.

Во-вторых, достичь Луны все-таки Россия еще сможет. Под конец 2020 года успешно прошел старт тяжелой ракеты-носителя «Ангара-А5». Ей необходимо еще летать и летать, но она может быть использована и при создании национальной орбитальной станции, и для полета к земному спутнику по сложной схеме со стыковками. Если отложить сверхдорогой «Енисей» в долгий ящик, сосредоточившись на реалистичных задачах, определенные позиции в космосе мы сможем удержать.

Есть и другая, чуть более оптимистичная версия отказа от «Енисея». На ближайшее десятилетие реальных задач для сверхтяжелой ракеты нет, достаточно будет «Ангары-А5». Но радует, что полностью закрывать «Енисей» академики не намерены, вместо того предлагают выделить отдельную лунную подпрограмму «Космическая деятельность России». Данный проект представляет собой крайне сложную технически наукоемкую задачу.

Даже если в последующие годы продолжится опытно-конструкторская работа над документацией, новыми материалами и технологиями, это позволит сохранить отечественную инженерную школу, подготовить специалистов, которые смогут вернуться к созданию сверхтяжелой ракеты в лучшее время, когда финансовые возможности страны позволят реализовать более амбициозные задачи. Разработанные при этом космические технологии могут найти применение в смежных отраслях, например, в авиастроении, а также в оборонном комплексе.

Решение отложить «Енисей» на будущее не может порадовать, поскольку оно вынужденное. Но пока иных вариантов реализовать его своими силами не просматривается. Быть может, в международной кооперации, но только не с США, ЕС или Китаем, а с какой-нибудь Индией, имеющей собственные космические амбиции.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

51 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    15 января 2021 12:45
    Отказ от сверхтяжа -это страшный удар по русской космонавтике. Надо не программы сворачивать, надо финансирование делать стабильным и поступательным а не резать. Странно, что господа акадЭмики этого не понимают. Им бы высокоумным господам потребовать от правительства и президента не резать финансирование русского космоса, дать ему статус стратегически важного направления развития, а они решают как из одной дырявой шкуры сто шапок скроить и еще на стельки оставить. Рассуждения, что для ракеты нет нагрузки лукавы - нет ракеты, нет нагрузки - есть ракета сразу можно себя не ограничивать в проектировании ПН, видеть перспективы развития а не фантазировать как сейчас. Горько и обидно.
    1. 0
      15 января 2021 13:22
      Цитата: mark1
      Рассуждения, что для ракеты нет нагрузки лукавы - нет ракеты, нет нагрузки - есть ракета сразу можно себя не ограничивать в проектировании ПН, видеть перспективы развития а не фантазировать как сейчас. Горько и обидно.

      Обидно, да. Что имеем, то имеем.
    2. 123
      +1
      15 января 2021 14:03
      Рассуждения, что для ракеты нет нагрузки лукавы - нет ракеты, нет нагрузки - есть ракета сразу можно себя не ограничивать в проектировании ПН

      Так нагрузка все таки есть? Или сделаем ракету, потом потратим еще "немножко" на разработку того что можно на ней возить? В проектировании себя наверное можно не ограничивать, а вот в использовании сложновато будет. Дороговато все таки.
    3. +1
      15 января 2021 16:00
      Странно, что господа акадЭмики этого не понимают.

      РАН вообще не занимается ракетами-носителями. она максимум (да и то на вторых ролях) участвует в разработке АМС.

      РАН, скорее всего, выпустила это заявление по просьбе Роскосмоса, руководство которого осознало, что в одиночку Россия создание сверхтяжа не потянет. А так как оный в победных тонах уже был ранее провозглашен, открытый отказ от реализации проекта в срок еще больше ухудшит и без того шаткую репутацию руководства "Роскосмоса".

      Так что это заявление было своего рода громоотводом - мол, ученые советуют, давайте прислушаемся к ним и отложим. Так-то мы можем сделать все в срок, но раз ученые сказааали...

