«Белорусский федеральный округ» уже невозможен, но возможна конфедерация

31

8 декабря, спустя двадцать лет с момента подписания первого договора, решится судьба Союзного государства России и Белоруссии. Быть или не быть, вот в чем главный вопрос. А если быть, то на каких условиях?

Белорусский федеральный округ?


Еще 10-15 лет назад вероятность образования объединенного государства была весьма отлична от нуля. Белоруссия могла войти совместно с Калининградом в состав федерации как единый округ. Удовлетворить личные амбиции Александра Лукашенко можно было бы путем внесения изменений в Конституцию РФ, после чего он мог бы занять пост вице-президента. Почему нет?



К сожалению, за минувшие два десятилетия Москва не слишком торопилась с реальным выполнением договоренностей. Проснулись в Кремле, когда уже стало почти поздно. После событий 2014 года Россия из-за санкций Запада стала в некотором роде «токсичной», а белорусские элиты и националистически настроенный контингент всерьез испугались «аншлюса».

Как результат, Минск начал всячески торпедировать инициативы по поглощению «большим братом». Отвергнута ранее оговоренная идея о размещении российской военной базы под Бобруйском. Отношения обострились после того, как в Москве тоже решили пойти на принцип. На Белоруссию начало оказываться серьезное давление через так называемый «налоговый маневр» в нефтянке, поскольку ее экономика очень зависит от российской нефти.

Теперь президент Лукашенко ищет спасение уже не в России. Заменить кредиты от Москвы он готов у Пекина. Российскую нефть демонстративно начал постепенно замещать казахстанской. Александр Григорьевич зачастил на Запад, где его уже не называют «последним диктатором Европы». С Киевом белорусский президент готов сотрудничать по вопросу создания собственных ракет. При этом Лукашенко плачется, что его страна все время что-то теряет, и требует от России многомиллиардных компенсаций, хотя у Кремля денег, как известно, нет.

Динамика нехорошая. Скажем прямо, Александр Григорьевич уже поставил точку под вопросом о теоретическом присоединении Белоруссии к России в составе единого государства:

Самый главный принцип - суверенитет и независимость.


В общем, в обозримом будущем Белорусскому федеральному округу не бывать, время бездарно упущено. Означает ли это, что у Союзного государства совсем нет никакого будущего?

Конфедерация?


Есть форма государственного устройства, максимально способная удовлетворить чаяния Минска. Это конфедерация, или союз суверенных государств, объединившихся для решения неких общих задач. При этом все его участники сохраняют свой суверенитет, законодательство и систему госуправления. Наднациональные органы решают самые важные вопросы – оборона и внешняя политика.

Строго говоря, при сегодняшнем раскладе это почти идеальная форма объединения двух братских государств. Экономическая интеграция может идти в рамках ЕАЭС, а в рамках конфедерации Москва и Минск смогут совместно осуществлять защиту своих национальных интересов. При этом белорусская общественность не будет иметь оснований опасаться поглощения и утраты суверенитета. Однако возникает вопрос о том, кто возглавит такое надгосударственное образование?

Есть теория, согласно которой Союзное государство ударными темпами создается Кремлем для того, чтобы в кресло его главы в 2024 году мог пересесть президент Путин. Вроде бы, логично, учитывая, насколько несоизмеримы возможности обеих сторон. Но в Белоруссии эта перспектива не вызывает восторга. Так, тамошний политолог Александр Дзермант видит ситуацию иначе:

Возникает вопрос с руководством. Если конфедерация, тогда президент – Лукашенко.


Надо полагать, что такая идея не обрадует никого уже в Москве. Зададимся вопросом, должно ли будущее двух стран и их братских народов зависеть от личных амбиций двух человек?

Разумеется, нет. Проблему можно было бы решить более элегантно, разделив власть на троих. Например, «силовик» Владимир Путин мог бы по совместительству возглавить объединенные Вооруженные силы конфедерации, а «хозяйственник» Александр Лукашенко – правительство, где его качества работали бы в интересах обоих народов. Главой объединенного государства мог бы стать третий человек, который устроит как Минск, так и Москву.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

31 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -7
    19 ноября 2019 14:34
    Белоруссия не Крым...Кабаеву не обломится...
  2. 123
    +5
    19 ноября 2019 16:04
    Белоруссия могла войти совместно с Калининградом в состав федерации как единый округ.

