Гибель морской державы: Британия неспособна защитить собственные танкеры
Все более накаляющаяся ситуация в Ормузском проливе, помимо всего прочего, вскрыла крайне печальный и позорный для Великобритании факт. Казалось бы, иранский Корпус стражей исламской революции осмелился на то, что еще не так давно казалось невозможным, совершенно невероятным – захватил шедший под британским флагом танкер Stena Impero.
Однако даже после этого Лондон признал, что не сможет усилить присутствие собственных Военно-морских сил в регионе для защиты хотя бы британских судов. Причина проста и банальна – фактическое отсутствие таковых сил у Британии... Как же страна, которую веками именовали «владычицей морей», докатилась до эдакого срама? И что теперь будет с безопасностью нефтяных перевозок в Персидском заливе? Сейчас разберемся.
Вполне заслуженная слава морской державы №1 была завоевана Британией в жесточайших боях и удерживалась за ней столетиями, на протяжении которых развевавшийся на флагштоках «Юнион Джек» (впервые поднятый, кстати, в качестве военно-морского гюйса), заставлял трепетать большинство моряков мира. Военный флот всегда был не просто главной силой Британии, надежно хранившей ее от вражеских нашествий и неуклонно приумножавшей богатство и влияние «империи, в которой никогда не заходит солнце», но и главной гордостью англичан, чуть ли не фетишем. Так оно и было – до того самого момента, когда «коллективный Запад», добившись развала СССР, вообразил себя победителем в «холодной войне». С этого времени вложение колоссальных сумм в развитие собственных ВМС начало представляться британцам пустым и глупым расточительством. С кем сражаться на морях и океанах прикажете, сэры? С китайцами, что ли?! Ха-ха... Именно подобным образом мыслили в Лондоне в 80-90-х годах прошлого столетия.
Основательно тревогу по поводу ставшего плачевным состояния «Ройял Нэви» в стенах британского парламента забили году эдак в 2016-м. Тамошний комитет по обороне вывалил на головы его членов доклад, произведший эффект ушата ледяной забортной воды. В нем утверждалось: неуклонно сокращавшийся на протяжении трех десятилетий военный флот находится уже «ниже критической массы, необходимой для выполнения каких-либо боевых задач». Судите сами – из имевшихся в 1985 году в составе ВМФ Британии 4 авианосцев к 2016 году на плаву не осталось ни единого! За это же время вместо 41 фрегата в строю находились 13, из 15 эсминцев – всего 6. Члены комитета буквально вопили и стенали, требуя что-то делать с надвигающейся катастрофой, но в министерстве обороны отделались обещаниями грядущих вложений в укрепление военно-морской мощи страны «на миллиарды фунтов», которые должны были пойти, главным образом, на новые авианосцы. То, что это были совершенно пустые разговоры, стало ясно уже на следующий год, когда в стране разразился очередной скандал, связанный с военным флотом.
Оборонное ведомство Британии еще в упомянутом выше докладе, помимо всего прочего, было подвергнуто жесточайшей критике за «недопустимые и чрезвычайные ошибки», которые были допущены при проектировании и создании новых эсминцев. Как оказалось впоследствии, ни один из них не мог функционировать сколько-нибудь долгое время в водах теплых морей. В 2017 году прискорбный инцидент произошел с судном HMS Diamond, у которого во время выполнения миссии в Персидском заливе капитально «накрылся» гребной винт, после чего кораблю пришлось ковылять к родным берегам для основательного ремонта. Более того, эта поломка стала выходом из строя последнего боеспособного эсминца серии «тип 45». Остальные пять аналогичных судов к тому времени уже благополучно пришвартовались к причалам Портсмута – по той же самой причине, а также в силу дефицита не только матросов, но также топлива и припасов, необходимых для дальних походов. Денег у Британии, как оказалось, имеется на содержании, максимум, четверти собственного флота. Неудивительно, что в том же 2017 году, на полном серьезе велись разговоры о продаже немалой части «Роял нэви»! Чилийцам и бразильцам предлагалось закупить от трех до пяти фрегатов серии «тип 23», а также парочку десантно-вертолетных доков – HMS Albion и HMS Bulwark. Приплыли, как говорится...
