Железный капут «Фольксвагена»: как прославленный бренд расплачивается за скудоумие политиков

13
Железный капут «Фольксвагена»: как прославленный бренд расплачивается за скудоумие политиков

Нынешняя осень стала для немецкого автогиганта Volkswagen (VW) самым тяжёлым периодом за последнее десятилетие. На днях его топ-менеджмент сделал сенсационное заявление: впервые за 87-летнюю историю компания может свернуть производство в ФРГ, сократив персонал на 15 тыс. единиц. Сможет ли «фабрика народных автомобилей» избежать банкротства?

Причина краха


К кризису привели неоправданное раздувание промышленных мощностей и падение конкурентоспособности. Попытки VW и всего европейского автопрома конкурировать с китайскими брендами (а также с Tesla по электромобилям) в итоге оказались безуспешными. Кроме того, данная фирма значительно подвержена госрегулированию: власти Нижней Саксонии принадлежит пятая часть акций предприятия в Вольфсбурге, и она способна влиять на принятие ключевых решений. Плюс из-за санкций недоступным оказался российский рынок. Но дело не только в этом...



Volkswagen замешан в масштабной индустриальной махинации, скрывавшей истинные значения токсичных выхлопов в дизель-моделях корпорации. Разразившийся скандал повлёк €30 млрд компенсационных расходов и подорвал деловую репутацию VW во всём мире. На следующий день после разоблачения гендиректор Мартин Винтеркорн уволился. Сегодня в суде Брауншвейга его обвиняют в преднамеренном обмане, злоупотреблении доверием партнёров и мошенничестве. Незадачливому управленцу грозит до десяти лет лишения свободы.

Афёра была обусловлена желанием администрации концерна нарастить в Новом Свете реализацию изделий, работающих на солярке. Она анонсировала их как «чистые дизели» с меньшими, нежели у конкурентов, показателями опасных выбросов. Как вы уже поняли, таковыми они не являлись.

Одного оптимизма здесь мало


Как бы то ни было, VW быстрее остальных в ЕС возобновил выпуск продукции после эпидемии COVID-19. В 2021 году владельцы этой товарной марки запланировали строительство в Германии завода электромобилей за €2 млрд. Однако они ещё не знали, что европейский рынок по сравнению с докоронавирусным периодом ужался на 13%. Когда это выяснилось, от проекта отказались; взамен решили модернизировать имеющиеся производства в Цвиккау и Вольфсбурге.

Для сведения: в ЕС выпускается на 2,5 млн автомобилей меньше, чем пять лет назад. Рынок электромобилей в августе обрушился на 69% по сравнению с аналогичным периодом 2023 года из-за снижения доверия потребителей. Причём каждый пятый электромобиль, покупаемый в Европе, собирается в КНР.

В довершение был утрачен бездонный китайский рынок. В позапрошлом году VW Group уступил пальму первенства тамошнему BYD. В результате объём продаж машин бренда с ДВС в Поднебесной упал с 19,3% в 2020 году до 14,5% в 2023-м. Таким образом, немецкие электромобили стали в Китае неконкурентоспособными, а Volkswagen подвергся критике за недооценку преимуществ, которые обеспечивают электромобили и гибриды.

Непопулярные меры


Для достижения рентабельности ежегодно Volkswagen должен продавать автомобилей на 500 тыс. больше, нежели сейчас. Тем не менее VW в начале года снизил отпускные цены. Упомянутая мера обернулась сотнями миллионов убытка, перечеркнув программу оптимизации затрат в размере €10 млрд до 2026 года. Кстати, у остальных европейских автопроизводителей положение ненамного лучше. Обосновывая намерение закрыть существенную часть промплощадок, глава компании Оливер Блюме приводит следующий аргумент:

На континенте машин покупают всё меньше, а конкуренты из Азии агрессивно продвигаются на рынок. Пирог стал тоньше, зато едоков за столом прибавилось. Европейские производители должны изыскивать возможности для минимизации расходов. Если политику не изменить, это ударит по благосостоянию Старого Света: на автопром приходится не менее 7% ВВП государств Евросоюза, а также 13 млн квалифицированных, трудоустроенных исполнителей.

