Китайская железная дорога обходит Россию

15

Пекин продолжает наращивать свое влияние на постсоветском пространстве. Спустя два десятилетия согласований и проволочек активизировался проект строительства железнодорожной магистрали «Китай – Киргизия – Узбекистан». Данная инициатива Поднебесной вызывает к себе весьма неоднозначное отношение.

В целом, проект вписывается в общую концепцию «Один пояс – один путь». Китайское руководство совершенно справедливо опасается, что в случае осложнения отношений с Вашингтоном его морская торговля будет блокирована, поэтому выстраивает альтернативные сухопутные маршруты к основным рынкам сбыта. Кратчайший железнодорожный путь в Европу из КНР лежит через территорию Казахстана и России. Основной проблемой является относительно невысокая пропускная способность БАМа и скорость передвижения грузов.



Решить ее, по идее, должна альтернативная магистраль через Киргизию и Узбекистан дальше в Туркмению, Иран, Афганистан и Турцию с выходом на Европу. Путь неблизкий, и есть проблемы с некоторыми транзитерами. Например, власти Киргизии были против перехода на более узкую железнодорожную колею от советского стандарта. Взамен китайские лоббисты обещали Бишкеку гарантированный доход от перевалки грузов в размере 200 миллионов долларов в год. Однако общая экономическая целесообразность данного маршрута в обход Казахстана и России вызывает сомнения. Так, эксперт по вопросам инфраструктуры Центральной Азии Кубат Рахимов поясняет:

Ни о каком трансконтинентальном железнодорожном транзите из Китая в Европу через Кыргызстан речи быть не может. Вдумайтесь, на маршруте будет восемь госграниц, две процедуры смены колесных пар: сначала на кыргызско-китайской границе, а затем на туркменско-иранской, и еще две паромные переправы в Турции через озеро Ван и через Босфорский пролив.


Действительно, получается очень длинное логистическое плечо и масса накладных расходов, которые сделают перевозимые товары если не «золотыми», то «серебряными». При этом, как отмечает эксперт, соседний Казахстан в состоянии вставить палки в колеса конкурирующему проекту, просто снизив тарифы на транзит по собственной железнодорожной сети. Так просто Нур-Султан свои позиции сдавать не будет. На первый взгляд, вместо «Нового Шелкового Пути» получается нечто невразумительное. Но есть и иные объяснения данной инициативе.

Во-первых, железная дорога – это «проекция экономической экспансии», как в свое время было при освоении просторов Америки и русской Сибири. Строить магистраль будет китайская компания. Озвучивалась идея, что взамен в Киргизии Пекину будут предоставлены территория и ресурсы страны для их разработки на ближайшие 50 лет. Данная информация уже вызвала возмущение среди местного населения и ряда независимых экспертов. Если железная дорога будет использоваться не столько для транзита в ЕС, сколько для вывоза сырья из стран, через которые она пройдет, это может многое объяснить.

Во-вторых, сложно не увидеть ее военного назначения. На фоне обострения отношений с США, Пекин явно не против «прорубить окно» в Иран. И КНР, и Исламская Республика могут быть легко заблокированы с моря американским военным флотом, поэтому возможность обзавестись сухопутной надежной связью межу ними дорогого стоит. В прошлом году сообщалось, что Пекин инвестировал в иранский нефтегазовый сектор 280 миллиардов долларов, а еще 120 миллиардов намерен вложить в его транспортную инфраструктуру.

Помешать Китаю в его проектах Россия не может. Нашей стране остается наблюдать, как китайцы наращивают экспансию на постсоветском пространстве. Более того, в прошлом году Москва сама выделила 200 миллионов рублей на технико-экономическое обоснование маршрута магистрали, который должен был учесть интересы и Пекина, и Бишкека. Такая вот геополитика.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

15 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -5
    26 июня 2020 11:25
    Дорогу Китай построить не может... Россия в этом помешать не может, но все пропало))) С прогнозами по нефти облажался, теперь на китайцев ванговать принялся... "эксперд" кухонный.
    1. +3
      26 июня 2020 12:39
      Цитата: Сергей Токарев
      с прогнозами по нефти облажался, теперь на китайцев ванговать принялся... "эксперд" кухонный.

      Опа, а где это я облажался? Вы в своем уме вообще? Все получилось именно так, как я и написал.
      У вас "путиноз головного мозга", что ли?
      1. +2
        26 июня 2020 15:56
        США процветают, арабы победили, Россия в з...?
      2. 123
        +1
        26 июня 2020 19:00
        Опа, а где это я облажался? Вы в своем уме вообще? Все получилось именно так, как я и написал.

        Давно от вас хвалебной оды победившим в нефтяной войне США и саудитам не было. yes В США, если что, бурят на 63% меньше, чем в прошлом году, добыча апрель-май по 5% снижалась.

        https://www.federalreserve.gov/releases/g17/Current/default.htm
      3. +5
        26 июня 2020 23:26
        Сергей, китайцы на нас свои ракеты, во всяком случае пока, не направляют, а экспансия США, на постсоветском пространстве, с развернутыми на границах РФ американскими вооружениями уже имеется и янки уже не стесняются называть РФ врагом... Вот этого и стоит опасаться сегодня.
  2. -1
    26 июня 2020 11:50
    Как раз на ВО ссылка на статью "Грозин пояснил, почему при СССР не хотели развивать Киргизию и Таджикистан".
    Пекин наращивает влияние везде, куда дотянется. Дорога + ископаемые + торговля +

    ....Москва сама выделила 200 миллионов рублей на технико-экономическое обоснование маршрута магистрали.

