«Восточный» тупик: почему такой космодром нам не нужен

38
Космодром «Восточный» все более превращается в дорогой памятник современной российской коррупции и «распила» бюджетных средств. Запланированный, как символ независимого доступа нашей страны в космос и «сокращения расходов на Байконур», он оброс уже почти полутора сотнями уголовных дел, размер хищений государственных денег исчисляется миллиардами.





По словам Дмитрия Рогозина, сейчас его достроить мешают «дожди», которые «заливают котлованы». А компания Crocus Group известного бизнесмена Араза Агаларова согласна участвовать в проекте только, если тот будет пересчитан в большую сторону. Поневоле задаешься вопросом, а нужен ли России этот космодром в таком виде?

По замыслу властей, «Восточный» должен стать российскими воротами в космос, откуда будут осуществляться все запуски, стартуют лунные и иные миссии. Напомним, аренда »Байконура» у Казахстана, которому тот достался после развала СССР, обходится свыше 100 миллионов долларов в год. Учитывая политические риски на постсоветском пространстве, диверсификация в целом представляется разумной. Все претензии можно высказывать только к форме реализации проекта.

Указ о начале строительства был дан еще в «тучные двухтысячные» президентом Путиным. Бюджет проекта оценивался в 300 миллиардов рублей. Проектирование началось в 2010-м, а первый стартовый комплекс сдан в 2016 году, на что было потрачено 84 миллиарда рублей. Официально признанный ущерб от нарушений при строительстве оценивается в 10 миллиардов. При этом обилии бюджетных средств подрядчики умудрились довести своих работников до голодовки и забастовки из-за задержки выплаты зарплаты, что в свое время вызвало большой скандал.

Ладно, коррупция и хищения, этим особо никого в нашей стране не удивишь, привыкли. Но глава «Роскосмоса» сам дал повод усомниться в верности выбора места для космодрома. Дмитрий Рогозин объяснил сильными дождями то, почему «Восточный» никак не успевают достроить:

Может, климат поменялся.


Эксперт в области космонавтики Иван Моисеев заочно так отвечает топ-менеджеру государственной корпорации:

Место строительства выбиралось 20 лет. Погода везде бывает плохой, и котлованы заливает, но по всей стране все строится нормально, а здесь почему-то нельзя.


Вероятнее всего, проблема не столько в дождях и изменении климата, сколько в «танцорах», которым постоянно что-то мешает. «Восточный» с самого начала строился под началом Рогозина, теперь же он попрекает «силы небесные».

Однако и вправду есть вопросы к месту расположения самого космодрома. Напомним, оно выбиралось из трех вариантов. Учитывались такие факторы, как малонаселенность прилегающих территорий, близость железнодорожных магистралей и аэродромов. И здесь не все ладно, как поясняет Вадим Лукашевич, эксперт в области космонавтики:

Главная проблема Восточного – не вода, а невозможность задействовать мощности региона. Мешает перевал Сихотэ-Алинь, нет железной дороги. И поэтому все ракетные блоки мы тащим из Самары, или, в перспективе – из Омска. То есть возим из европейской части.


Привязка к Транссибу также означает и ограничение по габаритам компонентов для ракет, которые придется по ним возить, то есть, не более 4 метров с хвостиком. А это в свою очередь означает, что через «прокрустово ложе» железнодорожной логистики не смогут пройти сверхтяжелые ракеты. «Гениальные» топ-менеджеры, выбрав «Восточный» в качестве главных космических ворот страны, закрыли на него доступ сверхмощным ракетам. В другие времена это назвали бы «вредительством» со всеми вытекающими, сегодня – максимум - «некомпетентностью».

Упомянутый Вадим Лукашевич считает, что более оптимальным вариантом был бы порт Советская гавань. Во-первых, в Комсомольске-на-Амуре можно было собирать крупногабаритные ракетные блоки и спускать их по реке. Во-вторых, это загрузило бы работой весь промышленный кластер Дальнего Востока, который сейчас простаивает без дела, например, завод Ленинского комсомола и судоремонтные предприятия.

Но сделано так, как сделано. Миллиарды бюджетных средств вкладываются и разворовываются при строительстве не самого удачного и перспективного проекта. А еще и «дожди мешают».
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

38 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +8
    28 июля 2019 12:05
    Буквально сегодня у меня был разговор. Раньше молодой специалист, изучив одно рабочее место, получал одну премию, изучив другое - на 5% больше. Изучив все, ставили или бригадиром, или мастером и т.д. Сейчас ставят сразу мастером. Потому что политика такая - нужны преданные или лояльные, но не профессионалы. Не должны гуманитарии руководить технарями и технари театром, например. И так по всей стране. Рогозина всё равно снимут из-за некомпетенции, но будет потеряно время и деньги.
    1. +5
      28 июля 2019 12:41

      Цитата: сталевар
      Рогозина всё равно снимут из-за некомпетенции.

