«Восток Ойл» на Таймыре: «блажь» русских или адекватный ответ на «декарбонизацию»?

6

«Декарбонизация» экономики в последние несколько лет стала главным мировым трендом. Ведущие державы готовятся к планомерному снижению потребления нефти и газа, заменяя их на возобновляемые источники энергии (ВИЭ). Пока что выходит не очень хорошо, но установку на «озеленение» никто отменять не собирается. На этом фоне «Роснефть» открывает на Крайнем Севере проект по добыче нефти «Восток Ойл» общей стоимостью в 10 триллионов рублей. Что это, какая-то «блажь» русских, неадекватно оценивающих ситуацию? Если так, то почему в него активно вкладывают миллиарды долларов крупные западные инвесторы?

О том, что глобальные перемены на нефтяном рынке неизбежны, почти синхронно сообщили в своих аналитических докладах британская нефтяная компания BP, Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК), а также Международное энергетическое агентство (МЭА). Они расходятся в деталях, но едины в убежденности, что снижение потребления «черного золота» неминуемо.



Так, например, уже к 2025 году снижение спроса на нефть в сфере транспорта в США составит 7%, в Европейском союзе - 9%, а в Японии – все 13%. В американской промышленности снижение потребления нефти составит 24%, в европейской – 4%, а в жилищной сфере это будут 24% и 27%, соответственно. Также произойдет смена лидера в Юго-Восточной Азии. Если раньше крупнейшим импортером нефти был Китай, то вскоре его место займет Индия. Прогнозируется, что ежегодно китайская экономика будет сокращать потребление нефти на 1,4% и 2,6% в сфере промышленности и в жилищном секторе, соответственно. Зато Нью-Дели, напротив, будет его наращивать на 1,3% и 1,7% ежегодно.

Таким образом, трансформация глобального энергетического рынка неизбежна. Однако она не означает полного отказа от использования ископаемого топлива. Ведущие державы, вроде США, Китая, Японии, стран Евросоюза, действительно могут осуществить энергопереход в сторону ВИЭ, но и они не смогут обойтись без нефти. Так, например, очевидно, что Китай сохранит свою нефтехимическую отрасль, которая по всем прогнозам будет требовать сырья не меньше, чем раньше, а то и больше. То же можно сказать и о конкурентах Поднебесной. При этом их место в качестве основных потребителей «черного золота» будут занимать догоняющие, вроде Индии и других.

Если взглянуть на ситуацию под таким углом, то проект «Роснефти» перестает казаться какой-то наивной блажью. Напротив, «Восток Ойл» отвечает всем требованиям времени: он логистически удобен, его нефть относится к категории «зеленой», а эмиссия углекислого газа при ее добыче будет на рекордно низком уровне. Давайте внимательнее посмотрим на эту новую нефтегазовую провинцию России в арктическом регионе.

Во-первых, что касается транспортной доступности, то «Восток Ойл» весьма удачно расположен. Да, это очень далеко от обитаемых земель на севере Красноярского края, но прокладка трубопроводов от месторождений к побережью позволит поставлять нефть и сжиженный природный газ танкерами по Северному морскому пути сразу в обоих направлениях, в Европу и Азию. На Таймыре будет построен морской порт пропускной мощностью в 115 миллионов тонн. Всего же в Арктике возведут 15 промысловых поселков, 2 аэродрома, а также тысячи километров трубопроводов и электросетевого хозяйства. Благодаря «Восток Ойл», Россия получит обжитой форпост в этом стратегически важном регионе.

Во-вторых, арктическая нефть обладает необычайно высоким качеством. Содержание серы в ней настолько низкое, что ее тоже называют по аналогии с американской сланцевой нефтью «легкой и сладкой». Содержание примесей серы в ней составляет всего 0,01 — 0,04% против 1,8% у сорта Urals. Для ее переработки нет необходимости даже в специальном дооборудовании по отделению серы, при этом сократится количество выбрасываемых вредных газов. Это позволяет отнести российскую продукцию к категории «зеленой» нефти. С учетом газового конденсата, совокупные подтвержденные запасы месторождений оцениваются в 44 миллиарда баррелей. Несомненно, нефть такого качества, которое выше, чем у эталонной марки Brent, будет востребована даже при общем тренде на снижение ископаемого топлива. Нефть нефти рознь.

В-третьих, так называемый «углеродный след» при добыче российской нефти будет заметно ниже, чем у конкурирующих проектов. Весь попутный газ будет утилизироваться и сжигаться, превращаясь в электроэнергию, которая пойдет на нужды производства и промысловых поселков. Также свой вклад в обеспечение «Восток Ойл» энергией внесут ветрогенераторы. В результате при добыче одного барреля нефти объем выбрасываемого углекислого газа снизится с 50 килограммов до 12.