Что изменилось с той поры? К лучшему – совершенно ничего. На сегодняшний день «на плановом обслуживании» находятся 6 из 13 фрегатов и 3 из 6 эсминцев ВМФ Великобритании. На самом деле это означает никакое не обслуживание, а отчаянные попытки сделать хоть что-то с военно-морскими «старичками», заставив те же фрегаты бороздить волны намного дольше, чем «заложенные» при их постройке 20 лет. Эсминцы, обошедшиеся британской казне в миллиард фунтов каждый, пытаются хоть как-то приспособить для хождения в том же Персидском заливе, к которому они решительно не способны по нынешний момент. Ах, да! Имеется ж еще «гордость флота» – новейший авианосец Queen Elizabeth. Только вот незадача – в настоящее время эта «гордость» снова плетется в Портсмут из-за обнаружившейся очередной течи, залившей один из отсеков судна. Ну, что сказать – впервые это «новейшее» авианосное корыто стало протекать через две недели после спуска на воду. Традиция, очевидно... В военном ведомстве страны сегодня признают, что эффективная защита торговых судов возможна в том случае, если в доках находится не более трети военных кораблей, а не половина, как сейчас. Отправлять «на разборки» с иранцами Лондону попросту нечего.
Самое замечательное в этом всем то, что нынешнюю, крайне неприятную для себя ситуацию, британцы сами же и спровоцировали. Сказалась традиционная спесь сэров, их неумение реально оценивать соотношение сил и, в особенности вековое отсутствие привычки воспринимать всерьез «каких-то там азиатов». Эффектное, но не эффективное в геополитическом смысле шоу британских морпехов, которые лихо овладели в Гибралтаре иранским танкером Grace 1, стало замечательной иллюстрацией чисто английской пословицы о кошке, «скребущей на свой хребет». Вот только в Лондоне не наскребли, а огребли массу проблем на то самое место, где хребет, собственно, уже и заканчивается. Иранцы с блеском продемонстрировали, что их спецназ перевозящие нефть суда захватывать умеет ничуть не хуже. И что теперь?! Своими силами решить проблему явно не получится. Экс-глава британского МИД Джереми на днях заявлял о том, что призыв Лондона о создании чисто европейской военно-морской миссии «по обеспечению безопасного судоходства в Ормузском проливе» нашел самый горячий отклик в Голландии, Франции, Италии и Дании. Испанцы пока думают, а Германия, вроде бы, пообещала «внести вклад в безопасность». При всем при этом крайне сомнительным представляется, чтобы дело тут зашло дальше общих фраз о «глубокой поддержке» и «серьезной озабоченности». Желающие реально лезть на рожон, оберегая английские нефтяные поставки, в ЕС вряд ли найдутся.
Напомним, что не так давно, с совершенно аналогичной идеей – насчет учреждения некоей «международной коалиции» для охраны и патрулирования неспокойных вод, выступил Вашингтон. Озвучил ее никто иной, как государственный секретарь Майк Помпео. Надо признать – всеми союзниками Соединенных Штатов эта инициатива была проигнорирована с весьма красноречивым единодушием. В конечном итоге, новоназначенный глава Пентагона Марк Эспер, буквально вчера сделал заявление о том, что нести караульную службу в Ормузском проливе в гордом одиночестве будут военные США. Правда и защищать они при этом намерены исключительно американские суда, да и то лишь некоторые – как уточнил Эспер, «по мере риска». На фоне всего этого, более чем закономерными выглядят последние действия официального Лондона, который, во-первых, на всякий случай поспешно заявил о том, что несмотря на «прискорбный инцидент», ни в коем случае не намерен выходить из «ядерной сделки» с Ираном, а во-вторых, уже отправил в Тегеран то ли специального переговорщика, то ли целую команду таковых – для решения вопроса об освобождении оказавшегося под арестом судна. При этом в пресс-службе иранского лидера Али Хаменеи весьма ехидно заявили, что британцам придется очень постараться, «чтобы убедить Иран в необходимости выполнения этой просьбы».
