Почему Россия перенесла в Беларусь производство ЛМС «Освей»

34

15 апреля 2024 года Москва и Минск подписали межправительственное соглашение о разработке и организации производства двухдвигательного легкого многоцелевого самолета «Освей». Что же это за самолет такой, благодаря которому Беларусь сделала еще один шаг к превращению в настоящую авиастроительную державу?

«Освей»


Легкий многоцелевой ЛМС-401 «Освей» получил название в честь второго по величине в Беларуси озера Освей, продолжив традицию. Данный самолет, способный перевозить до 19 пассажиров, займет промежуточное звено между 9-местным «Байкалом» и 44-местной «Ладогой», которые также названы именами озер, российских.



Конструктивно «Освей» представляет собой самолет с двумя турбовинтовыми двигателями типа ВК-800СМ, создаваемыми УЗГА и комплектуемыми шестилопастными воздушными винтами. Комплекс бортового оборудования для него разрабатывается российским концерном «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ). Шасси будет не убирающимся, что наиболее соответствует суровым условиям Зауралья, в которых реально станет эксплуатироваться легкий пассажирский самолет.

Головным разработчиком проекта является Уральский завод гражданской авиации, не входящий в состав Объединенной авиастроительной корпорации. Это предприятие собрало под своим крылом фактически всю отечественную легкую авиацию: самолеты «Байкал», «Ладога» и «Освей», а также перспективный газотурбинный двигатель ВК-800 к ним. Вот только процесс сборки лайнеров УЗГА предпочел отдать на откуп партнерам.

В частности, на Самарском авиационном заводе будут собирать «Ладогу», на строящемся заводе в Комсомольске-на-Амуре – «Байкал», а «Освей», получается, вообще в Беларуси, на площадке 558-го Авиационного ремонтного завода (ОАО «558 АРЗ»). Почему именно там?

Беларусь авиастроительная


Начальник управления планирования промышленности Государственного военно-промышленного комитета (ГВПК) Беларуси Стефанович совместное с Россией начинание прокомментировал следующим образом:

Мы начинаем совместную разработку. Проект называется «Освей». Новый самолет, разработка с нуля. Разработка будет вестись на предприятиях ГВПК и предприятиях Российской Федерации, после чего – уже организация производства. Идет закупка необходимого оборудования и возведение соответствующих цехов. Производство будет как в Российской Федерации, так и в Республике Беларусь. Полный цикл изготовления будет организован на предприятиях Республики Беларусь.

Следует отметить, что это далеко не первый проект в области авиастроения, реализуемый в рамках Союзного государства РФ и РБ. Дело в том, что на территории Беларуси сохранились и успешно работают сразу три авиаремонтных завода: Минский завод гражданской авиации № 407, ОАО «Оршанский авиаремонтный завод» и ОАО «558-й Авиационный ремонтный завод». Помимо ремонта самолетов и вертолетов, они занимаются производством комплектующих, а также разработкой беспилотных летательных аппаратов.

Но этим интерес Минска явно не исчерпывается. Так, еще в прошлом году президент Лукашенко заявил о готовности наладить производство в своей стране штурмовиков Су-25:

Штурмовик, рабочая лошадка. Готовы даже в Беларуси производить при соответствующей небольшой поддержке Российской Федерации.

На встрече с президентом Путиным «Батька» рассказал о том, сколько комплектующих для российских пассажирских лайнеров уже производится в Беларуси:

Вы когда-то поставили вопрос о кооперации в области авиастроения. Так вот я вам должен доложить, что белорусы делают для МС-21 и Sukhoi Superjet уже до тысячи комплектующих.

Несколько дней назад стало известно о том, что АО «Туполев» (входит в ПАО «ОАК» госкорпорации «Ростех») договорилось с Минским заводом гражданской авиации о кооперации в производстве комплектующих для среднемагистрального лайнера Ту-214:

Минский завод гражданской авиации № 407 – наш давний надежный партнер. На протяжении многих лет мы тесно сотрудничаем по направлениям ремонта и модернизации самолетов Ту-134. Сейчас мы выходим на новый этап наших взаимоотношений – сотрудничество по самолетам Ту-214.