      Рассуждения, что для ракеты нет нагрузки лукавы - нет ракеты, нет нагрузки - есть ракета сразу можно себя не ограничивать в проектировании ПН, видеть перспективы развития а не фантазировать как сейчас. Горько и обидно.

      Полностью согласен.
  2. +3
    15 января 2021 14:00
    Весьма грамотное решение. Есть план полета к Луне путем стыковки на орите трех модулей в один корабль, который и полетит к Луне. А модули, по 37 тонн каждый, можно вывести на орбиту "Ангарой 5В", которая востребована и будет обязательно доведена до ума. Эта ракета нужна для тяжелых стационарных спутников. Это как запасной вариант. При современных тенденциях мирового развития строить огромную и сверх дорогую ракету не может ни одна страна в мире, включая Китай. Нам нужно тратить деньги на развитие всех остальных элементов лунной программы. А это посадочная ступень, лунный модуль, возвращаемая часть корабля. Не мешало бы еще один "лунный трактор" запустить, для исследования поверхности в месте посадки космонавтов. (Ведь американцы летали там лишь в мечтах Голливуда). Вот когда все это будет сделано, пройдет проверку и покажет, что способно летать, тогда может быть появятся деньги и на сверх тяжелую ракету. А это уже 30-е годы не раньше. Впереди кризис и лишь дураки это не понимают!
    1. Комментарий был удален.
    2. 0
      22 января 2021 10:55
      Многопусковая схема намного более сложная и рискованная.
  3. -1
    15 января 2021 16:00
    Первая часть статьи была навеяна интервью Моисеенко? :) Как раз вчера читал его.
  4. -1
    15 января 2021 16:02
    Фотку только не очень удачную поставили в начало статьи, господин Маржецкий, учитывая печальную судьбу советской H-1 (это именно она).
    1. 0
      17 января 2021 11:28
      Фото не все я лично подбираю.
  5. 0
    15 января 2021 17:54
    За последние 10 лет бюджет России не увеличился "ни на рубль". Хотя доллар вырос в два раза. Примерно 20 трл.руб. бюджет России на год. Пока дань США платим, о какой лунной программе можно говорить. Космос нужен нам только для обороны! Конечно, за Державу обидно, но если у правительства голова не болит, я уже ничего не сделаю. Ковальчук Михаил - президент Курчатовского института говорил так, что и возразить никто не смел.

    1. 123
      -1
      15 января 2021 20:23
      За последние 10 лет бюджет России не увеличился "ни на рубль". Хотя доллар вырос в два раза. Примерно 20 трл.руб. бюджет России на год.

      Вы еще празднуете что ли? belay Десять лет растут и доходы и расходы бюджета.

      minfin.gov.ru

      Какая еще дань? Баскаки давно не приезжают.

      Космос нужен нам только для обороны!

      Прежде всего, да. yes

      Конечно, за Державу обидно, но если у правительства голова не болит, я уже ничего не сделаю.

      А могли бы? sad

      Ковальчук Михаил - президент Курчатовского института говорил так, что и возразить никто не смел.

      Послушали Ковальчука, со всем согласились, осознали угрозу, поняли что космос нужен прежде всего для обороны и..... последовал вывод - Лунную программу подавай и рюмку об пол хрясь... smile
  6. 0
    15 января 2021 18:31
    Если учесть, что обещали достичь Луны в 2015, и с тех пор сроки отодвигаллись ежегодно....
    То это все лабуда для успокоения эректората. Пусть держатся на новостных обещалках, раз денег нет.
    1. 123
      -1
      15 января 2021 20:06
      Если учесть, что обещали достичь Луны в 2015, и с тех пор сроки отодвигаллись ежегодно....
      То это все лабуда для успокоения эректората. Пусть держатся на новостных обещалках, раз денег нет.

