Канал «Евразия»: России нужно соединить Каспий с Азовским морем

32

Сегодня одной из самых серьезных опасностей для России является активная экспансия Турции на ее южных рубежах. «Султан» Реджэп Первый очевидно намерен в рамках пантюркистского проекта собрать вокруг себя все бывшие советские республики в Средней Азии и взять под свой контроль транзитные потоки из Китая в Европу, идущие через «Средний коридор». Угроза для нашей страны, сокрытая в данной инициативе, реальна и велика, поэтому необходимо представить альтернативный инфраструктурный проект, который прочно привязал бы среднеазиатские республики не к Анкаре, а к Москве. И такой вариант у нас имеется.

Ключевая точка в неоосманских амбициях Турции – это Каспий, через который должны пойти транзитные грузопотоки, а по его дну пролягут трубопроводы. Главной целью участия Анкары в конфликте в Нагорном Карабахе на стороне Азербайджана было получение сухопутного транспортного коридора через армянскую территорию к своему ближайшему союзнику и выход на Каспийский берег. Но как раз здесь Москва в состоянии поставить ей подножку. В изменившихся геополитических условиях новую жизнь может получить проект судоходного канала «Евразия», который должен соединить Каспийское море и Азовско-Черноморский бассейн.



На самом деле, эти две акватории уже соединены Волго-Донским каналом, но его пропускная способность крайне мала. Из-за небольших глубин проходящие по нему суда существенно ограничены по водоизмещению, а то и вовсе вынуждены идти загруженными лишь наполовину. Максимально разрешенная грузоподъемность на нем составляет 7 тысяч тонн. В 2007 году поднимался вопрос о строительстве второй его ветки, что увеличило бы совокупную пропускную способность с 16,5 до 30 миллионов тонн в год, но дальше разговоров дело не пошло. Что же предлагается сделать в качестве альтернативы?

Идея соединить каналом воды Каспийского и Азовского морей возникла еще в 30-е годы прошлого столетия, и даже начались работы, но остановила их Великая Отечественная война. Вновь вернулись к ней в 2007 году, а два года спустя было выделено финансирование на изыскательские работы. Китайские специалисты со своей стороны считают строительство канала «Евразия» проектом средней сложности. Причем тут они, мы подробнее скажем чуть позже. В конце нулевых годов судоходный канал между Каспием и Азовом считался региональным «междусобойчиком» вокруг добычи и экспорта углеводородов, в котором больше всего были заинтересованы Казахстан и Туркменистан. Он им требовался для удобного выхода на внешние рынки, а также России, которая смогла бы зарабатывать на транзите через свою территорию. Но все уперлось в деньги: подсчитано было, что строительство обошлось бы в сумму порядка полутриллиона рублей. Желающих столько вложиться как-то не находилось. Однако теперь многое изменилось.

Во-первых, Китай заключил стратегическое партнерство с Ираном сроком на 25 лет. В обмен на поставки нефти с дисконтом Пекин предоставит Тегерану инвестиции на сумму в 400 миллиардов долларов. Данное сотрудничество будет носить всеобъемлющий и долгосрочный характер.

Во-вторых, «суэцкий инцидент» наглядно продемонстрировал необходимость иметь некие альтернативы этому популярному водному маршруту. По сути дела, экономический союз Пекина и Тегерана дает жизнь китайско-иранскому транспортному коридору, в котором найдется место и России. При этом речь идет уже не только о поставках углеводородов, но и о контейнерных перевозках. Напомним, что Иран недавно публично выразил готовность присоединиться к Евразийскому экономическому союзу.

И тут мы снова возвращаемся на Каспийское море, которое является точкой пересечения и «Среднего коридора», что активно пытается оседлать Турция, и международного транспортного коридора «Север-Юг», идущего от Индийского океана через Иран и Россию в страны Северной Европы. На каспийском побережье у нас строится порт Лагань, мощность которого по перевалке зерна и контейнеров должна составлять 12,5 миллиона тонн в год. Большой интерес к возможностям по его расширению уже проявили китайские и иранские инвесторы. Данный порт должен стать ключевым звеном в реализации проекта «Евразия», который в перспективе сможет отобрать часть грузопотоков у Суэцкого канала. Подсчитано, что к 2030 году их объем должен составить 20-25 миллионов тонн, а к 2050 году – от 34 до 44 миллионов тонн. За счет чего же будет достигаться такой прирост?