И теперь вот – легкий многоцелевой «Освей». Под данный проект в Беларуси создано свое собственное конструкторское бюро, обучаются кадры, закупаются станки и прочее оборудование, расширяются производственные мощности. В соответствии с подписанным межправительственным соглашением УЗГА станет разработчиком, производителем и держателем сертификата типа на самолет, а 558 АРЗ – «производителем и держателем лицензии на серийное производство изделий и их модификаций с правом внесения изменений».

С правом внесения изменений! Молодцы, белорусы, расширяют свои авиастроительные компетенции и развивают производство. На данном историческом этапе такая промышленная кооперация в целом РФ выгодна. Самолеты стране нужны, Беларусь свою часть работы точно сделает, поспел бы к сроку российский двигатель ВК-800СМ от УЗГА.

Вместе с тем очень хотелось бы, чтобы за тесным экономическим сближением РФ и РБ последовала и политическая интеграция в рамках Союзного государства во избежание возможных проблем в среднесрочной перспективе, которые могут возникнуть в постлукашенковский и постпутинский период. Там, в соглашении, все давно четко написано, как должно быть: общий парламент, Совет министров, суд, Счетная палата, общая государственная символика и т. д.
34 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +9
    2 июля 2024 11:44
    Логично. Сколько уже писали о разработке легких самолетов в России? дофига.
    а в серию пошли в прежнии года? нефига.
    Единичные экземпляяры там, сям, даже личный пилот британской короны приобрел один, для коллекции (писали)
    А здесь решили с РБ, чтоб наши неприкасаемые "эффективные менеджеры", не заоптимизировали в Ноль?
    1. -1
      Вчера, 09:19
      С антоновым уже порешали... новые скачки на старых граблях. в России надо развивать а не у селюков забугорных рабочие места открывать.
      1. +1
        Вчера, 14:43
        Цитата: Просто Кот
        С антоновым уже порешали... новые скачки на старых граблях. в России надо развивать

        Самое разумное - это всю Россию Батьке передать. Только у него есть силовые органы, способные очистить "завшивленную" ворьём Россию. У нас, весь головняк, под корень, надо сносить, и в тундру (вечную мерзлоту осушать).
        1. 0
          Вчера, 16:25
          еще один завыхохоль... если Россия такая завшивленная то почему лукашЕНКО у России денег требует а не наоборот? Зеленский твой вечный президент. Был в России один "батька" уже, хрущевым звали... место таким в свинарнике на уборке навоза. hi у твоего "батьки" пол страны себя литовцами считает и мечтает слинять.
  2. +6
    2 июля 2024 12:00
    Думается, причина в том что УЗГА никогда не имел дело с серийным выпуском ЛА собственной разработки. Нашему президенту пообещали, выполнить не могут, поэтому тн "менагеры" и пошли на такой шаг. В случае завала отмытые деньги у них останутся, а батька справится по-любому. Это конгениально, Киса.
    1. 0
      Вчера, 09:20
      батька справляется только с заменой этикеток. на китайском изделии будет написано сделано в белоруссии.
  3. +7
    2 июля 2024 12:18
    Почему Россия перенесла в Беларусь производство ЛМС «Освей»

    Почему, почему?
    Потому, что в Белоруссии делают, а в России по большей части обещают....
    А самолёт нужен.
    1. Комментарий был удален.
  4. +1
    2 июля 2024 12:34
    На счёт Суда очень порадовало: может смертную казнь вернут для нелюдей. Ведь с каждым убитым нормальным человеком, нелюдей становится больше на это же количество.
  5. +3
    2 июля 2024 12:37
    потому что в Белоруссии президент не только яркие речи с трибуны толкает, у него вертикаль власти организована так что есть ответственность за не выполнение
  6. +2
    2 июля 2024 12:40
    Цитата: prior
    А самолёт нужен

