Авианесущие корабли – оружие ушедшей эпохи? Как бы не так

31

USS Enterprise – «Первый и Лучший» атомный титан времен Холодной войны. Фото: US Navy

Безусловно, начать данную статью стоит с того, что в спорах на тематику авианесущих кораблей сломано немало копий – это крайне острый вопрос, который будоражит пытливые умы с момента начала Холодной войны, или, быть может, окончания Второй Мировой – с тех самых пор множество военных аналитиков, флотоводцев, да и просто любителей ставили под сомнение сам факт необходимости носителей палубной авиации. Проистекали подобные раздумья как от банальной безграмотности, так и от неумолимого технического прогресса вооружений (в частности, ракетных) – ряд этих факторов раз за разом подводил под закономерный вопрос существование столь крупных и уязвимых, по мнению многих, кораблей.

В наше время теории о том, что авианесущие суда стали пережитком прошлого, подобно линкорам, звучат все чаще и чаще – особенно сильно их подогревают споры в Конгрессе США, которые, безусловно, являются мировым лидером в строительстве и практическом применении подобных боевых кораблей, и ведут эту традицию со времен Второй мировой войны (стоит отметить, что заокеанские политики ведут подобные дискуссии не одно десятилетие – и, к сожалению, многие крайне неверно воспринимают рядовые «политические разборки» американских чиновников и военных).



Споры эти, впрочем, никак не умаляют реальности – а реальность такова, что авианесущие суда совершают на наших глазах новый виток своего развития и отнюдь не собираются покидать своего законного места; отнюдь, с развитием вертолетов, самолетов вертикального взлета и посадки, беспилотных ЛА мир получил настоящий «авианосный бум» – легкие суда поддержки и серьезные ударные корабли строятся абсолютно повсеместно, начиная от Китая и США, и заканчивая Турцией и Италией. Скептики спешат осмеять это явление – широко распространено мнение о том, что-де это не более чем «символы государственного престижа». Подобные мнения порой звучат убедительно и даже аргументированно – однако, как и в большинстве случаев критики того или иного вида вооружения, из виду упускается самое важное…

Концепция


Запомните это слово, ибо теперь оно будет занимать все наше внимание – пожалуй, концепт – это первое, что нам необходимо узнать и понять в том или ином типе вооружения.

Ни одно оружие не создается спонтанно, не имея задач и заранее продуманной тактики применения – безусловно, примеры обратного имеются, и их множество, но мы ведем речь именно об отработанных и работающих технологиях. Возвращаясь к тематике авианесущих кораблей, можно выделить две основных концепции, которые родились и получили развитие в данной сфере вооружений:

1) Британская концепция – авианесущий корабль рассматривается в качестве классической флотской боевой единицы, единственное отличие которой состоит в вооружении авиацией. Классическая концепция, которая получила развитие, например, в СССР.
2) Американская концепция – авианесущий корабль рассматривается в качестве мобильной авиабазы; авиация в нем по значимости превалирует над кораблем, как боевой единицей – отсюда, например, порождается традиция, согласно которой капитанами авианосцев являются морские летчики, а не флотские офицеры.

В настоящее время в профессиональной среде преобладает американская концепция применения носителей авиации – она доказала свою практичность, и ее эффективность не вызывает сомнений. В свою очередь, британская концепция широко распространена в среде любителей – именно по этой причине «околовоенные обозреватели» так часто ставят под сомнение необходимость строительства, да и самого существования любых авианесущих кораблей.


