100 млрд за штуку: Российский флот не потянул эсминец «Лидер»

27

Судя по всему, Россия в обозримом будущем так и останется «сухопутной державой». Планы по строительству полноценных авианосцев ничего, кроме улыбки, у понимающих людей не вызывали. Теперь под нож пошли перспективный атомный эсминец «Лидер» проекта 23560 и модернизированный фрегат проекта 22350М.

Что это, разумная экономия в непростое время или молчаливый отказ от претензий на дальнюю морскую зону (ДМЗ)?



После развала СССР количество кораблей в ВМС, способных действовать в ДМЗ, резко сократилось. К сожалению, о его восстановлении теперь придется надолго позабыть. Из утекшей в открытый доступ информации стало известно, что работы над проектами 23560 и 22350М были приостановлены еще несколько лет назад, в 2016-м, хотя красивые макеты боевых кораблей продолжали кочевать с выставки на выставку.

Что же недополучит наша страна?

Проект эсминца с ядерной энергетической установкой «Лидер» впечатлял своими характеристиками. По сути дела, это был даже не эсминец, а настоящий ракетный крейсер, способный действовать в океанской зоне. Один корабль должен был заменить сразу три класса: ракетные крейсера проекта 1164 «Атлант», эсминцы проекта 956 шифр «Сарыч» и БПК проекта 1155 «Фрегат».

По ударным возможностям «Лидеры» уступали бы только «Орланам», к которым относится атомный ракетный крейсер «Петр Великий», флагман Северного флота. Эсминец с ядерной установкой должен был стать носителем крылатых ракет «Калибр-НК», «Оникс» и гиперзвуковых «Цирконов». Благодаря своей силовой установке, корабль смог бы действовать в дальней морской зоне, проецируя силу в тылу или на коммуникациях потенциального противника, под которым у нас традиционно понимаются США с их флотом.

«Лидеры» были хороши, но против них сыграла их сложность и дороговизна при создании. По некоторым оценкам, стоимость одного эсминца составила бы порядка 100 миллиардов рублей, а в реальности, наверное, больше. Однако этот проект был похоронен даже не сейчас, когда нефтяные котировки заставляют лить слезы, а еще в 2016 году. Видимо, в Минобороны РФ посчитали, что вероятность морской неядерной войны с Пентагоном где-то в Атлантике или в Тихом океане столь невелика, что не стоит тратить такие средства на «представительский» корабль.

Больше вопросов вызывает «слив» проекта 22350М. Это модернизированная версия уже построенного «Адмирала Горшкова» с увеличенным водоизмещением и боекомплектом. На каждом таком фрегате должны были быть установлены 48 единиц крылатых ракет «Оникс», «Циркон» и «Калибр». В отличие от футуристичного «Лидера», это вполне себе «рабочая лошадка», которая действительно нужна ВМС РФ. Судя по всему, загвоздка по-прежнему заключается в двигателях, проблема с которыми возникла из-за разрыва промышленной кооперации с Украиной.

В общем, дальние океанские просторы нашему ВМФ еще долго не светят.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

27 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    20 апреля 2020 13:48
    При современных ракетных системах - авианосцы позавчерашний день. За много сотен миллиардов. Авианосец нужен для войны с папуасами, типа стран Африки или Украины с Польшей.
    С кем воевать России в дальней океанской зоне? Россия не колониальная империя.
    1. +1
      20 апреля 2020 14:04
      Голодная кума Лиса залезла в сад.
      В нем винограду кисти рделись.
      У кумушки глаза и зубы разгорелись.
      А кисти сочные, как яхонты горят,
      Лишь то беда, висят они высоко:
      Отколь и как она к ним ни зайдет,
      Хоть видит око,
      Да зуб неймет.
      Пробившись попусту час целой,
      Пошла и говорит с досадою: «Ну, что́ ж!
      На взгляд-то он хорош,
      Да зелен - ягодки нет зрелой:
      Тотчас оскомину набьешь.

      И.А.Крылов
      1. +1
        20 апреля 2020 18:51
        Позвольте и Вам, Игорь Павлович, ответить, как "американцу" и в Вашем лице, всем спасителям человечества.

        Доблестно и отважно,
        свергая злую рать,
        рыцарю очень важно,
        шпоры не об....ть.


