Казахстан берет курс на отказ от всего русского

37

В эпоху всеобщего переустройства каждая страна усиленно выбирает дальнейший путь развития. Кто-то вступает в новые союзы, кто-то строит моноэтнические государства, надеясь таким образом найти путь к процветанию. А кто-то меняет свою письменность, перечеркивая своё прошлое и надеясь начать жизнь своей страны с новой страницы. А, может, нужно просто жить, радуясь новому дню, данному Богом, без войны и лишений, с любовью к своему ближнему, какой бы он ни был национальности и цвета кожи?

Парламент Казахстана решил перевести все вывески, меню и указатели только на казахский язык. Русский будут оставлять лишь при необходимости. Законопроект уже прошел второе чтение. Часть казахского общества стало возмущать то, что многие казахстанцы в повседневной жизни отдают предпочтение русскому языку. Вот ушлые депутаты, чтобы поднять свой рейтинг, и пошли на такой шаг.



Что ж, это вполне укладывается во второй шаг казахских националистов после «языковых патрулей».

Все вывески, рекламные объявления, ценники, меню, указатели и другие объекты в Казахстане должны быть на казахском языке. На русском – при необходимости

– с таким заявлением выступил на заседании мажилиса член комитета по социально-культурному развитию парламента Казахстана Берик Абдыгалиулы.

Интересно, а на английском языке допускаются вывески? Я не зря вспомнил про английский язык. В стране–члене ОДКБ до сих пор работают несколько американских военных биолабораторий. По сути дела – это американские военные базы, напичканные по многим среднеазиатским и другим республикам вокруг России, в которых работают военные специалисты из Пентагона. Агентство по предотвращению угроз (DTRA) Департамента обороны США, отвечающее за исследования оружия массового поражения, открыло пять лабораторий при научных центрах Казахстана. Всего (DTRA) вложило в создание сети биологических лабораторий в Казахстане 400 млн долларов. Причем кроме местных специалистов, которых в условиях противостояния ОДКБ и НАТО вполне возможно назвать не лаборантами, а коллаборантами НАТО, в этих лабораториях проводят работы военнослужащие из Медицинского центра ВМФ США (Мэриленд), сотрудники Института микробиологии бундесвера (Мюнхен) и военных лабораторий в Портон-Дауне (Великобритания). В том самом Портон-Дауне, который находится в 20 минутах езды от дома Сергея Скрипаля в Солсбери.

Здесь спецы из Портон-Дауна отметились тем, что в 2013-м году в Казахстане в рамках проекта KZ-29 вместе со специалистами из ВМФ США проводили исследования Конго-Крымской геморрагической лихорадки (ККГЛ) и изучали распространение болезни клещами на юге Казахстана на базе «Центра особо опасных инфекций» в Алма-Ате. Не прошло и года с начала исследований, как в республике зафиксировали крупную вспышку именно этой болезни и именно на юге Казахстана, а переносчиками болезни стали клещи. Совпадение? А, может, эти лаборатории и на сознание казахстанцев тоже стали негативно воздействовать?

Возьмем лишь несколько возможных последствий такой инициативы по зажиму русского языка казахстанским парламентом.

Власти Казахстана стараются забыть русский язык, на котором пока свободно говорит и пишет 84% граждан и обучается 34,3% студентов. В результате этого население Казахстана становится неконкурентоспособным на просторах бывшего СССР, прежде всего из-за неконкурентоспособности казахского языка по сравнению с русским языком. Причем это отмечается не только в самой России, но и в других, даже соседних республиках. Вряд ли на казахском языке будут говорить даже в соседних Киргизии и Узбекистане, не говоря уже о Турции, которая зовет все Среднеазиатские республики к объединению под своим началом. Может быть, местное казахстанское население сможет в совершенстве изучить турецкий язык, чтобы конкурировать с турками в Турции? Вряд ли. Русский язык они забудут, а другие иностранные языки в достаточном объеме не выучат, за исключением, может быть, 10% населения. Для этого хватит пары поколений и всё, только в поле можно идти работать чернорабочим, урожай вручную собирать.

