Трагедия с «Суперджетом» подтвердила худшие опасения в гражданской авиации

34
Трагедия, произошедшая 5 мая в аэропорту Шереметьево, вновь поставила на повестку дня вопрос о плачевном состоянии отечественной авиации в широком смысле слова. Одни грешат на «Суперджет», другие – на пресловутый человеческий фактор, третьи говорят о проблемах системы в целом. Попробуем разобраться.





Плохой самолет?


Проект «Суперджета» постоянно подвергается серьезной критике:

Во-первых, «российская новинка» на три четверти состоит из импортных комплектующих.

Во-вторых, компания-производитель не удосужилась за долгие годы создать соответствующую сервисную сеть для постпродажного обслуживания. Из-за этого большую часть времени ближнемагистральный лайнер стоит на земле, подолгу дожидаясь запчастей для ремонта. Мексиканский авиаперевозчик, закупивший «Суперджеты», был вынужден разобрать часть из них на комплектующие для других самолетов, что вызвало претензии к «Гражданским самолетам Сухого».

В-третьих, разработчики умудрились изначально влезть в самую узкую нишу – лайнер с 100 кресел, что явно свидетельствует из его названия. Мировой спрос на самолеты такого класса не превышает, по оценкам экспертов, 60-70 штук в год. Гораздо более востребованными в ближнемагистральных перевозках являются лайнеры с количеством посадочных мест от 65 до 75. Здесь пальму первенства держат бразильские Embraer и канадские Bombardier.

Власти поставили цель сделать укороченную версию «Суперджета», но и здесь все непросто. Известный российский эксперт Роман Гусаров поясняет:

Стараниями создателей и консультантов «Суперджет» был спроектирован так, что его невозможно удлинять или укорачивать – любое такое изменение приводит к практически полной переделке машины.


Миллиарды бюджетных средств по факту были потрачены на «тупиковую ветвь эволюции». В прежние времена нечто подобное назвали бы «вредительством» со всеми вытекающими последствиями. Но сегодня причастные к проекту продолжают оставаться уважаемыми людьми. Делает ли все это само по себе «Суперджет» плохим самолетом, особенно учитывая, что катастрофа в Шереметьево стала 20 по счету ЧП с 2012 года?

Вопрос не совсем однозначный. С одной стороны, катастрофы с человеческими жертвами происходили и у бразильских, и у канадских конкурентов. С другой стороны, там и самолетов было произведено в разы больше, и летают они гораздо чаще, чем «Суперджет». Вероятнее всего, следует признать, что «российская новинка» является не столько плохим, сколько неудачным самолетом, «сыроватым» и не вполне соответствующим заявленному рыночному сегменту. Сколько в этом профанации, а сколько чьего-то умысла, вопрос к уполномоченным органам.

Но являются ли потребительские свойства «Суперджета» непосредственной причиной трагедии?

Деньги?


И пилот злосчастного рейса, и пассажиры заявляют о том, что в самолет попала молния. Довольно странно, что она могла привести к нарушениям работы бортовых систем, учитывая, что современные лайнеры должны быть оснащены защитой от молний, о чем мы рассказывали ранее.

Другой вопрос состоит в том, почему командир воздушного судна принял решение лететь сквозь грозу. Почему не облетел ее, почему не сел на запасной аэродром? Ответ кроется в «экономической целесообразности»: авиакомпаниям невыгодны задержки рейсов, сбои в расписании, за что пилот может получить от руководства нагоняй. Вот по этой же причине Boeing 737-800 сел в Сочи в прошлом году при плохих метеоусловиях, из-за чего пострадали 18 человек.

Снова деньги?


Уже сейчас наиболее реалистичной версией причины катастрофы называется слабая подготовка пилотов, а также неубедительная работа спасательных служб в аэропорту. Командир «Суперджета» принял решение садиться с полными баками, не выработав топливо, а также не попытался зайти на очередной круг, когда стало понятно, что с посадкой возникли проблемы. Александр Мелихов, пилот старой школы, поясняет:

Самолётом в любой ситуации можно управлять вручную, для этого есть штурвал и руки пилотов. Другое дело, что сегодня пилотирование самолёта вручную не отработано как надо.


И это правда. «Репортер» неоднократно рассказывал о плачевной ситуации в гражданской авиации в нашей стране. Летные училища сегодня дают слабую подготовку, летать учат на устаревших самолетах Diamond, которые в реальности не используются. Часов налета мало, инструкторов опытных не хватает. Управление самолетом, где все завязано на электронику, становится для таких пилотов настоящим испытанием.