    Вот потому и передали что реально нужен и он будет !
  7. +2
    2 июля 2024 13:08
    Таким образом, к деньгам на программу ЛМС-401 «Освей» лишили доступа российским олигархам и барыгам.
    1. -3
      Вчера, 09:23
      ну конечно... штанишки у батьки спадут с голодухи без российских олигархов. по самые гланды присосался к российской "сиське".
  8. +3
    2 июля 2024 14:01
    ответ прост - проблемы с кадрами....
    1. -1
      Вчера, 09:24
      на истребители кадров хватает а на фанерный кукурузник нет? laughing
      1. 0
        Вчера, 09:26
        т.е. предлагаете сократить производство истребителей?
        1. -4
          Вчера, 09:27
          предлагаю держать язык за зубами и не писать чушь. hi
          1. 0
            Вчера, 09:30
            ответно предлагаю не указывать другим что делать и тогда вы не узнаете куда вас пошлют.
            по теме - пример полумертвого ВАСО налицо
            1. -3
              Вчера, 09:33
              белорусы разрабатывают и производят самолеты? можно примеры привести белорусских самолетов? откуда у них кадры? они десятилетиями производят одни и те же модели. прежде чем меня посылать сам оттуда вылези hi
              1. 0
                Вчера, 09:42
                они будут производить пока уже разработанное, у нас элементарно проблемы с рабочими высококвалифированными спецами, разработать можем, сделать опытные образцы можем, а поставить на поток нет.

                они десятилетиями производят одни и те же модели

                - на данном этапе этого достаточно
                1. -2
                  Вчера, 09:48
                  а в России видимо самые квалифицированные это чеченцы? Им тоже регулярно новые заводы подгоняют, особенно автомобильные.

                  В 2014 году «ВОЛМА» приобрела госпакет акций в размере 99,5% уставного фонда ОАО «БЕЛГИПС». Российской компании досталась послевоенная постройка со старым оборудованием. Полная «перезагрузка» обойдется «ВОЛМЕ» в 45 млн евро. Согласно договору, в 2018 году в Гатово должен быть построен новый завод производительностью 30 млн кв. м ГКЛ в год. А на первом этапе необходимо было модернизировать имеющееся производство, буквально вдохнув в него вторую жизнь. В результате качественные изменения коснулись не только производственных процессов и технологий, но и внутренних регламентов предприятия, маркетинговой стратегии и логистики.

                  Скорее российские "олигархи" строят очередной заводик, не требующий высокой квалификации и высокой зарплаты. бульбашам платить явно меньше будут.
                  1. +1
                    Вчера, 10:54
                    Не узнаю комментатора "Просто кот", сегодня он чушь высказывает, путает кислое со сладким (подмена?). Истребители,- это ВПК и государственные мииллиарды , в том числе расхищенных денег. "Освей", это ггражданский проект и никто лишних миллиардов не даст, нужна самоокупаемость, что в РФ не привычно, когда большинством заточено на разворовывание и рекламу. . Тому и отдали белорусам, чтоб изделие довести до серийного изготовления.
                    1. 0
                      Вчера, 13:13
                      а что проект суперджета уже закрыли? laughing как же они выживают то без белорусов? и вообще мы тут в России все ходим строем и в военной форме... гражданское то все разворовали laughing белоруса можно только надрессировать и поставить изготавливать. все гривны свои отрабатываешь? При царях шубами с царского плеча мелких князьков задабривали а сейчас заводами. Волма построила свои заводы в луганске и беларусы потому что в России их все разворовали? laughing

                      В частности, на Самарском авиационном заводе будут собирать «Ладогу», на строящемся заводе в Комсомольске-на-Амуре – «Байкал»