USS Abraham Lincoln в составе авианосной ударной группы на учениях RIMPAC – подобные фотографии часто вводят обывателя в заблуждение относительно реального построения боевого ордера американских АУГ. Фото: US Navy

Нельзя не отметить в этом очень забавный логический казус – никому не приходит в голову утверждать, что авиация бессмысленна в условиях современной войны, что она изжила себя и ее развитие зашло в тупик; отнюдь, даже дилетанты понимают, что авиация в любой ее ипостаси – главное и актуальное оружие в реалиях сегодняшнего поля боя. При всем этом совершенно обыденной является мысль о том, что в составе флота она не нужна – а ведь именно к этому неразумному умозаключению подводят противники всего авианесущего. Без корабля-носителя ЛА у флотских соединений нет самолетов, вертолетов и БПЛА – следовательно, ВМС лишаются и самого грозного оружия современности. Без авиации невозможно выстроить работающую систему целеуказания; флот становится «близоруким» и слабым даже в выполнении патрульных задач, не говоря уже и поисковых, ударных, десантных, противолодочных и великого множества иных. Даже самая высокотехнологичная и высокоскоростная ракета будет абсолютно бесполезна, не имея координат противника – а ведь именно самолеты и вертолеты ДРЛО могут обеспечить самое надежное обнаружение и целеуказание, гарантированно направив ракетные залпы до «конечного адресата».

В Советском Союзе тематика авианесущих кораблей долгое время была под запретом – в сущности, именно так можно было бы коротко описать политизированное восприятие палубной авиации высшими военными кругами СССР. Многие порожденные в те годы мифы («авианосец – оружие агрессии» или же «авианосец – безоружное корыто») продолжают существовать и сейчас, несмотря на то, что ход современной истории успешно их опроверг. Подобную точку зрения можно обосновать разными факторами – техническими, экономическими, психологическими, – но сейчас однозначно можно сказать одно – она была в корне неверной.

Осознавал это и Главнокомандующий военно-морским флотом СССР Сергей Георгиевич Горшков – несмотря на царившие в высших эшелонах власти идеологические штампы, он смог реализовать строительство целой серии авианесущих кораблей нескольких типов.

Да, сейчас принято критиковать проект 1143 за «низкую эффективность» и «отсутствие целесообразности» (существуют, впрочем, и противоположные мнения о кораблях этого проекта, выставляющие его этаким советским абсолютным оружием) – в некоторой степени подобные утверждения справедливы, потому что главное оружие советских авианосцев – авиация – было представлено в лице весьма посредственного штурмовика Як-38. Но ни в коем случае нельзя забывать о том, что «Кречеты» несли на своих палубах вертолеты Ка-25 и Ка-27: это значительно расширяло возможности советских крейсерских ударных групп, позволяя им как вести противолодочную борьбу, так и обеспечивать целеуказание для своего мощного ракетного вооружения.


Краснознаменный тяжелый авианесущий крейсер «Киев» – один из ярчайших символов советской военной машины. Фото: Минобороны РФ

Да, когда мы говорим о палубной авиации, ни в коем случае нельзя упускать из виду вертолеты – это невероятно полезный и многофункциональный инструмент в арсенале любого флота, который может обеспечивать широкий спектр задач: от патрульных и поисковых до логистических и ударных. Сводить понятие «палубная авиация» к одним лишь сверхзвуковым истребителям крайне некорректно и в корне неправильно. Вертолетоносец может быть отличным ядром любой боевой группы, обеспечивая, пусть и в сжатом формате, многие из функций своих «старших» собратьев. Прекрасно понимали это и в СССР, создав ряд отличных машин палубного базирования.

В настоящее время во флотах множества стран мира можно наблюдать «эволюцию» авианесущих сил, связанную как с развитием БПЛА, так и с появлением американского малозаметного палубного истребителя F-35B, обладающего возможностью вертикального взлёта и посадки – данная машина привела к возрождению класса легких авианосцев, цена строительства и технологический уровень которых вполне приемлемы для европейских и азиатских союзников США. Безусловно, данный класс кораблей крайне размыт в своих границах – в него входят как и авианосцы малого водоизмещения, так и универсальные десантные корабли и даже «вертолетонесущие эсминцы» ВМС Японии типа «Идзумо». В любом случае наличие на палубах F-35B значительно расширяет ударные возможности подобных судов – а комбинация с вертолетами дает возможность создать полноценное многофункциональное ядро для боевой группы, способной автономно выполнять задачи в дальней морской зоне.