В итоге авиакомпании вынуждены заново учить своих новых сотрудников, но происходит это в ускоренном режиме, и не у всех есть соответствующее оборудование. Андрей Литвинов, летчик 1-го класса, поясняет:

Теперь эти сырые мальчики приходят после Diamond, их надо заново учить в кратчайшие сроки.


По словам пилота, на обучение уходит в среднем полтора-два года вместо необходимых в идеале десяти лет. Есть большие проблемы и с переподготовкой. На правах анонимности некоторые гражданские летчики сообщают:

Сейчас лётчику раз в год задают 900 вопросов, и он сидит на компьютере на них отвечает. И это – вся переподготовка.


Опытные пилоты старой школы предпочитают работать за рубежом, где заработные платы гораздо выше. Те, кто остался, летают на Airbus и Boeing, и переучиваться на «Суперджеты», которые правительство настойчиво рекомендует отечественным перевозчикам, не торопятся. В итоге за штурвалами их кабин оказывается «молодая поросль», не имеющая большого опыта.

Знакомые с проблемами отрасли считают, что решить системный ее развал может только создание Министерства гражданской авиации, под надзором которого будут собраны все учебные заведения, авиаперевозчики и аэропорты страны.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

34 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    7 мая 2019 11:47
    А зачем же тогда УНИЧТОЖИЛИ это самое министерство????? Как и многие другие профильные управления...
    1. +3
      8 мая 2019 09:59
      А зачем же тогда УНИЧТОЖИЛИ это самое министерство?

      А как же было "пилить" тогда "Аэрофлот" и аэропорты? Под надзором министерства что ли? )
      Основная задача "отнять и поделить", а не развивать что-то там... Чубайс же ясно, в своё время, высказался.
  2. +4
    7 мая 2019 11:55
    Раньше было ( в большинстве случаев) так : ДОСААФ (аэроклуб)-бесплатно— среднее авиационное училище (бесплатно)—курсы переподготовки в Ульяновске или Академия ГА в Питере(бесплатно) и только потом допускали в Большую авиацию, с налетом как минимум 3000 часов. Обучали очень качественно и строго. Отбор был дикий- больше чем в МГУ и МГИМО.
    Советские лётчики считались самыми лучшими и обученными в мире.
    Сейчас говорить о высоком уровне подготовки наших пилотов , за редким исключением, не приходится.К сожалению, и дисциплина никакая, и подготовка туфтовая.
    Высокий сезон перевозок на носу. Не хотят наши авиаперевозчики ,( а сейчас повылетают и зачуханные карманные «авиакомпании»-чартеры),отдавать «паксов», как они пренебрежительно называют нас, пассажиров, РЖД или люфтганзам, эмиратэйрсам или кlm. Аэродромщики( кому принадлежит Шарик?,то-то)будут всеми правдами и неправдами оправдывать опухших ото сна пожарных и службы авиационного спасения, потому что меньше полетов - меньше заправок, арендной платы за стоянку, техобслуживание самолей, даже упадут продажи бешеных по цене бургеров , алкоголя, кофе, дешевого пойла и безделушек в дьюти фри в аэровокзалах. Зачем Ротенберга терять сотни миллионов?
    Канализируют вину летчиков,обвинят молнию, ветер, пассажиров, которые из- за своих рюкзачков якобы убили 41 человек и косвенно, как бы вынужденно, самих летчиков, абсолютно непрофессиональные действия которых и привели к гибели стольких людей.
    Возрождение же только Министерства гражданской авиации ничего не даст. Поставят того же Дитриха, помогающего распиливать госимуществом в 90-е, который далёк от транспорта также как баран от астрофизики или того же Нерадько- убийцу малой авиации и все останется как есть. В лучшем случае.
  3. +3
    7 мая 2019 12:08
    Уже сейчас наиболее реалистичной версией причины катастрофы называется....

