Нужен ли России железнодорожный маршрут «Белкомур»?

15

Проект «Белкомур» представляет собой новый железнодорожный маршрут (БЕЛое море – КОМи – УРал), который соединит между собой промышленно развитые регионы Сибири и Урала с портами на севере России. Реализация данного проекта позволит сократить путь до Архангельска примерно на 800 километров. Максимальная мощность нового железнодорожного маршрута должна составить 35 миллионов тонн грузов в год.

Самые первые планы по строительству железнодорожной ветки, которая могла бы соединить промышленные Урала с портом Архангельска, появились еще в самом начале прошлого века на фоне масштабного развития в России железных дорог. Тогда сбыться планам не позволили масштабные изменения в экономической и политической жизни страны. Вторую попытку реализации подобного проекта пытались воплотить в жизнь уже во времена Советского Союза, именно в тридцатые годы XX века начли появляться и ныне существующие участки будущего «Белкомура». К сожалению, к середине пятидесятых годов большинство работ было приостановлено, причиной стала масштабная амнистия, лишившая крупные стройки основной рабочей силы – заключенных.



Вернулись к этому проекту уже во времена постсоветской России, в 1996 году на тот момент президент Российской Федерации Борис Ельцин подписал указ об обеспечении государственной поддержкой всех работ по строительству новой железной дороги. В новом документе подчеркивалось, что до сорока процентов от сметной стоимости проекта будет выделено из федерального бюджета. Специально для этих целей была создана компания «Белкомур», ее уставной капитал составил 30 миллиардов рублей, а учредителями акционерного общества стали четыре субъекта Российской Федерации (Республика Коми, Архангельская и Пермская области и Коми-Пермяцкий округ). Однако уже в 2022 году по причине разнообразных проблем, связанных с функционированием инвестиционных механизмов, строительство было заморожено.

В очередной раз взялись за строительство железнодорожной магистрали уже в 2007 году. Еще через год появление нового маршрута освещалось в Стратегии развития железнодорожного транспорта до 2030 года и в Транспортную стратегию Российской Федерации на период до 2020 года (впоследствии продлена до 2030 года), что в очередной раз подчеркивало значимость реализации данного проекта. Только сама разработка проектно-сметной документации по «Белкомуру» оценивалась в 6-8 миллиардов рублей, а инвестиции в само строительство могли составить от 240 до 250 миллиардов рублей. Стоит отметить, что уже тогда «Белкомур» начал рассматриваться не просто как железнодорожный путь, соединяющий две точки на карте, а как комплексная программа развития всего Северо-Запада страны.

В 2015 году было подписано соглашение между генеральным директором ОАО МК «Белкомур» (создана в 2002 году) и генеральным директором компании Poly Technologies, Inc, согласно которому фирма из Китайской Народной Республики должна стать генеральным подрядчиком проекта и будет принимать самое активное участие в финансировании, проектировании, строительстве новых участков «Белкомура» и модернизации уже существующих. Предполагалось, что активные работы должны стартовать в 2020 году и продлиться в течение пяти лет. На данный момент довольно проблематично рассуждать о перспективах данного соглашения, так как с конца 2022 года МК «Белкомур» находится в стадии ликвидации.

Как можно понять из вышеизложенного материала, строительство железнодорожной магистрали, которая позволит напрямую соединить порт Архангельска с промышленными районами Урала, уже больше века будоражит умы первых лиц нашего государства. Теперь попытаемся кратко разъяснить, почему «Белкомур» выглядит настолько привлекательным в экономическом плане проектом.

Так, генеральный директор МК «Белкомур» Владимир Щелоков заявляет, что подобный проект для России не просто выгоден, а супервыгоден. По его словам, эксперты подсчитали, что валовый региональный продукт трех субъектов Российской Федерации, по которым непосредственно пройдет трасса маршрута, увеличится на 5,4%, будет создано порядка 40 новых предприятий. Регионы получат еще одну инфраструктурную возможность раскрыть свой природно-ресурсный потенциал.

Если смотреть именно в региональном разрезе, то новая трасса позволит Пермскому краю с вывозом калийных удобрений из Соликамского бассейна. Кроме того, создаст дополнительные возможности по освоению лесных ресурсов, которые покрывают 70% территории региона. Республика Коми будет иметь возможность нарастить добычу на месторождениях Печорского угольного бассейна. Также будет создана инфраструктура, которая облегчит освоение рудных месторождений. Архангельская область сможет нарастить эффективность добычи алмазов на месторождениях им. М.В. Ломоносова и им. В.Гриба. Вдобавок к этому регион сможет оперативнее осваивать лесные ресурсы.

Необходимо обратить внимание и на стратегические недостатки данного проекта. Например, серьезные вопросы вызывают технические и природные недостатки порта в Архангельске. Несмотря на то, что минусы архангельской гавани стараются нивелировать строительством нового глубоководного порта в городе, остается под вопросом экономическая целесообразность данного проекта, так как, по оценкам экспертов, его стоимость может даже превысить смету всего «Белкомура». Возникают вопросы и по поводу механизмов финансирования данного проекта, как это довольно часто бывает в России, многие крупные проекты упираются в денежный вопрос. Уже долгое время оптимальным вариантом, который бы устроил всех заинтересованных в проекте лиц, видится государственно-частное партнерство по концессионной схеме.