В Казахстане проживают около 3,4 млн русских – это почти 18,5% населения. Что будет с этими людьми? Даже если все они поголовно будут изучать казахский язык, то вряд ли будут также бегло говорить, а тем более писать на нем, как казахи. Значит, никакого карьерного роста и прозябание на задворках с низкой зарплатой. А в это время Сергей Кужугетович Шойгу собрался строить новые города в Сибири. Квартиры в новостройках будут выдавать всем приезжим. И почему бы этим 3,4 млн русских не переехать в эти сибирские города или на Дальний восток, который тоже собираются усиленно отстраивать? И тогда произойдет примерно то, что произошло в конце 18 века в Крыму, когда Екатерина Вторая выселила оттуда греков в Таганрог и Мариуполь, тем самым подорвав экономику Крымского ханства. Без ремесленников и трудолюбивых крестьян из греков ханство быстро пришло в упадок и было вынуждено присоединиться к Российской империи. А может в этом и есть тайный план Казахстанского мажилиса?

Ну и третий аспект – к 2025 году Казахстан должен перейти с кириллицы на латиницу. Назарбаев говорит о том, что латинским алфавитом пользуются все передовые страны мира, поэтому Казахстану целесообразно перейти на латиницу. Однако, самая передовая, кроме России, ближайшая страна у Казахстана – Китай, значит, по логике, нужно переходить на китайские иероглифы! Кстати, ни сам Китай, ни обе Кореи с Японией не горят желанием переходить на латинский алфавит.
А чем в конечном итоге может грозить Казахстану такой переход на латиницу?

Начнем с того, что в казахском кириллическом алфавите – 42 буквы, в новом алфавите на основе латинского письма – 32 буквы. И Кириллица сыграла огромную роль в становлении и развитии казахской письменности. И что станет со всем массивом знаний и литературы, накопленным за 20 век на Кириллице, когда через пару поколений в Казахстане забудут об этом алфавите? Сомневаюсь, что в эпоху современного капитализма казахи смогут напечатать такое же количество книг, что были изданы во времена СССР и за 30 лет независимости. Значит, будет разорвана связь поколений. А это равносильно забытию своих основ, своей истории. Кстати, те казахи, что проживают в в Астраханской, Оренбургской, Волгоградской, Омской, Новосибирской областях и ряде других регионов России, вряд ли будут пользоваться латинским новоязом и навсегда потеряют культурную связь с Казахстаном. А может сам Казахстан добровольно хочет потерять связь со своими соотечественниками, проживающими в России?

Сейчас в Средней Азии кириллическая письменность осталась в Таджикистане и Кыргызстане. В Узбекистане и Туркменистане давно используется латинский алфавит. Думается мне, что как раз у таджиков и киргизов и будет в будущем значительное преимущество в устройстве на работу на необъятных просторах богатой России. А казахи? Казахи выбирают другой путь – путь отказа от своей прежней литературы и письменности и от совместного будущего развития с Россией. Возможно, им со временем станет ближе Турция? Ведь усидеть на двух стульях, пребывая в ОДКБ и целиком взяв курс на сближение с членом НАТО Турцией, у казахов вряд ли получится. Придется выбирать. Или в Россию, с которой прожили вместе столько лет, или в Турцию, мечтающую возродить Османскую империю. Только сначала нужно вспомнить, как османы относились к казахам…
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

37 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    9 октября 2021 12:33
    В Таджикистане, в конце 80 годов принимали Закон о языке, обсуждением которого (тогда модное поветрие- обсуждение) проводилось в печати. Причиной перехода только на государственный язык- таджикский была одна. Русскоязычные специалисты ( любой национальности) были на голову выше местноязычных. Конкуренция русскоязычных врачей, учителей, была несравненно выше. И под сомнительным предлогом- "Как будет общаться врач, делающий хирургическую операцию пациенту, приехавшему из глубинки, коль они не знают общего языка?" не стоит ломаного гроша. Находящийся под наркозом больной не понимает никакого языка. А для врача болтовня только мешает. Это- только один пример того национального идиотизма, ходящего в кругах, близких к властным структурам, занимающейся этой галиматьёй.



