Почему Лукашенко боится появления поста президента Союзного государства

29

Сегодня президент Лукашенко дал новую пищу для размышлений. Отвечая на вопрос журналиста британского Би-Би-Си, Александр Григорьевич ответил, что ни о каком «едином президенте» Союзного государства России и Белоруссии речи вообще не идет. При этом президент Путин некоторое время назад заикнулся о введении единого Парламента Союзного государства, до которого «еще надо дорасти». Интересно, куда все это идет. Попробуем разобраться.

Рассуждать на данную тему довольно сложно, поскольку нет четкой и однозначной юридической дефиниции, что такое Союзное государство: федерация, конфедерация, просто некий союз государств или нечто иное. Запутывает дело и президент Лукашенко, который, судя по всему, сам не очень хорошо понимает, что строит:



Формируя свой союз с середины 1990-х годов… четко определялись, что это будут две страны — Беларусь и Россия, которые выстроят союз. И он будет мощнее, чем унитарное государство.

Все-таки союз государств и Союзное государство – это явно не тождественные по смыслу определения. И не совсем понятно сравнение с унитарным государством. Еще больше туману белорусский президент подпустил, когда начал при общении с британцем проводить некие параллели с отношениями между Великобританией и США:

Вы – с Америкой, я – с Россией. В чем проблема? У вас больше, чем Союзное государство. Вам американцы сказали уйти из Европейского союза, вы ушли.

В общем, все становится слишком сложно и непонятно, если пытаться учитывать эту словесную эквилибристику. Потому давайте будем оперировать фактами. Итак, перед Россией объективно стоит задача по постепенной реинтеграции на постсоветском пространстве. При этом сформировавшиеся за 30 лет после распада СССР местные элиты совершенно не готовы делиться с Москвой своим суверенитетом и «кормушкой». Тем не менее некий интерес к сближению с Россией был проявлен в Молдавии, Киргизии, Абхазии и Южной Осетии, Сербии. В свое время бывший президент Казахстана Назарбаев рассматривал варианты с объединением с Россией в формате конфедерации в рамках Евразийского экономического союза. На более Астана тогда не была готова по понятным причинам. Дальше всех зашла Белоруссия, которая подписала договор о создании Союзного государства РБ и РФ еще в 1999 году. Что же это такое: недоделанная федерация, конфедерация или союз двух суверенных государств?

Хитрость состоит в том, что это нигде четко не определено, что оставляет пространство для толкований. Однако, если смотреть по функционалу, то Союзное государство на данном историческом этапе ближе к конфедерации. По определению, конфедерация – это союз суверенных государств, объединившихся для решения общих задач и проведения совместных действий. Каждый из ее членов сохраняет свой государственный суверенитет, законодательство, структуру органов управления, валюту, отдавая в общий центр только узкий круг задач – совместная оборона и внешняя политика.

Если применить сказанное к Союзному государству, то по большому счету реально с 1999 года удалось реализовать только функцию совместной обороны. За суверенитет Белоруссии «Батька» стоит насмерть, подчеркивая при каждом удобном и неудобном случае, что Минск сам определяет свою внешнюю и внутреннюю политику. Получается, что де-факто РФ и РБ создали «куцую» версию конфедерации. Но теперь многое изменилось.

Если посмотреть договор о создании Союзного государства, то в нем предусмотрено создание ряда надгосударственных органов: общего Парламента, Высшего государственного совета, Совета министров, Суда, Счетной палаты и Постоянного комитета. Иначе говоря, это все ветви надгосударственной власти двух стран, России и Белоруссии. Если называть вещи своими именами, то это атрибуты уже не конфедерации, а «мягкой» федерации. Очевидно, что их появление означает некое снижение суверенитета каждого из членов Союзного государства, которые должны будут, например, имплементировать и применять наднациональное законодательство, решения общего правительства и т.д.

По понятной причине «Батька» отбивался от превращения «бумажных» властных структур в реальные, тем более, от появления поста единого президента Союзного государства, но в 2020 году вся его «многовекторность» закончилась. В День народного единства он подписал 28 дорожных карт по объединению экономического пространства России и Белоруссии. То есть, появляется то, чем надо управлять, что ведет к необходимости создания наднациональных государственных органов – Совета министров, Суда для разрешения торговых вопросов, Счетной палаты и т.д. О том, куда дело идет, прямо заявил президент Путин:

Полагаем, что прежде всего нужно заняться экономикой, а потом все естественным образом будет требовать дополнительного регулирования. В том числе, может быть, и на уровне союзного парламента, я не исключаю, что такой может быть создан.

