Ливийский сценарий в Афганистане: Эрдоган задумал беспроигрышную комбинацию

19

США и их союзники досрочно вывели свои войска из Афганистана, предоставив марионеточному кабульскому правительству разбираться с радикальной исламистской группировкой «Талибан» (запрещенной в РФ) самостоятельно. Впрочем, это не совсем так. Единственная из стран-членов НАТО, которая оставила своих военных в афганской столице, это Турция. Но на что рассчитывает «султан», когда Кабул будет окружен и взят в осаду талибами? Зачем он сам подставляет своих военных под неминуемое поражение от боевиков и унизительное бегство с последним самолетом? Как это все надо понимать? Быть может, напротив, это хитроумный турецкий президент вновь всех переиграл?

Давайте еще раз внимательно посмотрим на ситуацию, складывающуюся в Афганистане. Да, талибы успешно продвигаются вперед, занимая оставленные иностранными интервентами и правительственной армией населенные пункты. По утверждениям самих радикальных исламистов, они контролируют уже порядка 85% территории страны. Местные силовики либо дезертируют, переходя границу сопредельных государств, либо сдаются на милость победителей. Падение Кабула представляется неминуемым. Но так ли это на самом деле? Формальная численность боевиков «Талибана» оценивается в 70 тысяч человек, но реально активно задействовано, по некоторым данным, порядка 40 тысяч. Этого достаточно для того, чтобы разбить слабомотивированную кабульскую армию на конкретном ТВД, однако этих сил никак не хватит для последующего контроля над захваченными/освобожденными регионами. Если называть вещи своими именами, успех талибов в основном объясняется тем, что разноплеменные общины Афганистана попросту не оказывают им никакого сопротивления, принимая как местную альтернативу иностранным оккупантам и коллаборационистам. Так сказать, поживем – увидим. Там, где боевикам оказывается реальное сопротивление, их дела идут не столь блестяще. На некоторых участках правительственная армия даже смогла остановить наступление и вернуть контроль над некоторыми уездами. Да, в целом перспективы официального Кабула выглядят крайне плачевными, и самостоятельно ему точно не устоять.



Если только в игру не вмешается третья сила. А она уже обозначилась. Это Турция, которая не спешит выводить свои войска, стоящие на охране аэропорта столицы Афганистана. Но на что вообще рассчитывает «султан»? Какую игру пытается вести Анкара?

Ливийский сценарий


Давайте вспомним тот трюк, что совсем недавно провернул президент Эрдоган в Ливии. Воинство фельдмаршала Хафтара уже стояло под Триполи, и все считали дни, когда падет Правительство национального согласия. Но оно не пало, поскольку в дело вмешалась Турция. Анкара заключила с Триполи соглашение о военно-техническом сотрудничестве и направила туда свои флот и армию, а также сирийских боевиков. Подпираемые с тыла профессиональной турецкой армией, оснащенной тяжелыми вооружениями и авиацией, пришлые бородачи смогли быстро отогнать от ливийской столицы местных бородачей. Взамен ПНС Фаиза Сараджа подписало с Анкарой меморандум о разграничении богатого углеводородным сырьем континентального шельфа в Восточном Средиземноморье в пользу спасительницы Турции.

Теперь возвращаемся в Афганистан. Эта страна давно представляет большой интерес для многих внешних игроков из-за своего удобного стратегического положения, а также большого количества природных ресурсов: меди, золота, нефти, газа, урана, лития и других полезных ископаемых. Также через его территорию должен пройти газопровод ТАПИ из Туркменистана в Пакистан и Индию. С точки зрения экономики и геополитики Афганистан - это довольно интересное место. И что же может учудить на этот раз «султан»?

Ну, например, он может заключить соглашение о военно-техническом сотрудничестве с Кабулом, что для последнего является соломинкой перед утопающим. Можно представить себе, насколько кабальными будут условия концессий, которые придется подписать афганским властям в качестве благодарности за спасение. Далее Турция может перебросить в Кабул своих военных, тяжелую технику, истребители и ударные БПЛА. Основные боевые действия, как и в Ливии, также будут вести боевики из Сирии. Освобождать весь Афганистан «султану» смысла нет, достаточно показать талибам невозможность взять Кабул силой, а значит, получить всю полноту власти в стране и легализоваться на международном поприще. То есть, туркам нужно будет только удерживать столицу и ее окрестности, как это было в Ливии. Как только «Талибан» убедится в серьезности намерений Анкары и невозможности победить военной силой, они могут сесть за стол переговоров и достичь некоего соглашения о разграничении сфер влияния, возможно, о создании переходного правительства с участием обеих сторон под кураторством Турции.