      Мутко до сих пор снимают - в связи со следующим назначением...
      1. +2
        29 июля 2019 09:41
        Не стоит сравнивать Мутко и Рогозина. Мутко - близкий друг неназываемого.
  2. +5
    28 июля 2019 12:13
    Читал и плакал, особенно понравилось - провозить из европейской части, в перспективе - Омск. Дорогие омичи, поздравляю, вы в Европе; еще понравились 4 метровые габариты составляющих для сбора ракет, зачет.
  3. +5
    28 июля 2019 12:48

    По словам Дмитрия Рогозина, сейчас его достроить мешают «дожди», которые «заливают котлованы».

    Возможно, под "дождями" он имеет в виду оппозиционные СМИ, в которые попадает информация о "котлованах" украденных денег... Кстати, о деньгах - украдена 1/30 от первоначального бюджета в 300 млрд (что даже меньше годовой инфляции 5%) - а дел, по утверждению автора, возбуждено аж под 150. Интересует эффективность затрат государства на расследование этих дел - не сопоставимы ли они с самим размером хищений. Вот на что нужно обратить внимание председателя счетной палаты, а не про Давосы у него спрашивать и туда его отправлять.
  4. +6
    28 июля 2019 12:52
    Уважаемый Вадим Лукашевич, вы извините, не предлагайте свои варианты размещения космодрома, без вас есть специалисты, а вы позориться своей безграмотностью не будете, ибо предложенный вами вариант в районе порта Советская гавань - это вообще за гранью добра и зла... Такой инфраструктурный объект - это стратегически важный объект, сразу же попадающий под пристальное внимание потенциального противника и расположение его на берегу, да еще в практически шаговой доступности от базы американцев в Японии... это, помимо облегчения любого вида разведки, еще делает его оборону практически невозможной в случае массированной атаки, вследствие крайне малого времени подлета поражающих средств. И вот вопрос к вам - вы Вредитель или просто за слова не отвечаете?
    1. +4
      29 июля 2019 11:53
      Не вдаваясь в спор о том, где нужно было строить, удивляет смелость и незакомплексованность американцев, построивших свой космодром на берегу океана, в зоне покрытия советскими системами разведки, расположенными на Кубе.
      1. -1
        29 июля 2019 13:56
        Вопрос можно? Первый - год строительства и ввода в эксплуатацию этого космодрома? Второй - возможность, на то время, нанесения Россией массированного по нему удара?
        1. +2
          29 июля 2019 19:21
          Да? А на кой вообще наносить удары, да ещё массированные? Объекты военного назначения во время ведения боевых действий с него всё равно производиться не будут - это нонсенс!
          1. +1
            31 июля 2019 00:22
            Цитата: yehour
            А на кой вообще наносить удары, да ещё массированные.

            Это не ответ на вопрос, вернее - ответ, с точки зрения сегодняшнего дня. А вопрос был к:

            Цитата: Юрий Малышко
            Не вдаваясь в спор о том, где нужно было строить, удивляет смелость и незакомплексованность американцев, построивших свой космодром на берегу океана, в зоне покрытия советскими системами разведки, расположенными на Кубе.

            Который в свою очередь был оппонирован:

            Цитата: Dmitry Zdhanovich
            ...ибо предложенный вами вариант в районе порта Советская гавань - это вообще за гранью добра и зла... Такой инфраструктурный объект - это стратегически важный объект, сразу же попадающий под пристальное внимание потенциального противника и расположение его на берегу, да еще в практически шаговой доступности от базы американцев в Японии... это, помимо облегчения любого вида разведки, еще делает его оборону практически невозможной в случае массированной атаки, вследствие крайне малого времени подлета поражающих средств.

            Тогда и средства доставки бомб и боеголовок были несколько иные, чем сейчас, и возможности - в частности у США и СССР - разные, США, по большому счёту, имели преимущество.
      2. Комментарий был удален.
  5. +3
    28 июля 2019 15:51
    Вся брехня в кучу - вот и на правду подогнал.
  6. +5
    28 июля 2019 15:52
    Компания известного бизнесмена Араза Агаларова согласна участвовать в проекте, если только он будет пересчитан в большую сторону.

