«Микроракетная революция»: чем ответит Россия?
Уже вскоре термин «ракета-носитель», возможно, будет означать не совсем то, к чему мы привыкли.
И хотя страны уже не рвутся обогнать друг друга в космической гонке, как раньше, изменения в индустрии ракетных запусков происходят постоянно. Казалось, еще совсем недавно Россия занимала первое место в мире по числу космических запусков: в 2015-м страна выполнила 26 стартов, больше не выполнил никто. Потом начался спад. По состоянию на 2018-й РФ произвела всего 17 стартов, что позволило Китаю и США укрепиться на первых двух строчках. Впрочем, это лишь сухие цифры. Куда интересней другой аспект, а именно - причины всех этих процессов.
В 18-м году самой востребованной ракетой оказалась тяжелая Falcon 9 от SpaceX: она выполнила 20 запусков. Отчасти справедлив тезис, согласно которому Россия со своим аналогом в лице «Протон-М» все равно уступила бы место, даже если бы санкций не было. Новая ракета более технологична, чем старая. А еще более дешевая.
Однако не ровен час, когда и Falcon 9 придется потесниться. И речь идет вовсе не о новой сверхтяжелой ракете от SpaceX. Все с точностью наоборот: более тяжелые носители должны будут уступить место более легким. Это совершенно естественный процесс по причине: а) меньшей цены запуска легкого носителя, б) миниатюризации коммерческих спутников - основной нагрузки ракет на рынке запусков.
Электроника становится компактней, и теперь спутники формата CubeSat (сверхмалые) могут то, что раньше могли лишь крупные космические аппараты.
Это сказывается на рынке запусков. 21 января 2018 года, сверхлегкая ракета Electron выполнила первый успешный старт: она вывела 3 наноспутника. После этого последовали другие удачные запуски, подтверждавшие правильность концепции американской частной аэрокосмической компании Rocket Lab - разработчика.
Стоимость запуска ракеты-носителя по оценкам - от 4,9 до 6,6 миллионов долларов США. В силу разных классов ракет, такое сравнение может показаться неуместным, и все же: цена запуска Falcon 9 превышает 60 миллионов долларов. Разница колоссальная. Недавно также стало известно, что Rocket Lab хочет сделать первую ступень Electron-а многоразовой и ловить ее после запуска с вертолета. В случае успеха, это может привести к большему числу запусков и меньшим затратам: в теории очень выгодно.
Возможностей показать себя на международном рынке запусков у российских ракетостроителей становится все меньше. Уже известно, что относительно дешевый «Протон-М» заменит дорогая (следовательно, неконкурентоспособная) «Ангара-А5». А «Союз», в обозримом будущем, сменит более современный, но, вероятно, и более дорогой - «Иртыш». «У нас в легком классе единичка - «Ангара», средний класс - «Союз-5», в тяжелом - «Ангара-А5», в супертяжелом классе - «Ангара-А5В», - именно так выглядит парк российских ракет будущего в понимании Дмитрия Рогозина. Ни одна из ракет не внушает оптимизма.
Единичка, напомним - это «Ангара-1.2». В теории - легкая и дешевая ракета, но это - в теории. В мае 2019 года, Интерфакс сообщил, что легкая ракета «Ангара-1.2» дороже в строительстве средних носителей «Союз-2.1а» и «Союз-2.1б» почти на 700 миллионов рублей. Полноценное серийное производство может снизить стоимость изготовления носителей, но до этого проект еще должен, что называется, дожить.
Важно отметить и другой аспект, даже более важный. Грузоподъемность легкой «Ангара-1.2», создаваемой «Центром Хруничева», при выведении полезной нагрузки на низкую околоземную орбиту, (НОО) составляет 3,5 тонны. Поэтому, прямое сравнение с Electron не совсем корректно: все-таки детище Rocket Lab - сверхлегкая ракета с массой, выводимой на НОО нагрузки, 250 килограмм. Следовательно, куда меньшей ценой одного старта.
Что же может предложить РФ в качестве прямой альтернативы заокеанскому изделию и другим похожим ракетам? Ранее стало известно, что российская компания «Лин Индастриал» разрабатывает ракету «Таймыр» с диапазоном полезных нагрузок от 10 килограмм до 180-ти при выводе на низкую околоземную орбиту. Еще в 2016 году, «Лин Индастриал» провела огневые испытания жидкостного ракетного двигателя РДЛ-100С «Атар», предназначенного для носителя, а также испытала дозвуковой «летающий стенд», с целью отработки одного из вариантов системы управления. Увы, проект закончился ничем (такой вывод можно сделать на основе имеющихся данных). Его остановили, так как «Роскосмос» не проявил большого интереса, а денег частных инвесторов оказалось недостаточно.
