Проржавевшая «Украина»: Киев не может разобраться с кораблями-призраками
Украина никак не может отказаться от мечты о статусе великой военно-морской державы… Ее сухопутным адмиралам, наверняка, еженощно снятся корветы, фрегаты и крейсера. После особо плотного ужина, возможно, даже авианосцы. В реальности, увы, до последнего времени беднягам приходилось обходиться наскоро склепанных на «Порошенковской кузне» бронелоханками.
Теперь, правда, дела идут на лад – у Киева появилась надежда на пополнение собственного «москитного флота» патрульными катерами различной степени поношенности с чужого плеча, и не только ими. В свете этого, мечты «нэзалэжной» о том, чтобы превратиться во «владычицу морскую», разгораются еще ярче. Каковы шансы на то, что они воплотятся в жизнь? Сейчас разберемся.
История с передачей Киеву двух американских патрульных катеров Island длится уже достаточно давно. Эти суда официально были пожалованы Соединенными Штатами Украине 27 сентября 2018 года – в порядке, так сказать, «шефской помощи». Дело, как водится, было обставлено с большой помпой – на территории базы Береговой охраны США в Балтиморе, где проходила трогательная церемония, даже присутствовал сам Петр Порошенко. Впрочем, ему лично даже такая эпическая «пэрэмога» остаться на плаву не помогла. Но мы сейчас не об этом… В реальности, никаких катеров ВМС «нэзалэжной» пока что так и не увидели. Проблема, наверняка, заключается в том, что хотя списанные американскими пограничниками суденышки и достаются украинцам бесплатно, оплачивать их доставку «союзничкам», подготовку туземных экипажей и прочее, туманно обозначенное, как «сопутствующие расходы», Соединенные Штаты ни в коем случае не собираются. Транспортировка корабликов через океан – это вам не шутки. Киев, по всей видимости, жмется до последнего, попросту не желая раскошеливаться.
Тем не менее, дело движется. Главное уже сделано – катерам даны новые, украинские имена: «Старобельск» и «Славянск», выбранные явно не без «патриотического» подтекста. По имеющимся данным, будущие команды судов в начале июля прибыли в Балтимор, где терпеливые американские инструкторы намерены натаскивать их в течение аж десяти недель. Но вот тут мы подходим к самому интересному! Island еще даже не начали свой путь к новому месту службы, а в опытно-проектном центре кораблестроения, входящем в состав госконцерна «Укроборонпром», уже заявили о намерении их коренным образом «улучшить и модернизировать». Согласно официальному сообщению, сделанному руководителем центра, Вадимом Борисовым, его подчиненные вовсю «готовят варианты» этого эпохального проекта, которому, вроде бы, предстоит быть осуществленным на Николаевском судостроительном заводе. Позвольте – но ведь не далее, как в июне нынешнего года, командование ВМСУ во всеуслышание заявило, что упомянутые выше катера «прошли в Балтиморе дооборудование новейшими механизмами и системами, а также успешные испытания после такового». Если это правда, так что ж еще собрался «Укроборонпром» там «модернизировать»? Не иначе – планирует превратить патрульные катера в линкоры, как минимум… Впрочем, более состоятельной видится другая версия: после ухода из власти Порошенко, намертво «подбившего под себя» все госзаказы, связанные с военно-морским флотом, центр «распила» бюджетных средств, выделенных на это направление, попросту перемещается в другие структуры. Катера отдали бесплатно? «Отката» не будет?! Ну, тогда их надо «улучшить». А что – логично… Для Украины.