Правительство в изгнании


Второй вариант предполагает, что Турции не удастся удержать Кабул, и эвакуироваться ее военным все же придется. Вопрос в том, что будет дальше с афганскими властями? Война закончена, всем спасибо? Нет, не так быстро. Ну разве будет хитроумный «султан» упускать из своих рук такую возможность? С высокой долей вероятности можно предположить, что из павшего Кабула официальное правительство будет эвакуировано в Турцию, где станет афганским правительством в изгнании. И не стоит недооценивать этот геополитический инструмент.

Допустим, «Талибан» взял под контроль всю страну, навел свои порядки и затем приступил к экспансии идей радикального исламизма далее, в соседние Пакистан, КНР, Иран, нашу Центральную Азию. И тогда Турция, приютившая у себя официально признанное ООН правительство Афганистана в изгнании, объективно становится новым центром антиталибской коалиции. Анкара получит полное моральное право зазывать к военно-техническому сотрудничеству все бывшие советские среднеазиатские республики, актуализируя идею создания объединенной тюркоязычной армии «Великого Турана». Не исключено, что турецкие военные базы могут появиться в Узбекистане и даже в Пакистане, с которым у Турции в последнее время сложились самые теплые отношения.

Если так посмотреть, то Анкара при любом раскладе оказывается в выигрыше, а «султан» Эрдоган имеет право считаться одним из самых эффективных геополитиков современности.
19 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    19 июля 2021 13:14
    С высокой долей вероятности можно предположить, что из павшего Кабула официальное правительство будет эвакуировано в Турцию, где станет афганским правительством в изгнании. И не стоит недооценивать этот геополитический инструмент.

    Почему же Россия не оценила такой геополитический инструмент? И президент Янукович, и бывший премьер Азаров, да и многие другие украинские политики находятся на территории России, но Россия не стремится создать такое правительство в изгрании, а наоборот, успешно торгует с нынешним Киевским режимом, обстреливающим ЛДНР?
    1. +3
      19 июля 2021 15:25
      Очень хороший и правильный вопрос
  2. +1
    19 июля 2021 20:35
    Почему же молчит наш большой друг Китай? Не потому ли что шёлковый пояс пойдёт через Афганистан и через Турцию. У Эрдогана ярлык от старика и дружба с хоккеистом. Российские интересы по боку
    1. +1
      20 июля 2021 12:44
      нет никакого "нашего большого друга Китая".

      В "Талибане" заявили, что приветствовали бы участие Китая в восстановлении Афганистана

      Движение "Талибан" (запрещено в РФ) считает КНР другом Афганистана и надеется на скорейшие переговоры с Пекином по поводу его помощи в восстановлении страны, заявил изданию "Саут чайна морнинг пост" представитель талибов Сухаил Шахин.

      "(Наши представители - ИФ) были в Китае много раз, и у нас с ним хорошие отношения. Китай - дружественная страна, участие которой в реконструкции и развитии Афганистана мы приветствуем", - сказал он.

      По его словам, "Талибан" теперь контролирует 85% территории Афганистан, и движение будет гарантировать сохранность инвестиций КНР (!!!) и безопасность китайских рабочих (!!!).

      В то же время он заверил, что "Талибан" не позволит уйгурским сепаратистам, часть которых искала убежища в Афганистане, обосноваться там. Шахин напомнил, что талибы в рамках договоренностей с США от февраля 2020 года не позволят какой-либо иностранной группировке использовать территорию Афганистана для подготовки атак за рубежом (!).

      Он подчеркнул, что присутствие группировки "Аль-Каида" (запрещена в РФ) - "это в прошлом", и талибы не дадут ей больше действовать в Афганистане. Шахин отметил, что наличие этой группировки в стране - наследие времен президента Афганистана Бурхануддина Раббани, правительство которого пало после захвата талибами Кабула в 1996 году.

      "Мы позволили ("Аль-Каиде" - ИФ) остаться в Афганистане, потому что им не было места в любой другой стране", - сказал он, добавив, что в настоящее время членов этой группировки в Афганистане нет.

      Движение "Талибан" в последние месяцы постепенно усиливает свои позиции в различных афганских провинциях. Это происходит на фоне вывода из Афганистана сил США и их партнеров.

      "Саут чайна морнинг пост" напоминает о ставших известных выводах разведки США, что афганское правительство может пасть в течение шести месяцев после ухода американцев.

