Приватизация «Мотор Сичи» обойдется Киеву по цене покупки Boeing

13

Скандальная история с обманом, совершенным украинским правительством в отношении китайских инвесторов запорожского авиапредприятия, получила свое продолжение. Вслед за введением против покупателей из Поднебесной санкций, сделавших для них невозможным вступление в права владения честно оплаченной собственностью, Киев решил пойти еще дальше – национализировать «Мотор Сич», мотивируя это решение «интересами национальной безопасности».

Попробуем разобраться, чем подобные беспрецедентные действия могут обернуться как для самого завода, так и для Украины в целом.



Закон? Нет, не слышали...


О том, что на разговорах о передаче «Мотор Сичи» китайским инвесторам в лице компании Beijing Skyrizon и ее основного владельца товарища Ван Цзина можно ставить точку, стало понятно после того, как вопрос о судьбе предприятия был вынесен на заседание СНБО Украины, состоявшееся 4 марта нынешнего года. Конкретные решения, принятые там, озвучены не были, однако спустя буквально пару дней глава парламентской фракции президентской партии «Слуга народа» Давид Арахамия выступил с заявлением о том, что буквально в самое ближайшее время в Верховную Раду будет подан законопроект о... национализации этого завода! Это, мол, «вопрос обороноспособности» и потому «правовой статус предприятия должен быть урегулирован немедленно». Самым интересным моментом в данной ситуации является даже не то, что вернуть в государственную собственность пытаются компанию, уже фактически приобретенную иностранным инвестором, а то, что по действующему законодательству «нэзалэжной» эдакий финт невозможен в принципе.

Изначально оно прописывалось так, чтобы отобрать частную собственность у ее владельцев, пусть даже и ставших таковыми в результате совершенно грабительской «прихватизации», было нельзя ни при каких обстоятельствах. Исключением можно считать разве что вариант с приобретением государством нуждающихся в «оздоровлении» коммерческих банков. Впрочем, некрасивая история с «Приватом» продемонстрировала, что в случае, если финансовое учреждение на момент национализации хоть чего-то стоило, дело и здесь, скорее всего, закончится судебными тяжбами. Еще один более-менее реальный вариант – государство признает приватизацию той или иной компании незаконной и отменяет ее. Однако это возможно лишь в случае с предприятиями, имеющими статус стратегических. «Мотор Сич» по какой-то причине к таковым не относится.

В такой системе координат у Киева остается, по сути, два варианта: либо признать авиазавод стратегическим предприятием «задним числом» (что будет с юридической точки зрения совершеннейшей дикостью) и «отыграть вспять» его приватизацию, либо попросту выкупить предприятие у нынешних владельцев по рыночным ценам и с соблюдением соответствующих процедур. Если они на это, конечно же, согласятся... Бывший собственник «Мотор Сичи» и ее президент Вячеслав Богуслаев (тот самый, которого китайские партнеры обвинили в «безудержной жадности») против второго варианта не возражает. Он лишь считает, что 35% акций, так и быть, можно отдать Beijing Skyrizon (это при том, что лично у него представители этой компании выкупили 74% акций!), а остальными, конечно же, должно владеть государство. Однако при этом открытым остается вопрос о том, каким образом будут компенсированы колоссальные потери Пекина – как материальные, так и моральные. Ведь главная, можно сказать, фатальная ошибка Киева заключается в том, что «кинуть», причем в очень грубой и циничной форме они пытаются не только (да и не столько) товарища Ван Цзина и Beijing Skyrizon, сколько государство КНР.

Судите сами – по официальной версии за 575 миллионов долларов инвесторы из Поднебесной приобрели 74% акций «Мотор Сичи» у гражданина Богуслаева. Однако это только официальная, «белая» часть сделки. Сегодня китайцы более не находят нужным скрывать тот факт, что еще по сотне миллионов «зеленых» ушло как в «Укроборонпром» в качестве «отступных», так и в качестве взяток в бездонные карманы чиновников администрации Порошенко. Да плюс к этому – еще 100 миллионов долларов было выделено предприятию, опять-таки, официально, в качестве кредита. В совокупности с затратами, туманно обозначаемыми как «сопроводительные расходы» и несомненно являющиеся суммами взяток, Beijing Skyrizon потратилась примерно на миллиард долларов. Однако и эта сумма – лишь «верхушка айсберга», на деле все намного серьезнее...

«Инвесторы! С деньгами – на выход!»