В заключении хочется отметить, что реализация «Белкомура» неразрывно связана с другими крупными проектами России в Арктике. Речь идет о «Мурманском транспортном узле», «Северном широтном ходе», строительстве нового порта Сабетта и расширении архангельского порта. Именно их совместная успешная реализация даст сильный толчок для развития северных регионов РФ, что особенно актуально в связи с нарастающей транспортной изоляцией нашей страны и близостью Северного морского пути, как одного из ключевых альтернативных маршрутов для экспорта отечественной продукции.
15 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    7 мая 2023 10:20
    Вобщем , прежние деньги сперли, «Белкомур» находится в стадии ликвидации. но ресурсы за бугор вывозить надо все больше и больше.
    Поэтому пытаются занять денег у Китайцев, чтоб олигархам вести туда лес ,уголь , металлы уже через север, а не через Дальний Восток.

    Логично
  2. +2
    7 мая 2023 11:39
    В любом случае нужен!
  3. +1
    7 мая 2023 12:33
    Существует такое понятие, как ТЭО, т.е. технико-экономическое обоснование. ТЭО должно быть составлено, как противниками, так и сторонниками Белкомура. А министерство экономики должно дать заключение на эти ТЭО. Проект дорогой, а польза непонятна.
  4. +1
    7 мая 2023 12:52
    Инфраструктурные проекты были свернуты вредителями типа Хрущева, он многое сделал для развала советской экономики, в том числе и это!
    1. -3
      7 мая 2023 13:22
      Красиво говорите.
      Сейчас, наверное, тоже либералы виноваты, что данный проект испытывает определенные трудности.
  5. +2
    7 мая 2023 15:14
    Китаёзы парни ушлые. Сначала построят. Потом 50% участия потребуют. А далее отожмут, если не расплатимся с ними. Так они в Африке и Азии действую. Тихое и бескровное завоевание.
  6. 0
    7 мая 2023 19:26
    который соединит между собой промышленно развитые регионы Сибири и Урала с портами на севере России.

    А зачем? В 1996 году, при Ельцине, в те времена далёкие ... возможно, это и имело какой-то смысл. Сейчас же, когда всё должно уходить на Восток и Юг, зачем нужен Север? Полярным медведям поставлять? - Так они не оценят. Кроме медведей дальше там кругом санкции, бесконечные, как закон Джексона-Веника.
    1. 0
      7 мая 2023 20:21
      Там Северный морской путь находится.
      1. 0
        7 мая 2023 21:22
        Если заниматься каботажным плаванием вдоль побережья России, то сгодится, но с большой натяжкой. Если для экспорта, то северный экспорт накрылся медным тазом, и все эти Белкомуры хороши только для распилов хороших денег.
  7. -1
    8 мая 2023 08:01
    Все прежние попытки заканчивались ничем по причине отсутствия техники.Но когда кроме государственных интересов присутствуют личные,то невольно вспоминаешь "Кавказскую пленницу".Именно в это многое упирается.Говорят,контрактная система это хорошо.Но призывная система тем лучше,что люди уходящие в армию,возвращаются в народное хозяйство.А держать постоянно несколько миллионов молодых людей под ружьем,для государства очень неразумно.Кроме того,бороться со стихийными бедствиями легче всего с призывной армией.Здесь не существует межведомственных интересов.А железную дорогу надо строить.Хотя бы потому,чтобы догнать США по протяженности железных дорог.
    1. +4
      8 мая 2023 08:38
      Ничего нет тупее лозунга

      Догнать и перегнать

      хоть в спорте, хоть в выплавке стали, хоть в балете, да и вообще в экономике. Важнее всего уровень благосостояния населения, состояние природы, безопасность страны от поползновения внешних угроз. Вот и жд должна способствовать этим принципам, а не принципу перевезти, как можно больше грузов. Для чего, что это даст экономике? Кстати в СССР грузооборот жд по каждой дороге был существенно выше, чем сейчас. Появились неиспользуемые и малодеятельные участки жд.
      1. +1
        9 мая 2023 07:37
        в СССР производство было в каждом захолустье,отсюда и востребованность ж-д. да и не только ж-д...к примеру можно вспомнить,сколько малых рек(и не только) закрылось для судоходства...а когда ничего не производят,то и возить нечего...

        сейчас страна сводится к нескольким крупным мегаполисам,регионы вымирают. отсюда и забитость крупных ж-д магистралей и невостребованность некоторых направлений...

        а насчёт повышения уровня благосостояния населения...извините,если вы ничего не производите,то какое благосостояние может быть??? примерно такое,какое сейчас у жителей глубинки России-весьма посредственное...
  8. 0
    9 мая 2023 19:34
    причиной стала масштабная амнистия

    ну хватит уже про эффективность рабского труда! Ну бред же!
    1. -2
      13 мая 2023 15:41
      Если вы наемный работник, то вы и есть раб. И не важно кто вы: сталевар, журналист, политолог. И не важнов какой стране: США, Германии, Швейцарии или России.
    2. 0
      15 мая 2023 10:48
      А где было заявление, что принудительный труд эффективен?
      Или вы просто отрицаете само существование в Советском Союзе такого явления, как принудительный труд?