    Правда? Почему не с Сахалином? Если даже гипотетически предположить, что такое возможно, зачем присоединять Калининградскую область? Что, нельзя просто сделать Белорусский Федеральный округ? А вообще, кто и когда обсуждал такую перспективу? Или это так, творческое воображение? "Кемскую волость туда, Кемскую волость сюда". Не слишком ли вольно землицей русской распоряжаетесь? sad К чему приводят подобные перекройки административных границ, можно подробно изучить на примере Крыма. Сомневаюсь, что такая идея могла прийти более менее здравомыслящему человеку. Есть союзное государство, соответственно, статус союзной республики, зачем белорусам его понижать?

    К сожалению, за минувшие два десятилетия Москва не слишком торопилась с реальным выполнением договоренностей.

    Совершенно верно, надо было еще тогда прекращать игры с дешевой нефтью, приучили Бацьку к халяве. yes

    Удовлетворить личные амбиции Александра Лукашенко можно было бы путем внесения изменений в Конституцию РФ, после чего он мог бы занять пост вице-президента. Почему нет?

    Потому что Лукашенко - парень с амбициями, никакие "вице" ему не нужны. Он был согласен на объединение, пока был Ельцин, на его фоне Бацька был "первый парень на деревне", а с приходом Путина, такая перспектива стала весьма туманной.

    После событий 2014 года Россия из-за санкций Запада стала в некотором роде «токсичной», а белорусские элиты и националистически настроенный контингент всерьез испугались «аншлюса»

    Стала слишком токсичной для находящегося под санкциями "последнего диктатора Европы"? belay Но доля правды тут есть, "элитка и нацики" почувствовали для себя угрозу.

    Заменить кредиты от Москвы он готов у Пекина.

    Да пожалуйста. good

    Российскую нефть демонстративно начал постепенно замещать казахстанской.

    Да флаг в руки и попутного ветра. good Кстати, какие там условия и проценты по кредитам у китайцев? А цена на нефть у казахов? Было бы выгодней, он бы давно это сделал. yes
    Про конфедерацию - это серьезно?

    Наднациональные органы решают самые важные вопросы – оборона и внешняя политика.

    отходит в ведение союза, а

    Экономическая интеграция может идти в рамках ЕАЭС.

    Бацька отдает свою "многовекторность" и не получает дешевую нефть? Попробуйте ему это предложить. laughing

    Возникает вопрос с руководством

    А зачем огород городить? request Выборы у нас отменили? feel
    1. +1
      20 ноября 2019 13:41
      На "ВО" есть статья про взаимоотношения РФ и РБ. Вот там тоже почитать есть что... В одном я там с автором не согласен - слишком он идеализирует "свободную саморегулирующуюся руку рынка"...
      1. 123
        -1
        20 ноября 2019 16:42
        ...на "ВО" есть статья про взаимоотношения РФ и РБ.

        Ссылочкой не поделитесь? Или как называется? Автор не только рынок идеализирует, он еще слишком вольно земли кроит и во власти посты делит, как будто в колхозе каком-то - я председатель, ты агроном, Вася бригадир, а колхозники нас не интересуют. Устроил тут игру престолов.
        1. +1
          26 ноября 2019 18:23
          Вот - нашёл! "Последний парад в Бресте"...блин, всё искал-искал, пока не додумался в "журнале" глянуть.
      2. Комментарий был удален.
  3. +2
    19 ноября 2019 17:00
    Белорусский федеральный округ» уже невозможен

    Да он с самого начала не мог быть округом, только на основе республики (со своим президентом, а не мэром).

    Удовлетворить личные амбиции Александра Лукашенко можно было бы путем внесения изменений в Конституцию РФ, после чего он мог бы занять пост вице-президента. Почему нет?

    Зачем вносить изменения, когда можно сделать Республиканским субъектом, со своим президентом, а не мэром.

    К сожалению, за минувшие два десятилетия Москва не слишком торопилась с реальным выполнением договоренностей.

    Да и они, видать, тоже не торопятся? Раз Минск начал всячески торпедировать инициативы по поглощению «большим братом».

    Проблему можно было бы решить более элегантно, разделив власть на троих.