        И. Губерман
        1. -2
          20 апреля 2020 20:03
          Вы, цитируя Игоря Мироновича, конечно, выросли интеллектуально в моих глазах, но в шахматы я лучше буду играть с Каспаровым. hi
          1. 0
            20 апреля 2020 20:25
            Следите за шпорами. hi
    2. 0
      20 апреля 2020 14:22
      Тогда зачем было тратить бюджетные средства на изначально ненужные проекты?
      1. -3
        20 апреля 2020 21:23
        Цитата: Маржецкий
        Тогда зачем было тратить бюджетные средства на изначально ненужные проекты?

        Поясните, какие проекты вы считаете ненужными? Проект атомного крейсера Лидер? Согласен. Лишнее. Как и авианосцы в наших геополитических реалиях. Проект фрегата 22350 проработан и строятся его усовершенствованные версии с увеличенным до 24 КР боекомплектом - это корабли дальней морской зоны - фрегаты. Проект эсминца 22350М - корабля дальней океанской зоны, пока ещё не завершён и ранее 2022 года завершение этого проекта ждать не приходится. Просто-напросто ещё не всё проработано и отработано, чтобы закладывать 22350М, а не то, что МО РФ просто не захотело и отказалось от него. По сути, это чуть ли не новый проект водоизмещением около 7000. Нужны новые движки опять же под него.
        1. -5
          21 апреля 2020 18:36
          Цитата: Orange Big
          Цитата: Маржецкий
          Тогда зачем было тратить бюджетные средства на изначально ненужные проекты?

          Поясните, какие проекты вы считаете ненужными? Проект атомного крейсера Лидер? Согласен. Лишнее. Как и авианосцы в наших геополитических реалиях. Проект фрегата 22350 проработан и строятся его усовершенствованные версии с увеличенным до 24 КР боекомплектом - это корабли дальней морской зоны - фрегаты. Проект эсминца 22350М - корабля дальней океанской зоны, пока ещё не завершён и ранее 2022 года завершение этого проекта ждать не приходится. Просто-напросто ещё не всё проработано и отработано, чтобы закладывать 22350М, а не то, что МО РФ просто не захотело и отказалось от него. По сути, это чуть ли не новый проект водоизмещением около 7000. Нужны новые движки опять же под него.

          Вам вопрос задали!

          Зачем было тратить бюджетные средства на изначально ненужные проекты?

          Хватит вилять! Просто ответьте на него! Если не знаете, не отвечайте!
    3. -1
      20 апреля 2020 15:27
      Цитата: King3214
      При современных ракетных системах - авианосцы позавчерашний день. За много сотен миллиардов.
      Авианосец нужен для войны с папуасами, типа стран Африки или Украины с Польшей.
      С кем воевать России в дальней океанской зоне? Россия не колониальная империя.

      Вы, конечно, правы отчасти. Россия, имея оборонительную доктрину, прежде всего нуждается в защите ближней морской зоны, но для защиты своих берегов неплохо было бы контролировать и морские коммуникации вероятных товарищей в Мировом океане. Да, для этого у Российского ВМФ есть отличные многоцелевые АПЛ, но лучше иметь и надводную составляющую. Обе компоненты ИМХО, хорошо бы дополняли друг друга.
    4. 0
      20 апреля 2020 16:20
      Да с этим никто и не спорит. Авианосцы нашему флоту действительно абсолютно не нужны, чего не скажешь о современных ракетных кораблях класса эсминец и фрегат. Вот эти корабли нам просто необходимы, и если закрытие этих проектов это действительно правда, то совсем не понятно, о чём думает наше Министерство Обороны!!!
      1. 0
        20 апреля 2020 21:13
        Цитата: sgrabik
        Да с этим никто и не спорит. Авианосцы нашему флоту действительно абсолютно не нужны, чего не скажешь о современных ракетных кораблях класса эсминец и фрегат. Вот эти корабли нам просто необходимы, и если закрытие этих проектов это действительно правда, то совсем непонятно, о чём думает наше Министерство Обороны!!!

        Фрегаты проекта 22350 пусть и не крупной серией, но строятся у нас, на днях заложат два новых фрегата проекта 22350 с увеличенным боекомплектом до 24 КР. Эсминец проекта 22350М, в связи с его неготовностью (проекта) и ещё не разработанных таких ключевых элементов, как двигатели, закладывать на данный момент времени нецелесообразно. Проект Лидер - это атомный крейсер, которые сейчас уже никто в мире не строит, поэтому решение по нему верное.
        1. 123
          +2
          21 апреля 2020 18:39
          Проект Лидер - это атомный крейсер, которые сейчас уже никто в мире не строит, поэтому решение по нему верное.