    Моя статья в "Вечернем Душанбе" того времени. Хочется спросить словами незабвенного Н.В. Гоголя- " Ну, что, помогли тебе эти чёртовы ляхи?".... Результаты сказались почти немедленно, после принятия этого абсурда. Первых стали увольнять с работы как раз врачей и учителей. И это, как раз в республике, отстающей от общего положения в СССР по всем этим показателям.
    1. -4
      9 октября 2021 17:34


      Хочется спросить словами незабвенного Н.В. Гоголя- " Ну, что, помогли тебе эти чёртовы ляхи?".

      Не Гоголь сказал, а литературный герой Тарас Бульба.
      И не так сказал, а по-другому.
      Талант у вас пропадает, который примерно как у Гоголя.
      1. +5
        9 октября 2021 23:39
        Ленин указывал, что раздувание своих национальных вопросов является атрибутом - неотъемлемым свойством - классовой борьбы именно национальной буржуазии, отдельных её представителей за свою частную собственность, за свой личный капитал, за рынки сбыта своей продукции – за своё экономическое ГОСПОДСТВО, за свою персональную ВЛАСТЬ. И немалую роль в этом отношении играет ИСКУССТВЕННОЕ навязывание др. народам своего национального ЯЗЫКА. А именно.

        Благодаря навязыванию своего национального казахского языка др. народам в том же МНОГОнац. Казахстане в борьбу казахской национальной буржуазии за свой национальный суверенитет в стране автоматически на иррациональном, подсознательном уровне втягивается уже вся национализирующая нация, весь казахский народ. Что в многонац. государстве принимает асоциальный характер.
        При этом раздувание казахского национализма, какие бы частные формы оно не проявляло, в конечном счёте превращается в целом в борьбу национализирующих казахов за передел всей совокупной МНОГОнац. общественной собственности в стране в пользу только ОДНОЙ - данной казахской национализирующей нации.
        Это есть попытка представителей казахской национальности в многонац. гос-ве обогатиться за чужой счёт – за счёт представителей др. национальностей, исключив их из равноправного участия с ними в долевом разделе совокупной многонациональной собственности в стране, и прежде всего на средства производства и землю, уменьшив тем самым число людей, участвующих в разделе.
        Т.о., казахи в Казахстане с отменой русского языка просто грабят русских.

        Раздутый буржуазный национализм потому и отвратителен, что по сути своей является политикой ГРАБЕЖА одним народом всех др. народов. И крайне радикально асоциальным проявлением этого национализма является расизм, сопровождаемый режимом апартеида.
        1. +4
          10 октября 2021 11:59
          Вы правы, Татьяна.
          Есть ещё один фактор.
          Это неспособность России как то сформулировать свои геополитические цели на пост советском пространстве в сочетании с ее беспомощной внутренней политикой.
          Это не даёт возможности, и не рождает желания у геополитических игроков учесть в своих действиях фактор России.
          Что уж говорить об их уважении к её интересам.
          Наши Буревестники и Посейдоны, как Вы понимаете, здесь нам абсолютно бесполезны.
          Во внутренней политике Россия пока видит приятные сны, очевидные для всех, кроме её руководства.
          Хочу напомнить, что Казахстан, его внешняя граница, ПОКА является удалённым рубежом защиты России от ракетного нападения, увеличивая возможное подлетное время ракет.
    2. -2
      10 октября 2021 05:11
      И под сомнительным предлогом- "Как будет общаться врач, делающий хирургическую операцию пациенту, приехавшему из глубинки, коль они не знают общего языка?" не стоит ломаного гроша. Находящийся под наркозом больной не понимает никакого языка. А для врача болтовня только мешает.