    Вот опять начинается дележка власти и страны, на какие-то там части, так тоже не пойдет. Нужно, чтобы было все в одних руках, а не разбросано по частям. Тогда, может, легче поступить по Крымскому сценарию.
    1. +1
      19 ноября 2019 18:42
      А еще легче у народа спросить.
      1. +3
        20 ноября 2019 06:44
        Цитата: polev66
        А еще легче у народа спросить.

        Об этом и речь, провести референдум и по нему уже делать выводы.
    2. +2
      20 ноября 2019 13:39
      Президент у нас ОДИН! А все остальные - главы. Вы немного не тудой...
  4. +6
    19 ноября 2019 18:45
    Сейчас "общие цели" трудно уже представить. А Лукашенко так "раскрылся", что от него НЕОБХОДИМО держаться подальше. Как можно дальше!
  5. +8
    19 ноября 2019 19:26
    С такими бесполезными дармоедами, как Лукашенко, ничего невозможно, кроме эмбарго на ВСЕ отношения! Они все хотят халявы от РФ, а взамен не хотят дать ничего, или готовы дать на копейку, захапав себе на тысячу...
    1. -6
      19 ноября 2019 19:54
      Лукашенко не виноват, ни Ельцин, ни Путин не готовы оставить пост за объединенную Россию. Для них кресло дороже.
      1. +6
        19 ноября 2019 19:58
        А чем Лукашенко лучше? Тем, что он, как паразит, живет за счет РФ и ей же гадит, назвав РФ оккупантом, который навязывал РБ свои войны?! Ну, тогда закрыть границу и пусть украинец Лукашенко проваливает к своим бандеровцам, с которыми он и так сотрудничает в военной сфере и явно не на благо РФ...Не получилось у нас братства, тогда лучше хорошая война, чем ложь и кривляния больных русофобией существ.
        1. -5
          20 ноября 2019 10:44
          Да закройте границы с Беларусью и оставьте границы, открытыми с Таджикистаном, Узбекистаном, Турцией и потом Афганистаном, и поживете красиво.
          1. +2
            20 ноября 2019 10:55
            Да не нужны вы нам, с вашим потребительским отношением к России и русофобией... Отвалите уже... Друзья из вас, как из того, что в горшке пуля...
          2. +1
            20 ноября 2019 14:39
            Вам там из погреба, конечно, виднее, с кем открывать России границы, а с кем нет.
  6. -3
    19 ноября 2019 19:43
    Беларусь входит в состав РФ, Лукашенко президент. А до 2014г. Украина, Беларусь входят в состав РФ. Новое образование называется Россией без слова федерация, можно империя. Президент от Беларуси, столица Киев. Чтобы объединить русский народ, надо чем-то пожертвовать.
  7. -4
    19 ноября 2019 20:45
    Какой-то бред от автора, насобирал не пойми что.
  8. +4
    20 ноября 2019 07:32
    Цитата: Эдуард Апломбов
    Какой-то бред от автора, насобирал не пойми что.

    Ваша фамилия вам идеально подходит.
  9. +1
    20 ноября 2019 07:44
    Цитата: Hayer31
    Лукашенко не виноват, ни Ельцин, ни Путин не готовы оставить пост за объединенную Россию. Для них кресло дороже.