Получается, что амбициозный проект «Роснефти» не какой-то пережиток уходящей эпохи, напротив, он идет в ногу со временем. Неудивительно, что уже выстроилась очередь из желающих к нему присоединиться. Ранее долю в 10% за 7 миллиардов евро приобрел известный международный трейдер Trafigura. Теперь сообщается о закрытии сделки по приобретению еще 5% от этого нефтегазового проекта консорциумом компаний Vitol и Mercantile & Maritime Energy. Как видно, люди, которые глубоко в теме, пока что не спешат совсем уж хоронить нефть.
6 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    15 октября 2021 14:38
    Верно. Что такое абстрактные планы в 4-10-25% через 5 лет? Когда многие месторождения и так исчерпываются? Чуть ли неочем.
    Ветрогенераторов навтыкать и забугорных милиардеров пригласить, как в статье, все верно.
  2. -3
    15 октября 2021 14:59
    «Восток Ойл» на Таймыре: «блажь» русских или адекватный ответ на «декарбонизацию»?

    - Трудно сказать - что это такое ... - Когда-то очень просто и без особого труда в одночасье развалили могучий СССР... - Сегодняшняя России против того СССР... - это просто Моська против Слона... - А подишь ты - как всё ловко тогда получилось...

    что касается транспортной доступности, то «Восток Ойл» весьма удачно расположен. Да, это очень далеко от обитаемых земель на севере Красноярского края, но прокладка трубопроводов от месторождений к побережью позволит поставлять нефть и сжиженный природный газ танкерами по Северному морскому пути сразу в обоих направлениях, в Европу и Азию.

    - Фигасе ...- вот это "удачно"!!! - Да неудачнее просто не бывает ... - надо срочно строить сеть Ж/Д - c Севера через всю Восточную Сибирь и в европейскую часть России... - по тундре , лесам , болотам , по непроходимой тайге и тд... -Да и несколько аэропортов для тяжелого воздушного транспорта придётся строить ...- И скорее всего будут построены новые российские морские порты ... - Хотя - возникнут десятки тысяч (а может и сотни) рабочих мест... и десятки городов ... - А ледоколы и весь Северный путь - это будет "на крайний случай"... - как "стратегический запас России"...

    арктическая нефть обладает необычайно высоким качеством. Содержание серы в ней настолько велико, что ее тоже называют по аналогии с американской сланцевой нефтью «легкой и сладкой».

    - Скорее всего - это просто техническая ошибка (описка) автора... - про содержание серы... - Чем ниже процентное содержание серы в составе нефти - тем выше нефть ценится...
    - Так вот ... - К примеру... - иранская нефть - тоже очень «легкая и сладкая».. - и добывать эту иранскую нефть (равно как и иранский газ) - и вовсе - куда как легче , чем на Крайнем Русском Севере...
    - Но Россия прямо изо всех сил старается вытащить Иран "в люди" , чтобы...чтобы ...чтобы получить самой себе смертельного конкурента...
    - Россия вложит колоссальные средства для развития северных месторождений и всевозможных промышленных структур под все эти добываемые углеводороды ... - А потом враги России очень просто - при помощи всё того же Ирана (и ряда других недругов) - просто возьмут и обанкротят Россию ... - обрушат всю российскую северную добычу нефти и газа...
    - Лично Я совершенно не понимаю ... - уж если затеваешь такое масштабное колоссально дорогое дело - то...то...то просто необходимо заранее "расчистить себе поле" от конкурентов... - просто уничтожить их ...- превратить их в ничто...
    - А Россия наоборот - старается создать себе очень опасных конкурентов...
    - Блин , да Россия даже и глазом моргнуть не успеет ... - даже и построить ничего не успеет ... - как Иран зальёт прекрасной дешёвой нефтью и газом пол мира... - Ирану и особо и строить -то ничего не надо ... - всё гораздо легче , проще и дешевле...
  3. 0
    16 октября 2021 01:16
    Пан Маржецки, а как-же "Все пропало! Гипс снимают! Клиент уезжает!".
    Или вы, таки начали, читать Марцинкевича?
    1. 0
      16 октября 2021 09:12
      Понятия не имею, кто это такой, хлопец Ромка, и с чего я должен читать этого человека.
      1. 0
        16 октября 2021 18:23
        Вы в самом деле не в курсе? Пишите статьи по энергетике и не в курсе? Тогда все понятно.

        И да, обращайтесь ко мне - господин Рома, можно милостивый государь, или сударь. (На Ваш выбор).
        Роман Романович Сусанин.
  4. -1
    16 октября 2021 17:29
    Вообще то в кладовых недр Таймыра сосредоточено столько всяческих полиметаллов,которых,наверное,и нет в таблице Менделеева,а уж газа и конденсата там просто немеряно.В мою бытность там,ещё при СССР, мы просто-напросто,заливали движок "топчинога" (УД-2) таким необработанным конденсатом из только что пробуренной скважины,на плоту,сделанном из пустых бочек с настилом,и рулили по местным речкам на рыбалку или охоту....Не скажу,что конденсат был европейского качества,но движок работал исправно. А про строительство ж.д.-изыскательские работы там велись ещй при Сталине,потом начали её строить под №-503,но после его смерти Хрущёв всё это похерил и прикрыл,приписав Сталину "культ личности",и если бы не это,то сейчас на Таймыре был бы "Город-Сад" из Норильской агломерации,и всё снабжение Таймыра и вывоз оттуда продукции НГМК осуществлялось по железной дороге и Севморпути,так что за Таймыром большое будущее,а "зелёные" хотелки Европы наступят ещё не скоро.