В качестве ярких представителей данного класса можно выделить следующие корабли:

1) Универсальный десантный корабль-авианосец «Juan Carlos I» (Испания)
2) Универсальный десантный корабль «USS America» (США)
3) Легкий авианосец «Cavour» (Италия)
4) Вертолетоносный эсминец «Идзумо» (Япония)
5) Универсальный десантный корабль-авианосец «TCG Anadolu» (Турция)

Безусловно, подобная концепция позволяет значительно расширить арсенал и усилить мощь военно-морского флота; верно и то, что корабли данного типа уступают по своим возможностям более крупным носителям палубной авиации, однако это ни в коей мере не умаляет их ценности – малая авиагруппа вовсе не означает, что подобный корабль неэффективен.

Отдельно стоило бы рассмотреть турецкий УДК «Anadolu» – технически данный корабль является копией испанского «Хуана Карлоса I», а его авиагруппа была рассчитана на базирование палубных истребителей F-35B. Впрочем, в первоначальные планы турецкого руководства вмешались последствия их собственной же политики – США отказались поставлять свои самолеты пятого поколения, и первый турецкий авианосец, в сущности, остался без вооружения.

В связи с этим Турция рискнула пойти по крайне интересному и необычному пути, который вот уже второе десятилетие будоражит умы многих военных аналитиков, и создать авиагруппу на основе беспилотных ЛА. Турецкая авиастроительная компания Baykar Makina уже запустила работы по созданию БПЛА вертикального взлёта и посадки – из этого можно сделать вывод о том, что Анкара хочет получить в свои руки тяжелый ударный дрон – возможно, палубный аналог «Bayraktar AKINCI» (впрочем, быть может, в конечном итоге мы увидим конечным результатом данных работ и реактивный беспилотник). В случае, если проект будет успешно реализован, Турция станет «законодателем мод» в сфере «бюджетных» авианесущих кораблей – пока что никто не дерзнул реализовать столь смелый концепт, который, безусловно, будет иметь далеко идущие последствия: беспилотные палубные штурмовики в корне изменят текущую боевую ценность легких авианосцев (как минимум, можно отметить то, что даже на кораблях уже существующих проектов можно будет разместить значительное количество подобных ЛА, и это обойдется дешевле СВВП).


TCG Anadolu и его систершип TCG Trakya могут стать первыми в мире кораблями-носителями БПЛА. Фото: Министерство национальной обороны Турции

Эволюция морских и сухопутных ракетных вооружений отнюдь не убирает со сцены морские авиаплатформы – напротив, делает их еще актуальнее в качестве универсального средства как обороны, так и нападения – подобные корабли становятся средствами стратегического проецирования военной силы на морских коммуникациях возможного противника; удешевление и упрощение конструкций, концепций и подходов к строительству авианосных сил отлично подчеркивают их необходимость и пользу в составе сил военно-морского флота – из оружия исключительно богатых и развитых стран носители палубной авиации становятся доступным пополнением арсеналов и стран развивающихся (например, Индии и Турции). Мнимая же уязвимость подобных крупных надводных кораблей трактуется в корне неверно – невозможно рассматривать элемент системы (коей и является авианосная ударная группа) вне рамок самой системы – это столь же абсурдно, как, например, поставить требовать от дивизионного батальона тылового обеспечения иметь возможность организации эффективной ПВО. Как и любая тактическая единица, корабельная группа работает в связке, которая, в свою очередь, обеспечивает выполнение всех необходимых боевых задач – и абсолютно бессмысленно требовать исполнение данного условия от ее отдельно взятого элемента.