Несомненно, что интеграция объективно требует создания надгосударственных органов законодательной, исполнительной и судебной власти. Тогда возникает закономерный вопрос, будет ли некий президент Союзного государства РФ и РБ? В договоре о его создании такой фигуры не было предусмотрено, есть только некий Высший государственный совет, состоящий из двух президентов, где решения должны приниматься единогласно на основе консенсуса. Отметим, что этот орган, как и Совет министров, является непостоянным и созывается по мере необходимости. Очевидно, что для оперативного управления делами Союзного государства все его органы должны стать постоянными и приобрести реальные властные полномочия, признаваемые на территории обеих стран. И тут, на фоне недавних событий становится актуальным вопрос о главе Союзного государства, или президенте, неважно, как это будет называться.

Напомним, что в США была недавно явлена инициатива отказать в признании результатов президентских выборов в России в 2024 году, если на них пойдет и выиграет Владимир Путин. Если подобная резолюция будет принята, у США и их союзников будут полностью развязаны руки по раскачиванию политической ситуации в нашей стране, как это было в Белоруссии в 2020 году. Возможно, это будет намного жестче. Возникает вопрос, что делать Кремлю? Можно, конечно, проигнорировать приготовления Вашингтона и пойти на «обнуление», надеясь, что авось обойдется.

Но можно поступить иначе. Например, завершить до 2024 года процесс интеграции РФ и РБ в федеративное Союзное государство, введя в нем пост единого главы Высшего госсовета. Именно туда мог бы перейти Владимир Путин, оставив президентское кресло своему преемнику. Александру Лукашенко можно было бы предложить пост главы Совета министров Союзного государства или объединенного Парламента. Не самый плохой вариант, скорее, очень даже разумный. Создав «мягкую» федерацию РФ и РБ, можно пойти путем построения конфедерации с наиболее близкими нам странами на постсоветском пространстве на базе Евразийского экономического союза.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

29 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    24 ноября 2021 08:40
    Именно этот вариант и обезоружит американцев.Что они могут иметь против вновь созданного государства? А потом Украина или Кыргызстан еще присоединится, и вот опять новое государство...
    1. 0
      24 ноября 2021 08:41
      Украина, если только по левому берегу и вдоль Черного моря...
      1. +2
        24 ноября 2021 08:42
        Ну да, а правый берег будет долги отдавать МВФу.
      2. 0
        24 ноября 2021 18:01
        Одесса на правом берегу! feel
        1. +1
          25 ноября 2021 12:47
          Так вдоль Черного моря smile
          1. 0
            25 ноября 2021 16:05
            hi А прилежащая к этой "причерноморской полосе" инфраструктура завязана на бывшее Дикое поле, историческую Новороссию!
            Екатеринослав тоже на обоих берегах Днепра, частично бывшая Херсонская губерния-промышленный горно-металлургический Кривой Рог( входивший в ДКР-Донецко-Криворожскую республику, отданной потом Лениным в состав УССР), с его железо-рудными карьерами и шахтами, и Жёлтая Речка с урановыми рудниками, Никополь и Марганец с запасами ферро-марганцевых руд, ведь тоже на правом берегу Днепра! yes
            1. +1
              25 ноября 2021 16:21
              Ну, под причерноморской полосой я подразумевал регионы исторической Новороссии, в том числе, хоть они и на Правом берегу.
              На мой взгляд, решение лежит в сфере фрагментации Украины на регионы с разным статусом и разной судьбой, поскольку целиком ее России переварить сейчас никак не сможет. Есть варианты:
              1) Новороссия к России в качестве нового федерального округа, Малороссия - протекторат России, формально независимый, ЗУ - протекторат европейских соседей.
              2) Левый берег полюс Причерноморье идут в РФ как новый округ, а самостийная Украина остается на Правом берегу, неформально поглощается европейскими соседями (нежелательно).
              3) Левый берег плюс Причерноморье остаются формально независимыми, в качестве протектората России. Правый берег остается под совместным управлением РФ и Европы. Это компромиссное решение.
              ... возможны и иные варианты.
  2. -2
    24 ноября 2021 09:39
    Лукашенко на пост президента Союзного государства
    1. 0
      25 ноября 2021 11:18
      Лукашенко на пост президента Союзного государства