Что тут поделаешь... Возможно, оно и к лучшему – вдруг, утратив способность решать все вопросы с помощью корабельных пушек, британцы научатся, наконец, нормально договариваться?
Однако даже после этого Лондон признал, что не сможет усилить присутствие собственных Военно-морских сил в регионе для защиты хотя бы британских судов. Причина проста и банальна – фактическое отсутствие таковых сил у Британии... Как же страна, которую веками именовали «владычицей морей», докатилась до эдакого срама? И что теперь будет с безопасностью нефтяных перевозок в Персидском заливе? Сейчас разберемся.
«Владычица» без флота
Вполне заслуженная слава морской державы №1 была завоевана Британией в жесточайших боях и удерживалась за ней столетиями, на протяжении которых развевавшийся на флагштоках «Юнион Джек» (впервые поднятый, кстати, в качестве военно-морского гюйса), заставлял трепетать большинство моряков мира. Военный флот всегда был не просто главной силой Британии, надежно хранившей ее от вражеских нашествий и неуклонно приумножавшей богатство и влияние «империи, в которой никогда не заходит солнце», но и главной гордостью англичан, чуть ли не фетишем. Так оно и было – до того самого момента, когда «коллективный Запад», добившись развала СССР, вообразил себя победителем в «холодной войне». С этого времени вложение колоссальных сумм в развитие собственных ВМС начало представляться британцам пустым и глупым расточительством. С кем сражаться на морях и океанах прикажете, сэры? С китайцами, что ли?! Ха-ха... Именно подобным образом мыслили в Лондоне в 80-90-х годах прошлого столетия.
Основательно тревогу по поводу ставшего плачевным состояния «Ройял Нэви» в стенах британского парламента забили году эдак в 2016-м. Тамошний комитет по обороне вывалил на головы его членов доклад, произведший эффект ушата ледяной забортной воды. В нем утверждалось: неуклонно сокращавшийся на протяжении трех десятилетий военный флот находится уже «ниже критической массы, необходимой для выполнения каких-либо боевых задач». Судите сами – из имевшихся в 1985 году в составе ВМФ Британии 4 авианосцев к 2016 году на плаву не осталось ни единого! За это же время вместо 41 фрегата в строю находились 13, из 15 эсминцев – всего 6. Члены комитета буквально вопили и стенали, требуя что-то делать с надвигающейся катастрофой, но в министерстве обороны отделались обещаниями грядущих вложений в укрепление военно-морской мощи страны «на миллиарды фунтов», которые должны были пойти, главным образом, на новые авианосцы. То, что это были совершенно пустые разговоры, стало ясно уже на следующий год, когда в стране разразился очередной скандал, связанный с военным флотом.
Оборонное ведомство Британии еще в упомянутом выше докладе, помимо всего прочего, было подвергнуто жесточайшей критике за «недопустимые и чрезвычайные ошибки», которые были допущены при проектировании и создании новых эсминцев. Как оказалось впоследствии, ни один из них не мог функционировать сколько-нибудь долгое время в водах теплых морей. В 2017 году прискорбный инцидент произошел с судном HMS Diamond, у которого во время выполнения миссии в Персидском заливе капитально «накрылся» гребной винт, после чего кораблю пришлось ковылять к родным берегам для основательного ремонта. Более того, эта поломка стала выходом из строя последнего боеспособного эсминца серии «тип 45». Остальные пять аналогичных судов к тому времени уже благополучно пришвартовались к причалам Портсмута – по той же самой причине, а также в силу дефицита не только матросов, но также топлива и припасов, необходимых для дальних походов. Денег у Британии, как оказалось, имеется на содержании, максимум, четверти собственного флота. Неудивительно, что в том же 2017 году, на полном серьезе велись разговоры о продаже немалой части «Роял нэви»! Чилийцам и бразильцам предлагалось закупить от трех до пяти фрегатов серии «тип 23», а также парочку десантно-вертолетных доков – HMS Albion и HMS Bulwark. Приплыли, как говорится...
«Коалиции в заливе» не будет?
