Россия против США: космические корабли ближайшего будущего

11
Постепенно уходят в прошлое космические корабли, созданные в годы холодной войны. Оказавшийся неэкономичным «Спейс шаттл» в последний раз взлетел в 2011 году. Его советский коллега – «Союз» – пока еще летает, однако едва ли с ним можно связать будущее пилотируемой космонавтики. На этом фоне, ведущие космические державы с утроенной силой вкладывают деньги и интеллект в создание аппаратов, которые уже завтра понесут новых «Армстронгов» и «Гагариных» к далеким космическим вершинам, завоевать которые, впрочем, будет не менее сложно, чем на заре космической поры.





На сегодня разные страны мира (особенно, США) имеют разработки на близкое будущее и на не очень близкое. Поэтому мы не будем детально рассматривать их всех, а остановимся на самых интересных проектах.

Crew Dragon (SpaceX, США)


Компания SpaceX известна как ведущий (теперь уже) мировой ракетостроитель: сейчас набившая оскомину Falcon 9 – самый востребованный носитель на Земле с наибольшим числом заказов. Однако не меньшую роль Илон Маск играет в области пилотируемой космонавтики: если все получится так, как он хочет, именно космический корабль Crew Dragon (на фото выше) позволит Европе и США отказаться от услуг России для доставки астронавтов на борт МКС. Правда, сроки уже не раз сдвигали.

Как стало известно в конце июля, испытательный полет корабля Crew Dragon с экипажем на Международную космическую станцию отложили до середины декабря: ранее миссию хотели реализовать в ноябре текущего года. В целом, ситуация вокруг пилотируемого Dragon видится почти безоблачной. Корабль многоразовый, а значит – потенциально дешевый: аналогия с многоразовым «Спейс шаттл» здесь неуместна, разные концепции. Важно и то, что в основе лежат проверенные технологии грузового «Дракона». Технические возможности нового корабля SpaceX, позволяющие доставить на борт станции до семи человек за раз, кажутся, пожалуй, даже избыточными: в реальной жизни столько просто не нужно.

Starship (SpaceX, США)




«Дым пожиже да труба пониже» – именно так можно охарактеризовать эволюцию Межпланетной транспортной системы от SpaceX. Комплекс BFR, частью которого является космический корабль Starship, за последние годы хорошенько «похудел». Выводимая им на низкую околоземную орбиту полезная нагрузка упала с 300 до «скоромных» 100 тонн. Сам Big Falcon Rocket, конечно, тоже стал меньше. И все же при всем при этом, Starship будет самым большим и самым грузоподъемным космическим кораблем в истории, который, как предполагают, сможет за один раз перевезти до сотни колонистов. При этом не стоит путать Starship с демонстратором технологий Starhopper, который является летающим стендом для отработки технических решений, которые потом найдут свое воплощение на BFR.

Конечным же итогом разработки должен стать запуск BFR с грузом на Марс в 2022 году, за которым последует пилотируемый полет в 2024 году. Даже двигатель уже готов – инновационный метановый Raptor. Однако, справедливости ради, шансов на реализацию (и даже не скорую, а вообще) у Starship несравнимо меньше, чем у Crew Dragon. Все-таки масштаб и технические риски несопоставимы.

CST-100 Starliner (Boeing, США)




Не такой знаменитый, как Crew Dragon, и не такой амбициозный, как Starship, но все же очень знаковый проект для Соединенных Штатов. CST-100 является частично многоразовым космическим кораблем, который сможет доставить на борт МКС до семи астронавтов. Концептуально аппарат близок к Crew Dragon, но дизайн более «угловатый»: Boeing-у чужд эстетизм Илона Маска – в основе лежит практичность. Это, кстати, может сыграть на руку мегакорпорации, ведь после проблем «Дракона», в частности, недавнего взрыва капсулы во время испытаний, конкуренты идут вровень. Это означает, что именно CST-100 может стать тем кораблем, который первым избавит Америку от зависимости от российской стороны. Первый полет с экипажем может состояться до конца 2019 года, то есть, тогда же, когда и у SpaceX.

Orion (Lockheed Martin, США)




Из всех вышеупомянутых кораблей, «Орион» может выполнить первый пилотируемый полет позже всех – примерно в 2023-м, хотя разрабатывать его де-факто начали раньше, чем какой-либо другой перспективный пилотируемый корабль. Orion, напомним, был частью старой американской программы «Созвездие» – очень амбициозной и дорогой (что ее и погубило). Американцы хотели лететь не то к астероиду, не то к Марсу, не то к Луне.

В конечном итоге, задачей аппарата, весом в пятнадцать тонн, должны стать полеты к лунно-орбитальной станции, которую хотят эксплуатировать вместо МКС. Планируется, что экипажи на станцию Lunar Orbital Platform-Gateway будут доставляться кораблями «Орион» с помощью ракеты Space Launch System. Это, в общем-то, главное отличие «Ориона» от Crew Dragon и CST-100 (Starship – отдельная тема для обсуждений), ведь последние два корабля видят, прежде всего, как инструмент доставки грузов и астронавтов на МКС. Во всяком случае, до тех пор, пока она работает: напомним, ранее орбитальную станцию хотели списать уже в середине 2020-х.

