Тесня американцев: смогут ли «Сухие» захватить ближневосточный рынок?
Продемонстрированные во время празднования 85-летия Иркутского авиационного завода новенькие многоцелевые Су-30СМ, предназначенные для ВВС Белоруссии, вновь всколыхнули тему возможных направлений для экспорта российских боевых машин семейства «Сухих». Особенно интересные варианты тут могут возникнуть в связи с происходящим переформатированием существующих сегодня военно-политических союзов и блоков, а также критическим обострением ситуации в различных регионах мира.
И пусть пока некоторые из них являются лишь гипотетическими, рассмотреть их стоит хотя бы для того, чтобы яснее видеть потенциально перспективные направления для авиационной отрасли российского ВПК.
Тема возможных поставок истребителей поколения 4++ Су-35 Турции обсуждается в последнее время весьма активно. Правда, в первую очередь, именно турецкими СМИ. Если верить сообщениям некоторых из них, то лица, ответственные в тамошнем Минобороны за приобретение военной техники, уже вышли на руководство ведомства с таким предложением. Сейчас оно внимательно изучается, и в случае, если эта идея будет одобрена, Анкара начнет соответствующие переговоры с Москвой. По этому поводу стоит напомнить, что возглавляющий корпорацию «Ростех», Сергей Чемезов, еще в июле нынешнего года заявлял о том, что Россия совершенно не прочь «проработать» этот вопрос. Принципиально такую позицию подтвердил и руководитель «Рособоронэкспорта», Александр Михеев, говоривший о планирующихся направлениях военно-технического сотрудничества с Анкарой, среди которых называл и «область боевых самолетов». Можно не сомневаться – если у турецкой стороны возникнет реальное желание приобрести «Сухие», за Россией дело не станет. Однако в данном случае не стоит поддаваться преждевременной эйфории. Лучше все-таки трезво взвесить все возможные «за» и «против».
Необходимо отчетливо понимать, что переход на российские боевые самолеты будет возможен только и исключительно в том случае, если Турция действительно решится окончательно и бесповоротно разорвать альянс с Соединенными Штатами и НАТО. Приобретение Анкарой российских ЗРК С-400 стало первым шагом в этом направлении, причем шагом семимильным. Однако при этом следует учитывать, что решение это было во многом вынужденным – у Турции действительно не имелось на вооружении сколько-нибудь серьезных систем ПВО, равно как и реальных перспектив создать таковые самостоятельно или получить от Западных союзников. США со своими «Patriot» изрядно «попили крови» Анкаре, поводили ее за нос, и, по сути дела, унизили. Такое на Востоке не забывают. Да и по характеристикам своим наши «Триумфы» на самом деле не имеют аналогов в мире, тут и обсуждать нечего. Однако с боевой авиацией турецких ВВС, история совсем другая. Из программы по созданию F-35 турки не сами вышли – их оттуда буквально вышвырнули, вытолкали взашей. Тем не менее, Анкара, судя по всему, не оставляет надежды на получение этих истребителей. Собственно говоря, глупо бы было ожидать чего-то другого, с учетом тех сумм, которые она в их закупку уже вложила…
На сегодняшний день военно-воздушные силы Турции состоят, практически, полностью как раз из американских боевых машин – от F-4 и F-5 до F-16. Это подразумевает сложившуюся за десятилетия вполне определенным образом инфраструктуру, «культуру» обслуживания и эксплуатации самолетов, вполне конкретные навыки их пилотов и массу прочих подобных вещей. Все это сегодня «заточено» исключительно под авиапарк производства США. В случае перехода на самолеты российского производства, турецкие ВВС неминуемо ожидает грандиозная «перестройка», которая и времени займет не так уж мало, и в «копеечку» влетит весьма солидную. Пойдет ли на это Анкара? В принципе, там заявляют о весьма амбициозных планах по созданию «отечественного истребителя пятого поколения» – TF-X. На последнем авиасалоне в Париже, представители страны даже что-то такое демонстрировали. Впрочем, президент компании-разработчика Turkish Aerospace Industries Inc, Темель Котиль, честно заявил о том, что в воздух опытный образец истребителя может быть поднят не ранее 2025 года, а на вооружение принят и того позднее – году в 2028, как минимум. В замене же изрядно устаревших американских боевых машин, Анкара нуждается уже в самое ближайшее время. Так что, вариант с приобретением ею, по крайней мере, хоть какого-то количества Су-35, полностью сбрасывать со счетов все-таки не стоит. Впрочем, как уже было сказано, случиться это может только после того, как Турция окончательно лишится надежды на получение хотя бы уже оплаченных F-35. Да и принимать решение такого уровня точно будут не в тамошнем Минобороны…