При этом надо отметить, что одними лишь Island, пусть и прошедшими «максимальный апгрейд» в руках николаевских корабелов, военно-морские планы Киева далеко не ограничиваются. Не так давно официальный портал киевского правительства заявил о том, что «нэзалэжная» буквально стоит на пороге получения от Франции целых двадцати патрульных катеров OCEA FPB-98. Более того – речь, якобы, идет не менее, как о развертывании совместного украинско-французского производства этих судов. Одна беда – от Парижа подтверждения всех этих планов пока не имеется, но, как говорят на Украине, «то такэ»… Замахивается Киев и на более серьезные военно-морские масштабы. Сейчас там подумывают – а не прикупить ли парочку ракетных корветов? Имеются, правда, нюансы. Речь идет о двух польских судах – Metalowiec и Rolnik, и вправду выставленных на продажу. Цена более, чем заманчивая, а, главное, для «нэзалэжной» вполне посильная – по 5.4 миллиона гривен (20 с небольшим миллионов рублей) за штуку. Почти даром! Правда, уже исходя из суммы, за которую с корветами готовы расстаться крайне прижимистые поляки, становится ясно – что это за добро. Построены они были в 1988-89 годах в нашем Рыбинске и честно отслужили свое до 2013 года, после чего были отбуксированы на ближайший судоремонтный завод, будучи не в состоянии даже добраться туда своим ходом. Поговаривают, что на корпусах кораблей от пробоин места живого нет, да и состояние остального их оборудования соответствующее. Ну, так ведь дешево же! И, опять же, большой ремонт затеять можно!
Что из себя представляет и военно-морской флот «нэзалэжной», и его судостроительная отрасль, прекрасно видно на примере горькой судьбы военного судна, с как нельзя лучше подходящим к данному случаю названием. Да, именно… Угадали – «Украина». Этот ракетный крейсер, который и вправду мог бы стать грозной силой, сегодня доживает свои последние дни на стапелях все того же Николаевского судостроительного, где киевские «морские волки» собираются «модернизировать» американские патрульные катера. Сегодня боевой корабль, который «строили» на протяжении трех десятилетий, оказался не нужен никому – и, прежде всего, стране, чье имя ему так не повезло получить. А ведь, согласно проекту, он должен был нести на борту 16 пусковых установок противокорабельных ракет «Вулкан», способных нагнать страху на любого противника. Оружие далеко не из самых новых, но способное, при удаче, пустить на дно даже авианосец. Впрочем, что толку говорить о несбывшемся – сейчас «Украина», окончательно превратившаяся в «умелых» руках в груду металлолома, не способна решительно ни на что.
Судно, как несложно догадаться, досталось Киеву после распада СССР. Сперва его, вроде бы, и вправду собирались собственными силами достроить и ввести в строй. Для боевого корабля даже формировался экипаж – то ли дважды, то ли трижды. И распускался – за полной ненадобностью. Эйфория длилась недолго – реализация подобного проекта оказалась для страны, слишком дорого заплатившей за свою эфемерную «независимость», совершенно неподъемной задачей. Ни о каком спуске «Украины» на воду и речи быть не могло. Крейсер же, тем временем, не просто оставался мертвым грузом у николаевских стапелей, а еще и требовал огромных затрат на собственное содержание – по некоторым данным, более миллиона долларов в год. «Что же с ним делать? Продать, конечно же!» – нашлись в Киеве, оценив, наконец, собственные возможности трезво. Однако, немедленно встал ребром вопрос – а кому? Русским продавать ужасно не хотелось – прежде всего, из «патриотических» соображений. Да и отваливать требуемые украинской стороной деньги за ржавеющий «недострой», Москва совершенно не рвалась. Особенно с учетом того, что в нашей стране к тому времени уже вовсю разрабатывались суда, превышающие стремительно устаревающую морально «Украину» по всем параметрам.
