Кто стоит за «походом» фельдмаршала Хафтара на Триполи?

16
Войска фельдмаршала Хафтара вплотную подошли к столице Ливии Триполи. «Правительство национального согласия», признанное ООН, во главе с Фаизом Сараджем сбежало в Тунис. Будет ли означать взятие Ливийской национальной армией Триполи окончание двоевластия в этой истерзанной гражданской войной африканской стране? И будет ли от этого какая-то польза России?





Вопрос довольно сложный, для его понимания необходимо оценивать всю ситуацию в комплексе.

Придя к власти, полковник Каддафи за несколько десятилетий сумел превратить Ливию в процветающую страну. Доходы от продажи нефти пошли на строительство первоклассных дорог, больниц и школ, была проведена масштабная ирригационная программа «Великая рукотворная река», решившая проблемы с водоснабжением пустынной Ливии.

В это трудно поверить, однако, новобрачные в этой североафриканской стране получали безвозмездную субсидию от государства на покупку жилья в размере 64 тысяч долларов. Кредиты на покупку автомобиля были беспроцентными, а половину его стоимости брал на себя бюджет страны. При рождении каждого ребенка семья получала выплату в размере 7,3 тысяч долларов. Плата за электроэнергию и квартплата отсутствовали как явление. Медицина и образование, в том числе, за рубежом, были для ливийцев при «тиране» Каддафи бесплатными. Решивший заняться частным бизнесом получал от властей стартовый капитал в размере 20 тысяч долларов. В общем, «тот еще упырь» был Каддафи…

Но самое страшное «преступление» полковника перед «цивилизованным миром» состояло в желании отказаться от использования в расчетах доллара. Он предложил создать Африканский союз, основанный на золотом динаре. Тем самым он подписал себе смертный приговор.

В 2011 году НАТО осуществило военную интервенцию в Ливию, и этой страны не стало. Муаммар Каддафи сражался до конца, не имея никаких шансов на победу, и был убит с невероятной жестокостью. Сегодня территория Ливии разделена несколькими вооруженными группировками, ведущими между собой бесконечную кровопролитную гражданскую войну. Времена социалистического рая канули в Лету безвозвратно. Вопрос состоит в том, кто в итоге возьмет контроль над страной.

Официальная позиции ООН состоит в том, что военного решения нет, есть лишь политическое. До конца года в Ливии должны были пройти общенациональные выборы. Однако шансов на то, что это исправило бы ситуацию, нет из-за фактического двоевластия в стране. На западе Ливии в Триполи находится так называемое «Правительство национального согласия» во главе с Фаизом Сараджем. Реальной власти у него нет, но есть легитимность, поскольку оно признано ООН, в том числе, и Россией.

На востоке в городе Тобруке заседает альтернативный орган власти – Парламент Ливии. Ему формально подчиняется фельдмаршал Хафтар, герой последних нескольких дней, который повел свою армию на Триполи, чтобы «освободить его от террористов». Сложность момента в том, что по международному праву сам Хафтар, выступивший против правительства Сараджа, является мятежником. Кто же такой этот фельдмаршал, и есть ли в «походе на Триполи» пресловутый «русский след»?

Интерес России может заключаться в возвращении на нефтяной рынок Ливии, откуда ее потеснили после гибели Каддафи. Ливийская армия могла бы заключить контракты на покупку российского оружия, а территория страны была бы удобной для размещения нашей военной базы на Средиземноморье. С учетом того, что фельдмаршал Хафтар является выпускником советского военного вуза и неоднократно встречался с представителями высших эшелонов наших властей, то мысль о «руке Кремля» напрашивается сама собой.

Однако все гораздо сложнее. Халифа Белкасим Хафтар подружился с молодым Муаммаром Каддафи еще во время учебы в Королевском военном колледже, стал его единомышленником и активно участвовал в революционных событиях. Позже его отношения со старым другом, ставшим во главе Ливии, разладились из-за поражения в соседнем Чаде. Хафтар попал в плен, где, по всей видимости, мог быть завербован представителями французской или американской разведок. К слову, сегодня семья фельдмаршала проживает в США.

Российский востоковед Сергей Серегичев так комментирует расклад сил в Ливии:

Основная боевая сила Хафтара – это деньги. Он просто подкупает на эмиратские деньги все силы, которые были лояльны Фаизу Сараджу. А когда деньги закончатся, то начнутся проблемы. Штурмовать город ему никто не даст, в Триполи полно иностранных наемников. Он на коротком поводке у Парижа. Его личную охрану обеспечивают французы.


При всем желании видеть в «походе на Триполи» российское вмешательство это будет неверным толкованием событий. В реальности идет грызня за ливийскую нефть и порты между Францией и Италией под «модерацией» процесса со стороны США. Региональные игроки, вроде ОАЭ и Египта, пытаются оторвать свой кусочек.