    Вообще-то следовало дождаться окончания расследования. А потом делать выводы о том, что или кто плохой.
    И основная причина катастрофы это попадание молнии в самолёт. Из-за которого якобы бортовые системы начали работать со сбоями. Продолжать находится в воздухе в этом случае не совсем разумно. Поэтому не стоит спешить с обвинениями пилотов.
    Есть и другая версия, что самолёт оказался не готов к удару молнии. А в этом случае вопросы к производителю. Но судя по всему административный ресурс не на стороне пилотов. И крайними скорее всего сделают экипаж. https://topcor.ru/8393-skr-nazval-prioritetnuju-versiju-krushenija-ssj-100-v-sheremetevo.html
    В любом случае
    ДОЖДИТЕСЬ ОКОНЧАНИЯ РАССЛЕДОВАНИЯ.
  4. -4
    7 мая 2019 12:15
    а почему пилоты сажали самолёт вручную? Говорят импортная электроника отказала.
    Это всё итоги путинской либероидной экономики.Тоже самое у нас и в танках и в пво,чьи там компутеры? Как будет большая заваруха Россия ничем ответить не сможет,а вся эта шелупонь с правительства прыг на самолёты и к бабкам в ницу.
    1. +3
      7 мая 2019 12:21
      Они и обязаны сначала научиться летать инструментально( вручную), а потом «по компьютерам). Это как в автошколах - научись на механике, а на автомате научишься всегда.
      Другое дело, что их плохо учат летать вручную.

      ...на обучение уходит в среднем полтора-два года вместо необходимых в идеале десяти лет. Есть большие проблемы и с переподготовкой. На правах анонимности некоторые гражданские летчики сообщают:Сейчас лётчику раз в год задают 900 вопросов, и он сидит на компьютере на них отвечает. И это – вся переподготовка...

      (с из статьи)
  5. +1
    7 мая 2019 12:26
    ...У меня нет радиопереговоров, но по видео, что я получил, это грубейший подход к полосе — на повышенной скорости. Это детская ошибка, которую только курсанты делают иногда, козление, которое привело к последующему пожару

    — заявил Герой России, заслуженный лётчик испытать Магомед Толбоев.
    1. +3
      7 мая 2019 12:31
      У меня нет радиопереговоров...

      Нет сомнения в профессионализме Магомеда Толбоева. Но если, ты не знаешь, что произошло в воздухе, то как можно комментировать происходящее? И расставлять акценты, кто прав, а кто нет?
      Неудачная (катастрофичная) посадка это следствие того, что произошло ещё в воздухе. То что вынудило идти на посадку.
      1. +4
        7 мая 2019 12:51
        Я имею маленький опыт пилотирования самолетов ( 1300 часов) , правда, в малой авиации. Что могло произойти , если зашёл «в створ» , на глиссаде, движки и механизация работают,пожара и отказов нет, метеоусловия позволяют садиться визуально, полоса шикарная..., то в чем проблемы? Тем более, что он уже круг ( большой) сделал. Если бы были проблемы, то он сел бы сходу, с прямой,если не было проблем, почему не выработал топливо? Почему допустил детскую ошибку- высокое выравнивание и высокая посадочная скорость? Почему не сумел парировать отскок? Почему после первого козла не ушёл на второй круг?
        Этот кэп в интервью сказал, что ВСЕ БЫЛО В НОРМЕ!, но он не понимает, почему так все произошло. Послушайте его лепет. Про летальные и неизбежные отказы он ничего не сказал. Самоуверенность и непрофессионализм.
        1. +2
          7 мая 2019 15:35
          Почему допустил детскую ошибку...

          Да ну, не вам судить была ошибка "детской" или нет. И была ли она ошибка вообще?
          Чтобы выносить вердикты, надо владеть всей полнотой информации.
          Не вы, не я, не знаем в каком состоянии находилось бортовое оборудование и системы самолёта.
          Будет следствие и мы узнаем ответы на все вопросы.
          Чё раньше времени вешать ярлыки про "детские " ошибки.
          1. 0
            7 мая 2019 16:26
            Просто посмотрите видео посадки. Если имеете хоть малейшее представление о «производстве полетов», то самая первая мысль, которая придёт вам на ум - грубое нарушение летчиками правил этого самого производства. Это - Первое. Что приходит. На ум.
            А далее, конечно, расследование что-то может и покажет. Хотя, вы должны прекрасно знать , как у нас проводят расследования.
            Почитайте отчёт о катастрофе Б 737 в 2008 году под Пермью, когда бухой в хлам .... убил почти 90 человек.
            1. +3
              8 мая 2019 05:11
              Почитайте отчёт о катастрофе б 737 в 2008 году под Пермью...

              Согласно отчёта лётчик не был признан пьяным.

