«Суэцкий инцидент» показал, что без Китая России Севморпуть не освоить

16

Итак, «суэцкий инцидент» практически исчерпан. Почти неделя понадобилась Египту на то, чтобы откупорить важнейшую транспортную водную артерию, через которую идет 13% мировой торговли. По подсчетам одной известной страховой компании, мировой экономике за эти несколько дней мог быть нанесен ущерб в размере от 6 до 10 миллиардов долларов. Какие же из этого ЧП будут сделаны выводы?

Первое, о чем хотелось бы поговорить, это то, как в дальнейшем изменится режим работы Суэцкого канала. Вполне очевидно, что больше в него гигантов, подобных контейнеровозу Ever Given, уже не пустят. К самому каналу у перевозчиков претензий нет. Проблемой стали огромные габариты судна, помноженные на человеческий фактор. Результатом ошибки капитана стало перекрытие важнейшего торгового пути и целая очередь из других контейнеровозов и танкеров. Исключительные размеры корабля также помешали его оперативно стащить с мели и деблокировать водную артерию. К слову, Египет намерен взыскать причиненный ущерб с компании, которой принадлежит контейнеровоз.

Прямым следствием данной ситуации будет неуклонный рост стоимости морских перевозок. Этот рынок поделен между 5-6 мощными транспортными компаниями, в интересах которых и было наклепать подобных гигантов, способных за раз перевезти до 20 тысяч контейнеров. Во время блокады перевозчики одновременно вздернули вверх цены на свои услуги почти в четыре раза! Стоимость доставки одного 12-метрового контейнера из Азии в Европу выросла до 8 тысяч долларов. Примечательно то, что это коснулось всех направлений, даже тех, что не были связаны с транзитом через Суэцкий канал. Стоимость фрахта танкера класса Suezmax на перевозку 1 миллиона тонн нефти теперь стоит 17 тысяч долларов в сутки. И это по водному маршруту из стран ближнего Востока в Азию. Если гигантские контейнеровозы того же класса, что и Ever Given, будут ходить отныне не через Суэцкий канал, а в обход африканского континента, то можно представить, насколько возрастут накладные расходы заказчиков, а с ними – стоимость перевозимой потребителям продукции. Вот такие круги по воде уже пустил «суэцкий инцидент».



Третий вопрос, которого хотелось бы коснуться в рамках данного обзора, это перспективы нашего Северного морского пути как альтернативы Суэцкому каналу. «На бумаге» он выглядит более предпочтительным из-за меньшего расстояния между Европой и Азией, полярные льды тают, а нам приятно, что большая часть береговой линии Северного Ледовитого океана приходится на долю России. Однако есть ряд «узких мест», которые не так просто решить в одночасье.

Во-первых, в отличие от обжитого Суэцкого канала, на Севморпути нет развитой инфраструктуры, кроме одного глубоководного незамерзающего порта Мурманска. Торговые суда должны иметь возможность где-то пришвартоваться, заправиться, пополнить запасы топлива, при необходимости получить ремонт и т.д.

Во-вторых, по Северному морскому пути пройдет не всякое судно. Для начала, оно должно быть ледового класса, но это далеко не все требования к нему. Существенные ограничения на габариты и водоизмещение судов дают относительно небольшие глубины проливов. Необходимо или провести углубление морского дна в «узких местах», или начать массово строить суда, соответствующие реалиям Севморпути.

В-третьих, несмотря на таяние полярных льдов, ледовая обстановка на этой водной артерии очень сложная, и потому без сопровождения атомного ледокола не обойтись. Особенно это критично в зимний период. Стало быть, к стоимости перевозки заказчику необходимо будет добавить услуги лоцмана и ледокола.

Какие выводы можно сделать из данных выкладок? На сегодняшний день наш Северный морской путь не может составлять реальную конкуренцию Суэцкому каналу. Однако это не означает, что так будет всегда. Процесс расчистки полярных льдов безостановочно идет естественным путем. По количеству ледоколов Россия не имеет себе равных во всем мире. После ввода в строй суперледоколов класса «Лидер» им по силам будет проводка даже в зимний период, то есть, Северный морской путь станет функционировать не сезонно, а круглогодично. И это большой его плюс. Что касается береговой инфраструктуры и специализированных судов ледового класса, то тут все несколько сложнее. Все это стоит больших денег и строится достаточно дорого. Называются цифры до 100 миллиардов долларов. Сегодня подобные инвестиции России самостоятельно просто не по карману, потому перед нами есть два варианта: или отложить это дело до лучших времен, или начинать делать уже сейчас, но в партнерстве с другими странами.