Другим потенциальным покупателем «Сухих», а именно – Су-35, является Иран. Информация о якобы ведущихся по этой теме переговорах Тегерана и Москвы, время от времени будоражит мировую общественность, неизменно доводя Вашингтон до скрежета зубовного и серьезных приступов головной боли. Муссируется эта тема с 2016 года, причем желание совершить такую сделку периодически то подтверждала, то решительно опровергала каждая из сторон – на различных уровнях. На самом деле, иранцы были бы очень даже не прочь стать обладателями российских Су-30СМ. На сегодняшний день, их ВВС представляют собой диковатую смесь давно устаревших боевых машин, собранных «с бору по сосенке» чуть ли не со всего света и копий таковых местного производства. По некоторым данным, Тегеран рвался в свое время организовать, подобно Индии, лицензионное производство Су-30 на собственной территории. Наверняка, и российская сторона не видела бы проблем для подобного сотрудничества, если бы не… Проблема заключается в «оружейном эмбарго», в свое время введенном против Ирана. Современные многоцелевые истребители под действие такового, попадают совершенно однозначно. Впрочем, действующая на сегодняшний день резолюция Совета Безопасности ООН 2231, не запрещает полностью подобную сделку, а лишь требует ее согласования с Совбезом.
Однако можно не сомневаться в том, что орган, в котором постоянными членами являются США, Великобритания и Франция, разрешения на такой контракт не даст абсолютно ни при каких обстоятельствах. В Вашингтоне при каждом намеке на возможность поставки «Сухих» в Иран взвиваются почище, чем если б кого-то там от души ткнули в нежное место шилом. О том, что наши истребители попадут к иранцам разве что через трупы всего американского политического истеблишмента, там заявляли неоднократно. И если реакция США была столь нервной еще три года назад, то сложно даже представить, какой она будет сегодня. Тем не менее, имеется тут один весьма обнадеживающий момент. Ничто в нашем мире, как известно, не вечно – в том числе, и срок действия различных ограничений и санкций. Об этом, кстати говоря, не так давно напомнил миру никто иной, как Государственный секретарь США, Майк Помпео, даже продемонстрировавший по такому случаю часы с обратным ходом – мол, время идет, минуты и дни истекают, и 18 октября 2020 года, все ограничения на поставки вооружений Тегерану будут сняты. Сделано это было Госсекретарем, естественно, для того, чтобы заставить союзников Соединенных Штатов «усилить давление на иранский режим» и принудить его «изменить свое поведение». Однако для России эта дата может иметь совершенно другое значение.
Тут главное, с одной стороны, не упустить время и возможность, а с другой – четко понимать все последствия возможной сделки. Буквально на днях бригадный генерал иранской армии, Касем Такизаде, заявил о завершении разработки зенитно-ракетного комплекса Бавар-373, являющегося аналогом российского С-300 и даже, якобы «превосходящего по своим возможностям» таковой. С трудом верится, но речь не о том. С нашими истребителями у Тегерана такой фокус точно не пройдет – никаких «аналогов» «Сухих» они в ближайшем будущем создать не смогут при всем желании. И вряд ли кто-либо, кроме нашей страны, согласится поставить им современные боевые самолеты. При всем этом. Москве необходимо понимать, что такое сотрудничество приведет к новому витку обострения конфликта с Соединенными Штатами. Тут все будет гораздо серьезнее, чем в истории с отбывшими в Турцию С-400… В то же время, нельзя сбрасывать со счетов и фактор все более усиливающейся «авиационной экспансии» Соединенных Штатов. Сегодня американский ВПК стремится насытить своей продукцией как можно большее количество союзных стран. И поставки истребителей тут стоят на первом, пожалуй, месте. Речь не только о готовящейся закупке Японией новой, еще большей партии американских F-35В, в количестве 42 штук. Сейчас в Конгрессе США идет мощная кампания в поддержку продажи Тайваню воистину рекордного количества боевых самолетов – 66 истребителей F-16. И это – несмотря на то, что подобная перспектива уже вызвала крайне негативную реакцию Пекина, пригрозившего «жесткими ответными мерами».
Соединенные Штаты буквально «накачивают» Азиатско-Тихоокеанский регион боевой авиацией собственного производства. Вполне закономерным ответом России в такой ситуации может стать расширение экспорта собственных истребителей в страны Ближнего Востока, где они пользуются особенным спросом после того, как прекрасно зарекомендовали себя в небе Сирии. Борьба между мировыми производителями боевых машин за «господство в воздухе», становится все острее, и чем в большее количество стран пролягут экспортные маршруты наших «Сухих», тем лучше.
