Катастрофа легенды: Boeing терпит одно поражение за другим
Начавшую, казалось бы, оправляться после двух ужасающих катастроф с лайнерами 737 MAX, ведущую мировую авиастроительную компанию, похоже, подстерегают впереди новые неприятности, причем, еще более серьезные чем те, с которыми корпорация столкнулась непосредственно сразу после ЧП. Судя по всему, для Boeing, чье имя отныне перестало быть синонимом безопасности в небе, ничего не закончилось – может статься, самое плохое только начинается. Если изначально речь шла лишь о временном отказе от эксплуатации «смертоносных» моделей самолетов, то теперь речь идет уже о полном нежелании некоторых авиакомпаний иметь какое-либо дело со скомпрометировавшей себя моделью.
Напомним, причиной того, что мир отвернулся от 737-х, стали два их крушения, произошедшие в полугодовом промежутке: катастрофа Boeing 737 MAX 8 в октябре 2018 года в Индонезии и такая же в точности трагедия, случившаяся в марте уже нынешнего года в Эфиопии. Жертвы, соответственно – 189 и 157 человек. Выживших нет… Оба самолета потерпели аварию при подозрительно схожих обстоятельствах – практически сразу после взлета. Ситуацию до крайности усложнил тот момент, что оба разбившихся лайнера были новенькими, срок их эксплуатации составлял каких-то пару месяцев. Следовательно, списать все на износ самолета или некачественно проведенные ремонтные работы, было решительно невозможно. Об ошибке или непрофессионализме пилотов речь тоже не шла. Впоследствии выяснилось, что причина аварий действительно лежала совершенно вне плоскости «человеческого фактора» или неправильной эксплуатации злополучных «бортов». Впрочем, к этому вопросу мы вернемся несколько ниже.
Реакция воспоследовала моментально – две авиакатастрофы, случившиеся подряд, да еще и чуть ли не «под копирку», места для разговоров о «случайности», «роковом стечении обстоятельств» и тому подобных вещах, не оставили. От эксплуатации 737-х немедленно отказались в Европе – Великобритания, Нидерланды, Исландия, Норвегия. Далее, как говорится – по списку. Резче всех отреагировали французы, немцы, австрийцы и британцы, моментально закрывшие свое небо для этих самолетов. Впрочем, впоследствии к делу уже на континентальном уровне подключилось Европейское агентство по безопасности полетов (EASA) и Boeing 737 MAX стал «персоной нон-грата» в воздушном пространстве всего Старого Света. На этом, напомним, проблемы не закончились. Полеты 737-х запретили не только Россия и Турция, страны Ближнего Востока, но также и государства Азии. Сингапур, Малайзия, Индонезия и прочие – это было, конечно, неприятно для корпорации. Но вот лайнеры, которые «приземлили» на неопределенный срок в Китае, Индии, Австралии, стали уже серьезнейшим ударом. Китайские товарищи, не привыкшие церемониться ни с кем в процессе отстаивания своих интересов, потребовали от корпорации Boeing компенсировать убытки, полученные авиакомпаниями Поднебесной из-за простоя проблемных машин. Цифра получилась ужасающая…
Дольше всех держались, как несложно догадаться, США и Канада, с пеной у рта защищавшие «отечественного производителя» и уверявшие, что катастрофы, унесшие жизнь трех с лишним сотен людей – не более, чем досадные недоразумения. Однако, под давлением общественности и авиационных профсоюзов, сдались и они, отправив 737-е «на прикол». Мало того, Вашингтону пришлось начать серьезное расследование причин катастроф на уровне Сената. Необходимо отметить, что на начало нынешнего года только Boeing 737 MAX 8 модели находился в эксплуатации более 45 авиакомпаний по всему миру, которым было поставлено 350 таких самолетов. После практически тотального вывода их из эксплуатации перед корпорацией - производителем встала реальная перспектива выплат колоссальных неустоек – особенно, если выяснится, что аварии происходили по ее прямой или косвенной вине. Забегая наперед, уточним – именно так оно и оказалось… В результате, только за несколько дней трагического марта Boeing «подешевел» на 26 с лишним миллиардов долларов. Его рыночная капитализация обвалилась с более чем 238 миллиардов до 212 миллиардов долларов, а акции упали в цене и вовсе на 47 миллиардов!