На горизонте, как и обычно в подобных случаях, нарисовались китайцы. В Киеве приободрились – с «Варягом» же так удачно получилось! Однако, после того, как хитрющие китайские товарищи, вместо обещанного превращения в плавучий парк развлечений, использовали недостроенный советский авианосец по самому, что ни на есть прямому назначению, оставив весь свет в дураках, Запад на такую же уловку повторно покупаться не стал. Вашингтонские «кураторы», уже на тот момент «строившие» украинскую «власть», как им хотелось, грохнули кулаком по столу, и сделка сорвалась. В конце концов, единственным реальным покупателем «Украины» осталась, как несложно догадаться, Россия. К 2013 году Киеву удалось-таки выканючить из Москвы хотя бы миллиард рублей за приходящий во все более плачевное состояние крейсер, но… Тут случился «майдан», и никакое военно-техническое сотрудничество между вчера еще братскими странами стало невозможно – с подачи украинской стороны, естественно. Наплевав на все, представители погружающейся в пучины экономического развала все глубже «нэзалэжной», снова опрометью бросились к китайцам. Однако на сей раз в Поднебесной над ними посмеялись от души: «Эта рухлядь – нам?! Да вы наши новые боевые корабли видели?!» Нужда скупать по всему миру военный хлам у Пекина отпала давным-давно. Китай сейчас сам выходит на передовые позиции в мире по экспорту вооружений – а тут какая-то проржавевшая насквозь «Украина»…
Оставшись, в прямом и переносном смысле, у разбитого корыта, Киев решил идти на совсем уже крайние меры. Сперва с «Украины» планировали снять хотя бы какие-нибудь годные к эксплуатации запчасти и продать их «за сколько дадут». Увы… Таковых на крейсере вообще не обнаружилось. Да и кому нужны узлы и агрегаты судна тридцатилетней давности, тем более, находящиеся в ужасающем состоянии? «Лебединой песней» стала распространенная в 2015 году командованием ВМС Украины леденящая душу история о том, как крейсер «пытались взорвать российские диверсанты». В ведомстве Шойгу изрядно повеселились по этому поводу и заверили Киев в том, что для утилизации ненужной взрывчатки придумали бы способ поумнее… Окончательно осознав, что даже такой «маркетинговый ход» не поможет сбыть с рук «Украину», тогдашний президент страны Порошенко подписал в 2017 году указ о демонтаже судна и продаже его на металлолом. Говорят, правда, что, побывав недавно в Николаеве, нынешний «глава державы», Владимир Зеленский, заявил, что не допустит этого ни в коем случае, но мало ли, что болтают про «нэзалэжную»...
В любом случае, прежде, чем вещать на весь мир о планах по «улучшению» американских военных судов и совместной постройке таковых с французами, Киеву следовало бы все-таки сперва разобраться со своей сгнившей «Украиной».
Теперь, правда, дела идут на лад – у Киева появилась надежда на пополнение собственного «москитного флота» патрульными катерами различной степени поношенности с чужого плеча, и не только ими. В свете этого, мечты «нэзалэжной» о том, чтобы превратиться во «владычицу морскую», разгораются еще ярче. Каковы шансы на то, что они воплотятся в жизнь? Сейчас разберемся.
Претензии, мечты…
История с передачей Киеву двух американских патрульных катеров Island длится уже достаточно давно. Эти суда официально были пожалованы Соединенными Штатами Украине 27 сентября 2018 года – в порядке, так сказать, «шефской помощи». Дело, как водится, было обставлено с большой помпой – на территории базы Береговой охраны США в Балтиморе, где проходила трогательная церемония, даже присутствовал сам Петр Порошенко. Впрочем, ему лично даже такая эпическая «пэрэмога» остаться на плаву не помогла. Но мы сейчас не об этом… В реальности, никаких катеров ВМС «нэзалэжной» пока что так и не увидели. Проблема, наверняка, заключается в том, что хотя списанные американскими пограничниками суденышки и достаются украинцам бесплатно, оплачивать их доставку «союзничкам», подготовку туземных экипажей и прочее, туманно обозначенное, как «сопутствующие расходы», Соединенные Штаты ни в коем случае не собираются. Транспортировка корабликов через океан – это вам не шутки. Киев, по всей видимости, жмется до последнего, попросту не желая раскошеливаться.