С кем? Понятно, что с Китаем, откуда и идут через Суэцкий канал гигантские контейнеровозы. У Пекина есть и свободные средства для инвестирования в береговую инфраструктуру и углубление морских проливов при необходимости, и производственные мощности, где можно быстро наклепать нужное количество судов ледового класса. Он же и будет являться основным заказчиком контейнерных перевозок. Зачем ему вкладываться в этот инфраструктурный проект? Затем, что между Китаем и США начинается своя «Холодная война», и КНР нужны альтернативные маршруты доставки своих товаров на европейский рынок. Это принципиальный вопрос диверсификации рисков. Кто знает, что там случится в Суэцком канале в следующий раз? Какие-нибудь террористы взорвут бомбу на борту очередного контейнеровоза, и тот ляжет на дно, надолго намертво перегородив водный путь. Тут уже несколькими буксирами не отделаешься.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

16 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -10
    31 марта 2021 16:18
    Россия все бы могла освоить если не авантюризм во внутренней и внешней политике. Это ж надо так, страна имеет все что может дать природа и уже 10 лет не растут реальные доходы населения, а во вне нет ни одного искреннего дружественного государства.
    Прогресс есть только у пары тройки сотен семей приближенных к Путину.
    Уж что точно , но для Китая РФ ни когда не будет равным партнером. Это будет легко проверить по числу технологий что Китай передаст России. Или уже что то передал ?
    Процесс высасывания технологий из самой РФ Китай уже завершает. По космосу уже сами могут учить Россию.
    1. +3
      31 марта 2021 16:31
      Россия все бы могла освоить если не авантюризм во внутренней и внешней политике.

      я как твоего президента сейчас прочитал. А слева это батя, который горд за сына? У вас в семье первого лица идиллия, которая достойна вашей популяции)

      Эстонец - твои посты на этом форуме по жалости зашкаливают так же, как посты обиженных окраинцев - вы птицы одного полета - Сборы ветеранов СС надо проводить не только у вас, но и делегацию отправлять на Украину - что бы слились в едином экстазе - обиженные и сломленные

      1. -1
        2 апреля 2021 18:59
        Я не эстонец и к теме ваш пост ни какого отношения не имеет. Учите матчасть. Не мусорьте на форуме.
    2. Тебе сколько из Госдепа платят?
    3. 123
      +2
      31 марта 2021 19:02
      Россия все бы могла освоить если не авантюризм во внутренней и внешней политике. Это ж надо так, страна имеет все что может дать природа и уже 10 лет не растут реальные доходы населения, а во вне нет ни одного искреннего дружественного государства.

      Эстония могла бы быть больше и иметь что осваивать если бы не лень и безалаберность, а так остается сидеть на хуторе и завидовать просторам соседей. Что касается доходов.... Во первых нам гадят соседи, в том числе и европейские, а вы сидите на дотациях. Во вторых, раст доходов идет за счет печатного станка, к чему это приведет еще увидим.

      деньги печатаются в неимоверных количествах, это аукнется инфляцией

      https://rus.postimees.ee/7214056/rayvo-vare-dengi-pechatayutsya-v-neimovernyh-kolichestvah-eto-auknetsya-inflyaciey

      Что касается "искренней дружественности", в межгосударственных отношениях начинаем переходить к прагматичному подходу, как правило друзья вроде Эстонии стоят денег, на самом деле это содержанки.
      Теперь немного об искренности и дружественности внутри ЕС.

      Португалия, председательствующая в настоящее время в ЕС, предложила перераспределить 3 млн доз вакцины BioNTech/Pfizer среди государств с высокой заболеваемостью и низким уровнем вакцинации, в том числе 41 553 дозы предназначены для Эстонии.