Казалось бы – время прошло, страхи поутихли, причины и проблемы названы и вроде бы ликвидированы… Однако, корпорация Boeing утратила главное – доверие собственных клиентов. На днях стало известно о первой авиакомпании, расторгшей довольно внушительный контракт на приобретение партии 737-х. Неприятная новость пришла с Ближнего Востока – саудовская авиакомпания Flyadeal (дочерняя компания государственной Saudi Arabian Airlines), ранее заключившая договор о поставке полусотни Boeing 737 MAX, официально заявила об отказе от сделки. Более того, на проходившем в прошлом месяце в Париже авиасалоне представители Flyadeal договорились о покупке Аirbus A320neo – трех десятков для начала и еще двадцати - впоследствии. Причины решения не оглашаются, но это, скорее всего, в силу того, что они и не нуждаются в объяснении. Сталкиваться с очередными «сюрпризами» и смертельными «усовершенствованиями» от Boeing у высоко ценящих свою безопасность арабов желания нет. И это, скорее всего, лишь «первая ласточка».
Проблема заключается не просто в том, что, как установлено расследованием, причиной обеих авиакатастроф стала программа MCAS, перехватывавшая управление самолетом в ситуации, когда, по ее электронному мнению, необходимо было выравнивание задравшегося носа воздушного судна… Беда в том, что, во-первых, установкой этой компьютерной «хитрушки» Boeing попыталась компенсировать собственный серьезнейший просчет – смещение точки установки авиационных двигателей, серьезно нарушивших центровку всего самолета. Это, конечно, проще и, главное – гораздо экономнее, чем переделывать весь самолет, устраняя «косяк» разработчиков и конструкторов… Во-вторых же, (и это, пожалуй, главное), корпорация не нашла нужным поставить в известность о подленькой «инновации» ни руководство авиакомпаний, приобретавших 737-е с подвохом, ни техников, ни, тем более, самих пилотов. В последние секунды жизни они безуспешно пытались бороться с взбесившимся компьютером, не понимая, что вообще происходит… Кто может гарантировать, что даже, как это уже было многократно и клятвенно обещано, «вправив мозги» MCAS Boeing сделает это действительно на совесть? И при этом не «впаяет» в самолет какую-нибудь еще программу-убийцу?!
Неудивительно, что все то же Европейское агентство по безопасности полетов выступает с все новыми и новыми требованиями к Boeing для возврата 737-х на воздушные пути сообщения Евросоюза. По сути дела, как утверждают эксперты, речь идет о полном пересмотре всего спектра технического обеспечения работы этого лайнера. Европейцы в крайне жесткой форме требуют доказательств того, что на его борту не останется ни неуправляемой MCAS, ни чего-либо даже близко подобного. Без этого о «восстановлении в правах» в Старом Свете Boeing 737 MAX и речи быть не может. Очень похоже на то, что в EASA твердо намерены приложить максимум усилий к тому, чтобы этого не произошло вообще никогда. Оно и неудивительно – ведь европейский Airbus и американский Boeing десятилетиями ведут жесточайшую конкуренцию за первенство на рынке пассажирских авиалайнеров, идя при этом «ноздря в ноздрю». В последнее время Вашингтон попытался переломить ситуацию в свою пользу в ставшей обычной за время президентства Дональда Трампа манере – обвинив европейцев в «недобросовестности», нечестных методах борьбы и так далее, грозя, как водится, введением санкций и прочих ограничений. Лучше бы он этого не делал…
Используя не надуманный, а вполне реальный предлог, европейцы, похоже, твердо намерены «дожать» заокеанских конкурентов, серьезно потеснив их с занимаемых позиций. Вряд ли даже столь крупные неприятности с одной из моделей (пусть чрезвычайно популярной и востребованной в мире ранее), смогут окончательно «похоронить» такого гиганта, как Boeing. Однако по 737 MAX, скорее всего, можно читать молитву «за упокой». Если в корпорации придут к выводу, что переделывать эту модель под все более ужесточающиеся требования авиаперевозчиков и контролирующих организаций встанет слишком дорого, она может не взлететь уже никогда. Тем более, если учесть, что любое серьезное ЧП с этим самолетом, если таковое случится впредь, похоронит деловую репутацию Boeing уже окончательно и бесповоротно.