Это далеко не все. В 2018 году стало известно, что инженеры «Роскосмоса» и Объединенной авиастроительной корпорации, завершили аванпроект возвращаемого ракетного блока новой сверхлегкой (легкой?) многоразовой ракеты, которую можно будет использовать для вывода на солнечно-синхронную орбиту грузов массой до 600 килограммов. При разработке использовались заделы от многоразового ускорителя «Байкал»: в основе концепции - «самолетная» схема возврата первой ступени.
Здесь есть несколько моментов, на которые стоит обратить внимание. Все они сводятся к цене. Во-первых, носитель видится не столько конкурентом Electron, сколько фантазиями на тему нереализованного «Байкала» с несравнимо более высокой массой полезной нагрузки и, соответственно, более высокой стоимостью запуска. Во-вторых, при реализации самолетной схемы, ракете придется «тащить» за собой необходимое для посадки на аэродром оборудование. А это, как считают эксперты, ведет только к увеличению массы носителя и увеличению его цены. Словом, плюсов не видно.
Пожалуй, самым реалистичным вариантом нового экономичного носителя для России, видится проект частной компании «НСТР Ракетные технологии», которая в 2019 году анонсировала многоразовую метеоракету. Сейчас компании заканчивают работу над тестовым образцом, и когда он пройдет испытания, хотят создать одноразовую ракету, которая сможет поднять на высоту до 130 км, до 10-15 килограмм оборудования. Это, скажем прямо, намного меньше, чем у Electron, но хоть что-то. Возможно, на базе ракеты инженерам «НСТР Ракетные технологии» удастся создать многоразовый вариант.
Вообще, «Роскосмосу» стоило бы посодействовать таким частникам в деле создания сверхлегких ракет. Веры в то, что квазигосударственные монополисты смогут «родить» хоть что-то конкурентоспособное на мировом рынке, давно нет.
Малышки на миллион
И хотя страны уже не рвутся обогнать друг друга в космической гонке, как раньше, изменения в индустрии ракетных запусков происходят постоянно. Казалось, еще совсем недавно Россия занимала первое место в мире по числу космических запусков: в 2015-м страна выполнила 26 стартов, больше не выполнил никто. Потом начался спад. По состоянию на 2018-й РФ произвела всего 17 стартов, что позволило Китаю и США укрепиться на первых двух строчках. Впрочем, это лишь сухие цифры. Куда интересней другой аспект, а именно - причины всех этих процессов.
В 18-м году самой востребованной ракетой оказалась тяжелая Falcon 9 от SpaceX: она выполнила 20 запусков. Отчасти справедлив тезис, согласно которому Россия со своим аналогом в лице «Протон-М» все равно уступила бы место, даже если бы санкций не было. Новая ракета более технологична, чем старая. А еще более дешевая.
Однако не ровен час, когда и Falcon 9 придется потесниться. И речь идет вовсе не о новой сверхтяжелой ракете от SpaceX. Все с точностью наоборот: более тяжелые носители должны будут уступить место более легким. Это совершенно естественный процесс по причине: а) меньшей цены запуска легкого носителя, б) миниатюризации коммерческих спутников - основной нагрузки ракет на рынке запусков.
Электроника становится компактней, и теперь спутники формата CubeSat (сверхмалые) могут то, что раньше могли лишь крупные космические аппараты.
Это сказывается на рынке запусков. 21 января 2018 года, сверхлегкая ракета Electron выполнила первый успешный старт: она вывела 3 наноспутника. После этого последовали другие удачные запуски, подтверждавшие правильность концепции американской частной аэрокосмической компании Rocket Lab - разработчика.
Стоимость запуска ракеты-носителя по оценкам - от 4,9 до 6,6 миллионов долларов США. В силу разных классов ракет, такое сравнение может показаться неуместным, и все же: цена запуска Falcon 9 превышает 60 миллионов долларов. Разница колоссальная. Недавно также стало известно, что Rocket Lab хочет сделать первую ступень Electron-а многоразовой и ловить ее после запуска с вертолета. В случае успеха, это может привести к большему числу запусков и меньшим затратам: в теории очень выгодно.