      У американцев с деньгами попроще, Лунной программе 15 лет, "лунатики" по прежнему не появились. Да, эРекторат обещаниями не успокоить, потенцию как то по другому надо глушить winked
      1. -1
        16 января 2021 10:52
        Чуть что, кивать на Амеров - видно уже вошло в привычку у многих.

        Они тоже планировали достижение Луны в 2015 г?
        1. -1
          16 января 2021 14:16
          Они тоже планировали достижение Луны в 2015 г?

          Да, у них в 2004 году была открыта программа "Созвездие", в рамках которого планировались экспедиции на Луну не позже 2020 года.

          Чуть что, кивать на Амеров - видно уже вошло в привычку у многих.

          Ну это же 123, у него пунктик.
          1. -1
            16 января 2021 17:07
            Спасибо, сам не искал почти.
        2. 123
          +1
          16 января 2021 15:43
          Чуть что, кивать на Амеров - видно уже вошло в привычку у многих.

          Золотые слова good Я вам их еще не раз напомню laughing

          Они тоже планировали достижение Луны в 2015 г?

          Вы наверное удивитесь... feel

          Президент Буш обнародовал новое видение освоения космоса, призвав НАСА «закрепиться на Луне и подготовиться к новым путешествиям в миры за пределами нашего собственного».
          .....
          «Наша третья цель, - сказал Буш, - это вернуться на Луну к 2020 году в качестве отправной точки для дальнейших миссий». Он предложил отправить роботов-зонды на поверхность Луны к 2008 году, а в 2015 году - с миссией человека, «чтобы жить и работать там все более продолжительные периоды времени».

          https://www.nasa.gov/missions/solarsystem/bush_vision.html
          1. -1
            16 января 2021 17:07
            Спасибо, напомнили.
            Правда там буш, политик, и "Он предложил....", т.е. подумайте, будем или не будем, а не дал поручение и.
            А у нас Директор Роскосмоса. Прежний.
            1. 123
              +1
              16 января 2021 18:32
              Правда там буш, политик, и "Он предложил....", т.е. подумайте, будем или не будем, а не дал поручение и.

              Не смешите laughing У них значит просто скромно предложил, а у нас указал и дал поручение. У них не получилось ну и ладно, у нас должен ответить по всей строгости. winked
              Что значит предложил? Это программа, на которую кстати серьезные деньги выделялись, если не ошибаюсь только в 2004-ом - 14 млрд. Ни каких "подумайте будем или не будем".
              Кстати, в планах было:

              2004-2008 - разработка пилотируемого космического корабля, который заменит шаттлы и сможет доставлять астронавтов на МКС и на Луну (программа "Созвездие" (Constellation))

              И тоже не бесплатно. Напомнить как и когда праздновали отправку астронавтов Маском на МКС?

              А у нас Директор Роскосмоса. Прежний.

              Что вы говорите smile Рогозин Роскосмосом рулит с 2018-го. Третий год пошел. winked Вы его за не реализованные до 2015-го года планы расстрелять предлагаете? smile
              1. -1
                16 января 2021 23:04
                1)Тут же вчера, вроде, (или на ВО) была статья, как говорят на публике их президенты. А говорят много. Патетика для еженедельного вдохновения, без четких утвержденных планов. Что кстати видно в Вашей цитате. "Он предложил...."
                2)А причем здесь РогозиН? Его за свое можно бы посадить.
                А тогда были свои неприкасаемые обещалкины,
                1. 123
                  +1
                  16 января 2021 23:48
                  Тут же вчера, вроде, (или на ВО) была статья, как говорят на публике их президенты. А говорят много. Патетика для еженедельного вдохновения, без четких утвержденных планов.

                  Я так понял суть претензий к Путину, что говорит не так? Надо говорить предлагаю и на этом все? Ну и планы ни какие не утверждать winked Вы считаете, что американский президент это так, просто мимо проходил. Дескать чем это вы тут занимаетесь? А понятно... А может на луну слетаете, это я так просто предлагаю... А наш естественно царь, ходит с грозным видом указания раздает, потом бояре их не выполняют и поэтому всех на кол вместе с царем. smile

                  Его за свое можно бы посадить.