Подводя итоги, можно смело заявить: нет, авианесущие корабли не только не устарели – отнюдь, их ожидает крайне бурное развитие в новом формате и качестве; носители палубной авиации лишь устареют в тот день, когда устареет и уйдет в прошлое само понятие авиации – до тех пор же, пока средства ведения воздушной войны будут актуальны в любой своей ипостаси, будут существовать и авианосцы.
31 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    14 марта 2021 09:18
    В статье много информации для размышления и споров. Для глобального одобрения или осуждения я не владею такой информацией. Но:

    Классическая концепция, которая получила развитие, например, в СССР.

    У СССР после ВОВ было много других проблем и авианосцы были отложены на потом. Даже сейчас после развала СССР денег нет, и восстанавливать разрушенное не надо. 30 лет прошло. У СССР были свои базы, даже на Кубе, поэтому и авианосцы как бы были не нужны. Да и нападать и завоёвывать военным путём СССР ни кого не собирался. Отсюда и концепция такая - обороны!

    Турция станет «законодателем мод» в сфере «бюджетных» авианесущих кораблей

    Даже Турция понимает, что авианосцы это высокие технологии. А высокими технологиями Россия владеть обязана! Если хочет быть Великой Державой! Поэтому, хотя бы пару, авианосцев Россия иметь обязана!!!
    1. +4
      14 марта 2021 10:56
      Позвольте с Вами не согласиться – наличие у нас ВКС ведь не означает, что мы – агрессор, жаждущий растерзать чьи-то земли, не так ли?

      Тогда почему самолёты и вертолёты на палубе корабля автоматически становятся оружием агрессии?)

      Авиация – многофункциональный инструмент. В том и дело, что военные профессионалы в СССР отлично понимали необходимость авианосцев и строили их – и отнюдь не для «агрессии», а просто потому, что они необходимы в морской войне.
      1. -1
        14 марта 2021 14:46
        А при чём здесь ВКС? У вас статья про авианосцы. А АГУ и создают для агрессии в первую очередь. Если это не так, докажите обратное. Если вам двух авианосцев мало, напишите, обсудим ваши предложения.
        1. +2
          14 марта 2021 15:48
          Я с радостью готов обсудить с Вами тему авианесущих кораблей, если Вы поймете и примете факт того, что авиация наземная и авиация морская абсолютно тождественны друг другу)

          Приведу Вам простой пример: палубный вертолет, который охотится на подводный ракетоносец в нашей внутренней акватории – это оружие агрессии?
          1. -1
            15 марта 2021 13:23
            Статья у вас грамотная. А я не владею такой глобальной информацией по авианосцам как вы. Я выдернул из вашей статьи две строчки мне интересные и понятные. Удачи и больше интересных статей.
            1. 0
              15 марта 2021 18:26
              Благодарю Вас за добрые слова!
  2. Комментарий был удален.
  3. -1
    14 марта 2021 11:20
    Авианесущие корабли – оружие ушедшей эпохи? Как бы не так

    - Да , кто бы спорил...
    - Подкатит такая АУГ (и не одна) с дополнительной "группой поддержки" (с кучей подлодок и эсминцев , не входящих непосредственно в эти авианосные группы) ... - да хоть ... - к тому же сегодняшнему Китаю... - да даст предварительно очень хорошую "всеобщую засветку" для китайской ПВО , РЭБ , РЭП и тд... - Китайские спутники начнут всякую фигню передавать и вся основная китайская электроника на земле просто утратит свои контроль и функции... - Ну и ... - там уж одновременные ракетные и авиационные удары по всем китайским объектам... - И вся эта колоссальная неисчислимая китайская армия (со всей её многочисленной бронетехникой и мотопехотой и артиллерией и РСЗО) ... - не спасёт Китай...
    - Это для отсталой России Китай страшен ... - просто они нас шапками закидают ... - А вот до американов , через океан эти "китайские шапки" вряд ли долетят...
    1. -1
      14 марта 2021 23:01
      Подкатит такая АУГ (и не одна) с дополнительной "группой поддержки" (с кучей подлодок и эсминцев , не входящих непосредственно в эти авианосные группы) ... - да хоть ... - к тому же сегодняшнему Китаю.