      пусть этот селюк правит твоим хутором, Уася. Можешь его выдвинуть главой своего гаражного кооператива - ему там самая должность
      1. 0
        1 декабря 2021 07:16
        Да уж не разворует и не распродаст "дружкам-олигархам" страну как твой царек
  3. +2
    24 ноября 2021 12:54
    главное обьединить пространство общей валютой - рублем. Растворять Белоруссию в России, так, что-бы она даже на Олимпиаде не могла сама выступать - это не вариант. Они с таким не согласятся. Но что-то типа ЕС, с парламентом, отдельным общим бюджетом ( при сохранении национальных бюджетов) может получиться. Для Белоруссии это просто сказка, т.к. в России профицит бюджета и почти триллион $ резервов. Расширение рублевой зоны даст возможность тратить больше денег без риска инфляции. Средства в общем бюджете пойдут на проекты союзного государства, что по факту будет означать многомиллиардные вливания в белорусскую экономику.
    А когда все увидят, как бурно развивается Белоруссия в союзном государстве, туда-же захотят и многие другие..
  4. -1
    24 ноября 2021 12:58
    Реформирование союзного государства в одно, ведёт к утрате международного статуса и низведёт Беларусь на уровень многочисленных республик РФ. Это тем более болезненно для гособразования члена ООН и ещё совсем недавно имевшего статус гособразования обладавшего ядерным оружием и средствами его доставки.
    Любое понижение всегда воспринимается болезненно, а в данном случае затрагивает национальные чувства правящего класса и населения, игнорировать которые не может ни Александр Григорьевич, ни руководство РФ, да еще и западные партнёры подсуетятся.
    Потому любые разговоры о слиянии и создании единого государства носят провокационный характер.
    Суть союзного государства в политэекономической, социальной, военной, интеграции при сохранении международного статуса и самостоятельности каждого по аналогии с ЕС - другого не дано.
    Важнейшим препятствием полноценного интеграционного процесса является переход на единую валюту и механизм эмиссии единых дензнаков. Решат этот вопрос – остальное приложится. Не решат, о едином государстве можно забыть раз и на всегда. Хорошо если останутся союзниками и в будущем.
    1. -1
      25 ноября 2021 11:19
      Потому любые разговоры о слиянии и создании единого государства носят провокационный характер.

      поэтому будем и дальше жить за счет московитов и крутить им дулю (с) гадя под дверь и арестовав менеджеров Газпрома, 30 чвкашников и многое другое
  5. +1
    24 ноября 2021 13:35
    Цитата: Jacques Sekavar
    Потому любые разговоры о слиянии и создании единого государства носят провокационный характер.
    Суть союзного государства в политэекономической, социальной, военной, интеграции при сохранении международного статуса и самостоятельности каждого по аналогии с ЕС - другого не дано.