Дело в том, что по новому каналу смогут ходить суда гораздо большего водоизмещения, чем по Волго-Донскому, повышая рентабельность перевозок. Предполагается, что это будут суда с грузоподъемностью от 10 до 28,5 тысячи тонн, а также специально спроектированные для «Евразии» суда, достигающие грузоподъемности в 50 тысяч тонн. Большим преимуществом нового канала станет то, что навигация по нему составит 10-11 месяцев в году против 7-9 на речном Волго-Донском.

Обобщая сказанное, мы приходим к выводу, что новый судоходный канал между Каспийским и Азовским морями способен дать большой положительный геополитический эффект в макрорегионе. Китай получит дополнительное окно в Европу в обход Турции, которая является союзницей США по НАТО, о чем в Пекине предпочитают не забывать, а также углубит интеграцию с Ираном. Дополнительные транзитные потоки пойдут через территорию России, пополняя ее федеральный бюджет. Появится базис для реального присоединения Исламской Республики к Евразийскому союзу. Что еще важнее, Москва сможет экономически плотнее привязать к себе соседний Казахстан и другие среднеазиатские республики, снизив эффект пантюркистского влияния Анкары. Все-таки, политику определяет экономика.

Да, строительство подобного инфраструктурного проекта потребует огромных инвестиций и займет значительное время. Также имеются определенные экологические риски. Однако потенциал «Евразии» столь велик, что данный судоходный канал целесообразно строить в рамках международного консорциума, в котором должны поучаствовать все заинтересованные стороны.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

32 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    9 апреля 2021 13:08
    Перспективы судоходного канала "Евразия", в случае его реализации, заманчивы! good
    И, действительно, в таком канале возможно будет применять, специально для него спроектированные, суда повышенной грузоподьёмности.

    А "зазвездившийся" неоосманский "султан"-то такое...

    хочешь насмешить Бога-расскажи ему о своих планах!

    Как писал наш русский классик литературы( цитирую по памяти, саму суть): "...человек смертен,...неожиданно смертен!", а за этим турком уже столько "делов", столько "делов" тянется-мама не горюй...закон кармы ещё никто не отменял! winked
    ИМХО
  2. +1
    9 апреля 2021 15:10
    на вашей карте темненькая полоса вдоль кавказа там и проходило соединение не так давно
    1. -1
      9 апреля 2021 15:13
      чего-чего?? laughing
  3. -1
    9 апреля 2021 18:44
    Посмотрел на карте, где это все.
    Турция... Которой здесь без конца пугают..И Каспий....

    Вобщем, дураков надеюсь нет 15 мильярдов баксов в трубу выбрасывать...
  4. +1
    9 апреля 2021 19:19
    Не вижу никакого смысла копать новый канал, нужно расширять Волгодонский...
  5. -11
    9 апреля 2021 23:07
    Этого "НУЖНО" столько копится. Осталось только сделать. Один Путин за 20 лет столько наобещал.. А что сделал ?
    1. +7
      10 апреля 2021 00:58
      Цитата: Владест
      Этого "НУЖНО" столько копится. Осталось только сделать. Один Путин за 20 лет столько наобещал.. А что сделал ?

      Батюшки! Опять этот представитель "прибалтийских мосек" вякает. laughing
      То, что сделал Путин мы знаем, где он "обхезался" на поприще внутренних российских реформ - мы тоже знаем!
      Вот , Вы то что, со "свиным рылом да в калашный ряд"!? (пог) laughing
      1. -3
        10 апреля 2021 15:41
        Цитата: kapitan92
        Батюшки! Опять этот представитель "прибалтийских мосек"

        Прежде чем обращаться над представляться . Вы то чей представитель ? Дипломат нашелся.
        Гоп говорят когда перепрыгнут. Такое выражение знакомо ? Или ты не русский ?
        1. +1
          10 апреля 2021 19:53
          Цитата: Владест
          Гоп говорят когда перепрыгнут. Такое выражение знакомо ? Или ты не русский ?

          laughing
          "Не говори гоп пока не перепрыгнешь." Именно так звучит это выражение!
          Вынужден напомнить представителю европейской интеллигенции, что на брудершафт мы не пили.
          Держите себя в руках, товариСч! hi
          1. -2
            11 апреля 2021 13:49
            Так вот и вернемся в начало Сперва перепрыгни , а потом гоп. Завтраками от вас сыты по ГОРЛО.
            1. +2
              11 апреля 2021 14:02
              Цитата: Владест
              Так вот и вернемся в начало Сперва перепрыгни , а потом гоп


              Попрыгунчики! laughing

              Цитата: Владест
              Завтраками от вас сыты по ГОРЛО.