      Загадит чужое море продуктами своей жизнедеятельности и свалит обратно.
      Это в лучшем для АУГ случае. feel

      Помница, весной 2017-го около берегов Сев.Кореи болтались 2 АУГ (потом даже третью выслали) , для устрашения "пухлого".

      И ничего там у корейцев не упало, никто и ничто контроль и функции не утратили.
      Президент США Дональд Трамп рассказал о том, что у них с лидером КНДР Ким Чен Ыном хорошие отношения. laughing

      Ибо не Сомали всякие.

      Мир заценил "фсю мосчь" американских АУГ .

      1. +2
        15 марта 2021 00:14
        Улисс, объясните пожалуйста, почему Вы и многие другие трактуют этот бездарный американский политический жест, как отображение реальной боевой мощи АУГ?)

        Собственно, там даже не было настоящих ударных групп – лишь две корабельные с авианосцами в своем составе. Да и вполне понятно, что американцы туда потащили их даже не ради того, чтобы испугу навести – они это делают совершенно иным образом («Флитекс-82» как отличный пример), а ради пресловутого «хорошего понта».

        Политика США может казаться сколь угодно смешной, нелепой и даже глупой – но ни в коем случае нельзя забывать о том, что их оружие смертельно, и держат его в руках военные профессионалы, которые имеют мало общего с придурковатыми «говорящими головами» навроде Трампа.

        Японцы в свое время тоже на полном серьезе рассуждали, что одержат верх над янки за счет морального духа и стойкости, сочтя их за нацию идиотов и трусов – мы такой ошибки допускать не должны.
        1. 0
          15 марта 2021 00:31
          Улисс, объясните пожалуйста, почему Вы и многие другие трактуют этот бездарный американский политический жест, как отображение реальной боевой мощи АУГ?)

          Да и вполне понятно, что американцы туда потащили их даже не ради того, чтобы испугу навести – они это делают совершенно иным образом («Флитекс-82» как отличный пример), а ради пресловутого «хорошего понта».

          Реальная немощь американских АУГ проявилась ещё во время войны "коалиции" против Ирака.
          Здесь это уже обсуждалось и я в дискуссии участвовал.
          Если у вас нет времени найти ту тему, могу повторить.

          Завтра вечером, мне вставать рано, работать много.

          Почитайте на досуге сравнение эффективности сухопутной и морской авиации во время Иракской войны.
        2. +1
          15 марта 2021 18:53
          Улисс, объясните пожалуйста, почему Вы и многие другие трактуют этот бездарный американский политический жест, как отображение реальной боевой мощи АУГ?)

          Потому что 3 АУГ просто так не гоняют.
          Блеф не прошёл, а сил средств для выполнения боевой задачи явно не хватало.
          Пришлось убраться, ибо "неприемлемые потери" (как боевые, так и имидживые) явно превышали профит от показательной порки. feel

          Собственно, там даже не было настоящих ударных групп – лишь две корабельные с авианосцами в своем составе.

          Данный факт только показывает нынешнее состояние ВМФ США.
          Раньше АУГ формировали вокруг авианосца.
          Теперь в вашей трактовке, их пристёгивают к чему??

          («Флитекс-82» как отличный пример)

          Где там отличный пример??
          Обычная обстановка 80-х годов прошлого столетия.
          Закончилась сбитием южнокорейского Боинга.
          Доигрались "понтозёры"
        3. +1
          15 марта 2021 20:07
          Политика США может казаться сколь угодно смешной, нелепой и даже глупой – но ни в коем случае нельзя забывать о том, что их оружие смертельно, и держат его в руках военные профессионалы, которые имеют мало общего с придурковатыми «говорящими головами» навроде Трампа.