          Вы меня, конечно, простите, но обосновывать отсутствие необходимости в корабле с формулировкой "сейчас уже никто в мире не строит" мне не кажется обдуманным.
          Начинать его строить прямо сейчас, естественно, никто не будет, судостроительная промышленность просто не готова. Полагаю, к проекту вернутся через несколько лет, когда будет отлажено серийное производство 22350М.
      2. +1
        4 мая 2020 16:14
        Ну как бы и вы правы...про авианосцы, но как где-то писали - "Флот без крыльев - утопленник". Нам тоже за "железным занавесом" не отсидеться. Надо быть в Океане, не будем мы, будут "партнеры". А там без него наши партнеры, будут над нами просто посмеиваться. А в случае чего, просто утопят. Кроме того, лет через 5-7 у нас будут новые типы кораблей, которые никогда не были в составе нашего флота - УДК. Надо учиться и с ними работать, опыт приобретать. А для них экипажи где-то готовить надо, вместе со штатом палубных вертолетов, а может и СВВП и т.д и т.п. А у нас есть Кузнецов. Конечно, его любят ругать бесконечно как АВ, только он-то рождался, как ТАВКР Тбилиси. По сути, им и остался, как бы мы ни старались воткнуть в него невтыкаемое. В частности, прекрасный во всех отношениях самолет Су-33, не может с него взлететь с максимальной своей нагрузкой в 33 тонны, из них 6,5 тонн бомб. И летал он в Сирии с двумя бомбами ФАБ-500. Кузнецов для него слишком маленький. Может, даже Нимитцы для него тоже маленькие, но там хоть катапульты. Не авианосный он самолет. Зато есть полк Миг-29К. Который взлетает с 4-мя ракетами ВВ почти на стопе корабля. Вот и надо его использовать, как экспедиционный универсальный авианосец, как уже где-то кто-то писал. Посади на него полк истребителей, к нему звено Катранов, звено Ка-29, звено Ка-31 и в моря. Пусть у нас будет ОДНА такая группа, это все-равно лучше, когда ЕЕ НЕТ! Эскорт уже у нас имеется, не много, но есть. 4 крейсера, 5 фрегатов, 8 БПК, 6 корветов. По штуке каждого типа, на которых будет базироваться эскадрилья ПЛО, флот спокойно может выделить в эскорт Экспедиционной эскадры. И пусть он эти 5-7 лет отрабатывает всю новую авианосную технику, включая беспилотные "Орионы", которые сутки могут быть... ну там, где надо. То есть, от ударных задач АВ надо отказаться, поскольку они невыполнимы. При современных радиусах ЗРК с АСУ ПВО Эгида, 300-400 км у нас был бы аргумент в лице ПКР "Оникс" с дальностью 500-600 км, а у нас ни один самолет ее с палубы поднять не может. Ну и не надо, если что, они будут на кораблях эскорта. Нам бы главное, иметь зонтик ПВО, радиусом так км 1000, что Миг-29К обеспечить может.
  2. 0
    20 апреля 2020 14:39
    Никто и не сомневался.
    Все эти проекты показуха и чтоб проектировщики не совсем разленились.
  3. +3
    20 апреля 2020 14:52
    У нас научные суда строятся чуть ли не десять лет. Поэтому, это скорей жадность или предательство? На такой корабль деньги можно было и найти. Тем более 100 млрд руб - это же не в год!
    1. +1
      20 апреля 2020 21:05
      Цитата: сталевар
      У нас научные суда строятся чуть ли не десять лет. Поэтому, это скорей жадность или предательство? На такой корабль деньги можно было и найти. Тем более 100 млрд руб - это же не в год!

      Да дело не в деньгах. Дело пока что в технической неготовности начать строить проект, ещё не всё под него разработано.
  4. -3
    20 апреля 2020 20:41
    Почитаешь такого автора - и понимаешь, что он чуть ли не в генштабе служит! laughing
    1. -2
      21 апреля 2020 18:48
      Если вы не в курсе, работа журналистов состоит в сборе, обработке и анализе информации.
  5. -1
    20 апреля 2020 20:59
    В общем, дальние океанские просторы нашему ВМФ еще долго не светят.

    Серьезно, а как же подводные крейсера ВМФ РФ, несущие дежурство на дальних океанских просторах? И имеющиеся надводные корабли вполне себе проходят через пролив Ла-Манш в ту же Сирию.

    Больше вопросов вызывает «слив» проекта 22350М. Это модернизированная версия уже построенного «Адмирала Горшкова» с увеличенным водоизмещением и боекомплектом.