Легендарная модель 737, которой в прошлом году исполнилось 50 лет, стала наиболее коммерчески успешным самолетом в мировой истории гражданской авиации. По большому счету, именно благодаря B-737, которых было построено более 10 тысяч единиц, корпорация Boeing стала одним из лидеров в авиастроительной отрасли. Данная модель генерировала до 60% всей прибыли компании. Лишившись основного источника дохода, американский гигант рискует окончательно уступить пальму первенства европейскому Airbus. Boeing 737, «породивший» ведущую авиастроительную корпорацию, может ее и угробить.
Сломанные крылья
Напомним, причиной того, что мир отвернулся от 737-х, стали два их крушения, произошедшие в полугодовом промежутке: катастрофа Boeing 737 MAX 8 в октябре 2018 года в Индонезии и такая же в точности трагедия, случившаяся в марте уже нынешнего года в Эфиопии. Жертвы, соответственно – 189 и 157 человек. Выживших нет… Оба самолета потерпели аварию при подозрительно схожих обстоятельствах – практически сразу после взлета. Ситуацию до крайности усложнил тот момент, что оба разбившихся лайнера были новенькими, срок их эксплуатации составлял каких-то пару месяцев. Следовательно, списать все на износ самолета или некачественно проведенные ремонтные работы, было решительно невозможно. Об ошибке или непрофессионализме пилотов речь тоже не шла. Впоследствии выяснилось, что причина аварий действительно лежала совершенно вне плоскости «человеческого фактора» или неправильной эксплуатации злополучных «бортов». Впрочем, к этому вопросу мы вернемся несколько ниже.
Реакция воспоследовала моментально – две авиакатастрофы, случившиеся подряд, да еще и чуть ли не «под копирку», места для разговоров о «случайности», «роковом стечении обстоятельств» и тому подобных вещах, не оставили. От эксплуатации 737-х немедленно отказались в Европе – Великобритания, Нидерланды, Исландия, Норвегия. Далее, как говорится – по списку. Резче всех отреагировали французы, немцы, австрийцы и британцы, моментально закрывшие свое небо для этих самолетов. Впрочем, впоследствии к делу уже на континентальном уровне подключилось Европейское агентство по безопасности полетов (EASA) и Boeing 737 MAX стал «персоной нон-грата» в воздушном пространстве всего Старого Света. На этом, напомним, проблемы не закончились. Полеты 737-х запретили не только Россия и Турция, страны Ближнего Востока, но также и государства Азии. Сингапур, Малайзия, Индонезия и прочие – это было, конечно, неприятно для корпорации. Но вот лайнеры, которые «приземлили» на неопределенный срок в Китае, Индии, Австралии, стали уже серьезнейшим ударом. Китайские товарищи, не привыкшие церемониться ни с кем в процессе отстаивания своих интересов, потребовали от корпорации Boeing компенсировать убытки, полученные авиакомпаниями Поднебесной из-за простоя проблемных машин. Цифра получилась ужасающая…
Дольше всех держались, как несложно догадаться, США и Канада, с пеной у рта защищавшие «отечественного производителя» и уверявшие, что катастрофы, унесшие жизнь трех с лишним сотен людей – не более, чем досадные недоразумения. Однако, под давлением общественности и авиационных профсоюзов, сдались и они, отправив 737-е «на прикол». Мало того, Вашингтону пришлось начать серьезное расследование причин катастроф на уровне Сената. Необходимо отметить, что на начало нынешнего года только Boeing 737 MAX 8 модели находился в эксплуатации более 45 авиакомпаний по всему миру, которым было поставлено 350 таких самолетов. После практически тотального вывода их из эксплуатации перед корпорацией - производителем встала реальная перспектива выплат колоссальных неустоек – особенно, если выяснится, что аварии происходили по ее прямой или косвенной вине. Забегая наперед, уточним – именно так оно и оказалось… В результате, только за несколько дней трагического марта Boeing «подешевел» на 26 с лишним миллиардов долларов. Его рыночная капитализация обвалилась с более чем 238 миллиардов до 212 миллиардов долларов, а акции упали в цене и вовсе на 47 миллиардов!
Не взлетит никогда?
