«Восточный» тупик: почему такой космодром нам не нужен
Космодром «Восточный» все более превращается в дорогой памятник современной российской коррупции и «распила» бюджетных средств. Запланированный, как символ независимого доступа нашей страны в космос и «сокращения расходов на Байконур», он оброс уже почти полутора сотнями уголовных дел, размер хищений государственных денег исчисляется миллиардами.
По словам Дмитрия Рогозина, сейчас его достроить мешают «дожди», которые «заливают котлованы». А компания Crocus Group известного бизнесмена Араза Агаларова согласна участвовать в проекте только, если тот будет пересчитан в большую сторону. Поневоле задаешься вопросом, а нужен ли России этот космодром в таком виде?
По замыслу властей, «Восточный» должен стать российскими воротами в космос, откуда будут осуществляться все запуски, стартуют лунные и иные миссии. Напомним, аренда »Байконура» у Казахстана, которому тот достался после развала СССР, обходится свыше 100 миллионов долларов в год. Учитывая политические риски на постсоветском пространстве, диверсификация в целом представляется разумной. Все претензии можно высказывать только к форме реализации проекта.
Указ о начале строительства был дан еще в «тучные двухтысячные» президентом Путиным. Бюджет проекта оценивался в 300 миллиардов рублей. Проектирование началось в 2010-м, а первый стартовый комплекс сдан в 2016 году, на что было потрачено 84 миллиарда рублей. Официально признанный ущерб от нарушений при строительстве оценивается в 10 миллиардов. При этом обилии бюджетных средств подрядчики умудрились довести своих работников до голодовки и забастовки из-за задержки выплаты зарплаты, что в свое время вызвало большой скандал.
Ладно, коррупция и хищения, этим особо никого в нашей стране не удивишь, привыкли. Но глава «Роскосмоса» сам дал повод усомниться в верности выбора места для космодрома. Дмитрий Рогозин объяснил сильными дождями то, почему «Восточный» никак не успевают достроить:
Эксперт в области космонавтики Иван Моисеев заочно так отвечает топ-менеджеру государственной корпорации:
Вероятнее всего, проблема не столько в дождях и изменении климата, сколько в «танцорах», которым постоянно что-то мешает. «Восточный» с самого начала строился под началом Рогозина, теперь же он попрекает «силы небесные».
Однако и вправду есть вопросы к месту расположения самого космодрома. Напомним, оно выбиралось из трех вариантов. Учитывались такие факторы, как малонаселенность прилегающих территорий, близость железнодорожных магистралей и аэродромов. И здесь не все ладно, как поясняет Вадим Лукашевич, эксперт в области космонавтики:
Привязка к Транссибу также означает и ограничение по габаритам компонентов для ракет, которые придется по ним возить, то есть, не более 4 метров с хвостиком. А это в свою очередь означает, что через «прокрустово ложе» железнодорожной логистики не смогут пройти сверхтяжелые ракеты. «Гениальные» топ-менеджеры, выбрав «Восточный» в качестве главных космических ворот страны, закрыли на него доступ сверхмощным ракетам. В другие времена это назвали бы «вредительством» со всеми вытекающими, сегодня – максимум - «некомпетентностью».
Упомянутый Вадим Лукашевич считает, что более оптимальным вариантом был бы порт Советская гавань. Во-первых, в Комсомольске-на-Амуре можно было собирать крупногабаритные ракетные блоки и спускать их по реке. Во-вторых, это загрузило бы работой весь промышленный кластер Дальнего Востока, который сейчас простаивает без дела, например, завод Ленинского комсомола и судоремонтные предприятия.
Но сделано так, как сделано. Миллиарды бюджетных средств вкладываются и разворовываются при строительстве не самого удачного и перспективного проекта. А еще и «дожди мешают».
По словам Дмитрия Рогозина, сейчас его достроить мешают «дожди», которые «заливают котлованы». А компания Crocus Group известного бизнесмена Араза Агаларова согласна участвовать в проекте только, если тот будет пересчитан в большую сторону. Поневоле задаешься вопросом, а нужен ли России этот космодром в таком виде?
По замыслу властей, «Восточный» должен стать российскими воротами в космос, откуда будут осуществляться все запуски, стартуют лунные и иные миссии. Напомним, аренда »Байконура» у Казахстана, которому тот достался после развала СССР, обходится свыше 100 миллионов долларов в год. Учитывая политические риски на постсоветском пространстве, диверсификация в целом представляется разумной. Все претензии можно высказывать только к форме реализации проекта.
Указ о начале строительства был дан еще в «тучные двухтысячные» президентом Путиным. Бюджет проекта оценивался в 300 миллиардов рублей. Проектирование началось в 2010-м, а первый стартовый комплекс сдан в 2016 году, на что было потрачено 84 миллиарда рублей. Официально признанный ущерб от нарушений при строительстве оценивается в 10 миллиардов. При этом обилии бюджетных средств подрядчики умудрились довести своих работников до голодовки и забастовки из-за задержки выплаты зарплаты, что в свое время вызвало большой скандал.
Ладно, коррупция и хищения, этим особо никого в нашей стране не удивишь, привыкли. Но глава «Роскосмоса» сам дал повод усомниться в верности выбора места для космодрома. Дмитрий Рогозин объяснил сильными дождями то, почему «Восточный» никак не успевают достроить:
Может, климат поменялся.
Эксперт в области космонавтики Иван Моисеев заочно так отвечает топ-менеджеру государственной корпорации:
Место строительства выбиралось 20 лет. Погода везде бывает плохой, и котлованы заливает, но по всей стране все строится нормально, а здесь почему-то нельзя.
Вероятнее всего, проблема не столько в дождях и изменении климата, сколько в «танцорах», которым постоянно что-то мешает. «Восточный» с самого начала строился под началом Рогозина, теперь же он попрекает «силы небесные».
Однако и вправду есть вопросы к месту расположения самого космодрома. Напомним, оно выбиралось из трех вариантов. Учитывались такие факторы, как малонаселенность прилегающих территорий, близость железнодорожных магистралей и аэродромов. И здесь не все ладно, как поясняет Вадим Лукашевич, эксперт в области космонавтики:
Главная проблема Восточного – не вода, а невозможность задействовать мощности региона. Мешает перевал Сихотэ-Алинь, нет железной дороги. И поэтому все ракетные блоки мы тащим из Самары, или, в перспективе – из Омска. То есть возим из европейской части.
Привязка к Транссибу также означает и ограничение по габаритам компонентов для ракет, которые придется по ним возить, то есть, не более 4 метров с хвостиком. А это в свою очередь означает, что через «прокрустово ложе» железнодорожной логистики не смогут пройти сверхтяжелые ракеты. «Гениальные» топ-менеджеры, выбрав «Восточный» в качестве главных космических ворот страны, закрыли на него доступ сверхмощным ракетам. В другие времена это назвали бы «вредительством» со всеми вытекающими, сегодня – максимум - «некомпетентностью».
Упомянутый Вадим Лукашевич считает, что более оптимальным вариантом был бы порт Советская гавань. Во-первых, в Комсомольске-на-Амуре можно было собирать крупногабаритные ракетные блоки и спускать их по реке. Во-вторых, это загрузило бы работой весь промышленный кластер Дальнего Востока, который сейчас простаивает без дела, например, завод Ленинского комсомола и судоремонтные предприятия.
Но сделано так, как сделано. Миллиарды бюджетных средств вкладываются и разворовываются при строительстве не самого удачного и перспективного проекта. А еще и «дожди мешают».
Информация