      Вот так вот относятся к вам ваши "друзья", получается у вас высокий уровень заболеваемости, вакцинировано около 46 000 человек (2 укола), это по моему около 3% населения. И вот вам отправляют 40 000 доз, что интересно Хорватам 684 000, Латвии 376 000. Вам дают вакцины в 17 раз меньше, а ведь население Хорватии 4 млн.это всего в 3 раза больше чем у вас.
      У нас таких друзей принято сопровождать за хобот в музей laughing

      Предложение предусматривает распределение 2 857 060 доз в пользу Болгарии, Хорватии, Эстонии, Латвии и Словакии - все эти страны заказали мало вакцин BioNTech/Pfizer. Дозы будут распределены по странам следующим образом: 1 151 889 для Болгарии, 684 009 для Хорватии, 41 553 для Эстонии, 376 689 для Латвии и 602 921 для Словакии. Еще 142 940 доз предназначены для Чехии, чтобы помочь вакцинировать 45% населения.

      https://rus.postimees.ee/7214493/v-es-predlagayut-pereraspredelit-v-polzu-estonii-bolee-40-000-doz-vakciny-biontech-pfizer

      Прогресс есть только у пары тройки сотен семей приближенных к Путину.

      У вас по другому? Просто пара-тройка семей приближенных к Кальюлайд это почти половина Эстонии laughing

      Уж что точно , но для Китая РФ ни когда не будет равным партнером.
      Это будет легко проверить по числу технологий что Китай передаст России. Или уже что то передал ? Процесс высасывания технологий из самой РФ Китай уже завершает.

      Что значит равным? При чем тут торговый партнер и передача технологий? fool
      Получается что Россия передает технологии Китаю? Так они нам не ровня, а отсталые? Вы это имеете ввиду? Тогда довольно странно ожидать что они нам передадут технологии. В общем у вас завихрения в мозгу.

      По космосу уже сами могут учить Россию.

      Хуторяне рассуждающие о космосе это замечательно good Мечтайте о высоком laughing
      1. -2
        2 апреля 2021 19:08
        Цитата: 123
        Эстония могла бы быть больше и иметь что осваивать если бы не лень и безалаберность

        В наше время не размеры определяют успех , а качество. Эстония это качество. 2 эстонца делают столько сколько делают 3 россиянина.
        Япония меньше РФ в десятки раза, но не они на ваших подержанных машинах ездят.
        Эстония : группа риска 70% первая прививка. 16% все население. Как с этим в РФ ?
        Вы спешите с выводами . Все будем считать в след. году.
        1. 123
          +2
          2 апреля 2021 19:58
          В наше время не размеры определяют успех , а качество. Эстония это качество.

          Мал золотник да дорог, мал клоп ... ладно, поехали дальше lol Судя по всему скоро вы станете экстраклассными good Чего только неудачники не придумают, что оправдаться laughing

          2 эстонца делают столько сколько делают 3 россиянина.

          У вас в предложении слово "глупостей" пропущено winked

          Япония меньше РФ в десятки раза, но не они на ваших подержанных машинах ездят.



          Вариант с альтернативными субтитрами (присутствует ненормативная лексика):



          А если серьезно берут. За 2020 года ввезли новых иномарок около 200 тыс.
          https://www.autostat.ru/news/46858/

          Это примерно в 10 раз больше чем в "качественной" Эстонии
          При объеме продаж по России около 1,5 млн.
          https://auto.vercity.ru/statistics/sales/europe/russia/

          Причины? Дешево и сердито.
          https://rg.ru/2020/06/27/v-rossii-vvodiatsia-novye-ogranicheniia-na-vvoz-pravorulnyh-mashin.html

          Как научитесь делать лучше японцев пишите. Вы ведь еще меньше их, наверняка должны делать просто шедевры laughing

          Эстония : группа риска 70% первая прививка. 16% все население. Как с этим в РФ ?

          К вас откуда данные? По тем ссылкам что я оставлял, цифры несколько отличаются negative Да и дело если что не в них, а о

          искренней дружественности, в межгосударственных отношениях

          и вашей дружной европейской семье.

          Вы спешите с выводами . Все будем считать в след. году.