      Но перед лечением врач должен провести анамнез и обследование больного, чего без понимания им языка действительно сделать будет как минимум сложно.
      1. +1
        10 октября 2021 13:55
        В больницах на обходах, перевязках, операциях всегда несколько человек. В многонациональной РК, где русский по конституции язык межнационального общения, в этом плане все нормально.
        Кстати, в ЮАР 14 государственных языков, в швейцарский конфедерации четыре и ничего, нормально всё в этих державах, с учетом специфики, конечно...
  2. +3
    9 октября 2021 12:55
    Выдвинуть требование возврата наших земель, которые ему достались от России. Там выращивают фашизм ,наподобие украинского, правда при содействии нашего почти союзника Китая.
  3. -1
    9 октября 2021 12:58
    Как бы не промахнулись с таким курсом - маршрут прокладывайте точнее в САД, ВСЕ В САД!!!
  4. оттяпаем северные области - и гуд бай, К-стан! Пусть сидят по юртам и лакают кумыс, отгоняя мух
    1. пы сы
      сейчас это легко сделать когда ОТАН в ступоре, а в Тоновой Воши сидит дебильный дедушка
  5. +6
    9 октября 2021 13:24
    Мораль той басни такова,
    Добра не делай - не получишь в ответ зла...
  6. +2
    9 октября 2021 14:24
    Алгоритм действий одинаков для всех постсоветских гособразований. Казахстан был создан Советсткой властью как одна из республик СССР и в период индустриализации русский язык получил в Казахской советсткой социалистической республике широкое распространение.
    После ельцынского госпереворота, распада СССР и обретения государственности бывшей Казахской Советской Социалистической Республикой перед правящими кругами встала задача укрепления власти, перехода от классовой политики интернационализма к национальной. Последовало вытеснение русскоговорящего населения, пересмотр истории и сочинение своей, национальной казахской, важнейшим этапом стал переход на государственный, казахский язык и т.п.
  7. +9
    9 октября 2021 14:54
    Никогда не был русским националистом,ни душой,ни сердцем,но теперь стал им,проведя 2,5 года под бомбёжками и обстрелами наших украинских "небратьев",и всё то,что произошло на Украине,будет и во всех среднеазиатских республиках. Ещё и СССР не рушился,а уже из этих "братских" союзных республик русские валом валили на свою исконную Родину из за притеснения там славянского этноса-русских,украинцев и белорусов.А может хватит нам всей этой липовой "братскости" с этим зверьём,каким они уже показывают себя,и это только начало.И спрашивается,а для чего мы создали какое то мутное ОДКБ стаджиками,узбеками,киргизами и казахами,они ведь при первой возможности повернут наше же оружие против нас,и наша власть прекрасно это понимает,но продолжает заигрывать с этими азиатами.Западу эти республики нужны как плацдарм для агрессии против нас,а местные аборигены удостоятся судьбы североамериканских индейцев.Нужно срочно начинать репатриацию русского народа на свою этническую родину из этих азиатских республик,и прекращать всяческие отношения с нашими будущими врагами.
    1. +2
      10 октября 2021 07:42
      Верно. Все верно! Но не при этом режиме. Не хочет Путин ставить никого в неудобное положение. Таки дела. Если честно, не хрена непонятно чего хотят российские власти. Конечно, все эти экспертыаналитикиполитологиидр доходчиво и правдиво с фактами объяснят почему все так, а не иначе..., но все это полная дикая хрень! Уже наверное лет десять или больше россияне спрашивают у Путина и Ко - что кроме торговли углеводородами (причем им в карман) они могут предложить всем остальным? Так никто толком и не объяснил, то был типа план Путина, который вроде как действует, то тезисы, то послания, то еще что-то не помню что, но очень важное, то Крым... , но конкретно скажите - куда идем????? Зачем????? Во имя чего????? Молчат. Ну войны нет... хорошо, а что есть? Мир? Мир есть - это хорошо, пожалуй это основное достижение этого режима - нет войны (пока нет?). Ну а остальное? Ждать прорывов? Или нет? Вообщем непонятки имеются у обЧества. Короче, когда эти наивные вопросы будут прописаны в какой-нибудь официальной мукулатуре, типа Конституции и чтонить подобное по основоположению, то вот тогда... вот тогда заживем. И укров накажем и этих полукиргизов куда-нибудь так зашлем, что там и останутся. Хотя куда этих дураков засылать, они и так в казахстане (в казахстане, Карл!) живут. И всем остальным покажем нашу несгибаемую волю, стальые нервы и крепкие кулаки. И как там, в почти классике, цитата: "бахнем и не раз, весь мир в труху..., но потом..." Короче... все потом.
      А если серьезно, я верю, у России и у русского народа есть шанс. Однозначно есть!
      У всех остальных 14 (13?) тупых сестер - однозначно же НЕТ!
  8. +1
    9 октября 2021 15:40
    Все стенания автора бессмысленны. Процесс не остановить. Все бывшие республики СССР стремятся сейчас прислониться к гегемону-США. По примеру такого же стремления России в 90-х. Пример очень привлекательный для местной элитки- Горбачев, Козырев и еще тьма других неплохо устроились на украденное.
    1. 0
      9 октября 2021 17:28
      Прислониться к гегемону-США - чтобы трупятиной поосновательней провонять! Этого хехемона-покемона скоро на мизинцах под шконку закатывать будут!!!
  9. -1
    9 октября 2021 17:01
    Только сначала нужно вспомнить, как османы относились к казахам…