Казалось бы – время прошло, страхи поутихли, причины и проблемы названы и вроде бы ликвидированы… Однако, корпорация Boeing утратила главное – доверие собственных клиентов. На днях стало известно о первой авиакомпании, расторгшей довольно внушительный контракт на приобретение партии 737-х. Неприятная новость пришла с Ближнего Востока – саудовская авиакомпания Flyadeal (дочерняя компания государственной Saudi Arabian Airlines), ранее заключившая договор о поставке полусотни Boeing 737 MAX, официально заявила об отказе от сделки. Более того, на проходившем в прошлом месяце в Париже авиасалоне представители Flyadeal договорились о покупке Аirbus A320neo – трех десятков для начала и еще двадцати - впоследствии. Причины решения не оглашаются, но это, скорее всего, в силу того, что они и не нуждаются в объяснении. Сталкиваться с очередными «сюрпризами» и смертельными «усовершенствованиями» от Boeing у высоко ценящих свою безопасность арабов желания нет. И это, скорее всего, лишь «первая ласточка».
Проблема заключается не просто в том, что, как установлено расследованием, причиной обеих авиакатастроф стала программа MCAS, перехватывавшая управление самолетом в ситуации, когда, по ее электронному мнению, необходимо было выравнивание задравшегося носа воздушного судна… Беда в том, что, во-первых, установкой этой компьютерной «хитрушки» Boeing попыталась компенсировать собственный серьезнейший просчет – смещение точки установки авиационных двигателей, серьезно нарушивших центровку всего самолета. Это, конечно, проще и, главное – гораздо экономнее, чем переделывать весь самолет, устраняя «косяк» разработчиков и конструкторов… Во-вторых же, (и это, пожалуй, главное), корпорация не нашла нужным поставить в известность о подленькой «инновации» ни руководство авиакомпаний, приобретавших 737-е с подвохом, ни техников, ни, тем более, самих пилотов. В последние секунды жизни они безуспешно пытались бороться с взбесившимся компьютером, не понимая, что вообще происходит… Кто может гарантировать, что даже, как это уже было многократно и клятвенно обещано, «вправив мозги» MCAS Boeing сделает это действительно на совесть? И при этом не «впаяет» в самолет какую-нибудь еще программу-убийцу?!
Неудивительно, что все то же Европейское агентство по безопасности полетов выступает с все новыми и новыми требованиями к Boeing для возврата 737-х на воздушные пути сообщения Евросоюза. По сути дела, как утверждают эксперты, речь идет о полном пересмотре всего спектра технического обеспечения работы этого лайнера. Европейцы в крайне жесткой форме требуют доказательств того, что на его борту не останется ни неуправляемой MCAS, ни чего-либо даже близко подобного. Без этого о «восстановлении в правах» в Старом Свете Boeing 737 MAX и речи быть не может. Очень похоже на то, что в EASA твердо намерены приложить максимум усилий к тому, чтобы этого не произошло вообще никогда. Оно и неудивительно – ведь европейский Airbus и американский Boeing десятилетиями ведут жесточайшую конкуренцию за первенство на рынке пассажирских авиалайнеров, идя при этом «ноздря в ноздрю». В последнее время Вашингтон попытался переломить ситуацию в свою пользу в ставшей обычной за время президентства Дональда Трампа манере – обвинив европейцев в «недобросовестности», нечестных методах борьбы и так далее, грозя, как водится, введением санкций и прочих ограничений. Лучше бы он этого не делал…
Используя не надуманный, а вполне реальный предлог, европейцы, похоже, твердо намерены «дожать» заокеанских конкурентов, серьезно потеснив их с занимаемых позиций. Вряд ли даже столь крупные неприятности с одной из моделей (пусть чрезвычайно популярной и востребованной в мире ранее), смогут окончательно «похоронить» такого гиганта, как Boeing. Однако по 737 MAX, скорее всего, можно читать молитву «за упокой». Если в корпорации придут к выводу, что переделывать эту модель под все более ужесточающиеся требования авиаперевозчиков и контролирующих организаций встанет слишком дорого, она может не взлететь уже никогда. Тем более, если учесть, что любое серьезное ЧП с этим самолетом, если таковое случится впредь, похоронит деловую репутацию Boeing уже окончательно и бесповоротно.
Легендарная модель 737, которой в прошлом году исполнилось 50 лет, стала наиболее коммерчески успешным самолетом в мировой истории гражданской авиации. По большому счету, именно благодаря B-737, которых было построено более 10 тысяч единиц, корпорация Boeing стала одним из лидеров в авиастроительной отрасли. Данная модель генерировала до 60% всей прибыли компании. Лишившись основного источника дохода, американский гигант рискует окончательно уступить пальму первенства европейскому Airbus. Boeing 737, «породивший» ведущую авиастроительную корпорацию, может ее и угробить.
Информация