    Да что вы говорите. Прям провокационный характер?
    А что такое Союзное государство? Дайте определение.
  6. +1
    24 ноября 2021 19:03
    Рассматривая поднятый в Статье вопрос "делегирования полномочий" в Союзном Государстве, так думаю, необходимо учитывать, что Александр Григорьевич, по сути, такой же несамостоятельный, консенсусный, "гребец галеры" у себя в РБ, как Владимир Владимирович у себя в РФ! Хотя Конституцией им, как президентам, дано полное право определять внешнюю политику своих государств...
    И в "галерной команде" Лукашенке "заказывают музыку", а не он её "диктует( как любят нас уверять западные "кураторы демократий", огульно клеймя АГЛа "последним диктатором Европы")"!
    Не, ну "на публику" Бацька всегда солирует, изображает этакую простецкую-"от сохи", "колхозно-председательскую авторитарность"-такой уж у него, десятилетиями отшлифованный, изначальный( с дебюта 1994 в роли президента РБ) "народный образ"! request
    Но кулуарно, не "на камеру", как бают "вхожие люди"( да ведь и "по виноватым глазам" Рыгорыча это видно, никакими "грозными бравадами" не скроешь...), совсем по-другому, очень даже "коллегиально", идёт "общение" в "ближнем круге" и принимаются концептуальные решения...
    Поэтому все эти "представительские вопросы" СГ и "разруливать" со "сферами бизнесинтересов"( в случае реальной интеграции, по-своему специфических-белорусский, россиейдотационный и с не до конца раздербаненным советским наследием, замаскирован "частично сохранённым социальным лицом", российский-практически уже вовсе "без социальной маски", буржуазно-феодальных постсоветских "капстроев" РБ и РФ) придётся комплексно-"командно( а не только удовлетворяя личные амбиции АГЛ и ВВП-"кому какой пост дать-взять, нравится-не нравится, боится-не боится" и желаемые "личные гарантии безопасности"!)", чтобы "процесс пошёл" и всё "было на мази"...
    ИМХО, не навязываю! hi
    1. +1
      25 ноября 2021 12:36
      Да, фактор влияния олигархических кругов невозможно игнорировать.
      Российские олигархи объективно сильнее и заинтересованы в поглощении рыбешки помельче.
      Однако в том ли положении сейчас белорусские "элиты", чтобы сильно торговаться?
      1. +1
        25 ноября 2021 15:40
        Цитата: Маржецкий
        Да, фактор влияния олигархических кругов невозможно игнорировать.
        Российские олигархи объективно сильнее и заинтересованы в поглощении рыбешки помельче.
        Однако в том ли положении сейчас белорусские "элиты", чтобы сильно торговаться?

        hi Сергей, вообще-то, далеко не все из белорусских "элитариев" смирились с "интеграцией" в Союзное Государство, наконец-то, перестающей быть лишь доходной( для белорусских властей) "дежурной формальностью", не очень-то это отвечает их западным устремлениям( которые до поры-до времени, как и Янык с Азировым, ЛАГ и его "присные" маскируют словечком "многовекторность", стремясь антироссийски "отдрейфовать к Западу", но за счёт средств "братской России", как это же, "тихим сапом", делали все укровласти, пока "безальтернативные евроинтеграторы" Янык с Азировым не попытались форсировать этот западоидный антироссийский "переход" и совсем сорвали укРуину "с нарезки", своими безоглядными "евроинтеграторскими" действиями создав все предпосылки и спровоцировав успешный "евромайданный" госпереворот!).
        Белорусские чиновники и политиканы( подобно их украинским коллегам в октябре 2013-январе-феврале 2014) очень сильно "заёрзали-завибрировали" в августе-сентябре 2020, а некоторые "торопыжки" даже "фальшстартанули с переобувкой"-прям "побежали впереди паровоза", в расчёте первыми хапнуть "сребреники" от заокеанских кукловодов...
        Только однозначная поддержка( а не унылое "олимпийское жевание соплей", мол, "само рассосётся, у нас же газотранзитные обязательства перед Европой и сочинская Олимпиада, спокойствие-только спокойствие", как было во времена киевского "евромайдана"...) Москвы, активная неуступчивость боевитого Бацьки( отнюдь не амбивалентный, на всю оставшуюся жизнь "сломанный тюрьмой", вальяжный увалень "проФФесор" Янык-Леопольд, падавший без чувств даже от брошенного в него гнилого помидора...) и недоговороспособность( "ушедшего в отказ" по отношению к готовым "договариваться" ближайшим соратникам Лукашенко) маргинального "майданного правительства( из грызущихся между собой отморозков-"змагаров", квази"интеллигентов-властителей дум" типа дураковатой злопыхательницы-русофобки "нобелевской Светы-писательницы"...)" остановила их от "сдачи" своего "патрона" на милость закопёрщиков "майдана" и верноподданических очередей в минский филиал( а то и в соседние Варшаву и Вильнюс) "амеропредставительства" за личными "вкусняшками"!
        Глупые западные деятели, стремясь напугать, ещё и подстегнули-отвергли "персональными санкциями", превратили в "пассив", свой же латентный "актив" в высшем руководстве РБ( сделав ставку на никчемных местечковых грантососов-бестолковых крикливых "интеллектуалов" из "белоппозиции")...и поделом! wassat
        Да ведь и сам белорусский "Бацька", сколько его "луканомику" российскими безвозвратными кредитами ни корми, всё равно с надеждой смотрит на Запад и не устаёт "подавать сигналы" туда-типа "я свой, ну примите же меня в свой круг, не отвергайте"?!
        Даже ж в интервью британскому журналисту это отчётливо проявляется, за всеми лукашенкиными уклончивыми "экивоками"?! smile
        В.В.Путину с соратниками придётся ещё "дожимать и дожимать" к Союзному Государству, упрямо "гнущих свою линию" белорусского Бацьку и его Кабинет!
        Чесслово, Сергей, искренне удивлюсь, если с СГ РФ и РБ всё сладится "как по писаному", уж слишком белорусским "элитариям" этого НЕ хочется( как бы они с западными спецслужбами не снюхались и своего "ключевого представителя" не устранили, ведь "нет человека-нет проблемы", с кем тогда В.В.Путину договариваться, если, по сути, всё "завязано" на "отвергнутого Западом", условно "пророссийского", западоида А.Г.Лукашенко, а без него меняются все "расклады" в практически полностью западоидном белорусском "политикуме"??!)!
  7. -1
    25 ноября 2021 02:13
    ...При этом президент Путин некоторое время назад заикнулся о введении единого Парламента Союзного государства...

