Почему в России корректируется программа «1000 самолетов» к 2030 году

17

Стало известно о планах по созданию укороченной версии среднемагистрального лайнера МС-21, который из-за постоянного сдвигания сроков вправо до сих пор не пошел в полноценное серийное производство. Информация эта, по здравому размышлению, вызывает чувство глубокой озабоченности.

«Урезание осетра»


Одной из самых болезненных экономических санкций оказался отказ западных производителей поставлять в Россию новые авиалайнеры и обслуживать уже приобретенные. Некоторое время воздушным перевозчикам можно протянуть, занимаясь «каннибализацией» одних самолетов для ремонта других. Робкие надежды в вопросе поддержания летной годности американских и европейских лайнеров возлагаются на услуги Ирана, который за десятилетия набил руку в приобретении нужных ему подсанкционных компонентов.



Однако в целом тенденция на рынке российских воздушных перевозок крайне негативная. Все было бы совсем беспросветно, если бы в нашей стране не сохранился определенный советский задел в авиастроении и не было таких вполне современных проектов, как ближнемагистральный «Суперджет» или среднемагистральный МС-21.

Так, выступая в декабре 2023 года на очередной прямой линии, кандидат в президенты РФ Владимир Путин призвал до конца десятилетия произвести в России аж тысячу новых отечественных самолетов всех типов:

Мы планируем произвести свыше тысячи своих собственных самолетов к 2030 году... Нужно выйти на производство следующего двигателя, более мощного ПД-35 с мощной тягой. Это даст возможность нам увеличить количество дальнемагистральных самолетов, в том числе Ил-96-400. Кстати, он уже пошел в работу в грузовом варианте.

Возможности для реализации всех наших планов имеются. Повторю еще раз: надеюсь, что все эти планы будут реализованы, будет на чем летать и специалистам, летчикам, и будет на чем летать пассажирам.

И мы поверили, ибо как тут не поверить, поскольку призывы президента были основаны на цифрах, изложенных в программе «1000 самолетов», презентованной в 2022 году на Восточном экономическом форуме.

Напомним, что, согласно ей, до 2030 года должны были быть собраны 1036 импортозамещенных лайнеров: 142 ближнемагистральных SSJ-NEW, 270 среднемагистральных МС-21−310, 70 региональных Ил-114−300, 70 среднемагистральных Ту-214, 12 дальнемагистральных Ил-96−300, 140 ТВРС-44 «Ладога», 178 Л-410 и 154 единицы «Байкал» (ЛМС-901) для местных авиалиний.

Однако в январе 2024 года премьер-министр Мишустин назвал уже чуть другую цифру – 600 самолетов, которые правительство рассчитывало получить к 2030 году. Среди них 142 SSJ-New, 270 лайнеров МС-21–310, 70 Ил-114–300, 115 Ту-214 и 12 широкофюзеляжных Ил-96–300.

Как видно, количество желаемых среднемагистральных Ту-214 заметно подросло, а легкая авиация как бы оказалась взята за скобки. Что же произошло?

«Ужасы импортозамещения»


Что касается малой отечественной авиации, то тут все традиционно печально. В советский период производство самолетов данного класса было вынесено в дружественные страны Восточной Европы, которые после распада СССР перестали быть таковыми и вошли в антироссийский военный блок НАТО.

А вот наладить производство легкой авиации в нашей стране с нуля почему-то оказалось очень сложной задачей, несмотря на все публичные просьбы и призывы президента Путина:

Нам надо строить собственные самолеты, надежные, качественные и в нужных нам объемах. В этой связи прошу ускорить разработку пассажирской версии легкого многоцелевого самолета «Байкал». Нужно запустить его серийное производство уже в ближайшее время. При этом обращаю внимание: стоимость и технические характеристики самолета должны быть конкурентоспособными, чтобы цена перелетов на них была доступной для граждан.

Но там же, на Восточном экономическом форуме 2024 года, заместитель министра промышленности и торговли РФ Олег Бочаров рассказал о серьезных проблемах с реализацией этого президентского поручения. Стоимость еще не взлетевшего «Байкала» начала стремительно расти, сначала – в полтора раза, потом – в три, затем – почти в четыре раза от изначальной.

Причиной называется необходимость максимальной локализации импортных комплектующих, из-за чего пришлось обращаться к отечественным предприятиям, у которых объемы производства невелики, что привело к многократному удорожанию стоимости маленького самолета. Рыночек порешал, ибо это вам не СССР с его плановой экономикой! После того как об этом положили разгневанному Путину, производство «Байкала» было решено забрать у УЗГА и перенести с Урала на Дальний Восток.