          Что считать собрались?
        2. +1
          2 апреля 2021 23:58
          Цитата: Владест
          Эстония : группа риска 70% первая прививка. 16% все население.

          Статистика вакцинации от COVID-19 в Эстонии
          На 01.04.21 в Эстонии:
          203 365 чел. (15.33% от населения) - привито хотя бы одним компонентом вакцины
          63 696 чел. (4.8% от населения) - полностью привито
          267 061 шт. - всего прививок сделано
  2. +2
    31 марта 2021 16:46
    Не исключено, что как когда-то СССР сделал Китай коммунистическим, так и Китай со временем повлияет на Россию в деле возвращения к правлению коммунистов. Но это могут быть уже другие коммунисты.
    1. -7
      31 марта 2021 17:45
      Кто бы Китай сделал коммунистическим. Китайцы могут повлиять на Россию в деле прихода к правлению китайцев в РФ.
      1. +1
        1 апреля 2021 11:54
        В Китае правит КПК. Они вполне могут поспособствовать правлению КПРФ в России. А народу в своём большинстве Советский Союз ближе, чем кап. Россия. Мирным путем опять на рельсы социализма с человеческим лицом. С помощью китайских лиц.
        1. 0
          1 апреля 2021 13:59
          Цитата: Буланов
          В Китае правит КПК.

          Есть ли в КПК что то коммунистическое кроме названия? Знает кто такой Лян Вэньгэнь? Член КПК с состоянием в 11 миллиардов, причем не юаней. В Китае сейчас самый натуральный дикий капитализм с минимальной соцзащитой. Социализм это прежде всего обобществление средств производства. Китайский госсектор вкладывает в ВВП менее 30%, для сравнения госсектор РФ оценивается в 70% ВВП. Да в РФ больше социализма чем в Китае.

          Цитата: Буланов
          Они вполне могут поспособствовать правлению КПРФ в России.

          Для китайцев с их тысячелетней цивилизацией, мир (поднебесье) управляется китайским императором (председателем), но некоторые дикари об этом не в курсе. И задача правителя Китая всячески просвещать этих дикарей, что бы до них дошло, кто истинный правитель поднебесья. Не думаю что в этом плане для них РФ является исключением.

          Цитата: Буланов
          А народу в своём большинстве Советский Союз ближе, чем кап. Россия.

          Это сильно спорно.

          Цитата: Буланов
          Мирным путем опять на рельсы социализма с человеческим лицом. С помощью китайских лиц.

          А можно Шведский социализм выбрать? А то китайский с человеческим лицом уж больно бесчеловечно выглядит.
  3. 0
    31 марта 2021 17:55
    Интерес к севморпути присутствует не только у КНР, Японии, Кореи, но и других государств.
    Судостроительный потенциал заинтересованных государств может поставить строительство судов любого класса на поток, и клепать как автомобили.
    Вопрос не в инфраструктуре, в правовой сфере. Если за её создание возьмётся международный консорциум, неизбежно встанет болезненный вопрос суверенитета РФ, а поступиться неизбежно придётся.
    1. +2
      1 апреля 2021 23:11
      Если за её создание возьмётся международный консорциум, неизбежно встанет болезненный вопрос суверенитета РФ, а поступиться неизбежно придётся.

      От нас обеспечение проводки судов и инфраструктура.(она уже есть)
      От вас суда для проводки и деньги.
      Без вариантов.
  4. Комментарий был удален.
  5. +1
    1 апреля 2021 23:03
    «Суэцкий инцидент» показал, что без Китая России Севморпуть не освоить.

    Россия спокойно осваивает Севморпуть.

    Автор опять пытается натянуть сову на глобус.

    Не так давно он утверждал, что России вообще надо бросить Арктику и срочно бежать осваивать Антарктиду.

    Теперь танцору Арктику без Китая не освоить.

    Следующий материал будет "А зачем России Сибирь без Китая"??? feel
  6. 0
    2 апреля 2021 10:09
    Цитата: Улисс
    Не так давно он утверждал, что России вообще надо бросить Арктику и срочно бежать осваивать Антарктиду.

    Я такого не утверждал, фантазер laughing