    - И не только османы ... - К казахам и киргизам очень (как бы это сказать "более толерантно") ... - очень неадекватно относятся кавказские народы (даром , что и те и эти считают себя мусульманами) ... -Но кавказцы как-то это "отодвигают в сторону" , когда речь идёт о монголоидах-мусульманах (казахах и киргизах)... Нет никакой особой дружбы (если не сказать больше) между татарами и казахами ... - то же самое - между казахами и узбеками... - Наверное казахи думают , что , если они вдруг "перейдут на латиницу" , то...то...то сразу встанут "на ступень выше"... - Но эта "сту -пень" может оказаться наоборот ... по направлению вниз... - А впрочем - это их дело ... - пускай что хотят - то и творят над собой...
  10. +1
    9 октября 2021 17:42
    Наших людей нужно вывозить, национальность не важна Пусть эти страны делают свои ошибки, не нужно им мешать и уговаривать это бесполезно дерьмо всегда вылезет наружу.
    1. -7
      10 октября 2021 09:07
      Куда вывозить? Россия сама в дерьме
      1. +1
        10 октября 2021 14:07
        Слы, уважаемый, а честно и много трудиться никогда не пробовал?
        Хотя судя по тону, ты в России и не бывал...
  11. +1
    9 октября 2021 18:02
    Ну а что Путин с Лавровым молчат? А у нас водка казахстанская по 120-160 руб. Ну не давить же этих казахов экономически, как и бандеровцев? Путин и Лавров поставлены Россией торговать, а не русских защищать!
    1. +1
      10 октября 2021 09:06
      А что им говорить? По-закону вывески на госучреждениях,бланки пишутся на русском и казахском.Частники пишут пожеланию.Фактически всё остаётся как последние 30лет .Вы спросите автора, почему он искажает инфу!?
      1. 0
        11 октября 2021 08:50
        У нас русских казахов полно работает. Так в этом году, ни одного не пропустили в Казахстан. Без объяснения причин. Ни к родителям, ни на могилы. Другим родители звонят, что уже на улицу без причин не выходят. Так что автор инфу не искажает, а не говорит всей правды. Иначе, как бы у нас, погромы этих казахов не начались.
  12. +2
    9 октября 2021 18:36
    Цитата: radvas
    Все стенания автора бессмысленны. Процесс не остановить.