                  За что например? Есть конкретное преступление совершенное Рогозиным? Говорите не стесняйтесь.

                  А тогда были свои неприкасаемые обещалкины,

                  Интересно у вас получается. Если там наобещали с три короба и в итоге не сделали, то ничего страшного. Вроде и не обещали даже а просто предлагали, поэтому не сделали ну и ладно. И наказывать ни кого не надо, потому что не за что.
                  А у нас раз не сделали, всех к стенке. Кстати, я не припомню что бы Путин мамой клялся или зуб давал, что вот дескать кровь из носу но а 15-му на Луну российский лапоть ступит. Может вы напомните когда и где такое было?
                  Почему наших обещалкиных надо сажать, американских нет?
                  1. -1
                    17 января 2021 13:55
                    1) Ничего не поняли и свернули зачемто на Путина.

                    2) Конкретно - нет. Неприкасаемый.. Даже мертворожденные проекты, что немало стоят - это "неконкретные".
                    Счетная палата и силовики в Роскосмосе каждый год находят нарушений на милиарды, но это же не конкретное преступление? И я там не работаю, подробностей нет..

                    3) Опять на Путина свернули. Не можете прям без него. Методичка?
                    1. 123
                      +1
                      17 января 2021 14:02
                      Ничего не поняли и свернули зачемто на Путина. Методичка?

                      Я свернул? belay Сами же разбирали, где как президенты указания раздают. так посмотрите в интернете как фамилия нашего. sad

                      Конкретно - нет. Неприкасаемый.

                      Так нет или неприкасаемый?

                      Счетная палата и силовики в Роскосмосе каждый год находят нарушений на милиарды, но это же не конкретное преступление?

                      Находит не только счетная палата, за конкретные преступления возбуждают конкретные уголовные дела.

                      Как и мертворожденные проекты, что немало стоят.

                      Лунную программу мертворожденной считаете? Хотя... что то в этом есть. Вполне могла быть игра... заставь противника втянуться и потратить триллионы ...
                      1. -1
                        17 января 2021 14:06
                        Вы как мальнький, переиначиваете слова и делаете вид что не понимаете.
                        Все к Путину да к Путину пытаетесь подвести.
                      2. 123
                        +1
                        17 января 2021 14:08
                        Вы как мальнький, переиначиваете слова и делаете вид что не понимаете.
                        Все к Путину да к Путину пытаетесь подвести.

                        Я belay Комментарии свои перечитайте am
              2. 0
                17 января 2021 11:27
                Цитата: 123
                Что вы говорите Рогозин Роскосмосом рулит с 2018-го. Третий год пошел. Вы его за не реализованные до 2015-го года планы расстрелять предлагаете?

                До этого он Роскосмос много лет как вице-премьер курировал.
                1. 123
                  +1
                  17 января 2021 11:47
                  До этого он Роскосмос много лет как вице-премьер курировал.

                  Давайте сначала посмотрим, кто на сегодня по Луне ходит, у кого все получилось, а потом уже будем разбираться кто чего советовал, кто чего курировал.
                  1. -1
                    17 января 2021 13:57
                    А причем "ходит"? Классически - сначала без людей достичь. хотя бы это.
                    2 раза совсем недавно Китайцы.
                    1. 123
                      +1
                      17 января 2021 14:07
                      А причем "ходит"? Классически - сначала без людей достичь. хотя бы это.