              Однако обнаруженная концентрация алкоголя в мышечной ткани пилота может быть вызвана посмертными процессами в тканях, поэтому официального вывода о нетрезвом состоянии КВС не сделано.

              https://ru.wikipedia.org/wiki/Катастрофа_Boeing_737_в_Перми#Окончательный_отчёт_расследования

              Хотя, вы должны прекрасно знать , как у нас проводят расследования.

              Да знаю. И уже вижу, что не дождавшись расследования, всё вешают на пилотов.
              Я никого не выгораживаю. А только призываю дождаться полноценной информации, а потом делать выводы.
              1. 0
                8 мая 2019 08:57
                Вы дискутируете ради спора.
                Про пермский рейс- есть в инете « живые» голоса пилотов при радиообмен с диспетчером. Послушайте. Пьяный ок лыка не вяжет.
                МАК, возглавляемый тогда Алдониной-мамулей хозяина Трансаэро Плешакова, бывшая бухгалтер и начальник управления министерства ГА СССР,ради спасения имиджа нацпера и своей советской ещё вотчины и сформулировала этот бред- во время смерти повышается концентрация этилового спирта в крови???!!!
                Потом было успешное банкротство Трансаэро. Аэрофлот ( ОБС) перекупил долги ТА и обнулил , забрав самолетами и прочими активами.
                А вы пишете про недоказанность алкоголика- летчика.
                1. +2
                  8 мая 2019 09:45
                  Вы дискутируете ради спора.

                  По пермской катастрофе я не спорю, а просто озвучил официально принятую версию. А вот вы спорите. Только не со мной, а с комиссией расследовавшей ту катастрофу.
                  Судя по всему если по Шереметьевской катастрофе примут не устраивающее вас решение, вы тоже будете с ней спорить.
                  1. -1
                    8 мая 2019 10:47
                    Это не спор. Это- сожаление. КВС блатной, 100% дадут год условно с правом продолжить лётную карьеру.
                    А мы, паксы, будем летать и молить Бога, чтобы молния не ударила в самолёт или, не приведи Господь, никто из пассажиров не пукнул слишком громко, а то кабинный экипаж примет это за молнию или помпаж и начнёт паниковать, ибо , судя по всему, психика у них как у кисейных барышень.
                    Насчёт Перми, все же послушайте. Хотя, не надо. Вы же верите официальным расследованиям. Зачем мозг загружать переживаниями. Ждите расследования.
                    1. +1
                      8 мая 2019 11:06
                      Насчёт Перми, все же послушайте. Хотя, не надо. Вы же верите официальным расследованиям.

                      Если вы в состоянии доказать (опротестовать) неправильные итоги расследования, я вас только поддержу. Если нет, то и заикаться не стоит. Разговор не о чём.

                      100% дадут год условно с правом продолжить лётную карьеру.

                      Откуда такая уверенность, что во всём пилоты виноваты? Ведь нет никакой подтверждающей это информации. Кроме домыслов и вымыслов.
  6. 0
    7 мая 2019 13:22
    Цитата: gorbunov.vladisl
    И основная причина катастрофы это попадание молнии в самолёт. Из-за которого якобы бортовые системы начали работать со сбоями. Продолжать находится в воздухе в этом случае не совсем разумно. Поэтому не стоит спешить с обвинениями пилотов.

    Посадка с полными баками показала, что есть наименее разумное решение.
    1. +1
      7 мая 2019 15:24
      Посадка с полными баками показала, что есть наименее разумное решение.

      Сказали "а", говорите и "б".
      Какое решение "разумное"?
      Хотя не вы (я полагаю), не я лётчиками не являемся. И уж тем более не владеем всей полнотой информации по данной катастрофе.
      Так как мы можем судить, что разумно, а что нет?
  7. 0
    7 мая 2019 21:46
    Ещё одно министерство, что за дела,сколько ещё чиновников нужно плодить?

    «Суперджеты», которые правительство настойчиво рекомендует отечественным перевозчикам

    - что это за правительство -- больше похоже на то что оно находится за рубежом, рекомендуя сырой и дорогой самолёт на 70% из импортных комплектующих отечественным перевозчикам и кто лоббирует эту "чудесную " технику в правительстве?
  8. -1
    7 мая 2019 22:16
    Худшие опасения? Экипаж эвакуировался за 73 секунды! А стюард до последнего людей спасал! Это в кино экипаж людей спасает, а в жизни? Хоть бы по одному из самолёта вывели кого-нибудь.В военное время такой экипаж, и рука не дрогнула бы. Детей жалко.
    1. 0
      8 мая 2019 05:17
      Экипаж эвакуировался за 73 секунды! А стюард до последнего людей спасал!