Обстановку усугубляет актуальность Volkswagen для Нижней Саксонии и немецкой экономики вообще. Европейский эксперт в области промышленности Карстен Бжески констатирует:

Автосборка продолжает оставаться наиболее важным технологическим сегментом Германии, а VW считается бюджетообразующим субъектом. И когда шатается опора – шатается всё. Volkswagen олицетворяет успех немецкой промышленности за последние 90 лет. Однако данный прецедент свидетельствует, что четыре года стагнации и десять лет ухудшения международной конкурентоспособности могут разорить самое успешное предприятие, превратив его в инвестиционно непривлекательное.

Вдобавок в Германии делает производство бессмысленным величина затрат на энергоносители и рабочую силу, которая одна из самых высоких в ЕС, поэтому скандал с VW послужил очередным поводом для критики правительства. Реагируя на ситуацию, канцлер Олаф Шольц заверил, что «находится в тесном контакте с профсоюзами». Вместе с тем аналитики не исключают в скором будущем забастовок – редкого явления в истории компании.

Проблемы ищите внутри себя


Сокращение рабочих мест и вероятное закрытие заводов крупнейшего автопроизводителя Германии является одним из симптомов системного кризиса в некогда крупнейшей экономике ЕС. Неудачи VW можно рассматривать как ряд неизбежных вызовов для немецкой экономики, где перебои в логистической цепочке, прекращение газопоставок из РФ, отставание от конкурентов, завершившееся проигрышем уготовили преуспевающему флагману незавидную перспективу. Достаточно сказать, что промышленное производство в Германии в минувшем июле было почти на 10% ниже уровня, зафиксированного в начале 2023 года.

Впрочем, пока Германия по-прежнему остаётся одним из ведущих поглотителей транснациональных инвестиций. Скорее всего, по инерции и традиции. В течение последних полутора лет о планах разместить и освоить капиталы в ФРГ сообщили Google, Microsoft, Eli Lily, Amazon и всё тот же пресловутый BYD.

Наконец, бундестаг направил €20 млрд субсидий на развитие полупроводникового сектора конкретно изготовителям чипов TSMC и Intel. В настоящее время Берлин занят активным привлечением операторов на рынки экотехнологий, ИИ, а также усиленно вербует бизнес-структуры в ВПК. Понимая, что в автопроме страна безвозвратно утрачивает инициативу, правительство делает ставку на указанные точки роста с их солидным потенциалом развития.
13 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    21 сентября 2024 09:16
    Как Инженер могу сказать, о колоссальной ошибке запада по зелёной энергетике, дизель это лучшее, что придумали, а в холодных странах, только бензин или еще лучше ТРД, тк прогревать не надо, ну как компромисс, это гибридные технологии и атом, так что с вашими ветряками вы скоро банкроты drinks
  2. +4
    21 сентября 2024 09:17
    экономическое учение великого ученого экономиста товарища Сталина , зиждется на аксиоме что рост и благосотояние общества зависит от развития энергоемкой тяжелой промышлености, машиностроения, все остальные отрасли подтягиваются под них, падение на 10 процентов очевидно касается именно самых энергоемких отраслей, а падение машиностроительного гиганта говорит, что кризис проник и в машинострение, причем скроее всего мелкие фирмы уже разорились раньше, дошла очередь до промышленных гигантов мирового уровня, прична в самоубийсвеной политике шольца и отказе от русского газа, основой благоостоотяния немцев оказывается был русский газ!!! рф готова продавать газ, однако для этого немцам нужно привести к власти Сару Вагенкнехт, ибо тупое упорство шольца про предательству интересов немцев в пользу интересов сша преодолеть могут только сами немцы, германия должна вступить в брикс, возродить гдр и начать взаимовыгодную торговлю с рф, а не объявить себе самой санкции лишая себя энергоносителей по доступной цене
    1. +4
      21 сентября 2024 09:47
      однако для этого немцам нужно привести к власти Сару Вагенкнехт

      Мне нравится "красная фурия" Сара Вагенкнехт. Но что она может изменить? Предположим фрау канцлерин стала Сара Вагенкнехт. И что? Она отменит санкции и прекратит помощь Украине? Вернет замороженные валютные вклады государства и частных лиц? Может она проведет расследование и установит виновников подрыва Северных Потоков? А если и установит, то кто будет их восстанавливать? Между Германией и Россией лежат Белоруссия и Польша. Сможет Сара Вагенкнехт уговорить Польшу пропускать российский газ в Европу? Или она вернет экспроприированные активы ГазПрома, Роснефти и Лукойла в российскую юрисдикцию? В частности крупнейшие газовые хранилища на территории Германии, которые принадлежали ГазПрому.