Федерация («Энергия», Россия)




Космический корабль «Федерация» создают с одной целью – иметь при себе замену на случай окончательного устаревания аппаратов серии «Союз», чего, безусловно, ждать осталось не долго. Любой, даже очень удачный космический аппарат, имеет свой срок. Цена создания первого летного образца определена в размере 57 миллиардов рублей, а сам полет намерены осуществить в первой половине 2020-х. «Федерация» будет способна брать на борт до 6 членов экипажа (меньше, чем тот же Crew Dragon) и 500 килограмм груза. Спасательную капсулу хотят приземлять с помощью парашютов и реактивной системы мягкой посадки.

В целом, конструктивно корабль выглядит довольно продуманно, по крайней мере, со стороны. А вот в плане концепции применения есть много вопросов. Ведь первый пилотируемый полет «Федерации» де-факто назначен примерно на то время, когда МКС должны будут прекратить эксплуатировать, а из проекта по созданию лунно-орбитальной станции Россию постепенно выдавливают и, скорее всего, она не будет его участником. Так что, куда полетит корабль (и полетит ли) – сказать тяжело. Единственной реальной целью для корабля сейчас видится полет на Луну/к Луне, но это дорого, сложно и рискованно. И едва ли одна страна сможет это реализовать. Однако, похоже, это не сильно тревожит его создателей, которые активно работают над строительством первого образца для испытаний.

Вообще, было бы неправильно все сводить только к России или Америке, но пока что эти проекты кажутся не только самыми интересными с технической стороны, но и обладающими самыми высокими шансами на реализацию. В целом, кроме старых участников космической гонки, в будущем, вероятно, будут представлены, как минимум, Европа, Япония, Индия и Китай. А там и новые игроки, возможно, подтянутся.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

11 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -3
    7 августа 2019 10:54
    Оказавшийся неэкономичным «Спейс шаттл»

    совершил 133 успешных полета. Его советский коллега - "БУРАН", совершил один пробный полет и погиб под обломками развалившегося ангара...
    1. +3
      7 августа 2019 14:07
      И 2 неуспешных, 14 астронавтов в минус. При стоимости запуска в среднем 0,45 млрд долларов. Хороший показатель, ничего не скажешь. Почитай про ожидания от полётов Шаттлов и что в итоге получилось, будет интересно. Если одним словом - провал. Но, правда, всё было красиво, эффектно (не эффективно), картинка смотрелась, ну и т.д.
      А "Буран" просто поздно появился. Или рано СССР распался, как тебе больше нравится.
      Кстати, сам "Буран" - это тоже неправильное решение, в принципе. Но ракета "Энергия" была очень хороша. Её бы сейчас....
      1. -2
        7 августа 2019 17:41
        Комментарий в стиле советского "бородатого" анекдота про пропаганду в советской прессе:

        Брежнев прибежал вторым, а Рейган - предпоследним...
        1. 0
          8 августа 2019 09:30
          Жалкая потуга). Ещё раз - Шаттл был весьма высокотехнологичным и опередил своё время, но практически ни одной поставленной цели не выполнил.Тупик. Поэтому возвращаются к обычным ракетам, пусть и многоразовым. И Буран - это тупик, надо было что-то типа Клипера сделать, было бы достаточно. Увы, политики имели свои хотелки.
      2. +1
        8 августа 2019 14:25
        А "Буран" просто поздно появился.

        - его СССР просто не потянул финансово.
  2. +1
    8 августа 2019 09:07
    Вах! С одной стороны - неплохо. И вместимость, и объем.
    С другой - стоимость Федерации - 1 млр баксов - 2 полета шаттла (по посту).
    И неясные сроки - дырки там, Рогозин - Роскосмос, с его обещалками и космодромами...
    1. 0
      8 августа 2019 09:31
      Откуда инфа про стоимость Федерации, можно ссылку? Просто никогда не встречал такой цифры.
      1. +1
        8 августа 2019 14:20
        В статье:

        Цена создания первого летного образца определена в размере 57 миллиардов рублей.

        57 рублей - чуть меньше 1 бакса. А там еще, наверняка, возрастет, увы.
        1. 0
          14 августа 2019 19:55
          Путаешь немного понятия. Стоимость создания - это одно, а цена готового изделия - это совсем другое. Это же не один образец будет.
          1. +1
            15 августа 2019 09:11
            Может быть, хотя в курсе.

            Но обычно Роскосмос и К еще сильно превышает расходы.
            И сроки такие неопределенные, а количество такое незаявленное, что боюсь, эта стоимость может сильно возрасти.
  3. YGM
    0
    10 августа 2019 09:22
    Время покажет, что это такое на самом деле - "корабли будущего" или рекламный трюк, для финансирования пустых фантазий.