    ...Н-да.
    А разве на стратегические объекты надо выпрашивать с протянутой рукой средства у олигархов???
    Они же не по мановению палочки свои богатства получили, живя и работая в нашем общем государстве. "Дядь, дай копеечку..."
  7. -2
    28 июля 2019 16:31
    - Ну , что такое... - сколько Я писала про этот космодром, сколько минусов мне поналяпали "умники" (чтобы им плохо спалось и пилось)...
    - Ну и что... - Всё оно так, как предполагалось...
    - Уж лучше было бы России строить космодром на территории "Россия-Беларусь" (Я уже писала об этом) ... - там и место подходящее (и с тектоническими плитами всё нормально... - и никаких землетрясений и т.д...), и по политическим соображениям - всё срослось бы... -Тоже куча минусов... - было мне адресовано... - Хахах...
    - Ну и на Восточном надо просто доводить дело до конца... - В чём проблема-то???
    - И от Омска до Восточного ... - не так уж и далеко... - И в Омске находится целое мощное космическое ПО "Полёт", работающее на Космос..; уже проверенное десятилетиями, ещё от советских времён работающее на Космос...
    - Так в чём же дело??? - Или так много там всего украли, что невозможно продолжать..???
    - Ну, тогда этот вопрос только к Берии.., никакие "рогозины" там не справятся...
    1. +7
      28 июля 2019 22:27
      К "плюсам-минусам" вы явно не равнодушны (наверно, предположу, сие есть женское - как я выгляжу, шутка). Космодром с пилотируемыми кораблями не может быть на границе с Белоруссией априори. По той же причине, что и невозможность сего из Плесецка (он еще северней). Широта высокая, красавица, ни один нормальный "организьм" не выдерживает перегрузок разгонных ступеней для вывода необходимого груза на орбиту. Чем ближе к экватору, тем ускорение, требуемое ниже, меньше топлива, больше груза и прочие плюхи.. Плюс густонаселенность. Вам в хату кусок технологичного железа при срыве запуска не надоть, ась? От души порадуешься цветняку, наверное.
      В общем, глобус и физику вам в помощь при "рацпредложениях":)
  8. +5
    28 июля 2019 20:25
    Такая же дымзавеса, как и с Сердюковым. Много треска, куча уголовных дел - отвлечение от главного, а результат закамуфлирован.


  9. 0
    28 июля 2019 21:42
    Кадры решают всё!

    Было известно...
    Жаль, что теперь такое неуместно...
  10. +6
    28 июля 2019 22:52
    1.
    Дмитрий Рогозин объяснил сильными дождями то, почему «Восточный» никак не успевают достроить:

    Вот так, вырывая слова из контекста, и запутывают людей. Цитата из источника:

    Льет месяц уже. <...> Это место, где 310 солнечных дней в году. Может, климат поменялся. Заливает котлованы, техника работает, очень тяжело", - сказал он, добавив, что строительство продолжается в графике.

    2. Котлован начнут (только начнут!!!) заливать осенью 2019 года, еще целый месяц у них (не у Рогозина, а у подрядчика, естественно), чтобы все подготовить, успеет или нет - увидим.
    3. Достраивают не космодром, а только вторую очередь стартового стола 1А. План ввода в эксплуатацию - 2021 год, если мне память еще не изменяет. Третьей - под тяжелые ракеты - вообще еще неизвестно, когда начнут - до 21 года ее в планах на строительство нет. Сам космодром достроят, в лучшем случае, к 2030-2035 гг., т.к. военных он не интересует на данный момент, то каких либо подвижек по срокам ждать не приходится.
    1. Dan
      +1
      29 июля 2019 07:46
      Цитата: DmitrijT
      Вот так, вырывая слова из контекста, и запутывают людей.

      Вся статья нацелена показать, какие "они" там наверху неумные, строят чего попало, а мы тут умнее всех - даем советы космической мудрости со стороны. И нарушения бюджетных расходов, кроме как воровством, не называют, с целью создать негативное отношение к руководству стройкой и страны в целом. Никто не говорит о том, что основная масса финансовых нарушений - это нецелевое расходование средств, т.е. деньги с одной статьи тратят на расходы, запланированные другими статьями. Здесь не столько преступление, сколько закостеневшая бухгалтерия оторвалась от земных реалий. Поговорите с любым хозяйственником, он по этому поводу столько непечатного расскажет.... Да и в целом, космодром - это целый город, это не баню смастерить. А уголовные дела всегда сопровождают большие объекты, к сожалению. Ибо человек материален и греховен изначально. Думаю, в конце концов построят запланированное, и будет нам дублер Байконура, а может - и полная замена. Казахи - те еще "друзья".
  11. -1
    29 июля 2019 00:15
    В общем, глобус и физику вам в помощь при "рацпредложениях.

