Сможет ли Китай потеснить американские, европейские и российские самолеты

6

Как сообщают СМИ, уже 19 сентября должен получить сертификат первый китайский узкофюзеляжный пассажирский самолет C919, который будет конкурентом не только продукции Boeing и Airbus, но и российскому МС-21. Еще немного, и Поднебесная сможет полностью вернуть себе свое небо, начав вытеснять оттуда американские и европейские самолеты.

Действительно, гражданское авиастроение в КНР развивается очень активно, и Пекин в самом ближайшем будущем сможет полностью закрыть все свои внутренние потребности. Заметную роль в развитии авиапрома своего прямого конкурента сыграли не только США и Евросоюз, но и Россия.



Ближнемагистральные


ARJ21 Xiangfeng («Парящий феникс») – это первый китайский региональный реактивный самолет, разработанный национальной компанией Commercial Aircraft Corporation of China Ltd., входящей в государственную корпорацию AVIC I, самостоятельно. Правда, это утверждение не совсем верно.

Дело в том, что сперва китайцы потренировались на лицензионном производстве американских лайнеров McDonnell Douglas MD-80. В КНР особо и не скрывают, что их ARJ21 конструктивно очень близок к MD-80, а также то, что в сборке используются многие компоненты его модификации McDonnell Douglas MD-90. Это не мешает Commercial Aircraft Corporation of China Ltd. утверждать, что «Парящий феникс» является их собственной разработкой.

Производство ближнемагистрального самолета началось в КНР в 2017 году. В его салон в зависимости от компоновки может поместиться от 70 до 115 пассажиров. Это делает его прямым конкурентом российскому «Суперджет-100», бразильскому Embraer E-Jet E2, семейству канадских лайнеров Bombardier CRJ700, CRJ900 и CRJ1000, а также европейским Airbus A220-100 и Airbus A318 в некоторых модификациях.

Среднемагистральные


C919, с которого и начался этот рассказ, представляет собой семейство узкофюзеляжных среднемагистральных лайнеров, рассчитанных на перевозку от 156 до 190 пассажиров. Он считается вторым гражданским самолетом, самостоятельно разработанным в КНР.

Ему также предшествовало производство опытного лайнера Shanghai Y-10, имевшего в качестве прототипа Boeing 707. Внешне самолеты очень похожи, что неудивительно, двигатели также использовались американские – Пратт & Уитни JT3D-7. Все остальные компоненты были китайские, давшие основание утверждать, что это самостоятельная разработка. В серию лайнер не пошел, поскольку на тот момент потребности КНР были закрыты производимыми по лицензии американскими MD-80 и покупаемыми за рубежом среднемагистральными самолетами.

Теперь пришло время Поднебесной бросить вызов Airbus A320neo и Boeing 737 MAX, а также российскому МС-21 с полностью современным лайнером C919. Уже есть предзаказ на 517 самолетов. Их большим конкурентным преимуществом является вдвое более низкая цена: 50 миллионов долларов за единицу против 72-120 миллионов долларов за Airbus A320 или 78-108 миллионов за Boeing 737 в зависимости от модификации. Основным рынком сбыта C919 в среднесрочной перспективе предполагается китайский, дальше – как пойдет. Вернее, как полетит.

Ахиллесовой пятой данного перспективного проекта можно считать зависимость от поставок двигателей из-за рубежа. На китайском лайнере будут устанавливаться турбореактивные двухконтурные (турбовентиляторные) двигатели CFM International LEAP-1C с тягой в 14 тонн. CFM — совместное предприятие американской GE Aviation и французской Safran. Критическая зависимость от «западных партнеров» явно очень беспокоит Пекин, поэтому на замену LEAP-1C разрабатывается собственная силовая установка.

В этом плане нашему МС-21 очень повезло, что буквально с самого начала этого проекта перспективный российский лайнер планировался не только с американской, но и с отечественной силовой установкой ПД-14. Однако «западные партнеры» сделали все от них зависящее, чтобы максимально затянуть появление нового конкурента. Из-за необходимости импортозамещать множество иных компонентов МС-21 пойдет в серию на несколько лет позже C919, с которым он стартовал одновременно.