                      Так вроде программами предусмотрены пилотируемые полеты и так далее. Насколько помню, запуск беспилотных аппаратов запланирован на следующий год.
                      1. -2
                        17 января 2021 14:14
                        Никакой " и" не будет сразу посылать людей, не протестировав технику без них. Тем более при сегоднешнем уровне автоматизации.
  7. -2
    15 января 2021 22:33
    Россия напоминает не опытного бойца. Который бьет не кулаком а растопыренными пальцами. Что бы так себя вести надо быть очень богатым. Но и это не Россия. Да плюс отставание в технологиях. Желание быть сильными как США или Китай.
    Для начала все же надо было выбрать что то одно или государство или влияние в Мире. Или человек , наука , социум против военных амбиций.
    А так в США сейчас начинается бум космоса. И.Маск , Безос, программа Артемида. Вот не было и них пилотируемого корабля, а вот он уже и есть и на подходе второй. А там глядишь и StarShip Маска подоспеет и гораздо раньше чем какой то условный 2028 год.
    Это еще одна беда российского космоса ОТСТАВАНИЕ...
    1. 123
      +2
      16 января 2021 18:47
      Россия напоминает не опытного бойца. Который бьет не кулаком а растопыренными пальцами. Что бы так себя вести надо быть очень богатым. Но и это не Россия. Да плюс отставание в технологиях. Желание быть сильными как США или Китай.

      Что вы такое говорите belay Россия миролюбивая страна, но бить умеет. Не всех обязательно бить кулаком, иным прибалтийским племенам достаточно шелчка пальцев. Но ведь не трогает. Хотя по моему отшлепать давно стоит. Солдат ребенка не обидит.
      Про какое отставание в технологиях вы говорите? В различных областях есть свои лидеры и это нормально. В чем то США впереди, в чем то Китай или Россия.

      Для начала все же надо было выбрать что то одно или государство или влияние в Мире. Или человек , наука , социум против военных амбиций.

      Ваши советы чрезвычайно важны для нас smile Наверняка руководство России к ним прислушается winked
      У вас то с этим все замечательно? Что выбрали? Государство или влияние в мире? smile Науку или военные амбиции? Поделитесь положительным опытом laughing

      А так в США сейчас начинается бум космоса. И.Маск , Безос, программа Артемида. Вот не было и них пилотируемого корабля, а вот он уже и есть и на подходе второй. А там глядишь и StarShip Маска подоспеет и гораздо раньше чем какой то условный 2028 год.

      В США сейчас начинается вакханалия и политическая нестабильность, усиливающиеся экономическим кризисом. Глядишь к 2028 разъедененные штаты появятся. Так что сказки нам тут не рассказывайте, поживем увидим как космические корабли бороздят просторы большого театра.

      Это еще одна беда российского космоса ОТСТАВАНИЕ...

      Почему представители мелких недогосударств так любя рассуждать о нашем отставании?
      1. -1
        16 января 2021 23:59
        иным прибалтийским племенам достаточно шелчка пальцев.

        Ага, СССР, вступая в Зимнюю войну, тоже думал. что Финляндия падет быстро и серьезного сопротивления не окажет. В итоге, "щелкнув пальцами", Советский Союз отбил себе ногти.
        1. 123
          +1
          17 января 2021 00:08
          Ага, СССР, вступая в Зимнюю войну, тоже думал. что Финляндия падет быстро и серьезного сопротивления не окажет. В итоге, "щелкнув пальцами", Советский Союз отбил себе ногти.

          А штатовцам к примеру во Вьетнаме надрали ту часть тела, которую у них принято обычно спасать, что это доказывает? Или делает прибалтийских недомерков сильнее в военном отношении?
          В общем проходите мимо, идите лучше смотреть как в обожаемых вами штатах к инаугурации под дулом пистолета готовятся.
          1. -1
            17 января 2021 00:20
            А шататовцам к примеру во Вьетнаме надрали ту часть тела, которую у них принято обычно спасать, что это доказывает?

            Именно то же самое и доказывает - пренебрежение и высокомерие даже к маленькому и вроде бы слабому противнику порождает, скажем так, непредвиденные оказии.