И пусть пока некоторые из них являются лишь гипотетическими, рассмотреть их стоит хотя бы для того, чтобы яснее видеть потенциально перспективные направления для авиационной отрасли российского ВПК.
Анкара – перспективы туманны
Тема возможных поставок истребителей поколения 4++ Су-35 Турции обсуждается в последнее время весьма активно. Правда, в первую очередь, именно турецкими СМИ. Если верить сообщениям некоторых из них, то лица, ответственные в тамошнем Минобороны за приобретение военной техники, уже вышли на руководство ведомства с таким предложением. Сейчас оно внимательно изучается, и в случае, если эта идея будет одобрена, Анкара начнет соответствующие переговоры с Москвой. По этому поводу стоит напомнить, что возглавляющий корпорацию «Ростех», Сергей Чемезов, еще в июле нынешнего года заявлял о том, что Россия совершенно не прочь «проработать» этот вопрос. Принципиально такую позицию подтвердил и руководитель «Рособоронэкспорта», Александр Михеев, говоривший о планирующихся направлениях военно-технического сотрудничества с Анкарой, среди которых называл и «область боевых самолетов». Можно не сомневаться – если у турецкой стороны возникнет реальное желание приобрести «Сухие», за Россией дело не станет. Однако в данном случае не стоит поддаваться преждевременной эйфории. Лучше все-таки трезво взвесить все возможные «за» и «против».
Необходимо отчетливо понимать, что переход на российские боевые самолеты будет возможен только и исключительно в том случае, если Турция действительно решится окончательно и бесповоротно разорвать альянс с Соединенными Штатами и НАТО. Приобретение Анкарой российских ЗРК С-400 стало первым шагом в этом направлении, причем шагом семимильным. Однако при этом следует учитывать, что решение это было во многом вынужденным – у Турции действительно не имелось на вооружении сколько-нибудь серьезных систем ПВО, равно как и реальных перспектив создать таковые самостоятельно или получить от Западных союзников. США со своими «Patriot» изрядно «попили крови» Анкаре, поводили ее за нос, и, по сути дела, унизили. Такое на Востоке не забывают. Да и по характеристикам своим наши «Триумфы» на самом деле не имеют аналогов в мире, тут и обсуждать нечего. Однако с боевой авиацией турецких ВВС, история совсем другая. Из программы по созданию F-35 турки не сами вышли – их оттуда буквально вышвырнули, вытолкали взашей. Тем не менее, Анкара, судя по всему, не оставляет надежды на получение этих истребителей. Собственно говоря, глупо бы было ожидать чего-то другого, с учетом тех сумм, которые она в их закупку уже вложила…
На сегодняшний день военно-воздушные силы Турции состоят, практически, полностью как раз из американских боевых машин – от F-4 и F-5 до F-16. Это подразумевает сложившуюся за десятилетия вполне определенным образом инфраструктуру, «культуру» обслуживания и эксплуатации самолетов, вполне конкретные навыки их пилотов и массу прочих подобных вещей. Все это сегодня «заточено» исключительно под авиапарк производства США. В случае перехода на самолеты российского производства, турецкие ВВС неминуемо ожидает грандиозная «перестройка», которая и времени займет не так уж мало, и в «копеечку» влетит весьма солидную. Пойдет ли на это Анкара? В принципе, там заявляют о весьма амбициозных планах по созданию «отечественного истребителя пятого поколения» – TF-X. На последнем авиасалоне в Париже, представители страны даже что-то такое демонстрировали. Впрочем, президент компании-разработчика Turkish Aerospace Industries Inc, Темель Котиль, честно заявил о том, что в воздух опытный образец истребителя может быть поднят не ранее 2025 года, а на вооружение принят и того позднее – году в 2028, как минимум. В замене же изрядно устаревших американских боевых машин, Анкара нуждается уже в самое ближайшее время. Так что, вариант с приобретением ею, по крайней мере, хоть какого-то количества Су-35, полностью сбрасывать со счетов все-таки не стоит. Впрочем, как уже было сказано, случиться это может только после того, как Турция окончательно лишится надежды на получение хотя бы уже оплаченных F-35. Да и принимать решение такого уровня точно будут не в тамошнем Минобороны…
Тегеран – хорошо бы, да пока нельзя
Другим потенциальным покупателем «Сухих», а именно – Су-35, является Иран. Информация о якобы ведущихся по этой теме переговорах Тегерана и Москвы, время от времени будоражит мировую общественность, неизменно доводя Вашингтон до скрежета зубовного и серьезных приступов головной боли. Муссируется эта тема с 2016 года, причем желание совершить такую сделку периодически то подтверждала, то решительно опровергала каждая из сторон – на различных уровнях. На самом деле, иранцы были бы очень даже не прочь стать обладателями российских Су-30СМ. На сегодняшний день, их ВВС представляют собой диковатую смесь давно устаревших боевых машин, собранных «с бору по сосенке» чуть ли не со всего света и копий таковых местного производства. По некоторым данным, Тегеран рвался в свое время организовать, подобно Индии, лицензионное производство Су-30 на собственной территории. Наверняка, и российская сторона не видела бы проблем для подобного сотрудничества, если бы не… Проблема заключается в «оружейном эмбарго», в свое время введенном против Ирана. Современные многоцелевые истребители под действие такового, попадают совершенно однозначно. Впрочем, действующая на сегодняшний день резолюция Совета Безопасности ООН 2231, не запрещает полностью подобную сделку, а лишь требует ее согласования с Совбезом.