Главная проблема заключается в том, что рассчитывая на честную сделку с Украиной, Beijing Skyrizon взяла колоссальную ссуду в 2 с половиной миллиарда долларов в государственном банке Китая, планируя вложить эти деньги в постройку на территории Поднебесной авиационных заводов, на которых должны были использоваться технологии «Мотор Сичи». Естественно, в силу создавшихся обстоятельств, этот проект реализован не был. То есть налицо не только прямые убытки от денег, вложенных в покупку предприятия, но также и потери китайской стороны от неполученной прибыли, сорванных инвестиционных планов уже у себя дома и так далее. Надо отдать должное товарищам из Поднебесной – решить вопрос по-хорошему с «потерявшим берега» Киевом они пытались с истинно конфуцианским стоицизмом и восточным упорством. Предлагали различные варианты совместного владения «Мотор Сичю», при которых некоторое число акций досталось бы «Укроборонпрому», по сути дела «за спасибо», готовы были работать с теми или иными украинскими посредниками, при этом тоже норовившими «примазаться» к владению предприятием...

Терпели бесконечные бюрократические проволочки и явно надуманные претензии, основываясь на которых переход завода к новым законным собственникам блокировали то Антимонопольный кабинет, то СБУ, то еще кто-то. Однако на определенном этапе лопнуло даже казавшееся безграничным китайское терпение. Окончательно убедившись в том, что «Мотор Сичи» им не видать ни при каких обстоятельствах, в Поднебесной начали действовать уже «по-плохому». То есть – в рамках международного законодательства, регулирующего подобного рода хозяйственные споры. Пекин обратился в международный арбитраж с соответствующим иском, ответчиком в котором выступают не конкретные лица или компании, а государство Украина в целом. Соответствует этому и сумма исковых претензий.

Если на первоначальном этапе (осенью 2020 года) речь шла о 3 с половиной миллиардах долларов, то впоследствии эта цифра увеличилась еще на 100 миллионов. При этом китайская сторона мотивировала данный момент тем, что в дело вошли новые истцы, которые «также понесли большие убытки». Если в виду имеется государственный банк, так неудачно ссудивший Beijing Skyrizon деньги, то дело для «нэзалэжной» принимает и вовсе скверный оборот. В таком случае в арбитражном процессе ей будет противостоять вся мощь китайского государства, способная «стрясти» долги и со стран с куда большим авторитетом и весом, чем Украина. Скорее всего, так оно и будет – по имеющейся информации Пекин в очередной раз пересмотрел размер собственных претензий к Киеву и намерен требовать возмещения уже в размере 5 миллиардов долларов! В случае, если «Мотор Сич» и вправду будет национализирована, шансы на успех такого иска возрастут примерно до 99%. Именно по этой причине в «нэзалэжной» сегодня взялись за свое любимое дело – принялись «переводить стрелки», обвиняя партнеров в собственных грязных делишках.

Так, Вячеслав Богуслаев пытается убедить всех в том, что «никаких китайских инвестиций в «Мотор Сич» на самом деле «никогда не существовало». Якобы обещанные ему в 2018 году двумя траншами в 100 и 150 миллионов долларов средства в общей сумме в четверть миллиарда так и не были выплачены. Подобные утверждения вызывают более, чем серьезные сомнения – переговорщики китайцы, конечно, те еще, их способность вести дела жестко и напористо общеизвестна, однако в подобных «кидках» замечены они не были никогда. В любом случае по вполне официальному договору, который не пытается оспаривать даже Богуслаев, «Мотор Сич» должна не позднее 2026 года погасить кредит в 100 миллионов долларов, взятый под 0.3% годовых и уже потраченный на запуск новых цехов предприятия по производству лопастей для вертолетов.

Как бы то ни было, если Киев все-таки решится довести до конца замысел с окончательным и далеко не «сравнительно честным» отъемом «Мотор Сичи» у Beijing Skyrizon, то обойдется ему это «укрепление обороноспособности» в такую же примерно сумму, в которую встала бы, допустим, покупка части изрядно подешевевших за последние пару лет акций корпорации Boeing Со. Ну, если бы кто-то вздумали таковые Украине продавать... Пять миллиардов по исковому заявлению и многочисленные неустойки – это далеко не весь «букет» проблем, ожидающих «нэзалэжную» в случае окончательного разрыва сделки с Поднебесной. Утрата экспортных каналов в Китай будет для ее экономики ударом если не смертельным, то, как минимум, нокаутирующим – ведь в прошлом году именно туда ушла львиная доля украинского сырья и сельскохозяйственной продукции. Ну, а уж что касается «иностранных инвестиций», на которые так молятся в Киеве, то о них можно будет попросту забыть. По данным Государственной службы статистики Украины, уже в прошлом году их объем «обвалился» на 38% с лишним. При этом более всего сократились вложения в промышленность и сельское хозяйство – на 43% и 45% соответственно. А ведь китайские товарищи инвестировали как раз в эти отрасли...