    В помощь вам могу предложить только набор минусов... - другого тут не напророчишь... - Да и что может быть "актуальнее" вульгарного минуса ... - Хахах...

    - Да, кто бы спорил...
    - Да, тяжелее всех приходится России при выводе ракет на орбиту, т. к. стартовые площадки России имеют одни из худших позиций..., ввиду ее северного местоположения.
    - Ну, так и что теперь....
    - Италия свой космодром Сан-Марко оборудовала на двух соединенных нефтяных платформах у восточных берегов Африки, в заливе Формоза. Это территориальные воды Кении.
    - А индийский космодром Шрихарикота, удачно расположен на 13°43′12″ северной широты, но на океаническом побережье (нам и своих наводнений хватает, помимо всяких тропических ураганов и цунами, которые смывают буквально всё с лица земли.)..
    - У США есть 6 космодромов, самый удобный из которых расположен на Маршалловых островах в Тихом океане с координатами 8°59′58″ северной широты... - А вот американский космодром... Мыс Канаверал расположен уже на некотором удалении от экватора, его координаты 28°29′20″ северной широты. Но он-то и является самым "ходовым" для американов...
    Одной из наиболее удобных площадок для запусков по этим параметрам считается космодром Куру, с координатами 5°14′21″ северной широты, что расположен во французской колонии Гвиане... - Вот, в основном оттуда и запускают свои ракеты Европейское Космическое Агентство и Франция... - Это всё удовольствие находится на восточном побережье Южной Америки... - Всё "совсем рядом", прямо "под боком... Да и кто поручится, что эта французская колония Гвиана не запросит более "независимых преференций"... - С Алжиром у Франции так всё "обломилось", что французы про "всякие космодромы" враз забыли... - еле ноги унесли...
    - Про Китай, Иран и Японию и не стоит упоминать... - там столько "своих проблем", что никто не позавидует...
    -Так что везде хорошо, где нас нет... - Везде свои заморочки и довольно серьёзные... - И уповать России на "вечный Байконур" вовсе не стоит ... - что там нам ещё "преподнесёт" дружественный суверенный Казахстан ... - это только одному Богу известно...
    - Так что, по поводу создания "территориального космодрома" Россия - Беларусь, всё вполне реально ... - Да и сколько можно отстреливать огромные ракеты... как отработанные болванки ... - давно пора переходить на многоразовые космические корабли с катапультирующимися отработанными управляемыми топливными капсулами (тоже многоразового действия)...
    - Это только "минусовое мышление" не требует большого ума, а для всего "остального" - много другого еще необходимо... - Хахах...
    1. +2
      29 июля 2019 09:12
      Вы бы хоть один мощный аргумент привели - пример, когда космодром целенаправленно строят в густонаселённой местности. Ну а чтобы Россия платила Белоруссии за каждый запуск, или хотя бы каждый неудачный запуск - это явно "гениальный" бизнес-план белорусского разлива. "Дружественный" Казахстан преподнести сюрпризы способен, а "дружественная" Белоруссия нет?
      1. +1
        29 июля 2019 13:48
        Цитата: Григорий_78
        "Дружественный" Казахстан преподнести сюрпризы способен, а "дружественная" Беларуссия нет? Купите себе мозг...

        Абсолютно "в дырочку"...Они друзья России только тогда, когда бабло с нее тянут.
        1. DPN
          +1
          29 июля 2019 22:44
          Если не секрет - и сколько лично ОНИ у ВАС вытянули, промойте глаза и уши, когда ТВ смотрите. Это ОНИ вам говорят: таких, как ВЫ, за воротами до хрена или кто-то другой?
    2. -3
      29 июля 2019 10:36
      Не надо нам такого "счастия" smile
      Уж лучше с Илоном или китайцами белорусский звездодром мутить. Более надёжные перспективы.
  12. +3
    29 июля 2019 03:32
    Мешает перевал Сихотэ-Алинь.

    - это не перевал. А чуть севернее - хребет Джугджур.
    Точки, способные изготовить блоки ракет, есть в Сибири и на ДВ. А широкофюзеляжный транспортник снимает проблему. Построили Мрию для Бурана тогда, и сейчас это возможно.
  13. +1
    29 июля 2019 06:17
    Цитата: Винтик
    Построили Мрию для Бурана тогда, и сейчас это возможно.

    Ага, прям построят. И двигатели уже есть для них? Сейчас не СССР.
    1. 0
      29 июля 2019 09:23
      Так и "Бурана" сейчас нет. Стало быть и Ан-225 не нужен. Будет вполне достаточно Ил-96-500Т. Что, двигатели ПС-90А перестали производить?
  14. 0
    29 июля 2019 06:18
    Вся брехня в кучу - вот и на правду подогнал.