      Бортпроводник (стюард) это тоже экипаж. http://fb.ru/article/231243/kto-vhodit-v-sostav-ekipaja-samoleta-ekipaj-passajirskogo-samoleta-sostav-foto
  9. 0
    8 мая 2019 06:17
    Цитата: gorbunov.vladisl
    Так как мы можем судить, что разумно, а что нет?

    По результату: 41 труп
    1. 0
      8 мая 2019 09:55
      По результату: 41 труп

      Ваш ответ явно не от большого ума.
      Если на вопрос оппонента вы не отвечаете, а прикрываетесь трагически погибшими людьми.
      Лучше бы вы промолчали.
  10. Комментарий был удален.
  11. Him
    +1
    8 мая 2019 09:31
    Цитата: stabayd
    «Суперджеты», которые правительство настойчиво рекомендует отечественным перевозчикам" - что это за правительство -- больше похоже на то что оно находится за рубежом ,рекомендуя сырой и дорогой самолёт на 70% из импортных комплектующих отечественным перевозчикам и кто лоббирует эту "чудесную " технику в правительстве ?

    Что вы чушь несёте, вслед за автором? Он половину статьи жует жвачку о "сыром самолёте", чтобы в конце признаться, что его, автора, единственная претензия к SSJ-100 в том, что (!) билеты на него плохо продаются.

    Что вы тут набрасываете?
  12. +3
    8 мая 2019 12:16
    Трагедия подтвердила,что экономикой страны управляют бараны, которым только бы всех ободрать, а состояние дел в любых отраслях, их не волнуют. Может быть только кроме оборонных отраслей, что бы защитить свое право грабежа страны.
  13. +2
    8 мая 2019 15:53
    Если бы компания, обслуживающая пассажиров платила страховку ЗА КАЖДОГО ПОГИБШЕГО И ПОСТРАДАВШЕГО пассажира по десятку миллионов долларов, то тогда безопасность полётов стала бы главенствующей.
    1. +4
      8 мая 2019 21:43
      Ой, насмешили! Капитализм!!!!!! За вашу безопасность вы сами платите. Не летайте российскими самолётами, летайте советскими, там надёжность на уровне. Страшная была страна СССР, там о безопасности людей думали, а не о деньгах стыренных.
    2. DPN
      +1
      8 мая 2019 23:04
      Мёртвому эти десятки будут не нужны,а у калек просто отнимут,самолёты нужны ,которые не кому делать,да и за чем ,если они на частных летают.
  14. +1
    8 мая 2019 21:37
    ГЫ, капитализм. Родимые пятна. Никакого удивления.
  15. DPN
    +1
    8 мая 2019 22:59
    Последствия ,развала СССР,только и всего. Своего то наверное уже ничего не осталось 1/4 часть от самолёта своего это ни что.
  16. 0
    8 мая 2019 23:37
    На лицо "эффективная работа" "эффективных менеджеров"!
  17. +2
    9 мая 2019 03:49
    В нашем государстве Путина (так сказал Сурков в своей статье) главная ценность - деньги. Потом еще раз деньги, потом широко уважаемые в узком кругу люди. Причина трагедии в Кемерово ? Деньги. Пока ЭТИ сидят у власти, так и будет. Правильно говорит Платошкин, что надо самим, на выборах, менять компрадорский режим на власть народа. Даже траур не объявили.
  18. 0
    9 мая 2019 10:15
    Цитата: Him
    Что вы чушь несёте, вслед за автором? Он половину статьи жует жвачку о "сыром самолёте", чтобы в конце признаться, что его, автора, единственная претензия к SSJ-100 в том, что (!) билеты на него плохо продаются.

    Что вы тут набрасываете?

    Это где это было написано? belay
  19. 0
    9 мая 2019 10:16
    Цитата: gorbunov.vladisl
    По результату: 41 труп

    Ваш ответ явно не от большого ума.
    Если на вопрос оппонента вы не отвечаете, а прикрываетесь трагически погибшими людьми.
    Лучше бы вы промолчали.

    Ой, ну кто бы говорил... hi