Не все ладно и в среднемагистральном сегменте, где нашей главной надеждой является лайнер МС-21. Это действительно хороший современный пассажирский самолет, который мог бы составить конкуренцию американским и европейским одноклассникам. Именно поэтому с 2014 года программа МС-21 непрерывно сдвигается по срокам вправо из-за режима западных санкций.

По счастью, лайнер сразу же разрабатывался одновременно под американский двигатель и перспективный отечественный ПД-14, поэтому без силовой установки он не остался. Однако ставка на композитное черное крыло и западную авионику сыграла с самолетом довольно скверную шутку. Отечественная промышленность за прошедшее десятилетие смогла импортозаместить эти позиции, но есть нюанс.

В марте 2024 года «Коммерсант» вышел с публикацией, в которой рассказывалось о том, что переход на российскую компонентную базу привел к утяжелению планера почти на 6 тонн. В свою очередь, дальность полета МС-21 при максимальной коммерческой загрузке в 20,3 тонны сократилась менее чем до 2,8 тысячи км, по данным некоторых источников, менее 2 тысяч км, а предельная высота полета составила всего 7 км.

Данная публикация вызвала нервную реакцию у нашей патриотически настроенной общественности, однако вчерашнее заявление первого вице-премьера правительства РФ Дениса Мантурова косвенным образом подтвердило наличие проблем по проекту МС-21:

В процессе реализации планов по созданию российских аналогов систем и авионики наших самолетов требуется и адаптация под них самой конструкции. Хорошим вариантом будет сделать дополнительно версию укороченного на одну секцию фюзеляжа самолета. Это позволит авиакомпаниям более эффективно эксплуатировать самолет с учетом получившихся весовых характеристик, сохранив исходные параметры по дальности полета при загрузке 140–150 человек.

По всей видимости, за счет укорачивания фюзеляжа самолета разработчики рассчитывают снизить его массу и выйти на проектные технические характеристики. Если данная гипотеза верна, то это вызывает чувство глубочайшей озабоченности. Разумеется, раньше или позже, но наша промышленность с этими вызовами справится. Скорее позже, чем раньше. В среднесрочной перспективе это означает увеличение масштаба проблемы с дефицитом авиапарка.

Не претендуя на истину в последней инстанции, хотелось бы высказать пару соображений на сей счет. Быть может, пока нам их еще готовы продать, стоит закупить в Китае серийно производимые там клоны советского «кукурузника» Ан-2 под названием Shijiazhuang Y-5B-100? Так сказать, для поддержания штанов, пока не появится достаточное количество «Байкалов»?

И второе: если вдруг ПД-14 и правда не тянет переутяжеленный МС-21, может быть, следует рассмотреть вопрос о его ремоторизации на серийно производимые ПС-90А? В самой их современной версии ПС-90А3?
17 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    12 сентября 2024 11:59
    несмотря на все публичные просьбы и призывы президента Путина

    Потому что правитель России - должен ПРИКАЗЫВАТЬ, а не просить и призывать!! И жестоко карать за не исполнение его приказов. Развёл тут тухлую демократию, понимаешь.. Отсюда и последствия.
    1. -3
      12 сентября 2024 12:08
      Объективная реальность вещь упрямая. Что с того, что Сталин приказывал и карал? По-вашему, Сталин приказал войскам отступать до Волги, или расстрел Павлова с группой военачальников проблему отступления не решил? Если в пулемете нет патронов, он не застрочит, даже если расстрелять пулеметчика с командиром взвода в придачу.
      1. +5
        12 сентября 2024 12:56
        Что с того, что Сталин приказывал и карал?

        Да ничего.
        Просто страна выиграла мировую войну, в космос полетела, ядерную бомбу обрела.
        А вобщем, по-вашему конечно ничего.
        1. 0
          12 сентября 2024 20:53
          А вобщем, по-вашему конечно ничего.

          Я так не сказал, я высоко ставлю достижения СССР, особенно в социальной сфере и образовании. Просто не объективно сравнивать войну прошедшую с войной незавершившейся. Вы же не захотите сравнивать нынешний момент СВО, скажем, с ВОВ зимы 1943 года?
          Уточню, что в космос страна полетела не при Сталине.
  2. +5
    12 сентября 2024 12:34
    Зато у нас мантуров пошёл в ГОРУ, растёт как на дрожжах. Только хотелось бы спросить - ЗА КАКИЕ ЗАСЛУГИ????
  3. +7
    12 сентября 2024 13:29
    Проектом руководили эффективные менагеры по освоению бабла. Бабло освоили. Пока бабло не разложили по карманам наверх докладывали: все окей.П что бы не проверяли - делились. В срок первой сдачи поставленных задач вдруг выплыли не решаемые проблемы, которые никто и не хотел решать. Они были оставлены ,что бы отчитаться о непреодолимых препятствиях. Путинская система управления - безответственность и безнаказанность в действии.
  4. +4
    12 сентября 2024 13:58
    чувство глубокой озабоченности.