    Президент Путин не заикается, а говорит.
    1. +1
      25 ноября 2021 09:51
      Ты за базаром следи
      1. -2
        25 ноября 2021 11:20
        Ты за базаром следи

        ты очень дерзкий "журналист"
        А по факту ты заикаешься и гадаешь на кофейной гуще практически в каждой статье своей - а Путин делает таки дела.
        1. +1
          25 ноября 2021 12:33
          Кавычки не уместны. Я хороший журналист именно потому, что хорошо делаю свою работу. Я тут никому дифирамбов петь не обязан, что вижу, то и пишу. Холуев без меня хватает.
          А Путин, да, делает дела...
          1. -2
            25 ноября 2021 12:36
            Я хороший журналист именно потому, что хорошо делаю свою работу.

            ну тут как бы без вариантов тогда, раз ты так считаешь laughing
            на заводе или лесозаготовках ты бы принес больше пользы государству. и толку с тебя было бы больше, как и воды в интернете меньше
            1. +1
              25 ноября 2021 12:38
              Совершенно верно. И не только я. А ты научись правильно писать свое имя, потом уже рассуждай о журналистике.
              1. -1
                25 ноября 2021 12:38
                laughing ладно, хорошо
                1. +1
                  25 ноября 2021 12:39
                  Ну, и ладненько
  8. +1
    25 ноября 2021 14:27
    У него вся его жизнь и все его ценности под его задницей - это кресло президента. А вдруг в союзном государстве станет не он, а какая нибудь Тихановская, или Бабарыко, или еще какой его большой друг.
  9. +1
    25 ноября 2021 15:47
    Цитата: пищак
    В.В.Путину с соратниками придётся ещё "дожимать и дожимать" к Союзному Государству, упрямо "гнущих свою линию" белорусского Бацьку и его Кабинет!
    [b]Чесслово, Сергей, искренне удивлюсь, если с СГ РФ и РБ всё сладится "как по писаному", уж слишком белорусским "элитариям" этого НЕ хочется( как бы они с западными спецслужбами не снюхались и своего "ключевого представителя" не устранили, ведь "нет человека-нет проблемы", с кем тогда В.В.Путину договариваться, если, по сути, всё "завязано" на "отвергнутого Западом", условно "пророссийского", западоида А.Г.Лукашенко, а без него меняются все "расклады" в практически полностью западоидном белорусском "политикуме"??!)!

    Я понимаю, к чему вы клоните. Думаю, Батьку охраняют как зеницу ока. Иначе дурни совсем у нас в Креме сидят. Совсем дурни.
    Но и сам Батька должен понимать, что он слишком всем неудобен: и Западу, и своим прозападным элитам. Его единственное спасение - реальная интеграция и переход на уровень выше, вместе с Путиным в руководство СГРФРБ. Вместо себя оставить преемника. Иначе и правда помножат на ноль.
    Нашему ВВП тоже стоит так поступить.
    1. 0
      25 ноября 2021 16:22
      hi Полностью согласен с Вами, Сергей! yes
  10. 0
    25 ноября 2021 23:41
    Лука хочет лично княжить? хорошо пускай правит своим колхозом, но на свои бабки, а их у него нет, несмотря на полученные росс дотации 130 млрд, долг РБ уже 42 млрд, а это значит Луке придется бежать от кредиторов или вступать в состав РФ