Тем не менее, дело движется. Главное уже сделано – катерам даны новые, украинские имена: «Старобельск» и «Славянск», выбранные явно не без «патриотического» подтекста. По имеющимся данным, будущие команды судов в начале июля прибыли в Балтимор, где терпеливые американские инструкторы намерены натаскивать их в течение аж десяти недель. Но вот тут мы подходим к самому интересному! Island еще даже не начали свой путь к новому месту службы, а в опытно-проектном центре кораблестроения, входящем в состав госконцерна «Укроборонпром», уже заявили о намерении их коренным образом «улучшить и модернизировать». Согласно официальному сообщению, сделанному руководителем центра, Вадимом Борисовым, его подчиненные вовсю «готовят варианты» этого эпохального проекта, которому, вроде бы, предстоит быть осуществленным на Николаевском судостроительном заводе. Позвольте – но ведь не далее, как в июне нынешнего года, командование ВМСУ во всеуслышание заявило, что упомянутые выше катера «прошли в Балтиморе дооборудование новейшими механизмами и системами, а также успешные испытания после такового». Если это правда, так что ж еще собрался «Укроборонпром» там «модернизировать»? Не иначе – планирует превратить патрульные катера в линкоры, как минимум… Впрочем, более состоятельной видится другая версия: после ухода из власти Порошенко, намертво «подбившего под себя» все госзаказы, связанные с военно-морским флотом, центр «распила» бюджетных средств, выделенных на это направление, попросту перемещается в другие структуры. Катера отдали бесплатно? «Отката» не будет?! Ну, тогда их надо «улучшить». А что – логично… Для Украины.
При этом надо отметить, что одними лишь Island, пусть и прошедшими «максимальный апгрейд» в руках николаевских корабелов, военно-морские планы Киева далеко не ограничиваются. Не так давно официальный портал киевского правительства заявил о том, что «нэзалэжная» буквально стоит на пороге получения от Франции целых двадцати патрульных катеров OCEA FPB-98. Более того – речь, якобы, идет не менее, как о развертывании совместного украинско-французского производства этих судов. Одна беда – от Парижа подтверждения всех этих планов пока не имеется, но, как говорят на Украине, «то такэ»… Замахивается Киев и на более серьезные военно-морские масштабы. Сейчас там подумывают – а не прикупить ли парочку ракетных корветов? Имеются, правда, нюансы. Речь идет о двух польских судах – Metalowiec и Rolnik, и вправду выставленных на продажу. Цена более, чем заманчивая, а, главное, для «нэзалэжной» вполне посильная – по 5.4 миллиона гривен (20 с небольшим миллионов рублей) за штуку. Почти даром! Правда, уже исходя из суммы, за которую с корветами готовы расстаться крайне прижимистые поляки, становится ясно – что это за добро. Построены они были в 1988-89 годах в нашем Рыбинске и честно отслужили свое до 2013 года, после чего были отбуксированы на ближайший судоремонтный завод, будучи не в состоянии даже добраться туда своим ходом. Поговаривают, что на корпусах кораблей от пробоин места живого нет, да и состояние остального их оборудования соответствующее. Ну, так ведь дешево же! И, опять же, большой ремонт затеять можно!
…И реальность
Что из себя представляет и военно-морской флот «нэзалэжной», и его судостроительная отрасль, прекрасно видно на примере горькой судьбы военного судна, с как нельзя лучше подходящим к данному случаю названием. Да, именно… Угадали – «Украина». Этот ракетный крейсер, который и вправду мог бы стать грозной силой, сегодня доживает свои последние дни на стапелях все того же Николаевского судостроительного, где киевские «морские волки» собираются «модернизировать» американские патрульные катера. Сегодня боевой корабль, который «строили» на протяжении трех десятилетий, оказался не нужен никому – и, прежде всего, стране, чье имя ему так не повезло получить. А ведь, согласно проекту, он должен был нести на борту 16 пусковых установок противокорабельных ракет «Вулкан», способных нагнать страху на любого противника. Оружие далеко не из самых новых, но способное, при удаче, пустить на дно даже авианосец. Впрочем, что толку говорить о несбывшемся – сейчас «Украина», окончательно превратившаяся в «умелых» руках в груду металлолома, не способна решительно ни на что.