Дальнемагистральные


Проект широкофюзеляжного лайнера CR929 вместимостью в 250-300 пассажиров, наверное, можно назвать главным нашим разочарованием. Предполагалось, что самолет будет разрабатываться и производиться совместно Россией и Китаем в равных долях. Наша страна должна была предоставить все технологии, основанные на советском опыте Ил-96, и производить композитные крылья. Все остальное, включая сборку, оставалось на долю китайских партнеров.

Однако тревожные звоночки начали звучать еще несколько лет назад, когда в прессу попала информация якобы о желании КНР разделить производство и продажи с Россией: они – сами по себе, мы – сами по себе. Тогда историю замяли, но шила в мешке не утаить. Минувшим летом профильный вице-премьер Юрий Борисов публично пожаловался, что Москву не устраивает ход сотрудничества с Китаем, поскольку ее доля непрерывно сокращается:

У нас идёт с Китаем этот проект, идёт, в принципе, не в том русле, которое нас устраивает… Наше участие всё уменьшается и уменьшается. Я не хочу прогнозировать будущее этого проекта – будем мы из него выходить или не будем, но пока он по факту идёт.

По факту в новой программе развития гражданского авиастроения совместный российско-китайский CR929 вообще уже не фигурировал, что позволяет сделать самые неутешительные выводы. И кто бы мог подумать, что этим все закончится, правда?

В итоге Китай получил на блюдечке технологии производства широкофюзеляжного лайнера. Россия, по сути, осталась со своим дальнемагистральным Ил-96, который имеет шанс возродиться в модификации Ил-96-400М.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

6 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    15 сентября 2022 15:32
    Я вот лично верю, что компартия Китая - решит любые поставленные перед страной задачи. Потому что во главе угла ставит всё-таки не бабло а интересы государства и народа, а так же - умеет жёстко спрашивать с провинившихся. Вплоть до высшей меры для особо обнаглевших.. В отличие от нас...

    Хотя - и бабло они тоже считать умеют оооочень хорошо..
  2. +2
    15 сентября 2022 18:48
    Компартия Китая ставит амбициозные задачи и успешно их решает, а потому пройдёт немного времени и Китай не только вернёт себе свое небо, но и начнёт сокращать долю сшасовских и есовских летательных аппаратов на мировом рынке. По другому и быть не может.
  3. +2
    15 сентября 2022 19:48
    C919, да и остальные китайские самолёты вроде ARJ21 Xiangfeng, Shanghai Y-10 и даже (тем более ) CR929, конечно же. имеют безграничные перспективы в границах КНР (кто-то сомневался в том, что китайцы сделают всё возможное для того, чтобы по максимуму отсосать наши авиационные и другие технологии, а потом выкинуть нас из проекта CR929?). Однако, за пределами Китая у китайских самолётов шансов не очень много. В Россию их никто не пустит, в США и Европу тоже. Остаются бедные страны Азии и Африки, которые не смогут позволить себе даже российские лайнеры. С этим тоже есть способ борьбы: отказ в сертификации, и, как результат, запрет на полёты через воздушное пространство.
  4. +2
    15 сентября 2022 23:35
    А что ,ктото еще верит обещаниям "эффективных менеджеров"?
    Для китайцев как раз и должны были делать крылья и части из распаренного освоенного "суперкомпозита".
    Но в ряде постов пишут - не смогли ,не смогли... и приведенные цитаты косвенно подтверждают...
    А раньше ,лет 5-10 назад, завалили сотрудничество с Индией, по ИЛу, СУ 57, ракетам...

    Китайцы смогут, мы, увы, нет....
  5. 0
    20 сентября 2022 19:37
    дружественный Китай имеет свои интересы похожие на нас, то есть хочет уйти от зависимости от запада, если будут делать самолеты, их право, главное не завидовать китайцам, а самим развиваться, чем больше Китай сделает самолетов тем труднее будут западу пытаться задавить и погубить Россию.... с Китаем нужно дружить
    1. 0
      22 сентября 2022 22:45
      Основной конкурент китайцам - не Боинг и Эйрбас, а мы. Китайцы своровали технологии производства почти всего своего оружия у нас, частично его модернизировали, но продавать получается только пакистанам и африке. Кто ж их пустит в Европу со своими самолетами..?
      Нет, они будут лезть на наш рынок и тогда наш авиапром будет продан повторно эффективными менеджерами еще раз (последний).