    Пора в школе китайский вводить, но увы, увы...
  3. 0
    26 июня 2020 11:58
    Бредятина! Китайцы умеют считать деньги, и Россия самый надёжный партнёр Китая на Западном направлении! И самый ближний путь в Европу именно через Россию!
  4. 0
    26 июня 2020 12:29
    Нашей стране остается наблюдать, как китайцы наращивают экспансию на постсоветском пространстве. Более того, в прошлом году Москва сама выделила 200 миллионов рублей на технико-экономическое обоснование маршрута магистрали, который должен был учесть интересы и Пекина, и Бишкека. Такая вот геополитика.

    - Да, такая вот холуйская, угодливая к Китаю и предательская к собственным интересам политика... - Эти 200 млн Россия лучше бы потратила на строительство жилья для погорельцев и потерявших своё жильё при многочисленных наводнениях россиян; а так же для тех, кто живёт в ветхих аварийных домах в России... - Но для России главное ...- это в первую очередь сделать по максимуму всё то, что выгодно Китаю... - Это стало просто "национальной идеей" для России...
    - В теме :

    FT: Москва уже платит высокую цену за дружбу с Пекином

    - Лично Я уже высказалась по этому поводу... - Это просто трагедия для России ...- во всём угождать и пресмыкаться перед Китаем...
    1. -2
      26 июня 2020 15:58
      А Россия обязана без страховки всех погорельцев спасать? Может, из вашей пенсии вычесть стоимость домика???
      1. 0
        26 июня 2020 16:39
        ...а Россия обязана без страховки всех погорельцев спасать? Может, из вашей пенсии вычесть стоимость домика???

        - Вы прикидываетесь или реально не понимаете, что речь идёт о людях, которые потеряли жильё при массовых пожарах, что были с большим трудом ликвидированы в прошлом году... - Слышали про такое???
        - Чего вы тут...тут ёрничаете и ломаете комедию...??? -Такой "храбрый"...и "отважный"... - Вот идите и перед теми "погорельцами" валяйте ..- комедию и ..."непонимающего" из себя изображайте... - если смелости хватит...
        - Надо же...ещё он...- Сергей Токарев (Сергей Токарев)... - как порядочный...
        - А как бы сам сейчас взвыл бы, когда попал бы в ту ситуацию..???- Когда и дома сгорели, и скот сгорел, и автотехника вся сгорела, и всё нажитое имущество прахом пошло... - даже земля выгорела... - Съезди и посмотри на эти пепелища... - они никуда не делись...
        - А то ломает тут... ваньку... - "храбрец"..
        1. 0
          27 июня 2020 20:29
          И что ты мне тут вчесываешь? Читать не умеешь??? На случай пожара есть страховка, а не обязанность государства. Дали - хорошо, а могли и не давать. Кто поджёг, с того компенсацию и спрашивай. Погорельцев каждый год тысячи и что - каждому за непогашенный окурок и гнилую проводку будут новое жилье выдавать? Расскажи американцам, что им государство после урагана должно новое жилье выдавать... на жалость она давит. Твои погорельцы потом будут еще нос воротить от нового жилья... не те обои, не те окна, и т.д.
  5. +3
    26 июня 2020 16:24
    У узкоглазых денег девать некуда, вот и строят пути-дороги, надеясь, какая-то либо выстрелит, либо будет подмогой в случае форс-мажора, тем более, строят своими силами, т.е средства возвращаются, и овцы целы, и волки сыты.
    Нам взваливать на наши ж/д пути весь трафик товарищей, может быть, не совсем оправданно, вот и не договорились. Откроют Северный морской путь, тогда будет о чем дальше договариваться.
    Транзитные пути через Россию самые короткие и дешевые, но только должны быть на наших условиях.
  6. +3
    27 июня 2020 13:04
    Киргизия - сплошные горы, значит, десятки километров тоннелей и космические объёмы выема скального грунта. И граничит она с Уйгурией, в которую от ханьцев ведёт одна-единственная железная дорога.
    Причём одна железная дорога уже есть - через Дружбу в Казахстан, с выходом в Узбекистан-Туркмению-Иран. Тоже не подарок, однопутка в сплошной пустыне. Перевести её на двухпутку, модернизировать Турксиб (от Алма-Аты до Ташкента уже двухпутка). И что в результате? Гнать товар через уйгуров, казахов, узбеков, или через русских - сразу к столицам Европы.
    Ничего не будет. Что надо срочно - через русских. Что несрочно на север - СМП, что неспешно на юг - через Суэц. Без всяких космических кап. вложений.
  7. Так что страшного-то? Неужели чайны должны жел.дорогу в Узбекистан строить через Рязань?
  8. +1
    1 июля 2020 07:36
    Самый надежный, выгодный и безопасный путь в ЕС для Китая - через РФ.
    По российской колее. Но, нужна ли РФ такая нагрузка на ж/д и экологию?