Дмитрию Пескову, который отрицает поддержку Хафтара Россией, в данном вопросе можно верить. Войну за Ливию ведут другие игроки.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

16 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    7 апреля 2019 08:32
    Мне всегда казалось, что когда пишется статья, то надо давать весь спектр данных. В данном случае для полноты информации надо бы сказать, что кроме того, что Х.Хафтар учился в СССР ("в 1977—1978 годах он окончил высшие офицерские курсы «Выстрел», а в 1983 году был слушателем курсов в Академии имени М. В. Фрунзе и, как и многие арабские высшие офицеры того времени, знает русский язык"), он ещё прожил 20 лет в США, получил американское гражданство и тесно сотрудничал с ЦРУ. И активно готовил переворот против М.Каддафи. Точнее, был руководителем заговора с целью свержения Каддафи.
    Так что, зная эти факты, трудно усмотреть там "русский след". Он приезжал в Москву год или два назад. Но официальных данных о том, что он заручился поддержкой Кремля нет. Косвенные данные говорят об обратном. Никакой "руки Москвы" там нет. Его активность в данный момент поддерживается деньгами арабских нефтяных шейхов и (возможно) материально-технической помощью Египта.
  2. +2
    7 апреля 2019 09:00
    Цитата: Bakht
    Никакой "руки Москвы" там нет.

    Так об этом в тексте прямо и написано wink

    При всем желании видеть в «походе на Триполи» российское вмешательство это будет неверным толкованием событий. В реальности идет грызня за ливийскую нефть и порты между Францией и Италией под «модерацией» процесса со стороны США. Региональные игроки, вроде ОАЭ и Египта, пытаются оторвать свой кусочек.
    Дмитрию Пескову, который отрицает поддержку Хафтара Россией, в данном вопросе можно верить. Войну за Ливию ведут другие игроки.
    ___________
    или вы пишете коммент уже после прочтения первого абзаца? smile
    1. 0
      7 апреля 2019 09:38
      Я прочитал всю статью.

      Интерес России может заключаться в возвращении на нефтяной рынок Ливии, откуда ее потеснили после гибели Каддафи. Ливийская армия могла бы заключить контракты на покупку российского оружия, а территория страны была бы удобной для размещения нашей военной базы на Средиземноморье. С учетом того, что фельдмаршал Хафтар является выпускником советского военного вуза и неоднократно встречался с представителями высших эшелонов наших властей, то мысль о «руке Кремля» напрашивается сама собой.

      Это далеко не первый абзац. В следующем абзаце Вы пишете, что это не так. Я вижу две версии в одной статье. И отметил, что биографию Хафтара надо бы приводить полностью.
      1. +1
        7 апреля 2019 14:59
        ..биографию Хафтара надо бы приводить полностью..

        И, что это даст? Абсолютно не о чём. crying
        Восток дело тонкое.
        Сегодня вашим, завтра нашим. Это у них в порядке вещей.
        Несмотря на все ваши доводы в пользу США (20 лет и прочее), вполне возможна ориентация Хафтара на Москву.
        Во-первых все признают тесное сотрудничество Хафтара с Египтом. А Египет в свою очередь имеет тесное военно-техническое сотрудничество с Россией. Во-вторых Хафтар тоже не слепой. И видит наши успехи в Сирии. В- третьих, будь он действительно ставленником США, то местные вряд ли его поддержали.
        Доводов в пользу Москвы гораздо больше. hi
        1. +2
          7 апреля 2019 17:27
          Доводы в ту или иную сторону - дело неблагодарное. Подходить надо с другой стороны. Как говорил старик Маркс, а ему поддакивал дедушка Ленин, в основе (базис) лежит экономика. То бишь деньги.
          Всплеск гражданской войны в Ливии прогнозировался ещё летом прошлого года. Причем прогнозировался нефтяными экспертами. Основа Ливии - нефть. И причина всех войн там тоже нефть. Если предположить, что Западу надоела свистопляска местных царьков и им понадобились твердые поставки черного золота, то уши надо искать именно на Западе. 90% эскорта ливийской нефти идёт в Европу. Потому то в СовБезе ООН первыми вылезли британцы.
          Зачем ближневосточных монархиям влезать в ливийскую заварушку? У них своей нефти полно. Но... В плюсе окажутся как раз все. На сегодняшний день нефть балансирует в районе уже 70 долларов. Сланцевикам Штатов хорошо, России хорошо, ближневосточным нефтяным шейхам тоже неплохо. Плохо Европе, но если завтра Хафтар сможет обеспечить бесперебойные поставки, то игра стоит свеч.
          Слишком пёстрая картина. Единая Ливия добавит в нефтяной баланс 1 млн баррелей в сутки, что снизит цены на нефть. Продолжение бардака может поднять цену до 70-75 вечнозеленых за бочку.
          Я желаю победы обеим сторонам конфликта. "Прямо душа радуется, как они побеждают друг друга".
  3. 0
    7 апреля 2019 17:21
    Цитата: Bakht
    Это далеко не первый абзац. В следующем абзаце Вы пишете, что это не так. Я вижу две версии в одной статье. И отметил, что биографию Хафтара надо бы приводить полностью.