              А в дороге в светлое европейское будущее с кружевными трусиками, вас никто кормить не обещал. laughing
    2. +4
      10 апреля 2021 18:54
      В.В.Путин очень много сделал, и ещё больше сделает для России. Только не надо ему мешать.За всё время после И.В.Сталина, это самый грамотный и адекватный руководитель страны. В.В.Путин - патриот РОССИИ !
  6. +4
    10 апреля 2021 01:13
    Интересно, а автор знает, что уже есть такой канал и прорыт был еще во времена Сталина. Называется Волгодонский! Любой корабль может спокойно перейти из одного моря в другое. Я еще совсем молодым человеком был, когда яхту шаханшаха Ирана Махамеда Реза Пехлеви с Каспийского моря через Азовское, Черное и Средиземное перегнали в Италию на ремонт, а потом обратно. Или наши "географы" и "историки" от ЕГЭ, на разобравшись в теме хотят пролоббировать проект, чтобы очередное бабло попилить? Боюсь, что Путин географию знает и пилить бабло не придется. В любом случае углубить и расширить, как говаривал Горбачев, уже имеющийся канал дешевле в разы, чем строить совсем новый.
  7. -1
    10 апреля 2021 04:25
    на юге не хватает пресной воды и канал уменьшит еще запасы пресной воды.
  8. +3
    10 апреля 2021 09:42
    Цитата: Безразличный
    Интересно, а автор знает, что уже есть такой канал и прорыт был еще во времена Сталина. Называется Волгодонской! Любой корабль может спокойно перейти из одного моря в другое.

    А вы статью-то прочитали, прежде чем комментировать?
    Персонально для вас продублирую:

    На самом деле, эти две акватории уже соединены Волго-Донским каналом, но его пропускная способность крайне мала. Из-за небольших глубин проходящие по нему суда существенно ограничены по водоизмещению, а то и вовсе вынуждены идти загруженными лишь наполовину. Максимально разрешенная грузоподъемность на нем составляет 7 тысяч тонн.

    Это ответ на ваш коммент относительно "любого корабля". Ни фига не любой.

    Боюсь, что Путин географию знает и пилить бабло не придется

    laughing good
    Кто пилить-то будет? Кто у нас короли госзаказа и главные подрядчики всех мега-проектов?
    1. 0
      16 апреля 2021 16:57
      Цитата: Маржецкий
      Это ответ на ваш коммент относительно "любого корабля". Ни фига не любой.

      Как-то прошли мимо проблемы мелководья Азовского моря... А это ведь тоже в связке с проектом идет...
      Честно говоря, судя по прочитанной статье, пряников-печенюшек больше отхватят Китай-Казахстан-Туркмения-Иран, чем Россия...
      Вот и встает вопрос о долевом финансировании: кто и сколько ?
      А если говорить о какой-то военно-морской безопасности России, то особо и гонять-то нечего с КФ на ЧФ и обратно... hi
  9. -5
    10 апреля 2021 10:02
    Наша либерда лелеет этот проект. Ведь таким образом корабли НАТО могут спокойно заходить в Каспийское море. Даже Назарбаев под нажимом США пытался протолкнуть подобный проект, правда там из Чёрного моря в Каспийское нужно было канал рыть. Но смысл один, чтобы корабли НАТО были в Каспийском море.
  10. -6
    10 апреля 2021 11:44
    Идея хорошая, можно и канал волгадон как то использовать, но за 20 лет об этом молчат, почему?? Или немые или не выгодно, или не додумались. Пока В.В. у руля ничего не изменится.
  11. +1
    10 апреля 2021 16:44
    Лично мне кажется, что такой канал не нужен. Какие и как вы думаете товары пойдут из китая в иран? В тупик? Нам выгодно, чтобы севморпутем ходили или по транссибу ездили, а не через иран. Пророешь канал и спустишь в каспий все азовское море.
    1. +1
      10 апреля 2021 19:34
      Цитата: igor.igorev
      Ведь таким образом корабли НАТО могут спокойно заходить в Каспийское море.

      Вот те на? А кто их пустит то?
      1. 0
        19 апреля 2021 22:50
        Пока никто. А как будут развиваться события дальше никто не знает.
  12. 0
    10 апреля 2021 18:01
    Хорошая аналитическая статья. Надо думать, анализировать и реализовать оптимальный вариант.
  13. 0
    10 апреля 2021 18:25
    Зимой на волге навигация закрывается и практически только жд способна перевозить круглогодично. А вот прямой канал возможно будет как то к стати. Лишбы не перехватил инициативу . Неостались бы буз работы на волго-доне bully
  14. +1
    10 апреля 2021 19:32
    Цитата: Владест
    Один Путин за 20 лет столько наобещал.. А что сделал ?