Русский - значит легкий
Возможностей показать себя на международном рынке запусков у российских ракетостроителей становится все меньше. Уже известно, что относительно дешевый «Протон-М» заменит дорогая (следовательно, неконкурентоспособная) «Ангара-А5». А «Союз», в обозримом будущем, сменит более современный, но, вероятно, и более дорогой - «Иртыш». «У нас в легком классе единичка - «Ангара», средний класс - «Союз-5», в тяжелом - «Ангара-А5», в супертяжелом классе - «Ангара-А5В», - именно так выглядит парк российских ракет будущего в понимании Дмитрия Рогозина. Ни одна из ракет не внушает оптимизма.
Единичка, напомним - это «Ангара-1.2». В теории - легкая и дешевая ракета, но это - в теории. В мае 2019 года, Интерфакс сообщил, что легкая ракета «Ангара-1.2» дороже в строительстве средних носителей «Союз-2.1а» и «Союз-2.1б» почти на 700 миллионов рублей. Полноценное серийное производство может снизить стоимость изготовления носителей, но до этого проект еще должен, что называется, дожить.
Важно отметить и другой аспект, даже более важный. Грузоподъемность легкой «Ангара-1.2», создаваемой «Центром Хруничева», при выведении полезной нагрузки на низкую околоземную орбиту, (НОО) составляет 3,5 тонны. Поэтому, прямое сравнение с Electron не совсем корректно: все-таки детище Rocket Lab - сверхлегкая ракета с массой, выводимой на НОО нагрузки, 250 килограмм. Следовательно, куда меньшей ценой одного старта.
Плановое планирование
Что же может предложить РФ в качестве прямой альтернативы заокеанскому изделию и другим похожим ракетам? Ранее стало известно, что российская компания «Лин Индастриал» разрабатывает ракету «Таймыр» с диапазоном полезных нагрузок от 10 килограмм до 180-ти при выводе на низкую околоземную орбиту. Еще в 2016 году, «Лин Индастриал» провела огневые испытания жидкостного ракетного двигателя РДЛ-100С «Атар», предназначенного для носителя, а также испытала дозвуковой «летающий стенд», с целью отработки одного из вариантов системы управления. Увы, проект закончился ничем (такой вывод можно сделать на основе имеющихся данных). Его остановили, так как «Роскосмос» не проявил большого интереса, а денег частных инвесторов оказалось недостаточно.
Это далеко не все. В 2018 году стало известно, что инженеры «Роскосмоса» и Объединенной авиастроительной корпорации, завершили аванпроект возвращаемого ракетного блока новой сверхлегкой (легкой?) многоразовой ракеты, которую можно будет использовать для вывода на солнечно-синхронную орбиту грузов массой до 600 килограммов. При разработке использовались заделы от многоразового ускорителя «Байкал»: в основе концепции - «самолетная» схема возврата первой ступени.
Здесь есть несколько моментов, на которые стоит обратить внимание. Все они сводятся к цене. Во-первых, носитель видится не столько конкурентом Electron, сколько фантазиями на тему нереализованного «Байкала» с несравнимо более высокой массой полезной нагрузки и, соответственно, более высокой стоимостью запуска. Во-вторых, при реализации самолетной схемы, ракете придется «тащить» за собой необходимое для посадки на аэродром оборудование. А это, как считают эксперты, ведет только к увеличению массы носителя и увеличению его цены. Словом, плюсов не видно.
Пожалуй, самым реалистичным вариантом нового экономичного носителя для России, видится проект частной компании «НСТР Ракетные технологии», которая в 2019 году анонсировала многоразовую метеоракету. Сейчас компании заканчивают работу над тестовым образцом, и когда он пройдет испытания, хотят создать одноразовую ракету, которая сможет поднять на высоту до 130 км, до 10-15 килограмм оборудования. Это, скажем прямо, намного меньше, чем у Electron, но хоть что-то. Возможно, на базе ракеты инженерам «НСТР Ракетные технологии» удастся создать многоразовый вариант.
Вообще, «Роскосмосу» стоило бы посодействовать таким частникам в деле создания сверхлегких ракет. Веры в то, что квазигосударственные монополисты смогут «родить» хоть что-то конкурентоспособное на мировом рынке, давно нет.
Информация