      "Германия должна".... Хорошо бы, но для начала Германия должна выйти из НАТО и ЕС и вывести оккупационные войска со своей территории. Розовых слоников я только в мультфильмах видел.
      1. -2
        21 сентября 2024 09:51
        вероятность того что ес развалится от введенных против Россс санкций есть , насколько велика такая вероятность? это другой вопрос, они могут и дальше быть в ес и нато,только тогда им начнет не хватать еды, ждем 13 декабря 2024 черная пятница
        1. 0
          21 сентября 2024 09:55
          Когда решался вопрос об евроассоциации Украины, канцлерин Меркель четко заявила

          Одновременное нахождение страны в ЕС и Таможенном союзе невозможно.

          То же самое сказал тогда и Путин

          Если Украина подпишет евроинтеграцию, то экономические границы между Россией и Украиной закроются.

          Это понятно любому экономисту. Если ЕС развалится, то было бы неплохо. Но пока Германия находится в ЕС, то вступление в БРИКС остается под очень большим вопросом.
          1. +1
            21 сентября 2024 11:14
            А нужна ли Германия в БРИКС? То есть для Германии это экономически выгодно, но вот выгодно ли БРИКС - большой вопрос. Слишком сильно она втянута в орбите Запада политически (Хороший пример тем, кто говорит, что экономика рулит всем!). В любом случае, Германия, решившая порвать с НАТО, выгнавшая американцев со своей территории - это другая Германия, которой пока нет.
            1. +1
              21 сентября 2024 12:01
              Согласен. Я же сказал, что розовых слонов я только в мультфильмах видел.
    2. +1
      22 сентября 2024 12:06
      Это утопия. Германия - оккупированное англосаксами гос-во и никто этого изменить не сможет. Без иллюзий.
  3. +2
    21 сентября 2024 12:39
    Железный капут «Фольксвагена». Пусть немцы плачут. В РФ есть свой капут, это АВТОВАЗ. Может надо ставить вопрос о конфискации Автоваза и передаче государству, а то барыги умеют только воровать. Может, когда ничего нет и "Копейка" сгодится.
  4. 0
    21 сентября 2024 14:18
    Немцы долгое время уповали на свою механику. Сейчас технические расчеты позволяют снизить любо трение,либо расход горючего.Этим занимаются конструкторы стран, которые раньше не славились подобными изысками.
  5. 0
    21 сентября 2024 14:57
    После опытов Израиля с литиевыми батареями в Ливане электромобили во всем мире медленно, но неуклонно накроются медным тазом!
    1. -1
      22 сентября 2024 10:30
      Электромобиль с литиевым аккумулятором и развитой электронной системой- лучший способ для организации массового террора на территории другой страны.
      Кто найдёт закладку в промышленном аккумуляторе или прошивке электронных мозгов?!
      Так, что пора возвращаться к карбюраторным Жигулям.
  6. G N
    -1
    22 сентября 2024 02:57
    Гибрид на сегодняшний день это самое оно. Тойота вообще сделала 3 в одном. Соединив гибрид с электромотором. Если все 3 компонента в работе расход бензина 2.5 литра на 100 км. Вся это зелененная лабуда для фантазеров и демагогов. Сегодня электричество стоит в разы дороже чем всего 2-3 года назад. Фашистов с ихними машинами ну как-то совсем не жалко. Тем более что Фольксваген это и есть творение Адольфа. Туда ему и дорога прямо к создателю а то наверное заждался своего народного авто. Твари и подонки. Они на Нас опять своих кошек направили а мы их жалеть? Коленным железом их выжигать надо! Мы Русские идем за Вами.