    Ага.
    все 30 лет.
    А кто у нас самый знаменитый "авиастроитель"?
    Сердюков.
    Вот и все ответы....
  5. 0
    12 сентября 2024 19:05
    Возможно я ошибаюсь,но дело в финансировании.Наметили строительство изделия или машины на одном предприятии.Ему дают все,а другие на сухом пайке.Инженеры и рабочие разбегаются.Потом возвращаются на прежнее.И идет такая чехарда.
  6. +1
    12 сентября 2024 22:20
    Автор, а Соловьёвские двигатели в этой модификации выпускаются серийно? То то же. Пермские моторы работают и двигатели расписаны на 76-е. А резко увеличить производство - нет ни кадров, ни оснастки.
  7. +1
    13 сентября 2024 07:44
    СССР мог производить все. И Китай перенял этот опыт и сегодня впереди планеты всей. но, у нас кто упорно пытается держать страну в РАЗВИВАЮЩИХСЯ.
    1. +3
      13 сентября 2024 14:47
      Дак Обама ржал, когда ему аналитическую справку по России дали : по экономике и активам, работающим в стране и на страну. Он и сказал (Обама) - Россия это РАЗВИВАЮЩАЯСЯ страна, а не развитая. Вместо того, чтобы модернизировать авиационный ряд самолентов Ил, их просто перестали выпускать. И так многое со многим промышленным производством. Надо было 1) дотировать из госбюджета 2) не приватизировать х.знает кому (потому что тогда инвесторы закрывали производственные площадки), а оставлять в собственности государства . А сейчас орать , что государство Россия великое, но в активе от производственных мощностей СССР осталось процентов 30 ?
  8. +2
    13 сентября 2024 16:08
    Президенту нагло врут, потому, что боятся слететь с теплых мест.
    А в реальности в отрасли обстоит дело, как в Камеди Клаб "Доклад наверх"
  9. 0
    13 сентября 2024 16:11
    Цитата: unc-2
    Возможно я ошибаюсь,но дело в финансировании.Наметили строительство изделия или машины на одном предприятии.Ему дают все,а другие на сухом пайке.Инженеры и рабочие разбегаются.Потом возвращаются на прежнее.И идет такая чехарда.

    Вы ошибаетесь. 30 лет и Ту , и Ил пинали буи.
    А так просто взять и по щелчку пальцев спроектировать новый самолет и начать производство - так не бывает. Ил114 вон показали президенту 20ти -летний и наврали, что он - новый. Так всё и идет
  10. 0
    13 сентября 2024 16:46
    А у нас всё корректируется, потому, что Набиуллина не даёт ни вздохнуть ни..., просто вредительница, постоянно вставляет палки в колёса нашей экономике и одёрнуть её некому. После того, как она целый год наблюдала за обвалом-девальвацией рубля на 100% с 50 до 100 и она пальцем не пошевелила, выползла на пресс-конференцию и созналась, что запоздали со ставкой,т.е. проспали, с тех пор я не верю ей ни одному слову.
    Сегодня вновь подняла ставку до 19% и снова обрушила фондовый рынок на сотни миллиардов руб, инвесторы уже стонут от потерь и проклинают тот день, когда правительство призывало покупать акции Рос. предприятий на ММВБ. Экономика уже не реагирует на поднятии ставок и только разгоняет инфляцию, похоже, что ЦБ не понимает природы инфляции в РФ. В Европе всё плохо, закрываются предприятия, а они понижают ставку, чтобы бизнес занимал дешёвые деньги и развивался, а у нас, со слов Премьера, всё отлично, всё растёт, а мы поднимаем ставку, не давая развиваться, не понятно, как ещё работает бизнес со связанными руками от Сахипзадовны.
  11. -1
    14 сентября 2024 03:09
    Наша судьба стать Северной Кореей. Особенно при таком замечательном и компетентном руководстве.
  12. 0
    14 сентября 2024 08:58
    Как известно,будущее в самолетостроении принадлежит выпускникам авиационных университетов. Многие специализированные образовательные центры разбавили тем,что в эти университеты влились другие.Если у авиационных институтов были такие главные предметы,как самолетостроение, моторостроение, обработка металла давлением и изучение цифровой программы. Сейчас все перемешалось.Там даже есть гуманитарные предметы.И на что эти выпускники будут годны? Вот к чему приводит бюрократическая оптимизация ВУЗ ов.
  13. 0
    Вчера, 08:44
    Потому, что и 100 не будет. Не при куколдах, точно. У нас, что президент, что министр обороны, не приказы отдают, а поручения. Ни к чему не обязывающие...