Крутое пике, переходящее в штопор: Китай и Турция добивают Boeing

9
Проблемы американской авиастроительной корпорации, начало которым положило крушение двух лайнеров Boeing 737 MAX - в Эфиопии и Индонезии, не только не идут на спад, но, напротив, нарастают, как снежный ком. Колоссальные убытки, потеря репутации на мировом авиационном рынке, а, главное – утрата доверия деловых партнеров, практически по всему земному шару...





Все это заставляет задуматься о том, что нынешнее, весьма плачевное состояние компании может оказаться даже не стремительным пике, из которого можно все-таки постараться выйти, пусть и за мгновения до катастрофы, а штопором – смертоносным и неуправляемым.

Одни минусы и никаких плюсов


Отчитываясь о финансовых показателях за ІІ квартал 2019 года, корпорация Boeing вынуждена была признать, что ее убыток за это время составил около 3 миллиардов долларов. Для сравнения – такой же период года прошлого принес компании прибыль в 2.2 миллиарда. Столь печальные показатели являются закономерностью – ведь после потрясших весь мир смертельных катастроф, продажи авиационного гиганта упали на 35% - до 15.75 миллиардов, что меньше даже далеко не оптимистичного «среднего» прогноза, дававшегося на нынешний год. Более того – от него отворачивается все больше компаний-авиаперевозчиков и целых стран, несмотря на отчаянные попытки спасти изрядно пошатнувшееся реноме. Так, в Boeing уже заявили о намерении потратить целых 5 миллиардов долларов на выплату компенсаций тем, чьи рейсы были отменены или задержаны именно в связи с запретом на эксплуатацию самолетов компании. Принесет ли это ожидаемый результат? Достаточно сомнительно.

Отказываться от сотрудничества с казавшейся еще не так давно едва ли не эталоном надежности и респектабельности корпорацией, перевозчиков заставляет чистый прагматизм. Их мотивацию можно прекрасно понять на примере той же известной ирландской авиакомпании - лоукостера Ryanair, поимевшей кучу проблем как раз из-за сотрудничества с Boeing и ее злополучной 737 модели. Ирландцы ожидали в нынешнем году поставки в 58 таких машин. Однако, в реальности они получат их не более трех десятков, да и то – дай бог, следующим летом. Это, впрочем, тоже далеко не гарантировано, поскольку зависит вовсе не от авиастроителей. В итоге, трем сотням пилотов Ryanair просто не на чем летать! Компания уже заранее прорабатывает программу сворачивания собственной деятельности, оценивая возможный трафик летом 2020-го вполовину от запланированного. Речь идет о сокращении собственных баз по всему миру, которые авиаперевозчики сочтут малоприбыльными или нерентабельными, а то и вовсе об их закрытии с соответствующим сокращении персонала. Произойти это все может уже нынешней осенью.

Будущее крайне туманно


Не лучше обстоят дела и с перспективами Boeing. Ставшие для нее «камнем преткновения», 737-е совершенно точно не поднимутся в небо ранее 2020 года. На компанию навалилась туча регуляторов и проверяющих – как американских, так и международных, твердо намеренных вскрыть все до единого недостатки и просчеты, которые могут нести опасность для эксплуатации этих воздушных судов. Ну, а кто ищет, тот, как известно, всегда найдет. Тем более, что тут и придумывать ничего особенно не требуется – пару недель назад после очередного испытания Boeing 737 MAX, проводившегося на тренажере, Федеральное агентство авиационной безопасности США (FAA) заявило о том, что обнаружило в самолете «новый потенциальный источник риска», не уточняя, правда, в чем именно таковой заключается. Теперь, согласно протоколу, необходимы новые работы по устранению недостатков, новые тесты, их придирчивый анализ... Только после этого дело может дойти до разрешения на испытательный полет, необходимый для начала эксплуатации. А время идет...

Увы, «не слава богу», как выясняется, все и с новейшей перспективной моделью Boeing–777Х. Согласно имеющейся информации, при тестировании двигателей, разработанных специально для этого судна, были выявлены неполадки настолько серьезные, что корпорация заявила: планировавшийся на осень 2019 года первый полет этого лайнера не состоится. Все откладывается – пока до следующего года. Обжегшись на молоке, в компании теперь, что называется, «дуют на воду», перестраховываясь сугубо и трегубо. Слишком уж дорого обошелся «авось» с 737 МАХ. 777-е должны были стать «королями» на рынках пассажирских перевозок – ведь этот широкофюзеляжный лайнер разрабатывался, как машина не только с самым длинным салоном, но и вообще – самый большой пассажирский самолет с двумя двигателями. Вопрос теперь только в том, оторвется ли это чудо от земли вообще когда-нибудь. Проблемы, которые нажила себе корпорация, уже вышли далеко за рамки сугубо технических и финансовых. Именно это представляет сегодня главную опасность для Boeing.

И политика вдобавок...


