Lockheed Martin опять приземлили: Болгария отказывается от F-16
Не успели в американской военно-промышленной корпорации перевести дух после первых этапов подсчета собственных убытков и проблем от исключения Турции из интернациональной программы по созданию истребителя F-35, как подкралась новая беда. Совсем уже было прочно сидевшая «на крючке» очередного «контракта века» по приобретению боевых самолетов от Lockheed Martin Болгария, похоже, может с него сорваться. Президент страны Румен Радев ветировал заключение сделки, которую лоббистам этого гиганта ВПК США с таким трудом удалось протащить через болгарские парламент и правительство. Отчего так произошло?
Эпопея с попытками Софии обновить собственный парк боевой авиации длится уже достаточно долго. В принципе, нельзя сказать, чтоб с этим делом у болгарской армии было все так уж плохо – «в наследство» от Организации Варшавского договора она получила вполне боеспособные МиГ-29 и Су-25, пусть и выпущенных в 80-е годы прошлого столетия. Даже какое-то количество МиГ-21, стоящих на консервации, имеется. Проблема, однако, в том, что любая военная техника (а авиация, пожалуй, в самую первую очередь), во-первых, со временем устаревает морально, а, во-вторых, изнашивается физически. Периодически ей нужен ремонт, правильное гарантийное обслуживание, и, крайне желательно – еще и модернизация. Проблем со всем этим, в принципе, особенных не было – российские специалисты вполне могли бы справиться с их решением, причем, за вполне доступные для скромного болгарского бюджета деньги. Однако, Софии очень уж хотелось стать «правильной» страной НАТО и непременно «покончить с советским прошлым». А тут и волна антироссийских санкций, затронувших в первую очередь предприятия нашего ВПК, подоспела. Вопрос отпал сам собой.
Теперь уж волей-неволей пришлось принимать решение о закупке новых боевых самолетов. Ну, или не очень новых... Или не таких уж и боевых – лишь бы денег хватило! При подробном рассмотрении, в самом прямом смысле слова, долгой и нудной истории с авиационными потугами Софии, создается впечатление, что данным вопросом в тамошнем правительстве заведовали выходцы из знаменитого Габрово, про которых сами же болгары рассказывают анекдоты относительно их невероятной прижимистости. Была мысль закупить истребители Gripen у шведского Saab. Ну, скажем прямо, так себе самолеты – во всяком случае, на фоне современных моделей ведущих производителей. Зато новенькие – прослужат долго! Но... дорого. Опять же, взыграл «североатлантизм» - Швеция-то не член НАТО. А так хотелось «соответствовать критериям»! Параметры предполагаемой закупки оперативно пересмотрели – существенно снизили требования к предполагаемому сроку службы самолетов и вписали пункт о «военном сотрудничестве». Получилось очень "североатлантичненько".
В результате задумались: а не прикупить ли F-16 Fighting Falcon, от которых не знают как избавиться ВВС Португалии? Эти машины болгарам, кстати, уже предлагались несколько лет назад, но тогда они закрутили носом: «Фу, секонд-хенд какой-то!» Вообще-то, даже не «секонд» - до португальцев на них прилично часов налетали еще американские пилоты. Часть этих истребителей, в конечном итоге прибрали к рукам не столь привередливые румыны, но кое-что осталось. Такие же самолеты «второй свежести» предлагала и Греция, но в Софии, подумав, твердо решили – только новые! Дальше пошло сплошное мучение. В 2017 году объявили тендер, но выиграл его опять Saab с Gripen. Год спустя затеяли новые торги, пригласив к участию в них, помимо приставучих шведов, еще и немцев, французов, итальянцев, португальцев и даже израильтян. Ну, и американцев, конечно же. Вышло, как по писаному – в «тройку финалистов» вошли Италия, которая предложила Eurofighter Typhoon, но, опять-таки, не первой молодости, Швеция, как видно, твердо решившая осчастливить болгар своей продукцией, и США. Вот они-то и выступили с предложением, вначале показавшимся более, чем заманчивым. Ключевое слово – вначале...
Вроде бы, все было просто замечательно – американцы обещали не только поставить 8 новеньких, «с иголочки» F-16 Block 70, но еще и полный комплект вооружения и наземных средств обслуживания к ним, обеспечить подготовку пилотов и техников соответствующей квалификации да, к тому же, предоставить трехлетнее «гарантийное обслуживание». Казалось бы – куда уж лучше! Однако впоследствии, как водится, пошло то, что «написано мелким шрифтом» – то есть «подводные камни» контракта. Прежде всего, речь шла о предоплате в 100%. Сумму в миллиард долларов с четвертью Болгария обязана перечислить США мало того, что наперед, до 5 сентября нынешнего года, так еще и одним траншем, без всякой рассрочки. Надо отметить, что деньги это для, очень мягко говоря, не самого процветающего и богатого государства Евросоюза, едва ли не запредельные – сделка проделала в болгарском бюджете «дыру» в 2.1% ВВП и заставила правительство крепко залезть в резервный фонд. При всем этом поставки первых двух истребителей ожидаются не раньше, чем через 4-6 лет, а не через 2 года, как хотели в Софии! На официальном сайте корпорации Lockheed Martin уже имеется очень красочная страничка, которая так и называется:
Ну, а там, глядишь, уж и до болгар дело дойдет.
