«Баренцкомур»: к Севморпути через вечную мерзлоту

0

Еще в XIX веке власти Российской империи рассуждали над целесообразностью строительства порта в устье реки Индига (побережье Баренцева моря). Прошло уже более 150 лет, а планы так и остались всего лишь планами. Радует лишь то, что к настоящему времени они стали более реальными и конкретными. Более того, теперь этот проект неразрывно связан с появлением в нашей стране нового железнодорожного маршрута «Баренцкомур» (БАРЕНЦево море – КОМи – УРал), который должен связать будущий порт с Уралом.

Необходимо напомнить, что еще в 2019 году правительство Российской Федерации издало распоряжение о включении «Белкомура» (БЕЛое море – КОМи – УРал), о котором мы уже рассказывали нашим читателям ранее, и «Баренцкомура» в перечень мероприятий по развитию транспортной инфраструктуры для обеспечения грузовой базы Северного морского пути. Стоит отметить, что с учетом изменившейся геополитической обстановки именно Севморпуть приобретает статус единственной безопасной для нашей страны магистрали, по которой беспрепятственно можно осуществлять экспортные перевозки.



«Баренцкомур»: к Севморпути через вечную мерзлоту

Новый железнодорожный маршрут должен связать незамерзающий порт, который предполагается построить в устье реки Индига, с городом Сургут в Ханты-Мансийской автономном округе. Данный проект входит в Стратегию развития железнодорожного транспорта Российской Федерации до 2030 года.

Нетрудно догадаться, что экономическая целесообразность «Баренцкомура» напрямую зависит от сроков строительства порта в поселке Индига. Данная тема активно обсуждается во властных структурах и бизнес-кругах еще с 2002 года. В 2022-м в компании AEON, которая является основным инвестором данного проекта, сообщили, что строительство порта должно стартовать уже в 2023 году, а ввод в эксплуатацию его первой очереди запланирован на 2028-й. К 2035 году суммарный грузооборот порта может вырасти до 120 миллионов тонн. Инвестиции в реализацию проекта на тот момент оценивались в 353,1 миллиарда рублей. Мощности нового порта будут предназначаться для самого широкого ассортимента грузов. Речь идет о нефтегазовых, минеральных и лесных ресурсах, которые Россия по Северному морскому пути может отправлять на экспорт. Неоспоримым преимуществом нового порта станет и то, что он сможет принимать суда дедвейтом до 300 тысяч тонн.

Однако санкции, с которыми сталкивается наша страна в последние годы, отразились и на этом проекте. Так, многие эксперты обращают внимание на тот факт, что многие рыночные параметры, которые содержатся в проектной документации по будущему порту прошлых лет, серьезно изменились. Большую часть из них необходимо пересчитывать, только так появится возможность понять, через сколько лет этот проект может окупиться, а все эти работы требуют финансовых затрат и, что самое главное, приводят к тому, что сроки начала строительства постоянно переносятся.

Теперь вернемся к самому «Баренцкомуру». Предполагается, что строительство магистрали должно начаться с участка Сосногорск – Индига. Его продолжительность составит 612 километров. В строительстве этого участка нуждаются отечественные нефтедобывающие компании, которые с 2008 года занимаются разработкой месторождений в пределах Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции. Наличие в этой местности железнодорожной магистрали позволит компаниям на порядок сократить транспортные расходы.

Кроме того, «Баренцкомур» подразумевает продолжение магистрали до Сургута через Троицко-Печорск и Полуночное, а это еще более 1000 километров. Там магистраль будет стыковаться с Северо-Сибирской железной дорогой.

Из-за того, что предполагаемая грузовая база у «Баренцкомура» на 90-95% сопоставима с базой «Белкомура», между двумя этими проектами ведется своеобразная борьба за финансирование. И тут важно понимать, что «Баренцкомур» обладает несколькими серьезными преимуществами по сравнению со своим «западным» конкурентом. Так, расстояние по «Баренцкомуру» от Урала, откуда и будет транспортироваться основная часть грузов, до Северного морского пути на 350-400 километров меньше. Еще одним немаловажным фактором являются особенности акватории порта в Архангельске (конечная точка «Белкомура») и устья реки Индига. Тут сразу можно отметить, что строительство порта в Ненецком автономном округе не потребует серьезных дноуглубительных работ. Кроме того, нельзя забывать и о ледовой обстановке. Движение судов без ледокольного сопровождения в Баренцевом море может вестись более длительный промежуток времени.

Довольно остро в проектах такого масштаба стоит вопрос финансирования. Темпы строительства железных дорог в России говорят о том, что усилий РЖД для реализации всех намеченных государством планов может быть недостаточно. Если говорить о «Баренцкомуре», то на выручку могут прийти частные инвестиции. Так, в 2022 году президент ГК «Руститан» Анатолий Ткачук подчеркивал, что компания может принять участие в строительстве участка Сосногорск – Индига, вложив в этот проект определенную сумму. Зачастую, когда речь идет о создании новой инфраструктуры, именно различные формы государственно-частного партнерства могут стать единственным эффективным механизмом, позволяющим успешно реализовать проект.

К сожалению, в настоящее время не наблюдается каких-либо активных движений, связанных со строительством участков «Баренцкомура», что неудивительно, ведь международная геополитическая обстановка диктует свои условия. Власти Российской Федерации выделяют денежные средства на другие проекты, которые на сегодняшний день считают приоритетными. Однако не стоит забывать, что когда-нибудь все может измениться и новая железная дорога свяжет российскую Арктику с богатым различными ресурсами Уралом.

В заключение хочется добавить, что реакция властей, общества и бизнеса на разработку проекта, который бы позволил соединить железнодорожные магистрали России с портом в Ненецком автономном округе, была и остается преимущественно положительной. Большинство из нас прекрасно понимает, что реализация такого проекта открывает широкие перспективы для развития близлежащих регионов и логистики торговых отношений. Нельзя исключать, что запуск «Баренцкомура» повлечет за собой стремительное развитие инфраструктуры и рост количества рабочих мест, вдохнув вторую жизнь в населенные пункты, которые на данный момент продолжают оставаться депрессивными.