      Между тем, указывает издание, в Афганистане находятся крупнейшие неразведанные мировые запасы меди, угля, железа, газа, кобальта, ртути, золота, лития и тория, на сумму до $1 трлн. Ранее китайские фирмы получили право на разработку месторождений меди в провинции Логар (!).

      https://interfax.by/news/policy/v_mire/1299564/
  3. +1
    19 июля 2021 21:36
    Статье плюс. Интересная интерпретация нашей народной пословицы (И кстати, вполне обоснованная и с реальными фактами, а также уже поддержанная США, позиция Эрдогана). А пословица такая:

    Кто смел, тот и съел

    Но Китай списывать рановато. В горячих точках они не участвуют, но ... они проникают везде..., что и отражается на производстве

    ... стали – Китай – ... миллиард тонн в год, США – 70 миллионов тонн в год;
    – Бетон – Китай - более 2,5 миллиардов тонн в год, США – около 80 миллионов тонн;
    – Сельское хозяйство – Китай – примерно в 4 раза больше, чем в США;
    – Автомобили – Китай – 26 миллионов авто в год, США - 11 миллионов авто в год;
    – Потребительские товары – по любой позиции США даже рядом с Китаем не стоят;
    – Судостроение – Китай – 60% мировых мощностей – США – 4%
    – Строительство – Китай в 10 раз больше, чем в США

    А что если Китай будет работать с талибами без кабула вообще???
    То есть вообще с Пакистаном не признают власть Эрдогана??? Запрут его в Кабуле и тот сам сдохнет там от голодухи???

    Одним словом, слишком много "если" ...
    1. -2
      19 июля 2021 21:52
      У Маржецкого бывают интересные статьи, которые плюсую.
      Беда, когда человек пытается объять необъятное.
      Высасывая статью буквально из пальца.
      Получается такая ерунда, что опровержение глупостей , домыслов и элементарного незнание ситуации потянет на полноценную статью.
      Это тот случай. sad
      1. +3
        19 июля 2021 22:11
        А зачем зацикливаться на конкретной фамилии? Меня вот, ешё никто не обидел настолько, что бы писать о нем! Даже если забанят, тьфу, тьфу, тьфу, конечно. Подумаешь , ... "делов" то!

        Что же касается конкретной статьи, а то и авторов, то в спорах рождается истина, если, конечно, эти споры корректны. Иногда же ведь видишь, что "пурга", но молчишь. Человек ведь трудился, как умел! А "мы" его - ссаными тряпками... Так кто же тогда лучше ? "Мы" или "Он"?
        1. +5
          20 июля 2021 07:46
          Спасибо за очень корректный комментарий. На мой личный взгляд, если кто-то не согласен с автором, то надо написать примерно так: я не согласен с автором, потому что... и дальше идет перечень аргументов, на которые автор при желании может ответить своими контраргументами. Тогда получается некая дискуссия, в ходе которой может родиться истина.
          hi
          Но когда комментатор считает себя априори умнее всех, то ничего хорошего кроме знатного ср..ча, не получится. Я вообще предпочитаю не связываться, поскольку это потеря времени и нервов, абсолютно напрасные. Но, увы, иногда все-таки приходится...
      2. +2
        20 июля 2021 07:41
        Знаете, за прошедшие 3,5 года моей работы на Репортере я не первый раз вижу подобные оценки своих статей. Но почему-то потом большая часть из моих прогнозов сбывается, на удивление "экспертам". smile Не исключено, что и это тот случай wink
  4. +2
    19 июля 2021 22:33
    Как это все надо понимать? Быть может, напротив, это хитроумный турецкий президент вновь всех переиграл?

    Эрдоган совершил очередную глупость, хотя после Сирии и Ливии я уже ничему не удивляюсь.
    Ему конечно своих аскеров не жалко.Турчанки ещё нарожают.
    Однако лезть так далеко без нормальной логистики уже совсем глупо.

    Падение Кабула представляется неминуемым. Но так ли это на самом деле?

    Без вариантов.
    Город будет сдан .

    Этого достаточно для того, чтобы разбить слабомотивированную кабульскую армию на конкретном ТВД, однако этих сил никак не хватит для последующего контроля над захваченными/освобожденными регионами.

    Вы забыли, что талибы-пуштуны в основной своей массе.
    Не захватчики, а местные.
    Для контроля территории достаточно местной "милиции", абсолютно лояльной вашим якобы "захватчикам".

    . Далее Турция может перебросить в Кабул своих военных, тяжелую технику, истребители и ударные БПЛА. Основные боевые действия, как и в Ливии, также будут вести боевики из Сирии.

    Тут совсем интересно становится......
    Чем и как Турция перебросит всё это воинство в Кабул??
    США с логистикой надорвались, при наличии Баграма (который уже потерян).
    Вы представляете посадку тяжёлого транспортника в аэропорт Кабула при контроле талибами ближайших горок??

    Посмотрите этот ролик , возможно что то понимать начнёте для начала..