Сказать, что данное соглашение вызвало в политикуме Софии бурю – практически, ничего не сказать. Президент страны Румен Радев еще в 2018 году называл контракт «торжеством лоббизма» со стороны США и костерил якобы «прозрачную» процедуру закупки «фарсом». Вашингтон принялся «обувать» болгар в свои истребители, как базарные торговцы 90-х лоховатого покупателя в явно не идущие ему штиблеты. Госсекретарь США Майк Помпео со своим заместителем Джоном Салливаном не поленились лично приехать для «вразумления»! Потом даже сам Дональд Трамп подключился – рассыпая на официальном сайте Белого Дома похвалы Софии за «правильный выбор». Вконец обидевшиеся шведы впоследствии заявляли, что они в шоке от такого «маркетинга», да кого это волновало. В парламенте страны разразились жаркие схватки. К примеру, лидер партии «Воля» Веселин Марешки (явно старающийся оправдать собственное имя) зачитал в стенах Народного собрания «открытое письмо Трампу». В нем болгарский политик сперва обвинил лидера США в том, что тот «путем грабительской сделки обрекает на нищету самый бедный народ в ЕС», а затем предложил американскому президенту «сделать жест доброй воли и подарить истребители Болгарии безвозмездно!». Мол, вы ж все равно за военную базу на нашей земле не платите, и вообще – жалко, что ли?!
Все это, (как и зарегистрированная болгарами на сайте Белого Дома петиция о «скидочке на самолеты») конечно, крепко начинало напоминать цирк. А вот то, что представители упомянутой выше «Воли» и Болгарской социалистической партии нынешним летом требовали отложить голосование по ратификации сделки на 3 месяца, а и то и на полгода – это было уже всерьез. Контракт, срок принятия решения по которому истекает 5 сентября, это аннулировало бы автоматически. Сопротивление тех депутатов, которые продолжали упираться, было сломлено «большинством», и закупку одобрили. Но теперь на ее пути встал глава государства, заявив при этом, что Болгария «не может принимать на себя такие долгосрочные и серьезные обязательства без общенационального консенсуса». Теоретически, вето могут преодолеть 121 депутат парламента из 240, но вероятность такого поворота событий не слишком велика. В схватке американской Lockheed Martin с болгарскими национальными интересами и здравым смыслом победит, похоже, все-таки здравый смысл.
Числом поболее, ценою подешевле...
Эпопея с попытками Софии обновить собственный парк боевой авиации длится уже достаточно долго. В принципе, нельзя сказать, чтоб с этим делом у болгарской армии было все так уж плохо – «в наследство» от Организации Варшавского договора она получила вполне боеспособные МиГ-29 и Су-25, пусть и выпущенных в 80-е годы прошлого столетия. Даже какое-то количество МиГ-21, стоящих на консервации, имеется. Проблема, однако, в том, что любая военная техника (а авиация, пожалуй, в самую первую очередь), во-первых, со временем устаревает морально, а, во-вторых, изнашивается физически. Периодически ей нужен ремонт, правильное гарантийное обслуживание, и, крайне желательно – еще и модернизация. Проблем со всем этим, в принципе, особенных не было – российские специалисты вполне могли бы справиться с их решением, причем, за вполне доступные для скромного болгарского бюджета деньги. Однако, Софии очень уж хотелось стать «правильной» страной НАТО и непременно «покончить с советским прошлым». А тут и волна антироссийских санкций, затронувших в первую очередь предприятия нашего ВПК, подоспела. Вопрос отпал сам собой.
Теперь уж волей-неволей пришлось принимать решение о закупке новых боевых самолетов. Ну, или не очень новых... Или не таких уж и боевых – лишь бы денег хватило! При подробном рассмотрении, в самом прямом смысле слова, долгой и нудной истории с авиационными потугами Софии, создается впечатление, что данным вопросом в тамошнем правительстве заведовали выходцы из знаменитого Габрово, про которых сами же болгары рассказывают анекдоты относительно их невероятной прижимистости. Была мысль закупить истребители Gripen у шведского Saab. Ну, скажем прямо, так себе самолеты – во всяком случае, на фоне современных моделей ведущих производителей. Зато новенькие – прослужат долго! Но... дорого. Опять же, взыграл «североатлантизм» - Швеция-то не член НАТО. А так хотелось «соответствовать критериям»! Параметры предполагаемой закупки оперативно пересмотрели – существенно снизили требования к предполагаемому сроку службы самолетов и вписали пункт о «военном сотрудничестве». Получилось очень "североатлантичненько".