Что изменилось с той поры? К лучшему – совершенно ничего. На сегодняшний день «на плановом обслуживании» находятся 6 из 13 фрегатов и 3 из 6 эсминцев ВМФ Великобритании. На самом деле это означает никакое не обслуживание, а отчаянные попытки сделать хоть что-то с военно-морскими «старичками», заставив те же фрегаты бороздить волны намного дольше, чем «заложенные» при их постройке 20 лет. Эсминцы, обошедшиеся британской казне в миллиард фунтов каждый, пытаются хоть как-то приспособить для хождения в том же Персидском заливе, к которому они решительно не способны по нынешний момент. Ах, да! Имеется ж еще «гордость флота» – новейший авианосец Queen Elizabeth. Только вот незадача – в настоящее время эта «гордость» снова плетется в Портсмут из-за обнаружившейся очередной течи, залившей один из отсеков судна. Ну, что сказать – впервые это «новейшее» авианосное корыто стало протекать через две недели после спуска на воду. Традиция, очевидно... В военном ведомстве страны сегодня признают, что эффективная защита торговых судов возможна в том случае, если в доках находится не более трети военных кораблей, а не половина, как сейчас. Отправлять «на разборки» с иранцами Лондону попросту нечего.
Самое замечательное в этом всем то, что нынешнюю, крайне неприятную для себя ситуацию, британцы сами же и спровоцировали. Сказалась традиционная спесь сэров, их неумение реально оценивать соотношение сил и, в особенности вековое отсутствие привычки воспринимать всерьез «каких-то там азиатов». Эффектное, но не эффективное в геополитическом смысле шоу британских морпехов, которые лихо овладели в Гибралтаре иранским танкером Grace 1, стало замечательной иллюстрацией чисто английской пословицы о кошке, «скребущей на свой хребет». Вот только в Лондоне не наскребли, а огребли массу проблем на то самое место, где хребет, собственно, уже и заканчивается. Иранцы с блеском продемонстрировали, что их спецназ перевозящие нефть суда захватывать умеет ничуть не хуже. И что теперь?! Своими силами решить проблему явно не получится. Экс-глава британского МИД Джереми на днях заявлял о том, что призыв Лондона о создании чисто европейской военно-морской миссии «по обеспечению безопасного судоходства в Ормузском проливе» нашел самый горячий отклик в Голландии, Франции, Италии и Дании. Испанцы пока думают, а Германия, вроде бы, пообещала «внести вклад в безопасность». При всем при этом крайне сомнительным представляется, чтобы дело тут зашло дальше общих фраз о «глубокой поддержке» и «серьезной озабоченности». Желающие реально лезть на рожон, оберегая английские нефтяные поставки, в ЕС вряд ли найдутся.
Напомним, что не так давно, с совершенно аналогичной идеей – насчет учреждения некоей «международной коалиции» для охраны и патрулирования неспокойных вод, выступил Вашингтон. Озвучил ее никто иной, как государственный секретарь Майк Помпео. Надо признать – всеми союзниками Соединенных Штатов эта инициатива была проигнорирована с весьма красноречивым единодушием. В конечном итоге, новоназначенный глава Пентагона Марк Эспер, буквально вчера сделал заявление о том, что нести караульную службу в Ормузском проливе в гордом одиночестве будут военные США. Правда и защищать они при этом намерены исключительно американские суда, да и то лишь некоторые – как уточнил Эспер, «по мере риска». На фоне всего этого, более чем закономерными выглядят последние действия официального Лондона, который, во-первых, на всякий случай поспешно заявил о том, что несмотря на «прискорбный инцидент», ни в коем случае не намерен выходить из «ядерной сделки» с Ираном, а во-вторых, уже отправил в Тегеран то ли специального переговорщика, то ли целую команду таковых – для решения вопроса об освобождении оказавшегося под арестом судна. При этом в пресс-службе иранского лидера Али Хаменеи весьма ехидно заявили, что британцам придется очень постараться, «чтобы убедить Иран в необходимости выполнения этой просьбы».
Что тут поделаешь... Возможно, оно и к лучшему – вдруг, утратив способность решать все вопросы с помощью корабельных пушек, британцы научатся, наконец, нормально договариваться?
Информация