Судно, как несложно догадаться, досталось Киеву после распада СССР. Сперва его, вроде бы, и вправду собирались собственными силами достроить и ввести в строй. Для боевого корабля даже формировался экипаж – то ли дважды, то ли трижды. И распускался – за полной ненадобностью. Эйфория длилась недолго – реализация подобного проекта оказалась для страны, слишком дорого заплатившей за свою эфемерную «независимость», совершенно неподъемной задачей. Ни о каком спуске «Украины» на воду и речи быть не могло. Крейсер же, тем временем, не просто оставался мертвым грузом у николаевских стапелей, а еще и требовал огромных затрат на собственное содержание – по некоторым данным, более миллиона долларов в год. «Что же с ним делать? Продать, конечно же!» – нашлись в Киеве, оценив, наконец, собственные возможности трезво. Однако, немедленно встал ребром вопрос – а кому? Русским продавать ужасно не хотелось – прежде всего, из «патриотических» соображений. Да и отваливать требуемые украинской стороной деньги за ржавеющий «недострой», Москва совершенно не рвалась. Особенно с учетом того, что в нашей стране к тому времени уже вовсю разрабатывались суда, превышающие стремительно устаревающую морально «Украину» по всем параметрам.
На горизонте, как и обычно в подобных случаях, нарисовались китайцы. В Киеве приободрились – с «Варягом» же так удачно получилось! Однако, после того, как хитрющие китайские товарищи, вместо обещанного превращения в плавучий парк развлечений, использовали недостроенный советский авианосец по самому, что ни на есть прямому назначению, оставив весь свет в дураках, Запад на такую же уловку повторно покупаться не стал. Вашингтонские «кураторы», уже на тот момент «строившие» украинскую «власть», как им хотелось, грохнули кулаком по столу, и сделка сорвалась. В конце концов, единственным реальным покупателем «Украины» осталась, как несложно догадаться, Россия. К 2013 году Киеву удалось-таки выканючить из Москвы хотя бы миллиард рублей за приходящий во все более плачевное состояние крейсер, но… Тут случился «майдан», и никакое военно-техническое сотрудничество между вчера еще братскими странами стало невозможно – с подачи украинской стороны, естественно. Наплевав на все, представители погружающейся в пучины экономического развала все глубже «нэзалэжной», снова опрометью бросились к китайцам. Однако на сей раз в Поднебесной над ними посмеялись от души: «Эта рухлядь – нам?! Да вы наши новые боевые корабли видели?!» Нужда скупать по всему миру военный хлам у Пекина отпала давным-давно. Китай сейчас сам выходит на передовые позиции в мире по экспорту вооружений – а тут какая-то проржавевшая насквозь «Украина»…
Оставшись, в прямом и переносном смысле, у разбитого корыта, Киев решил идти на совсем уже крайние меры. Сперва с «Украины» планировали снять хотя бы какие-нибудь годные к эксплуатации запчасти и продать их «за сколько дадут». Увы… Таковых на крейсере вообще не обнаружилось. Да и кому нужны узлы и агрегаты судна тридцатилетней давности, тем более, находящиеся в ужасающем состоянии? «Лебединой песней» стала распространенная в 2015 году командованием ВМС Украины леденящая душу история о том, как крейсер «пытались взорвать российские диверсанты». В ведомстве Шойгу изрядно повеселились по этому поводу и заверили Киев в том, что для утилизации ненужной взрывчатки придумали бы способ поумнее… Окончательно осознав, что даже такой «маркетинговый ход» не поможет сбыть с рук «Украину», тогдашний президент страны Порошенко подписал в 2017 году указ о демонтаже судна и продаже его на металлолом. Говорят, правда, что, побывав недавно в Николаеве, нынешний «глава державы», Владимир Зеленский, заявил, что не допустит этого ни в коем случае, но мало ли, что болтают про «нэзалэжную»...
В любом случае, прежде, чем вещать на весь мир о планах по «улучшению» американских военных судов и совместной постройке таковых с французами, Киеву следовало бы все-таки сперва разобраться со своей сгнившей «Украиной».
Информация