                      видимо у пасущихся тут тузаковых Самара уже не Россия laughing
                      1. Реплика. Суперджет ДЕСЯТИЛЕТИЕМ рожают, и никак выродить не могут, то самое про Байкал, сколько лет только на слуху. По Ладоге, так это давно по лицензии выпускаемый в РФ чешский Л-410, несколько модернизировали в Байкал..Вы уж свой неприличный пыл приземлите соответственно фактам, или горячительное не позволяет, по другому воспринимать такое невозможно..
                      2. 0
                        Вчера, 16:19
                        а гаражный кооператив бульбашей у которых только сборка будет, родит быстрее? laughing продолжай дальше хохлам перемоги сочинять, чтобы думали что в России не лучше чем в их убогом свинарнике hi меньше этих бабуинов потом получит российское гражданство, а больше будет уничтожено в ходе могилизации. Молодца. Российские герани на китайских автомобилях во время парада у бульбашей тебя не смутили? ничего своего...
                      3. Комментарий был удален.
                      4. Комментарий был удален.
  9. 0
    2 июля 2024 19:51
    Белоусовых на всех не хватает .. а жаль.
    1. 0
      2 июля 2024 23:16
      Цитата: viktor леший
      Белоусовых на всех не хватает .. а жаль.

      "Отбелоусить" надо силовые блоки сначала, прокуратуру, судейство. Иначе всё "в свисток" уйдёт.
  10. +2
    2 июля 2024 21:03
    Приручаем, интегрируем всё Беларусию, а никогда у нас не будет общей власти и госинститутов. Батька уже 30 лет тянет и не хочет объединяться с наше правящей синагогой, замещающей русских дикими послушными азиатами. Он то чебуреков к себе не пускает, и там всё спокойно с сохранившейся советской моралью!
    Помрёт Батька, уйдет Путин, и отделят западные фашисты от нас Белоруссию. И не будет у нас ещё и производства этого Освея!
    1. 0
      Вчера, 08:15
      Помрёт Батька, уйдет Путин, и отделят западные фашисты от нас Белоруссию

      Умнейший человек, ученый, экономист, депутат госдумы М. Делягин говорит -
      вступайте в общество рыболовов и охотников
      1. 0
        Вчера, 10:09
        Ну вступим, по умнейшему вашему и Деляги совету, и чё?
        К чему сия ваша мудрость?
        1. -1
          Вчера, 20:04
          К чему сия ваша мудрость?

          Народная мудрость звучит так -

          Умный поймет, ду р_а_к не заметит
          1. +1
            Сегодня, 00:14
            А ещё русский народ говорит, что ум и образованность заключается в способности выражать свои глубокие мысли простыми словами так, чтобы люди тебя понимали, а не строить из себя умника, как будто за твоим набором слов что-то стоит.
  11. 0
    Вчера, 16:56
    Самолета - нет. Двигателя - нет. Проекта - нет. Техдокументации - тоже нет. Есть только картинка. С таким началом можно рассказывать даже про сборку в Папуа-Новой Гвинее или наплаву в джунглях Амазонки.
    Распил госбюджета короче.
  12. +1
    Вчера, 17:00
    Цитата: Владимир Тузаков
    Реплика. Суперджет ДЕСЯТИЛЕТИЕМ рожают, и никак выродить не могут, то самое про Байкал, сколько лет только на слуху. По Ладоге, так это давно по лицензии выпускаемый в РФ чешский Л-410, несколько модернизировали в Байкал..Вы уж свой неприличный пыл приземлите соответственно фактам, или горячительное не позволяет, по другому воспринимать такое невозможно..

    Маленькая поправка. Ладога - это был проект самолета на базе L610, которых выпустили в 80-90х штук 5 и в серию они не пошли. L410 выпускали штучно в Ебурге по лицензии и из комплектующих из Чехии. Права и на тот, и на другой самолет владелец после 02/2022 г продал, т.к. больше комплектующие из Чехии получать не мог.
    1. +1
      Вчера, 17:56
      Всё так, Только Л-610, это увеличенный Л-410, проект также соовместно с чехами создан.