    Всё правильно поскольку уже лет 60 в США существуют институты по развалу СССР ( и продолжают успешно существовать и работать) а теперь и России и её окружения и работают они по дальнесрочным планам рассчитанных на годы. Находят способных агентов влияния, обучают, руководят ими. Вот если провести аналитическую работу, в Таджикистане действует пара тройка ключевых фигур которые это творят, формируют общественное мнение, влияют на создание законов! Решается проблема просто, фигуры находятся и молча убираются! Так ЦРУ работает по РФ последние 10-15 лет. Посмотрите сколько ключевых фигур погибло в РФ за последние годы при не выясненных обстоятельствах, химики, биологи, физики, социологи, политики!
  13. -1
    10 октября 2021 08:34
    Автор вводит в заблуждение: во-первых вывески гос.учреждений, школ,больницбланки этих учреждений будут на двух языках:казахском и русском.Частникам по-желанию,но и они на 90%оставят на русском Во-вторых Казахстан единственная республика в СНГ,где ещё остаются вывески и делопроизводство на русском.т письменность также на кириллице..В той же России при наличии казахской диаспоры никто вывески на казахском не делает и даже нет школ на казахском языке,последнюю закрыли пару лет назад. Налицо двойные стандарты.И не надо из этого делать трагедии.Гражданам России надо обратить внимание на самую высокую смертность русского населения в этом и прошлом годах за последние тридцать лет,после 1994г в России в результате вспышки ковида и пенсионной реформы"поднимателя России с колен" Путина.А не искать "соринку в глазу у соседа"
  14. -1
    10 октября 2021 08:36
    Автор вводит в заблуждение:"В нормах закона "О языках" это очень четко прописано: вывески и бланки государственных организаций излагаются на государственном и русском языках, а также при необходимости на других языках.

    Принимаемые поправки в первую очередь нацелены на систематизацию и упорядочение употребления именно государственного языка. Это важно в контексте реформирования казахского языка в целом и соответствует его статусу, закрепленному в Конституции нашей страны"
  15. 0
    10 октября 2021 09:11
    Язык только часть проблемы с республиками входившими в СССР. В отличии от Украины, где русские коренной народ, во многие из них Россия поставляла своих специалистов часто по разнорядкам вузов. Люди, особенно специалисты, для государства такой же ресурс, как любой другой, притом создающий не только прибавочную стоимость, но и меняющий условия жизни в данной местности. Давно пора на уровне СНГ принимать законы о правилах принимающей и предоставляющей сторон на основе тех же условий, которые существовали в СССР для данной категории лиц под госгарантии и соблюдения прав тех, кто выехал до распада союза. Без правил такой процесс походит на аналог работорговли. Людей стоит уважать. Строительство мононационального государства в современном мире выглядит несколько странно, но его строители обязаны цивилизованно предлагать и финансировать переезд всем, кого не хочет видеть своими гражданами.
  16. -1
    10 октября 2021 10:09
    Парламент Казахстана решил перевести все вывески, меню и указатели только на казахский язык.

    Пусть казахстан возвратит России все северные Русские области, а потом хоть на китайском хоть на испанском пишут и разговаривают.
    В противном случае получат "второй Донбас".
    1. Комментарий был удален.
    2. Комментарий был удален.
  17. 0
    10 октября 2021 10:23
    Цитата: Cyril
    И под сомнительным предлогом- "Как будет общаться врач, делающий хирургическую операцию пациенту, приехавшему из глубинки, коль они не знают общего языка?" не стоит ломаного гроша. Находящийся под наркозом больной не понимает никакого языка. А для врача болтовня только мешает.

    Но перед лечением врач должен провести анамнез и обследование больного, чего без понимания им языка действительно сделать будет как минимум сложно.