    Есть такой сайт РУКСПЕРТ, так голова опухнет читать, что сделано за все время. По всем темам. Но это только для патриотов. Прочим не стоит волноваться.
  15. Комментарий был удален.
  16. +1
    10 апреля 2021 19:38
    Цитата: Смирнов Сергей
    Пророешь канал и спустишь в каспий все азовское море.

    Нда, наверное действительно глупцы обдумывали этот проект?
  17. 123
    +2
    10 апреля 2021 23:19
    Сомнительная затея. Если лаптями по карте мерять, то все просто и замечательно. На деле наверное все сложнее.
    1) Уровень Каспийского моря на 27-28 м ниже балтийского стандарта (уровня океана). Получаем гигантский переток воды с Азовского моря на Каспий, сколько уйдет под воду просто жуть, в том числе и те самые строящиеся порты. Соленость воды на Каспии колеблется, в среднем 11-14%, на Черном 17%, в Средиземном до 39%. Если все это придет в движение, последствия для экосистемы предсказать сложно.
    2) Не знаю кто продвигал проект в 2007 году, подозреваю Илюмжинов. Дело в том, что судя по рисунку на карте, маршрут проложен так, что бы максимально использовать территорию Калмыкии и там бурного сельского хозяйства не наблюдается, только ближе к Ростовской области, а там начинается самое интересное. В районе Маныча Пролетарское водохранилище и далее все идет по полям. Если там будет соленая вода, соответственно засоление почвы, ущерб для сельского хозяйства и экосистемы в целом предсказать не берусь. Тем более мелиорация там развита, без полива можно вырастить только верблюжью колючку.
    3) Это значит нужна система шлюзов и скорее всего в канале должна быть пресная вода. Полюс еще нужны дноуглубительные работы в мелководном Таганрогском заливе, там не более 4,9 м.

    В общем без новых подробностей проекта, я против no Давайте лучше пока через Иран канал строить, от Каспия до Оманского залива. Тут и китайские товарищи с инвестициям и консорциумы с консенсусами. Любой каприз laughing Посмотрим что из этого выходит, там поэкспериментируем, а потом посмотрим и решим. А пока будем заниматься реконструкцией Волго-Донского канала. На первое время хватит.
  18. 0
    13 апреля 2021 17:13
    ....и весь этот грузопоток упрется в узость черноморских проливов - или в порты не чрезмерно дружественных Болгарии, Румынии и Украины
    1. 0
      13 апреля 2021 17:50
      В 90-х получал иранские товары траками на плече Тегеран-Астара-Баку-Дербент-Москва. Закрыли наши транзит в связи с известными событиями, турки с подачи Ирана организовали паромы Самсунг-Новороссийск. Пошло, поехало, а потом они смекнули, а зачем наши траки в Москву через Стамбул и четыре страны ездят?
      Стали на паромы в первую очередь своих ставить... laughing
  19. 0
    13 апреля 2021 18:06
    Все это нереально осуществить в данных условиях. Впрочем и смысла нет. Нет такого мощного потока грузов по Волго-Каспийскому каналу. Даже существующая пропускная способность не востребована. Кроме своего зерна, немного нефтепродуктов и удобрений из Туркмении. Периодически еще слышится чушь про "круизы по Каспию", но кому они нужны. Пригоняли лайнер, "Мария Ермолова". Так и порезали бедную на металлолом.
  20. -1
    2 мая 2021 11:24
    да вы вообще охренели... уровень в Каспийском море на 28 метров ниже мирового океана! чё вы там соединять собрались? да вам голову оторвут все вместе взятые евразийцы.
  21. Комментарий был удален.
  22. 0
    21 мая 2021 12:42
    Азовское море мелководное.
    Если и копать, то сразу в Черное море, севернее Новороссийска, где гор нет.
    Расстояние примерно тоже.
  23. 0
    25 мая 2021 08:38
    России нужно соединить Каспий с Азовским морем

    Да, неплохо - Алгемба нашего времени. Но уже не тот масштаб, друзья мои, - не тот... Вот, если бы прорыть канал от Цимлянского водохранилища - через Кавказский хребет - в Армянское озеро Севан, - тут даже брежневский БАМ нервно курил бы в сторонке.