    Блин, никто не предлагал Путину оставить пост. Посмотрите определение конфедерации.
    1. +4
      20 ноября 2019 17:14
      А напомните, о, "уважаемый" автор..когда и чем Лукашенко жертвовал, как союзник, ради России?
  10. +2
    20 ноября 2019 07:48
    Ребята, ну какой местечковый князёк захочет, чтобы над ним ещё кто-то был сверху... Он прекрасно пристроил свою колхозную по.... к своему белорусскому креслу, и никому и никогда его не уступит, разве что своему сыночку Коле, которого он, в ускоренном режиме, готовит себе на смену, а уж как это там будет называться - дело десятое, ну, например, "по просьбе трудящихся Беларуси", да и живётся белорусам неплохо, но только за счёт дешёвых поставок энергоносителей, и своей сельхозпродукции на российских рынках, а для этого он и сберёг все колхозы и МТФ, да и тяжёлые тягачи и БЕЛАЗы закупает у них только Россия, да и военную технику Россия поставляет ему почти бесплатно, так что они живут, как у Христа за пазухой при России. И, спрашивается, а для чего ему делить или отдавать свою власть кому либо, он и так не плохо пристроился - доит Россию, как хочет - Бацька мужик хитрый, не то, что Янукович. Тот как был босяком из подворотни, так им и остался, потому и прос.... Украину. Так что дружба дружбой, на бумаге, а в остальное к нам, белорусам, не лезьте, и так и будет до тех пор, пока Минский майдан не снесёт его куда-нибудь под Ростов.
  11. +1
    20 ноября 2019 13:08
    Сколько можно переливать порожнее...
    Ясно же, что нифига не будет.
    Олигархи и власть обеих стран своим не поступятся, что заявлялось давно.
  12. +3
    20 ноября 2019 15:28
    Не будет никакой конфедерации, будет все, как и раньше, льготный газ, нефть Белоруссии, а как базу открыть в Белоруссии или признать Крым - нельзя, и в итоге все кончится тем, что Белоруссия решит идти на Запад...
  13. +1
    20 ноября 2019 17:13
    Лукашенко - хороший хозяйственник, очень смешная шутка, особенно в плане - пусть там Путин идет гуляет, зато "Батька" будет баблом рулить..И да, Лукашенко и не собирался никуда вступать и торпедировал все соглашения задолго до 2014-го года..ему нужны деньги и власть, а не какие-то там "союзные государства"..так что автор мала-мала не в теме, хотя по другим статьям видно, что автор банально ненавидит Россию.
  14. +2
    21 ноября 2019 00:03
    Белоруссия уже далеко от союза с Россией!!!
  15. -4
    21 ноября 2019 00:33
    Цитата: Sapsan136
    С такими бесполезными дармоедами, как Лукашенко

    Хотелось бы узнать, чем Лукашенко обобрал вас лично, например.
    Просто к нему всегда такие претензии со стороны РФ, хотя он (как-бы) президент другой страны.
    И имеет право проводить ту политику, которую считает правильной.
    Как и президент РФ.
    И другое - когда Африке прощают долги, и всяким Асадам помогают, тут воплей ноль.
    А когда речь заходит от захлебывающейся от российской нефти, российского газа и российских (пардон, американских) долларовых кредитов, Белоруссии, тут начинается таже заунывно-плакательская песнь о небратьях.
    Разъясняю для непонятствующих: поддерживать страны в качестве "друзей" можно двумя способами - способом политико-экономического шантажа (с возможностью введения санкций, эмбарго, и даже проведения переворота власти), и, способом угрозы военной интервенции.
    Этими методами пользуются США, и смотрите, сколько у них по всему миру "друзей".
    Россия же все пытается выискать "друзей" на базисе давно минувшей (пост-советской) исторической общности.
    Этот способ очень малоосязаемый, да и образцом развития (политического, экономического, финансового, и т.д.) РФ не является. И не видно, чтобы ее руководители хотели бы что-то изменить в данном направлении.
    А такой метод "нефте-газо-таможеннопошлинного" педалирования, который применяется Россией в отношении Белоруссии, уже показал свои результаты с Украиной.
    Ее тоже РФ пыталась отпедалировать, шантажируя тогда еще Януковича повышением цены за кубометр газа до почти 400 долларов США (в 2011 году - против 250-350 для многих стран Европы в тот же период), "сырно-молочными таможенными войнами", и пр.
    В результате Украина не испугалась, и до сих пор не просится в состав РФ.
    Надо как-то уже научиться делать выводы на основании трезвой логики, а не дамских капризов и"обижалок".
    Стыдно....
    1. 0
      21 ноября 2019 18:13
      Давеча Путин отметил, что на встрече с африканскими лидерами в Сочи НИКТО НИЧЕГО НЕ ПРОСИЛ.
  16. -4
    21 ноября 2019 16:04
    Просто ошибка Путина... Ведь из-за ошибки Путина Лука начал отчаливать.
  17. 0
    21 ноября 2019 18:45
    Цитата: виктор н
    Давеча Путин отметил

    Он вообще много чего отмечает и утверждает. В Сирии победили террористов.
    На Донбассе не бросил "своих". Располагаемые доходы населения растут.

    Список можно постоянно расширять.
    1. +3
      22 ноября 2019 11:58
      Путин - достойный человек и Президент! Неправды он не говорит. Могут быть неточности, но назовите ещё политика, который помнит столько цифровой информации. Очень сложно управлять страной, где многие ни себя, ни государство не уважают, а о многих правилах приличия вовсе представления не имеют.