    Согласен. Но врач, как я понимаю его профессию, доверяет больше объективным данным, чем чувства человека, искажённые множеством непредсказуемых факторов. И разговаривать с пациентом на первых порах, ознакомительных, можно через помощника, владеющим двумя языками. например, работая с медицинской сестрой. Даже её слабая подготовка в медицине, будет достаточной, для общения на её (родном) языке с пациентом. Разве двуязычие, предлагаемое здравыми участниками обсуждения запрещает этот вариант?
  18. 0
    10 октября 2021 13:53
    Удивляет , что Россия молчит ........
    1. +1
      10 октября 2021 16:53
      Да пусть делают, что хотят. Нам меньше заботы.
      Когда "самостийный" Казахстан, начиная с юга, начнёт превращаться в "Дикое поле", у нас не будет обязательств перед всем населением. Наше дело - вывезти русскоязычных с юга в города Шойгу, взять под контроль север страны и нужные месторождения на юге. Остальных беженцев в РФ не пускать. Оставшуюся территорию - осваивать через десятилетия, по мере экономической возможности и необходимости.
  19. +1
    10 октября 2021 16:46
    Как говорил Наполеон Бонапарт, "География - это судьба!"
    У Казахстана есть только два варианта, кириллица или китайские иероглифы. Других валютных зон поблизости не будет.
    При этом, Китай для казахов нежелателен в большей степени, чем Россия. Это их же мнение.
    Любой другой выбор обойдётся Казахстану гораздо дороже.
    Странно, что Назарбаев не понимает, что происходит в мире, всегда считал его умным мужиком.
  20. 0
    12 октября 2021 14:21
    Надо и в России все вывески, ценники и рекламу с инструкциями по пользованию туалетной бумагой сделать только на русском!!! Пусть плачут...
    Ибо в Тюрции казахам гораздо лучше! И с тюрками Всего Мира им в 100 раз лучше чем с русскими!
    А от русских даже украинские руками-ногами отбиваются!
  21. -1
    15 октября 2021 01:19
    Начнем с того, что Казахстан как и Украина, исскуственное новообразование, возникшее при Большевиках и СССР. И кроме как русского языка, в новосозданном Казахстане быть не могло. Пока был СССР, Казахстан был его дальней периферией, как буфер. Не стало СССР, Казахстан стал независимой страной без истории. Да у него и нет истории, и никогда не было. А та что была, связана в основном с СССР. Более того, Казахстан это не Россия. И нынче независимое государтство, страна, и имеет право делать у себя все что пожелает. России он ничего не должен, и уж тем более заботиться о русском языке и сохранять его. А раз так, так с чего бы Казахстану как независимой стране и государству, надо заботиться о русском языке и сохранять его, когда у него есть свой новоявленный и исскуственный, национальный казахский в кавычках? И русским проживающим в Казахстане, Казахстан тоже ничего не должен и не обязан, и тем более учитывать какие либо их интересы. А раз так, то либо русские в Казахстане адаптируются под новые реалии и требования, условия, а если не могут, не хотят, то пусть валят куда нибудь. Это значит, что всем проживающим русским волей не волей жившим в Казахстане, которые не знают иного языка кроме русского, не останется иного пути как покидать Казахстан и возвращаться на свою историческую родину, Россию. Не самый плохой расклад для них. Если не лучший в данном случае. Ибо жизнь в Казахстане вряд ли выше жизни в России.

    Так что, Казахстан это не Россия, и России он ничего не должен как и все что связано с ней и по линии бывшего СССР, и имеет право проводить у себя любую независимую и национальную политику.
  22. 0
    18 ноября 2021 08:50
    Да нам то что с этого Казахстана?! Это просто русские там жившие "по распределению" не знали казахского! А если бы понимали, что ерболы говорят про русских еще в 60-е, то в 2 часа сложили бы шмотки и -- до дому, до хаты!
    А что говорят? Однозначно -- и ВОВ была "не их война", а немцы -- братья, и америнцы чудесные, щедрые люди, а турки вообще типа апа мен ата, а вот русские "всегда их дискриминировали", и вообще Россия их обожрала, испохабила в дупель природу десятками ядерных и космических полигонов (должна 10 триллионов долларов, так скоро суд в Гааге решит), проводила геноцид -- половина населения русские уничтожили голодомором в 32-м.
    Вот только пусть русские чё скажут -- всех уничтожим!
    Так что надо крепить границу и заключать с Китаем Пакт Путин-Ццинпинь
  23. 0
    31 марта 2022 05:18
    После Украины придется заниматься тем же самым с Казахстаном.
  24. 0
    11 апреля 2022 16:53
    Ну чтож, ждём массового приезда русскоязычного населения. Затем приезд казахов у которых есть родственники в России, а затем планомерное деградирование местного населения. И не потому что они глупы, а потому что обмена умом не будет. Амерам они не нужны, правительство лишь бы лояльное было и всё.