Однако можно не сомневаться в том, что орган, в котором постоянными членами являются США, Великобритания и Франция, разрешения на такой контракт не даст абсолютно ни при каких обстоятельствах. В Вашингтоне при каждом намеке на возможность поставки «Сухих» в Иран взвиваются почище, чем если б кого-то там от души ткнули в нежное место шилом. О том, что наши истребители попадут к иранцам разве что через трупы всего американского политического истеблишмента, там заявляли неоднократно. И если реакция США была столь нервной еще три года назад, то сложно даже представить, какой она будет сегодня. Тем не менее, имеется тут один весьма обнадеживающий момент. Ничто в нашем мире, как известно, не вечно – в том числе, и срок действия различных ограничений и санкций. Об этом, кстати говоря, не так давно напомнил миру никто иной, как Государственный секретарь США, Майк Помпео, даже продемонстрировавший по такому случаю часы с обратным ходом – мол, время идет, минуты и дни истекают, и 18 октября 2020 года, все ограничения на поставки вооружений Тегерану будут сняты. Сделано это было Госсекретарем, естественно, для того, чтобы заставить союзников Соединенных Штатов «усилить давление на иранский режим» и принудить его «изменить свое поведение». Однако для России эта дата может иметь совершенно другое значение.
Тут главное, с одной стороны, не упустить время и возможность, а с другой – четко понимать все последствия возможной сделки. Буквально на днях бригадный генерал иранской армии, Касем Такизаде, заявил о завершении разработки зенитно-ракетного комплекса Бавар-373, являющегося аналогом российского С-300 и даже, якобы «превосходящего по своим возможностям» таковой. С трудом верится, но речь не о том. С нашими истребителями у Тегерана такой фокус точно не пройдет – никаких «аналогов» «Сухих» они в ближайшем будущем создать не смогут при всем желании. И вряд ли кто-либо, кроме нашей страны, согласится поставить им современные боевые самолеты. При всем этом. Москве необходимо понимать, что такое сотрудничество приведет к новому витку обострения конфликта с Соединенными Штатами. Тут все будет гораздо серьезнее, чем в истории с отбывшими в Турцию С-400… В то же время, нельзя сбрасывать со счетов и фактор все более усиливающейся «авиационной экспансии» Соединенных Штатов. Сегодня американский ВПК стремится насытить своей продукцией как можно большее количество союзных стран. И поставки истребителей тут стоят на первом, пожалуй, месте. Речь не только о готовящейся закупке Японией новой, еще большей партии американских F-35В, в количестве 42 штук. Сейчас в Конгрессе США идет мощная кампания в поддержку продажи Тайваню воистину рекордного количества боевых самолетов – 66 истребителей F-16. И это – несмотря на то, что подобная перспектива уже вызвала крайне негативную реакцию Пекина, пригрозившего «жесткими ответными мерами».
Соединенные Штаты буквально «накачивают» Азиатско-Тихоокеанский регион боевой авиацией собственного производства. Вполне закономерным ответом России в такой ситуации может стать расширение экспорта собственных истребителей в страны Ближнего Востока, где они пользуются особенным спросом после того, как прекрасно зарекомендовали себя в небе Сирии. Борьба между мировыми производителями боевых машин за «господство в воздухе», становится все острее, и чем в большее количество стран пролягут экспортные маршруты наших «Сухих», тем лучше.
Информация