    Давайте вы не будете меня учить статьи писать? smile
    1. +1
      7 апреля 2019 18:18
      Да ни в коем случае. Я не журналист и писать не умею. Но, положа руку на партбилет, где Вы нашли, что я Вас учу?
      В преферансе говорят - пятого игрока под стол. Поэтому не примите это за нравоучения или подсказку. Вы написали статью. Это всегда хорошо. Но если Вы не хотите принимать критику и обсуждение, то... зачем Вы её написали? Я высказал своё критические замечание. Правильное оно или неправильное мы и обсуждаем. Также как и Вашу статью.
      Можно сделать ещё проще "давайте я не буду обсуждать Ваши статьи" и пишите себе в удовольствие.
  4. -1
    7 апреля 2019 18:15
    -Восток ...-дело подлое и на Востоке у России (на "любом Востоке"... Ближн Востоке., Сред Востоке., Дальн Востоке...-какие там ещё есть "востоки") в принципе не может быть ни друзей , ни соратников , ни партнёров... -А могут быть только подельники ... -Да., именно подельники на очень короткий срок "подельничества"... -Вся восточная ментальность (и азиатская тоже) "не признаёт" ...-ни какой-либо "искренней дружбы".., ни равного партнёрства., ни , тем более... -каких-то уступок при ведении совместных дел... -Всё это на Востоке считается слабостью и глубоко презирается... -И ни в коей мере не может быть добродетелью... -Вся восточная политика России почему-то "не учитывает эту восточную специфику"...
    -Что касается Ливии...-то , конечно же , за этим фельдмаршалом Хафтаром стоят США... -Россию пока как-то ещё Бог уберёг от тог , чтобы влезть в "ливийские дела"...-А вообще этот ливийский фельдмаршал Хафтар очень сильно напоминает афганского генерала Дустума... -Если кто помнит есть такой в Афганистане (когда-то давно, ещё в гимназии...- Я писала реферат про Афганистан)...
    -Ни чем хорошим вояжи этого Хафтара не закончатся... -Так и останется противостояние и зыбкое двоевластие...
    1. +1
      7 апреля 2019 18:40
      Скажите, то что Вы написали насчёт ментальности, относится только к Востоку? Где-то в этом мире любят слабых? Или выражение "у нас нет вечных союзников и врагов, а есть вечные интересы" придумали на Востоке? Беспринципность, двуличие, презрение к слабым, наплевательское отношение к союзникам - это не отличительная особенность Востока. Скорее, Западной Цивилизации.
      1. -1
        7 апреля 2019 19:07
        -Да , есть огромнейшее геополитическое пространство ., где любят слабых до умопомрачения (до мазохистских нелепостей) ...и...и это пространство Россия... -Собственно касается это конкретно именно русских...
        -Стали бы когда-либо узбеки , казахи , туркмены , киргизы , таджики , турки , арабы вдруг ни с того ни с сего ...-"отсталых русских" учить грамоте , бороться за их благосостояние , повышать их жизненный уровень ... -ставить их "на один уровень с собой" и даровать им все те права , которыми и сами обладают... -Это просто...- Хахах..
        -В Америке были десятки миллионов индейцев... -семинолы , гуроны , апачи , чироки , могикане и тд и тд... -Американы всех их "научили" и грамоте и "улучшили им жизненный уровень"...
        -Англичане очень долго "несли блага" индусам , китайцам и коренным австралийцам...
        -Французы , испанцы и португальцы "очень любили" коренных жителей Южн Америки и Африки...
        -Ладно , чего тут распинаться ... -захотите...-сами поймёте...
        1. +1
          7 апреля 2019 19:22
          Не пойму. У Вас "смешались люди, кони..." Вопрос простой. "Восток - дело тонкое" - расхожая фраза. Вы же написали "Восток - дело подлое". Вы настаиваете на этом? Подлее, чем политика Англии, Испании и прочих Империй?
          Захотите - может и сами поймёте...
          1. -1
            8 апреля 2019 03:12
            -Да ., Я настаиваю "на этом"... -А то вдруг взяли расхожую фразочку из кино и присвоили ей статус истины... -Да ..., Восток ...-дело очень подлое...
            -А что касается Англии ., Португалии., Испании (все их "вершившиеся дела") ., то про них так и было всегда говорено , что ., мол ...-они "такие-сякие"... -в чём здесь "непонятки"... -Им никто и не присваивал "тонкостей" и "изяЧество" в отношении их алчной колониальной и "прочей политики"... -А чего это вдруг Восток попал "в тонкости"... -так это просто все (как попугаи) .. , по своему стадному недомыслию твердят затёртую киношную фразочку... -и наверное будут твердить и дальше... -Но сколько ни говори слово халва... и тд... -Хахах...
            1. +2
              8 апреля 2019 06:22
              Ксенофобия - страшная штука. В моем понимании самые подлые в истории
              - это англосаксонские страны. Никакому Востоку не сравниться в подлости с Западом.
    2. 0
      8 апреля 2019 13:16
      "Подельники" бывают только у преступников. Россию вы тоже считаете ...
  5. 0
    8 апреля 2019 14:08
    Тем кто участвует, достанется по кусочку прибыли от нефти, а России стоящей в стороне - кучка какашек.
  6. пусть тогда французы их мирят