    P.S.Дальше уже лень комментировать ..
    Тот случай, когда хочется посоветовать автору, "лучше меньше, но лучше".
    1. +1
      20 июля 2021 07:52
      Вы забыли, что талибы-пуштуны в основной своей массе.
      Не захватчики, а местные.
      Для контроля территории достаточно местной "милиции", абсолютно лояльной вашим якобы "захватчикам".

      Ничего я не забыл, и захватчиками я их назвал через слэш с освободителями. Но вы предпочли этого не замечать, верно? А еще там в Афгане живут не только пуштуны, но и тюркоязычные народы, которых типа защищает Эрдоган.

      Тут совсем интересно становится......
      Чем и как Турция перебросит всё это воинство в Кабул??
      США с логистикой надорвались, при наличии Баграма (который уже потерян).
      Вы представляете посадку тяжёлого транспортника в аэропорт Кабула при контроле талибами ближайших горок??
      Посмотрите этот ролик , возможно что то понимать начнёте для начала..

      Я только напомню, что полгода назад турки весьма успешно помогли азербайджанцам победить точно в таких же горках.

      Эрдоган совершил очередную глупость, хотя после Сирии и Ливии я уже ничему не удивляюсь.

      Очень спорная оценка действий Эрдогана в Сирии и Ливии. Там он как раз добился всех своих целей.
      1. +3
        20 июля 2021 15:57
        Дело говорят, критикуя вашу аналитику - логистика всему голова.
        Ливия - море. Азербайджан приграничное государство. Всё просто.
        Однако же в Сирии серьёзный облом - хотя и море и приграничное государство. Но вот беда - играют против (точнее сугубо за свои интересы) два мощных игрока. + нет поддержки среди населения.
        Афганистан точно не по зубам , тем более Турции. Нет границы, нет лояльных приграничных государств. Нет вообще от кого отталкиваться.
        Ещё и талибы высказали непримиримую позицию по отношению к туркам.
        Разве что есть тайный союзник - на вскидку - это точно не Пакистан. Скорее США в тёмную, прикрываются в связи с внутренней повесткой. Пока актив представляет хоть какую-то ценность ,а вы это утверждаете, США никогда и ни при каких обстоятельствах его не отпустят. Тем более не "подарят".
        Несомненно, талибов кто-то серьёзно подпитывает (финансово). Очевидно, что силы значительно больше 40 тыс. (не только штыки). Любопытно бы знать - кто?
      2. +4
        20 июля 2021 19:43
        Ничего я не забыл, и захватчиками я их назвал через слэш с освободителями.

        Вы либо трусы снимите, либо крестик наденьте.
        Захватчики-освободители новый трешь для полных недоумков?

        Я только напомню, что полгода назад турки весьма успешно помогли азербайджанцам победить точно в таких же горках.

        Смею утверждать, что и горки и логистика и противник были совершенно другими.

        Очень спорная оценка действий Эрдогана в Сирии и Ливии. Там он как раз добился всех своих целей.

        Угу.
        Идлибские сидельцы в Сирии завтра возьмут Дамаск (ладно, хотя бы Алеппо), а маршал Хафтар уже сбежал в Каир в поисках политического убежища??
        Не надо здесь быть рупором турецкой пропаганды.

        P.S.Единственный шанс Эрдогана как-то обозначить своё присутствие в Афганистане, прямые переговоры с талибами.
        Однако талибы своё мнение уже высказали. Турки должны убраться с чужой земли.
        И я не вижу точек соприкосновения турок с талибами.
  5. +1
    20 июля 2021 02:14
    Перед турками все описанные действия в течение многих лет проделали США. Результат мы сейчас видим.... Для чего эта писанина?
    1. 0
      21 июля 2021 22:50
      Перед турками все описанные действия в течение многих лет проделали США. Результат мы сейчас видим.... Для чего эта писанина?

      Писанину большинство проигнорировало, как полный бред.
  6. +1
    20 июля 2021 07:37
    Цитата: Bond
    Перед турками все описанные действия в течение многих лет проделали США. Результат мы сейчас видим.... Для чего эта писанина?

    А для чего твоя писанина в комментарии?
  7. 0
    20 июля 2021 07:39
    Цитата: Улисс
    P.S.Дальше уже лень комментировать ..
    Тот случай, когда хочется посоветовать автору, "лучше меньше, но лучше".

    Спасибо за совет, но он излишний. Время покажет, кто оказался прав.
    1. +1
      20 июля 2021 19:45
      Спасибо за совет, но он излишний. Время покажет, кто оказался прав.

      Если время покажет, что вы не правы , готовы будете прилюдно здесь извиниться ?
  8. +1
    22 июля 2021 01:15
    Турецкие военные базы в Узбекистане? Три хаха. Было в 90-х короткое сближение с Турцией (образование, торговля, производство), быстро развернулось, еще быстрее свернулось. Догадываетесь, почему? И никто не жаждет повторять.