          Целесообразность использования авианосцев в боевых операциях ставит под сомнения и их дороговизна. Так, например, новый авианосец класса Ford (CVN-78) обойдется американским налогоплательщикам в сумму около 13 миллиардов долларов. И это без учета стоимости авиации. К тому же цена значительно повышается, если учесть затраты на группу эскорта, сопровождающую авианосец. "В какой-то момент военная польза от авианосца может стать неактуальной по сравнению с расходами на его строительство, содержание и эффективное развертывание корабля и его воздушного крыла", - предупреждает The National Interest.

          Издание приходит к парадоксальному выводу о том, что, возможно, России и Китаю даже не потребуется физически уничтожать авианосцы, чтобы привести этот вид вооружения к исчезновению. Уже имеющиеся средства борьбы с такими кораблями и их высокая стоимость вынудят американского президента и адмиралов ВМС США проявлять максимальную заботу о сохранности авианосцев, а значит командование будет остерегаться активно использовать их во время войны.

          https://rg.ru/2017/03/19/v-ssha-obiasnili-uiazvimost-avianoscev-pered-rossijskim-oruzhiem.html

          P.S. Американцы к теме подходят разумней, чем наши доморощенные "эксперты".
  4. -2
    15 марта 2021 01:58
    Турки хотят свой авианосец. РФ тоже...
    1. 0
      15 марта 2021 21:46
      У России авианосец есть – многострадальный, замордованный, но все-таки есть!

      Жаль только, что за все время его эксплуатации у нас так и не вышло превратить его в настоящую боевую единицу...
      1. -2
        16 марта 2021 19:20
        Цитата: Андрей В.
        У России авианосец есть

        Авианесущий крейсер.
  5. 0
    15 марта 2021 07:08
    Цитата: Андрей В.
    Улисс, объясните пожалуйста, почему Вы и многие другие трактуют этот бездарный американский политический жест, как отображение реальной боевой мощи АУГ?)

    Им так спокойнее и лучше спится...
    А так, полностью согласен уже со второй вашей статьей.
    1. 0
      15 марта 2021 18:37
      Благодарю Вас, Сергей!
      1. 0
        16 марта 2021 08:05
        Я не военный эксперт, но темы авианосцев для России касался. Из того, что изучил, сделал вывод: авианосцы нам нужны, но тяжелые, вроде "Шторма" мы просто не осилим, потому компромиссным является вариант с авианосцами легкими. Вариации на тему УДК, может быть, что-то вроде японских "Идзумо".
        1. +2
          16 марта 2021 11:35
          Полностью согласен с Вами в отношении необходимости вертолетоносцев.

          Причем нам они в первую очередь нужны в качестве средства обеспечения ПЛО, ДРЛО и выдачи ЦУ – тем более что необходимое оснащение в стране есть, его нужно лишь грамотно «скомпоновать» на корабле-носителе.

          С авианосцами... вопрос сложный. Здесь в первую очередь нужно начать «работу над ошибками» с учетом советского опыта и первоочередно создать адекватную флотскую инфраструктуру – без соответствующей логистики даже самый мощный флот будет ожидать судьба «Лазарева» и «Кузнецова».

          Нужны ли они нам вот прям сейчас? Нет. Мы утеряли и не понимаем даже советский опыт использования палубной авиации, а наш некогда вполне неплохой авианосец, каким являтся «Кузнецов», за несколько десятилетий не достиг хоть какой-то боеготовности и не "оброс" соответствующим его классу эскортом.

          Но морская авиация нам нужна. Чрезвычайно нужна.

          Если страна ее получит, то, думаю, спустя пару десятилетий мы сможем сформировать и концептуальное понимание необходимости для нас палубной авиации – или ее отсутствия.

          Вообще, я на эту тему подготовил материал для «Военного Обозрения» – он сейчас на модерации, но в скором времени можно будет увидеть мои рассуждения о потребности флота в полноценной морской авиации в более подробном варианте.
          1. -1
            16 марта 2021 15:36
            Цитата: Андрей В.
            Вообще, я на эту тему подготовил материал для «Военного Обозрения» – он сейчас на модерации, но в скором времени можно будет увидеть мои рассуждения о потребности флота в полноценной морской авиации в более подробном варианте.

