Ан-178 для Перу: правильно ли сделала Россия, поддержав Украину?
Незалежная празднует первую значимую победу, но не над Россией, а над своими западными партнерами – Францией, Италией и США. Предприятие «Антонов» выиграло конкурс на производство узкофюзеляжных транспортных самолетов Ан-178 для Перу, обойдя при этом американо-итальянский Leonardo C-27J Spartan и европейский C-295 от Airbus. Удивительно, но без «руки Кремля» тут явно не обошлось. Как такое вообще могло получиться?
Ан-178 представляет собой продукт модернизации Ан-158 (Ан-148). Эти транспортники грузоподъемностью в 18 тонн должны заменить устаревшие Ан-12, которые до сих пор летают во многих странах мира. Интересно, что в ходе конкурса на «народное имя», самолет вполне мог получить название «Киборг» или «Степан Бандера», но руководство предприятия благоразумно эти варианты отклонило.
Характеристики самолета заинтересовали Министерство внутренних дел Перу. Эта латиноамериканская страна уже имеет опыт эксплуатации Ан-32Б. Перуанским пилотам приходится летать сразу по нескольким климатическим зонам: среди Анд и на амазонской низменности, где часто идут тропические ливни. Подобные условия предъявляют особые требования к транспортным самолетам.
Казалось бы, можно порадоваться за то, что «Антонов», некогда созданный великой державой, одолел в честной схватке продукцию западных конкурентов. Однако возникают определенные вопросы.
Представители украинского предприятия заявляли о наличии рынка сбыта для своего самолета, который они оценивали в 800 штук за ближайшее десятилетие. Среди потенциальных покупателей называли Минобороны Украины, Саудовскую Аравию, Азербайджан, страны Персидского залива, КНР. Но в 2017 году издание «Зеркало недели» развеяло этот оптимизм:
С Азербайджаном тоже получилось не очень красиво. Украинцы взяли аванс в 1 миллион долларов, но Баку до сих пор не получил ничего взамен. Заявленную изначально цену в 25 миллионов долларов за каждый самолет, они повысили до 45 миллионов. В итоге сделка сорвалась, а переведенный миллион долларов был не то «освоен», не то «присвоен» украинским предприятием.
На то, что Киев может «кинуть» теперь и перуанцев, указывает и Дмитрий Кива, экс-генеральный конструктор «Антонова», а ныне советник азербайджанских авиакомпаний:
Есть еще один любопытный аспект. Допустим, «Антонов» намеревается добросовестно выполнить свои обязательства перед Перу. В Лиме явно не дураки сидят, поскольку они тщательно изучили все возможные нюансы сделки, прежде чем связаться с Незалежной.
Но как Киев собирается поставлять Ан-178 в Латинскую Америку, если порядка 50% его комплектующих производится в России? Импортозамещение – процесс чрезвычайно дорогой и долгий. В современном своем состоянии Украина это не вытянет. Рассчитывать на помощь Запада, мягко говоря, не стоит, особенно после того, как «Антонов» обошел своих конкурентов.
Скажем прямо, поставки Ан-178 в Перу возможны только при содействии Москвы. Это палка о двух концах. С одной стороны, российские предприятия получат заказы на поставку комплектующих. С другой стороны, это прямая поддержка враждебно настроенного режима, который на официальном уровне обвинил нашу страну в агрессии и ввел секторальные санкции.
Кроме того, проблемы в украинском авиапроме привели к трудовой миграции квалифицированных специалистов в Россию. Реанимация «Антонова» может привести к обратному эффекту. Так стоит ли это делать в нынешних условиях?
Ан-178 представляет собой продукт модернизации Ан-158 (Ан-148). Эти транспортники грузоподъемностью в 18 тонн должны заменить устаревшие Ан-12, которые до сих пор летают во многих странах мира. Интересно, что в ходе конкурса на «народное имя», самолет вполне мог получить название «Киборг» или «Степан Бандера», но руководство предприятия благоразумно эти варианты отклонило.
Характеристики самолета заинтересовали Министерство внутренних дел Перу. Эта латиноамериканская страна уже имеет опыт эксплуатации Ан-32Б. Перуанским пилотам приходится летать сразу по нескольким климатическим зонам: среди Анд и на амазонской низменности, где часто идут тропические ливни. Подобные условия предъявляют особые требования к транспортным самолетам.
Казалось бы, можно порадоваться за то, что «Антонов», некогда созданный великой державой, одолел в честной схватке продукцию западных конкурентов. Однако возникают определенные вопросы.
Афера?
Представители украинского предприятия заявляли о наличии рынка сбыта для своего самолета, который они оценивали в 800 штук за ближайшее десятилетие. Среди потенциальных покупателей называли Минобороны Украины, Саудовскую Аравию, Азербайджан, страны Персидского залива, КНР. Но в 2017 году издание «Зеркало недели» развеяло этот оптимизм:
На сегодняшний день с определенной долей оптимизма можно говорить лишь о контракте по поставке авиакомпании Silk Way (Азербайджан) 10 самолетов Ан-178… Справедливости ради, надо отметить наличие соглашения о совместном серийном производстве 12 экземпляров Ан-178 для компании Beijing A-Star Science & Technology Co., Ltd (Китай) пока не реализованного в виде контракта. На этом можно поставить точку… Это все.
С Азербайджаном тоже получилось не очень красиво. Украинцы взяли аванс в 1 миллион долларов, но Баку до сих пор не получил ничего взамен. Заявленную изначально цену в 25 миллионов долларов за каждый самолет, они повысили до 45 миллионов. В итоге сделка сорвалась, а переведенный миллион долларов был не то «освоен», не то «присвоен» украинским предприятием.
На то, что Киев может «кинуть» теперь и перуанцев, указывает и Дмитрий Кива, экс-генеральный конструктор «Антонова», а ныне советник азербайджанских авиакомпаний:
По самолету не выпущено даже документации. Как может проходить испытания самолет, на который еще не выпущена документация?
Негласное сотрудничество?
Есть еще один любопытный аспект. Допустим, «Антонов» намеревается добросовестно выполнить свои обязательства перед Перу. В Лиме явно не дураки сидят, поскольку они тщательно изучили все возможные нюансы сделки, прежде чем связаться с Незалежной.
Но как Киев собирается поставлять Ан-178 в Латинскую Америку, если порядка 50% его комплектующих производится в России? Импортозамещение – процесс чрезвычайно дорогой и долгий. В современном своем состоянии Украина это не вытянет. Рассчитывать на помощь Запада, мягко говоря, не стоит, особенно после того, как «Антонов» обошел своих конкурентов.
Скажем прямо, поставки Ан-178 в Перу возможны только при содействии Москвы. Это палка о двух концах. С одной стороны, российские предприятия получат заказы на поставку комплектующих. С другой стороны, это прямая поддержка враждебно настроенного режима, который на официальном уровне обвинил нашу страну в агрессии и ввел секторальные санкции.
Кроме того, проблемы в украинском авиапроме привели к трудовой миграции квалифицированных специалистов в Россию. Реанимация «Антонова» может привести к обратному эффекту. Так стоит ли это делать в нынешних условиях?
Информация