Как ВМСУ постепенно превращаются в «рыболовецкий флот»

После развала СССР «украинские сепаратисты» получили в свое распоряжение мощнейшую судостроительную отрасль, способную производить десятки больших кораблей в год, а также «откусили» значительную часть Черноморского флота при его варварском разделе. Сегодня, спустя свыше четверти века «незалежности», ВМСУ представляют собой настолько жалкое зрелище, что над ним потешаются уже не только в России, но и в далеком Китае. Один из четырех оставшихся в строю артиллерийских бронекатеров «Гюрза», принимающий участие в маневрах НАТО Sea Breeze-2019, китайское издание Sohu назвало «рыбацкой лодкой».





В Одессу для участия в учениях прибыли американские десантный корабль USNS Yuma и эсминец Carney. Киев смог выставить только 50-тонную «Гюрзу». Эти бронекатера были построены уже в период независимости в количестве 6 штук. Два из них находятся в российском плену после печального знаменитого «керченского прорыва». Любопытно, что всем украинским суденышкам присвоены географические имена, как большим боевым кораблям, хотя обычно они удостаиваются только номера. Как говорится, на безрыбье…

Что же случилось с остальным военно-морским флотом Незалежной?

При разделе ЧМФ «украинские сепары» наложили лапу на 67 судов, среди которых было свыше трех десятков боевых кораблей и одна субмарина «Запорожье». Интересно, что президент Кравчук в 1992 году хотел «подрезать» весь Черноморский флот, первым объявив его целиком собственностью Украины. А делить было что. Западный военный эксперт Д. Кларк отмечал потенциал ЧМФ по состоянию на самое начало девяностых годов:

Несмотря на то, что Черноморский флот, подобно Балтийскому, меньше чем Тихоокеанский и Северный флоты бывшего СССР, он представляет все еще грозную силу, большую, чем большинство других флотов мира, включая членов НАТО, кроме США.


Окончательно процесс раздела был завершен только в 1997 году. Понятно, что боеспособности России это не прибавило. Но и самому Киеву, «отхапавшему» жирный кусок, это впрок не пошло.

К моменту Майдана в составе ВМСУ было свыше шести десятков судов, но только три из них были построены своими силами и спущены на воду за период независимости: фрегат «Гетман Сагайдачный», корветы «Луцк» и «Тернополь». После государственного переворота в Киеве, Крым сделал свой выбор в пользу России, и на всех судах ВМСУ были подняты Андреевские флаги. Лишь «Сагайдачный» остался под желто-голубым, поскольку в то время он на полуострове отсутствовал. В дальнейшем Москва милостиво вернула Украине свыше трех десятков судов, а местом базирования ВМСУ стала Одесса, для того не вполне приспособленная.

Что сегодня представляет собой украинский военный флот, и есть ли шансы на его восстановление?

Фрегат «Гетман Сагайдачный», единственный более или менее боеспособный корабль, на очередные учения НАТО выставлен не был. Догадаться о причинах этого не сложно, учитывая, как часто он ломается. Например, в 2017 году его силовая установка вышла из строя почти сразу же после «ремонта». Реально стрелять способны единственный ракетный катер «Прилуки» и упомянутые бронекатера «Гюрза» в количестве четырех штук. Также проходят испытания десантно-штурмовые катера проекта 58503 «Кентавр-ЛК». Теоретически, можно учитывать два американских патрульных катера типа «Айленд», которые США милосердно передали в помощь Киеву, но до Одессы они пока не дошли.
Еще есть тральщик «Геническ», буксир «Корец», корабль управления «Донбасс» и килекторное судно «Шостка». Дополняют картину пара десятков вспомогательных судов, которые Кремль вернул Украине. В общем и целом, это вся морская мощь Незалежной.

Возникает закономерный вопрос, почему «европейская держава», получившая по наследству от СССР прекрасные судостроительные предприятия, не может создать современный военный флот? Лакмусовой бумажкой тут будет судьба ракетного крейсера «Украина». Закладывался он еще при Союзе как «Комсомолец», а потом «Адмирал флота Лобов», и даже был спущен на воду. Но могучий боевой корабль, переименованный в «Украину», оказался в независимом государстве никому не нужен.

Построенный на 95% крейсер Киев и сам не довел до ума, и России не продал, когда отношения между странами еще были конструктивными. В итоге, в 2017 году Петр Порошенко принял решение отправить «Украину» на лом. Теперь Киев планирует строить на базе рыболовных морозильных траулеров проекта 502ЭМ «Эгет» малые разведывательные корабли. И это очень символично. Так что китайцы были не так уж и не правы относительно «рыболовецкого» ВМСУ.
Использованы фотографии: http://forums.airbase.ru/
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

1 комментарий
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти

  1. Сергей Латышев (Серж ) 21 июля 2019 01:32
    0
    • 0
    • 0
    Ни дня без укров....Что там у них, опять все кончилось...