            Или делает прибалтийских недомерков

            Ты сначала повоюй против них, чтобы недомерками считать :)

            сильнее в военном отношении?

            У участников Зимней войны спросите, что делает, а что не делает потенциального противника сильнее в военном отношении.

            как в обожаемых вами штатах к инаугурации под дулом пистолета готовятся.

            У меня, в отличие от вас, нет патологического желания постоянно следить за политической обстановкой в другой стране.
            1. 123
              +2
              17 января 2021 10:11
              Именно то же самое и доказывает - пренебрежение и высокомерие даже к маленькому и вроде бы слабому противнику порождает, скажем так, непредвиденные оказии.

              В данном случае ни какого высокомерия и пренебрежения. Слово вроде бы, здесь явно лишнее. Противником может быть только самостоятельный "игрок" Вечные захребетники и попрошайки на эту роль не тянут.

              Ты сначала повоюй против них, чтобы недомерками считать :)

              Задело за живое? laughing Родственные холуйские души затронули? Ну да ничего, придется потерпеть. Привыкайте. Я вас и дальше буду мокать в собственную лужу. yes
              Кстати, на ты мы насколько помню не переходили. Рекомендую обращаться подобным образом к своим соратникам.

              У участников Зимней войны спросите, что делает, а что не делает потенциального противника сильнее в военном отношении.

              Участники Зимней войны если еще и остались, то немного. Проще современников найти, например сомалийцев. Эти ребята знают рецепт как тушками оккупантов в футбол играть smile

              У меня, в отличие от вас, нет патологического желания постоянно следить за политической обстановкой в другой стране.

              Наверное это запрещенный прием с моей стороны. Простите, я забыл что вам нельзя на эту тему.... Времена сейчас не простые... Помните такого критика рЭжЫма Илларионова? Парнишка возомнил себя правдорубом и по наивности ляпнул что то вроде - еще неизвестно кто президент и дескать нехорошо Трампов из соцсетей выпиливать. В результате Либертарианский аналитический центр США быстро напомнил холую кто есть ху yes Вылетел из института Катона в мгновенье ока, только отпечаток подошвы на брюках сзади остался lol
              Такая вот печалька crying Каждый сверчок, помни хозяйский сапог wink

              https://www.themoscowtimes.com/2021/01/13/putin-aide-turned-critic-probed-for-us-election-conspiracy-blog-a72595
        2. +1
          17 января 2021 11:26
          Цитата: Cyril
          В итоге, "щелкнув пальцами", Советский Союз отбил себе ногти.

          СССР тогда добился многих результатов, пусть и высокой ценой. И главное, были выявлены проблемы в РККА, многие из которых успели устранить до 22 июня 1941. К сожалению, далеко не все. Но без того холодного зимнего душа было бы куда хуже.
          1. 0
            17 января 2021 15:18
            СССР тогда добился многих результатов, пусть и высокой ценой.

            ДА. Но ведь рассчитывал-то добиться высоких результатов быстро и практически за бесценок, полагая, что армия, которая имеет 32 легких танка и несколько самолетов-бипланов, по определению долго не протянет против многочисленной и мощно вооруженной советской армией. К тому же до этого финны не были замечены в каких-то серьезных войнах, поэтому всерьез их как опытных и смелых военных никто не воспринимал.

            А тут оказалось, что и финны драться умеют, и другие страны внезапно организовали Финляндии массовую помощь живой силой.