            Поделитесь ссылкой, как выйдет.
            1. 0
              17 марта 2021 12:44
              https://topwar.ru/180891-rossijskij-flot-kaznit-nelzja-pomilovat.html

              Пожалуйста)
    2. Комментарий был удален.
    3. +1
      15 марта 2021 21:08
      Кому сегодня спится?? feel

      Автор набубнил и убежал куда-то.
      Не желает продолжать разговор.
      Видимо надо побольше форумов окучить. laughing
    4. 0
      15 марта 2021 21:09
      Им так спокойнее и лучше спится...

      Время 20-00 по моему калининградскому.
      Что-то автор статьи не торопится на дискуссию.

      Видимо распространяет свои "статьи" по иным форумам. laughing
      1. +2
        15 марта 2021 21:31
        У нас, с Вами, кажется и не было дискуссии – я лишь спросил, почему Вы ставите знак «равно» между неумной политикой и реальными боевыми возможностями)

        Кстати, приведенная Вами цитата из NI – отличный пример дискуссий, о которых я упомянал в статье.

        Американцы уже более полувека грозятся избавиться от авианосцев или же сократить их, а в результате только строят новые)
  6. 0
    15 марта 2021 09:03
    TCG Anadolu и его систершип TCG Trakya могут стать первыми в мире кораблями-носителями БПЛА. Фото: Министерство национальной обороны Турции

    - первыми в мире в ноябре 2020 стал бразильский PHM A140 Atlantico
    1. -1
      15 марта 2021 18:28
      Прошу прощения, Вы не могли бы подробнее рассказать об этом?

      К сожалению, ничего не слышал об этом, и был бы рад, если бы Вы просвятили.
      1. 0
        15 марта 2021 18:33
        Не вопрос https://greenchelman-3.livejournal.com/4808333.html
        1. 0
          15 марта 2021 18:35
          Действительно!

          Правда, непонятно, успели ли они уже вооружить его БПЛА, какой списочный состав авиагруппы и согласно какой концепции они будут применять данный корабль.
          1. 0
            15 марта 2021 19:24
            Ну там можно через первоисточник поковырять. Но в стране, где водится много диких обезьян, есть и БПЛА.
  7. +1
    15 марта 2021 19:52
    Эволюция морских и сухопутных ракетных вооружений отнюдь не убирает со сцены морские авиаплатформы – напротив, делает их еще актуальнее в качестве универсального средства как обороны, так и нападения

    Разработанный внутренним офисом министра обороны США план оптимизации американского флота предполагает использование 9 авианосцев вместо 11 имеющихся, ограничение числа крейсеров и эсминцев текущими значениями (80 единиц) и ввод в состав ВМС 55-70 небольших беспилотных или малоэкипажных кораблей.
    Эти планы перекликаются с недавними заявлениями главы Пентагона Марка Эспера, пишет Defence News. Военное ведомство, сказал министр, намерено смещать акцент с авианосцев как центрального элемента проекции силы Соединенных Штатов и уделять больше внимания беспилотным технологиям, которые позволяют решать задачи с меньшими затратами.

    https://rg.ru/2020/04/22/pentagon-predlozhil-spisat-avianoscy.html
    1. +1
      15 марта 2021 21:53
      После гибели «Шеффилда» во время Фолклендской войны американский Сенат устроил настоящую истерику – они были так зачарованы применением аргентинских «Экзосетов», что сдуру начали призывать вообще избавиться от всех авианосцев в составе ВМС. И это, на минуточку, начало 80-ых, когда Холодная война даже и не думала завершаться!

      Так что нам следует поболее следить за мировыми тенденциями, и поменьше – за воплями политиканов)