Поговорка, гласящая: «где тонко, там и рвется», подходит к данной ситуации как нельзя удачно. На трагические авиакатастрофы сегодня наложились вдобавок последствия тех торговых и санкционных войн, которые Белый Дом ведет уже с половиной мира. Так, в нынешнем месяце крупнейший авиаперевозчик Китая, компания Air China, ранее сотрудничавшая с Boeing, заявила о твердом намерении закупить два десятка широкофюзеляжных лайнеров A350-900 у компании Airbus. Более того, эта сделка, оценивающаяся в сумму более 6 миллиардов долларов, подтверждена и европейцами. Похоже, что Поднебесная, бывшая в первых рядах стран, отказавшихся от эксплуатации 737 МАХ и закрывших для них собственное небо, намерена вообще избавиться от Boeing. Насколько этому решению поспособствовала агрессивная политика Вашингтона, не прекращающего с Пекином экономического противостояния, каждый волен судить сам. А вот в том, что Дональда Трампа следует «благодарить» за возможный срыв закупки 100 самолетов этой корпорации уже компанией Turkish Airlines, сомнений нет ни малейших. Во время встречи в Осаке Реджеп Эрдоган напоминал об этой сделке стоимостью в 10 миллиардов долларов своему американскому коллеге – как раз, когда речь шла о возможном «наказании» Анкары за покупку русских ЗРК С-400. Как видно, его не услышали. И вот сегодня турецкий лидер заявляет о том, что контракт может быть «пересмотрен»... Можно не сомневаться, что срыв столь «жирного» контракта, на фоне уже известных проблем, может стать для Boeing чуть ли не последним гвоздем в крышку гроба, и ознаменует начало затяжного и глубокого кризиса в корпорации.

Самым же неприятным моментом во всем происходящем является то, что под сомнением оказалась порядочность и деловая надежность не только одной американской корпорации, пусть и одной из крупнейших, а способность властей США контролировать собственных производителей, как таковая. Скандал с сертификацией «программы-убийцы» MCAS (Maneuvering Characteristics Augmentation) разрастается и уже выплеснут в прессу США. Достоянием гласности стали сведения о том, что все в той же FAA, на которую, по идее, возложена ответственность за жизнь миллионов авиапассажиров по всему миру, за тестирование этой программы, отвечали двое, извините за выражение, раздолбаев-недоучек. Или, как пишут в американских СМИ - «недостаточно компетентных сотрудников». Что поделать, сокрушаются журналисты – текучка кадров, из-за которой ответственейшая государственная контора берет на работу черт знает кого. И вот эти самые «ответственные» мало того, что не захотели (или не смогли) вникнуть в суть доверенного им вопроса, они еще и не стали проводить самостоятельного тестирования MCAS, удовольствовавшись бодрым рапортом об испытаниях, полученных от самой Boeing. О том, что впоследствии в компании решили «маленько доработать» программу, тем самым сделав ее неуправляемой и превратив в «мину замедленного действия», угробившую два самолета и три с половиной сотни людей, она была вообще ни сном, ни духом! Boeing об это не докладывала, так ведь FAA такого доклада и не требовала...

Таким образом, речь идет уже не о возможном крахе мощнейшего авиационного концерна, а об утрате Соединенными Штатами репутации страны, где производят «самые надежные», «самые проверенные» и «самые безопасные вещи». Можно не сомневаться – теперь, после всего случившегося, контролирующие службы США проявят к Boeing максимум суровости и пристрастности – дабы смыть пятно некомпетентности и непрофессионализма, которое легло уже на них самих. Как несложно догадаться, никаких приятных перспектив компании это не несет. Ее «полет» сегодня все больше напоминает не сложную фигуру высшего пилотажа, а неконтролируемое и неудержимое падение.
9 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    29 июля 2019 10:57
    Ага, только когда Боинг оживет, все неукропные авторы будут скромно делать вид, что ничего о штопоре и не писали.

    3 млрд убытка.... когда Амазон и др., например, спокойно переносят спады в 20 млрд стоимости.

    Пока Боинги подешевели, надо скупать. Все равно Кремль решил закупаться самолетами за бугром, так почему бы не по дешевке? Тем более РФ, олигархи для него титан делают.
    1. 0
      29 июля 2019 11:38
      Толковая идея. good
    2. +2
      29 июля 2019 11:46
      Когда это все олигархам принадлежать стало? Контрольный пакет у Ростеха, который 100 % - у государства, остальные акции в свободном обороте и у менеджеров предприятия, которые априори олигархами не считаются... Научитесь понятия различать.
      1. +6
        29 июля 2019 15:39
        А миллиардер Михаил Шелков, директор ВСМПО-АВИСМА, как бы ни при чем.

        И, кстати, при Госкапитализме олигархами считаются и чиновники, контролирующие поток денег.

        Сечин, Якунин, Чубайс - это все руководители гос.предприятий! Как их можно подозревать в олигархизме?
  2. DPN
    +1
    29 июля 2019 21:32
    Да, хватай по дешёвке Boeing, а то когда ещё появятся свои : ТУ, ИЛы, ЯКи?
  3. 0
    30 июля 2019 07:59
    Для МС-21 появился отличный шанс. Надеюсь, наши успеют выпустить его на рынок, пока Боинг не оклемался.
  4. +2
    30 июля 2019 09:09
    По-моему, вся проблема у "Boeing" произошла не из-за двух аварий как таковых, а из-за короткого промежутка между ними! Случись они с разницей не менее одного года, и всё перешло бы в разряд статистики! Первого июня 2013-го или 2014-го года, тогда ещё новейшая модель "Аirbus", двухпалубный А-380, упал в океан, при перелёте из Рио-де-Жанейро в Париж, но никому не пришло в голову наезжать на Европейский концерн! "Вoeing" просто не повезло, вот и всё!
  5. 0
    31 июля 2019 09:15
    Всё жадность, не провели, как следует, испытания, денежки заплатили контролирующим федеральным органам в США - и всё в порядке, а то коррупции в США нет.
  6. +1
    2 августа 2019 09:29
    На мой взгляд, специалисты Боинга излишне увлекаются компьютеризацией всех систем управления самолетом. При этом во многих случаях отсутствует возможность отключить компьютер и перейти на прямое ручное управление самолетом. Пилотов держат за дураков и боятся им доверять управление самолетом. В критических ситуациях, когда действия компьютера противоречат реальной необходимости выполнить какой-то манёвр, пилот не имеет возможности это сделать, т.к. не может отключить компьютер и взять управление самолетом на себя.