    Выбирайте выражения. А не то в баню попасть можно за оскорбления.
  15. 0
    29 июля 2019 06:47
    Цитата: Dmitry Zdhanovich
    Уважаемый Вадим Лукашевич, вы извините, не предлагайте свои варианты размещения космодрома, без вас есть специалисты, а вы позориться своей безграмотностью не будете, ибо предложенный вами вариант в районе порта Советская гавань - это вообще за гранью добра и зла... Такой инфраструктурный объект - это стратегически важный объект, сразу же попадающий под пристальное внимание потенциального противника и расположение его на берегу, да еще в практически шаговой доступности от базы американцев в Японии... это, помимо облегчения любого вида разведки, еще делает его оборону практически невозможной в случае массированной атаки, вследствие крайне малого времени подлета поражающих средств. И вот вопрос к вам - вы Вредитель или просто за слова не отвечаете?

    То-то американцы запуски с мыса Канаверал осуществляют...
    1. -1
      29 июля 2019 09:14
      А кто там возле мыса Канаверал окопался? Куба?
  16. +3
    29 июля 2019 08:22
    А так уж велик выбор территорий под космодромы? У нас далеко не Флорида, и даже не Байконур. Степные районы заняты под земледелие. Известно, что, чем ниже широта, тем благоприятней запуски. Арендовать Куру, так нам это дороже станет. Байконур был, и на долгое время будет необходим.
    1. +1
      29 июля 2019 09:24
      Там, вроде, главные "строители", после того, как на их "прокладки" завели с сотню уголовных дел, плавно "съехали с темы", сказав, что их этот проект уже не интересует - типа - нереальные сроки при такой малой марже - фи, не интересно... Рогозин же теперь бегает по недострою и плачет, заливает своими слезами котлован - то не дождь, то слезы Рогозина.... yes
  17. 0
    29 июля 2019 10:32
    Хотели как лучше, а получилось как всегда....

    Кстати, Неназываемым вроде называют Навального, а не Путина....

    А Рогозины уже подняли и ИЛ, и прославились дачными домиками и автомобилями.... так что, как всегда...
  18. 0
    29 июля 2019 10:43
    А не пора ли, нам, ударить по нашему ............у. ............у? (Почти по "Берегись автомобиля")
  19. +1
    29 июля 2019 13:10
    Я не буду умничать по поводу - где строить, но по поводу тех, КТО строит - было ясно с самого начала. Крокусы-покусы разные, ну неужели никто не знает, кто это и что? Фирмы, что мосты да дороги строили во Владивостоке, перекочевали на Восточный. Ну, за вычетом "посаженных" начальников. Только надо смотреть на учредителей и акционеров этих фирм и сразу понятно кто, что, куда и сколько потянет денег. Не надо иметь спецагентуру, не надо быть шпионом, просто пролистайте те данные, что есть в открытом доступе. Зачем таких допускать куда-то? Когда во Владивостоке дорога обрушилась, Медведев грозно призывал чуть ли не обанкротить тех строителей. Но они снова на космодроме. Наверно, надо объявить дорогое строительство за бюджетные деньги, и тех, кто набежит - под арест и бесплатно ж.д. дорогу строить с киркой и тачкой.
  20. -1
    29 июля 2019 21:10
    Цитата: Олег РБ
    Не надо нам такого "счастия" smile
    Уж лучше с Илоном или китайцами белорусский звездодром мутить. Более надёжные перспективы.

    Такие ... готовы продаться любому. Лишь бы не делать самому. Но требовать от России бесплатного всего - это ты горазд.
  21. DPN
    -1
    29 июля 2019 22:36
    А что делать, ребята, это ВАМ не пенсионный возраст поднять, космодром не каждому по плечу, в том числе и ВВП.
  22. Космодром достроить, паникеров и провокаторов - к стенке!
  23. 0
    30 июля 2019 11:41
    Никакого военно-стратегического значения такой космодром не имеет. Что с него можно запустить в случае войны? Разве что наше мудрое руководство решит прорыть к нему метро от Кремля, чтобы в случае чего улететь на Марс. Аренда Байконура по договору ещё на 50 лет, так что платить за него всё равно придётся. И запуски с него энергетически выгоднее - чем ближе к экватору, тем больше вес можно запустить при той же тяге. И с какой радости Казахстану отказываться от таких денег, если прекратить запуски гептиловых Протонов, которые и на Восточный не планировали возить. А Буран без Энергии не полетит, а её никакой Мрией не перевезти. В общем, одно хорошо - деньги успешно пилят, и погода способствует.