Впрочем, бегут сломя голову из «нэзалэжной» не только капиталы Поднебесной. Не так давно ее драгоценной «обороноспособностью» была получена еще одна звонкая оплеуха. О своем намерении отказаться от использования двигателей, производимых на «Мотор Сичи» в своих беспилотниках военного назначения заявила турецкая компания Baykar. Там сочти более благоразумным строить БПЛА с «движками» от отечественной Tusas Engine Industries. А ведь в Киеве, помнится, уже размечтались «деоккупировать Донбасс по Карабахскому сценарию», обрушив на защитников Республик армады турецких Bayraktar, произведенных то ли на Украине, то ли в Турции совместно с нею. Что, не судьба?! Логику Анкары понять очень легко – ведь ни для кого не секрет, что отказываться, причем в огромный ущерб себе, от сотрудничества с Китаем, Киев вынужден никак не из «интересов национальной безопасности», а покорно выполняя команды из посольства США. А ведь у Вашингтона с Турцией тоже конфликт – причем как раз на военно-технической почве. И завтра, или, скажем, послезавтра из-за океана руководству «нэзалэжной» вполне могут поступить новые запретительные директивы уже по ее поводу. Нет уж, лучше не рисковать...

Таким образом «Мотор Сич», как, впрочем, и вся остальная украинская промышленность, загибающаяся вследствие утраты рынка России и большинства стран СНГ, рискует оказаться «изгоем» и на рынках остального мира. Национализировать авиастроительное предприятие за 5 миллиардов долларов (как минимум), чтобы впоследствии разорить его и пустить на металлолом – так могут поступить только на Украине!
13 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    8 марта 2021 11:11
    А, ежедневная хохлоновость....
    Китайских рейдеров пиарно назвали инвесторами....
    У нас то их тоже турнули, и из авиа, и из под Байкала
  2. +4
    8 марта 2021 15:15
    это хорошо,и то что китай кинули и сами подставились господа свидомые
    и мне приятно и надеюсь моей россии полезно и прибыльно
    молодцы свидомое стадо,думаю и штаты оценят,подкинут еще десяток надувных лодок
  3. +5
    8 марта 2021 21:05
    Не, ну тут китайса сама во многом виновата, их явно подвела жадная торопливость, ибо у них по-прежнему большие проблемы с авиа-двигателями, и единственным быстро-способом их решить были укро-совецкие технологии МоторСич. И вместо того, чтобы потихоньку, не привлекая к себе внимания Юсии, по одной выкупать ценные технологии и спецов (как они раньше в основном и делали), они решили слямзить этот авиа-кусок за один укус - видно, Император Си им строго-настрого наказал как можно быстрее решить двигательную проблему. Ну, а навалившись на Сич скопом, китайса привлекла много ненужного внимания, благодаря чему остались с носом, - и Юсия довольна, и Укрорейх смог на китайсо-кидке заработать еще немного грошив )) И возмущение автора по поводу "нарушений международного права" тут выглядят наивностью. А всё потому, что китайса не знает знаменитой пословицы:

    Там, где хохол прошел - еврею делать не-че-го!
    1. +1
      8 марта 2021 21:57
      а все потому что для "китайса" все белые на одно лицо... и один хрен с украинскими древними технологиями на международные рейсы не выпустят.
      1. 0
        21 августа 2021 14:59
        А им не для гражданских летунов нужны двигла, а для военных ;) С гражданскими у них проблем нет - и у амеров, и у евров можно купить, и скоро - у нас.
    2. 0
      15 марта 2021 18:21
      Да ни один из выпускающихся сейчас на Мотор.Сич двигателей китайцам не нужен. Их просто некуда ставить.
      1. 0
        21 августа 2021 15:00
        Это сейчас некуда ставить. Но важнее - технологии и спецы, с которыми у великокитайсы до сих пор проблемы, а уж куда приткнуть - они найдут ))
        1. 0
          25 августа 2021 08:05
          Какие там технологии? Все их технологии родом из середины 80-х годов. Что современного выпускает Мотор Сич? Одно старьё из советских времён и всё оно предназначено для советских же самолётов. Лишь АИ-222 более-менее современен и всё на этом.
  4. +1
    9 марта 2021 13:26
    Кстати Китай закупает у усраины много агропродукции а если он перестанет ?
    1. 0
      15 марта 2021 18:22
      Значит в Китае голод начнётся.
  5. -4
    9 марта 2021 21:54
    нам-то тут вообщем-то радоваться надо, что технологии в Китай не уплыли. а здесь, смотрю, убогое, тупое злорадство...
    1. 0
      15 марта 2021 18:23
      Какие там технологии? Самому молодому движку уже более 40 лет. Это позавчерашний день.
  6. 0
    15 марта 2021 18:17
    Китайцы могут требовать от Украины хоть 50 миллиардов долларов. Ни одного цента они не получат.
    Суды будут идти десятилетиями, а потом всплывут новые обстоятельства и ещё несколько десятилетий будут идти суды. Даже если суд и присудит что-то китайцам, что маловероятно, то они всё равно ничего не получит. Украина вывернет пустые карманы и рассмеётся в лицо китайцам.