            Поэтому и говорю, что решивший щелкнуть пальцами финнов СССР отбил себе пальцы. Формально-то мы, конечно, выиграли, цели вроде были достигнуты. Но победа была, прямо-таким скажем, весьма позорной.
  8. -1
    16 января 2021 11:59
    Почему откладывается проект сверхтяжелой ракеты-носителя «Енисей»

    - Аааа.., «Енисей» ... - это одно из составляющих ... - "невзлетевших составляющих" ; т.е. -не один «Енисей» не взлетит в ближайшее время ; есть ещё и «Ангара» и тд и тд... - не везёт этим "рекам"...
    - наверное это печальная традиция ... -давать "имена ракетам" , используя названия сибирских и дальневосточных рек... - ожидай неудачи...
    - Да фиг с этими ракетами... - Вот лично Я скажу (скажу может достаточно крамольную вещь) ... - скажу о том ; что лично Я считаю что...что...что...что Русский Космос просто "переключился работать на Китай"... - Что-то в России кое-как "шевелится" в Русском Космосе ...для вида ... -просто создают видимость работы ; а основные специалисты и "ресурсы" Русского Космоса просто "пашут" на Китай... - на Китайский Космос... - Вот лично Я не верю в фантастическую успешную работу именно китайских специалистов в области Космоса... - Что-то здесь не то...
    - Может быть Я и ошибаюсь...
  9. -2
    16 января 2021 21:39
    Нифигасе, 1,5 триллиона.. Это Рогозин просит... а как посчитать, сколько на самом деле надо... пора уже "шарашки" вводить
  10. -2
    16 января 2021 23:58
    Решение отложить «Енисей» на будущее не может порадовать, поскольку оно вынужденное. Но пока иных вариантов реализовать его своими силами не просматривается.

    Наконец, Маржецкий, вы прозрели, поняли и громко сказали, что страна должна жить (и тратить!) по средствам!

    Быть может, в международной кооперации, но только не с США, ЕС или Китаем, а с какой-нибудь Индией...

    “...Но только не с США..” - а зря! Они, между прочим, приглашали!
    “...Но только не с ЕС..” - а этим вы нафиг не нужны!
    “...Но только не с Китаем..” - эти взяли у вас, всё, что можно - зачем вы им сейчас, они уже впереди!!!
    “...а с какой-нибудь Индией...” - а Индию вы зря оскорбили, назвав “какой-нибудь”! Они вас после этого даже мясорубки не пригласят делать...!
    1. 123
      0
      17 января 2021 01:00
      Наконец, Маржецкий, вы прозрели, поняли и громко сказали, что страна должна жить (и тратить!) по средствам!

      Вы то когда прозреете? winked
      1. -1
        17 января 2021 01:18
        Боюсь, что не скоро...! request
        1. 123
          +1
          17 января 2021 01:28
          Боюсь, что не скоро...!

          Зря. Пробуждение может быть болезненным yes
          1. -1
            17 января 2021 07:06
            Зря. Пробуждение может быть болезненным

            Вы правы, и произойдёт где-то в год 2050-2070, после меня. Внуки-правнуки не будут иметь $$$ на пенсии и соц.выплаты. Возможны варианты - рубль и юань в след. 10 лет станут мировой валютой, США выключит станок и начнёт экономить. Или все американцы (на радость миру!) переберутся к этому времени на Марс (уже будет на чём), россияне забудут о Крыме как кошмарном сне и освоят полупустую Флориду.
            Ну а пока Енисей отменён, и Россия “соображает на троих”...
            Кстати, Сев.Корея что-то строит огромное.... может с ней получится...
            1. 123
              +1
              17 января 2021 09:48
              Вы правы, и произойдёт где-то в год 2050-2070, после меня.

              Не факт no Мир стремительно меняется.

              Возможны варианты - рубль и юань в след. 10 лет станут мировой валютой,

              Скорее произойдет деление на сектора (валютные зоны).

              США выключит станок и начнёт экономить

              Жить по средствам вам будет сложно, слишком привыкли к халяве.

              Или все американцы (на радость миру!) переберутся к этому времени на Марс (уже будет на чём)

              Очень маловероятный сценарий. Начнете жить по средствам и про Луну забудете. К тому же, если уж и надумают куда перебираться, возьмут не только лишь всех. request

              россияне забудут о Крыме как кошмарном сне и освоят полупустую Флориду.