    Никакого слива нет, просто закладывать пока нечего. Военные не до конца выработали требования к эсминцу 22350М (около 7000 водоизмещение), к тому же он заметно крупнее 22350 и нужно под него разрабатывать новые двигатели, вероятнее всего, с нуля, а это опять же время. Или вы хотите, чтобы корпуса простаивали без движков на стапелях, парализовав работу верфей?

    загвоздка по-прежнему заключается в двигателях, проблема с которыми возникла из-за разрыва промышленной кооперации с Украиной.

    В России освоили производство теперь уже полностью отечественных движков для 22350, но сотрудничество с Украиной никогда не касалось проекта 22350М, собственно, его в те времена ещё и не было (проекта), так что Украина тут не при чём. Тут с нуля надо разработать движки. Опыт уже есть по примеру проекта движков для 22350, осталось подождать создания двигателей для 22350М.
  6. +3
    20 апреля 2020 21:42
    Что до эсминцев, авианосцев и крейсеров с ядерной силовой установкой, то против них играет не только высокая цена, но и более низкая живучесть в бою такого корабля, по сравнению с крейсером оснащенным газовыми турбинами... Кроме того, кораблям с ядерными силовыми установками международными соглашениями закрыт вход в Черное и Балтийские моря, а РФ нужны серийные корабли, так как только это сделает их постройку и содержание и проще, и дешевле, и позволит перебрасывать их на любой флот, при необходимости... Отказываться же от постройки кораблей 1 и 2 рангов совсем глупо и к добру не приведет...
    1. 0
      20 апреля 2020 21:50
      Отказываться же от постройки кораблей 1 и 2 рангов совсем глупо и к добру не приведет...

      Согласен. Но имеем то, что имеем. Надежда на проекты эсминца 22350М и фрегата (уже отработанный) 22350.
      1. +3
        20 апреля 2020 21:54
        Фактически фрегаты 22350М уже строятся с 2019 года, так как последние два заложенных корабля будут иметь уже 24 пусковых установки под ПКР, а не 16, как на Горшкове и ранее заложенных...Тут вопрос в том, что как бы ни был хорош фрегат, он не сможет тащить на себе боезапас крейсера, иметь ту же дальность и мореходность... Нужны хотя бы новые эсминцы... пусть не атомные, а с газовыми турбинами, но эсминцы...
        1. +2
          20 апреля 2020 22:00
          22350М - это эсминцы водоизмещением около 7000 тонн. Примерно такое же водоизмещение у американских эсминцев Арли Берк и у британских эсминцев Даринг. 22350М заметно крупнее фрегатов 22350 и боекомплект у него больше. Строятся же усовершенствованные фрегаты второй серии 22350 с 24 КР (у первой серии по 16 КР), но это не эсминцы.
          1. +3
            20 апреля 2020 22:09
            Понятно, что это не эсминцы, а модернизированные фрегаты... О том и речь, что вероятнее всего, нужно возвращаться к чему-то типа первоначального газотурбинного проекта эсминца типа 21956 в 9000 тонн, разумеется, с учетом современных технологий и вооружений.
  7. -3
    21 апреля 2020 00:06
    Скорее всего, дело просто в политике. Ситуация меняется стремительно, на глазах. США больше не будут стремиться к гегемонии по всему миру. Поэтому АУГ либо станут на прикол, либо пойдут на металлолом. Никаких глобальных войн не будет. Содержать армады огромных кораблей денег ни у кого не будет.
    США замкнётся в своём регионе, по доктрине Монро. Им и там забот хватит.
    И вообще, в ближайшее время державы будут заниматься переговорами об устройстве мира. После этих переговоров достигнутые договорённости будут соблюдаться лет 30 как минимум. Так что, гигантомания - в прошлом. Они уже сейчас не могут у России Венесуэлу отобрать.
  8. -7
    21 апреля 2020 18:28
    100 млрд за штуку: Российский флот не потянул эсминец «Лидер»

    laughing good drinks Редакции респект! За креативность обязательного преподнесения материала про "Лидер" можно было до кучи и про "Ламантин" и прочую уря фигню. laughing Пора премию про эту невероятно патриотичную новость обязательно печатающим в СМИ присуждать! Я за вас! drinks
    1. -6
      21 апреля 2020 21:01
      Онлайн
      Наблюдатель2014 19 апреля 2020 01:46

      Что-то давно про будущих горОзяк морей не было статей. "Лидер" и "Ламантин". laughing Цикличность времени никто не отменял! am Время подошло! Пора выдавать в эфир. Не забывайте!

      Дожил! Уже не просто вангую! А графокалиостриничаю! wassat laughing