В результате задумались: а не прикупить ли F-16 Fighting Falcon, от которых не знают как избавиться ВВС Португалии? Эти машины болгарам, кстати, уже предлагались несколько лет назад, но тогда они закрутили носом: «Фу, секонд-хенд какой-то!» Вообще-то, даже не «секонд» - до португальцев на них прилично часов налетали еще американские пилоты. Часть этих истребителей, в конечном итоге прибрали к рукам не столь привередливые румыны, но кое-что осталось. Такие же самолеты «второй свежести» предлагала и Греция, но в Софии, подумав, твердо решили – только новые! Дальше пошло сплошное мучение. В 2017 году объявили тендер, но выиграл его опять Saab с Gripen. Год спустя затеяли новые торги, пригласив к участию в них, помимо приставучих шведов, еще и немцев, французов, итальянцев, португальцев и даже израильтян. Ну, и американцев, конечно же. Вышло, как по писаному – в «тройку финалистов» вошли Италия, которая предложила Eurofighter Typhoon, но, опять-таки, не первой молодости, Швеция, как видно, твердо решившая осчастливить болгар своей продукцией, и США. Вот они-то и выступили с предложением, вначале показавшимся более, чем заманчивым. Ключевое слово – вначале...
Подарок судьбы или «грабительская сделка»?
Вроде бы, все было просто замечательно – американцы обещали не только поставить 8 новеньких, «с иголочки» F-16 Block 70, но еще и полный комплект вооружения и наземных средств обслуживания к ним, обеспечить подготовку пилотов и техников соответствующей квалификации да, к тому же, предоставить трехлетнее «гарантийное обслуживание». Казалось бы – куда уж лучше! Однако впоследствии, как водится, пошло то, что «написано мелким шрифтом» – то есть «подводные камни» контракта. Прежде всего, речь шла о предоплате в 100%. Сумму в миллиард долларов с четвертью Болгария обязана перечислить США мало того, что наперед, до 5 сентября нынешнего года, так еще и одним траншем, без всякой рассрочки. Надо отметить, что деньги это для, очень мягко говоря, не самого процветающего и богатого государства Евросоюза, едва ли не запредельные – сделка проделала в болгарском бюджете «дыру» в 2.1% ВВП и заставила правительство крепко залезть в резервный фонд. При всем этом поставки первых двух истребителей ожидаются не раньше, чем через 4-6 лет, а не через 2 года, как хотели в Софии! На официальном сайте корпорации Lockheed Martin уже имеется очень красочная страничка, которая так и называется:
F-16 для Болгарии». И на ней черным по белому написано, что новый завод корпорации в Южной Каролине «скоро начнет производство этих истребителей для Бахрейна и Словакии.
Ну, а там, глядишь, уж и до болгар дело дойдет.
Сказать, что данное соглашение вызвало в политикуме Софии бурю – практически, ничего не сказать. Президент страны Румен Радев еще в 2018 году называл контракт «торжеством лоббизма» со стороны США и костерил якобы «прозрачную» процедуру закупки «фарсом». Вашингтон принялся «обувать» болгар в свои истребители, как базарные торговцы 90-х лоховатого покупателя в явно не идущие ему штиблеты. Госсекретарь США Майк Помпео со своим заместителем Джоном Салливаном не поленились лично приехать для «вразумления»! Потом даже сам Дональд Трамп подключился – рассыпая на официальном сайте Белого Дома похвалы Софии за «правильный выбор». Вконец обидевшиеся шведы впоследствии заявляли, что они в шоке от такого «маркетинга», да кого это волновало. В парламенте страны разразились жаркие схватки. К примеру, лидер партии «Воля» Веселин Марешки (явно старающийся оправдать собственное имя) зачитал в стенах Народного собрания «открытое письмо Трампу». В нем болгарский политик сперва обвинил лидера США в том, что тот «путем грабительской сделки обрекает на нищету самый бедный народ в ЕС», а затем предложил американскому президенту «сделать жест доброй воли и подарить истребители Болгарии безвозмездно!». Мол, вы ж все равно за военную базу на нашей земле не платите, и вообще – жалко, что ли?!
Все это, (как и зарегистрированная болгарами на сайте Белого Дома петиция о «скидочке на самолеты») конечно, крепко начинало напоминать цирк. А вот то, что представители упомянутой выше «Воли» и Болгарской социалистической партии нынешним летом требовали отложить голосование по ратификации сделки на 3 месяца, а и то и на полгода – это было уже всерьез. Контракт, срок принятия решения по которому истекает 5 сентября, это аннулировало бы автоматически. Сопротивление тех депутатов, которые продолжали упираться, было сломлено «большинством», и закупку одобрили. Но теперь на ее пути встал глава государства, заявив при этом, что Болгария «не может принимать на себя такие долгосрочные и серьезные обязательства без общенационального консенсуса». Теоретически, вето могут преодолеть 121 депутат парламента из 240, но вероятность такого поворота событий не слишком велика. В схватке американской Lockheed Martin с болгарскими национальными интересами и здравым смыслом победит, похоже, все-таки здравый смысл.
Информация