              С чего это мы должны забыть о Крыме? belay Прекрасное место, кошмары пусть вам на Вашингтонщине снятся winked Во Флориде сами разгребайте, столько лет живете а все кругом болота.

              Ну а пока Енисей отменён, и Россия “соображает на троих”...

              Наслаждайтесь моментом yes В будущем подобного повода может не представиться.

              Кстати, Сев.Корея что-то строит огромное.... может с ней получится...

              Вы наверное удивитесь, почему бы и нет.... У страны огромный потенциал. Они смогли остановить американских карателей, выжили, самостоятельно освоили ракетостроение и сделали ядерное оружие. Южная часть страны, даже под пятой оккупантов смогла стать одним из лидеров в судостроении, станкостроении, электронике. Как только последний янки будет сброшен в Желтое море, Единая Корея воспрянет, засияет красками fellow Станет одним из лидеров в космической отрасли... под мудрым управлением династии Ким smile laughing А вы пока перенимайте опыт, судя по всему, скоро так же хлопать до посинения будете встречая Харис.
            2. 123
              +1
              17 января 2021 12:11
              Кстати, насчет доллара и мировых валют.... Тут вот ваши европейские подчиненные козни строят. Брюссель считает, что мировые рынки слишком зависят от доллара, ищет способы снизить уязвимость Европы перед санкциями США и другими финансовыми рисками, бросая вызов господству доллара накануне инаугурации Джо Байдена. Совсем распустились laughing
              https://www.ft.com/content/20f39e33-e360-479e-82e2-5441d24f0e0b
    2. 0
      17 января 2021 01:24
      Цитата: cmonman
      ...вы прозрели, поняли и громко сказали, что страна должна жить (и тратить!) по средствам!

      cmonman, ну-ка напомните мне долг США. И самое главное, вы долги отдавать собираетесь?
    3. +1
      17 января 2021 11:24
      Цитата: cmonman
      Решение отложить «Енисей» на будущее не может порадовать, поскольку оно вынужденное. Но пока иных вариантов реализовать его своими силами не просматривается.

      Наконец, Маржецкий, вы прозрели, поняли и громко сказали, что страна должна жить (и тратить!) по средствам!

      Капец, впервые мне такую предъяву кидают. А я что, когда-то иное писал? Обосновать в силах?
      1. 0
        17 января 2021 17:19
        Обосновать в силах?

        Нет, Маржецкий, не в силах!!! Потому-что щи прокис, мясо пригорело, любимая команда проиграла - вот и написал такую предъяву...
        Вы действительно радели о деньгах страны и желаю вам быть услышанным руководством этой же страны.
        Промашка вышла...извините...
  11. 0
    17 января 2021 12:52
    Цитата: 123
    В США сейчас начинается вакханалия и политическая нестабильность, усиливающиеся экономическим кризисом. Глядишь к 2028 разъедененные штаты появятся. Так что сказки нам тут не рассказывайте, поживем увидим как космические корабли бороздят просторы большого театра.

    Как Штаты хоронят наблюдаю уже лет 50. За это время и СССР уже испарился. А США как были такими и останутся.
    Ты сравнивал темпы роста экономики США и РФ хоть раз ? В США они 2-4%% в год . В РФ это 1-2%%. Россия просто год за годом отстает от США .
    Население в США каждый год 1,5-2 миллиона прирост. Россия МИНУС пол миллиона в год. https://ng.ach.gov.ru/ Проверь тут . Это сайт "Достижений национальных проектов России".
    Как Россия щелкает пальцем не вижу. В Сирии и Ливии Россию Турция обломала. Как и союзника Армению в Карабахе.
    Что бы что то Россия Прибалтике сделала страшного вообще даже намека не вижу. НАТО это не Грузия или Украина.
    Так что так. Для РФ лучший план был бы учиться у Китая. Хотя и сейчас Китай не лезет туда где его не просят.