«Суперджет» получил последний «нокаутирующий удар»

31
«Суперджет-100» получил очередной имиджевый удар. Не успела репутация «российской новинки» оправиться после страшной катастрофы с многочисленными человеческими жертвами в Подмосковье, как от эксплуатации данного ближнемагистрального лайнера отказалась последняя иностранная авиакомпания Interjet. Мексиканцы дипломатично сослались на непростое финансовое положение, но все заинтересованные стороны в курсе истинных причин. Почему же с таким треском провалилась «надежда отечественного авиастроения», и не ждет ли та же судьба МС-21?





Россия – страна гигантских расстояний, некоторые регионы являются труднодоступными. Поэтому развитая гражданская авиация является обязательным условием не только экономического роста, но и общей связности российских территорий. Под конец существования СССР, в 1990 году, воздухом было перевезено 142 миллиона человек, фактически население современной России. В кризисном 2014 году – всего 35 миллионов, в текущем – ожидается 80 миллионов пассажиров. Для сравнения, в ФРГ за год воздушным транспортом пользуется 350 миллионов человек, в КНР – 600 миллионов, в США – почти миллиард человек.

В действительности, авиаперелеты доступны не более чем 5-7% наших соотечественников. Например, в нашу новую «туристическую мекку» - Крым, россияне предпочитают добираться не самолетом, а на личном автотранспорте, и все с нетерпением ждут открытия железнодорожного сообщения. Дорого выходит самолетом.

Но из-за чего цена авиабилетов столь высока? Неужели это все из-за того, что у нас угробили национальный авиапром, и мы вынужденно пересели на дорогие иностранные лайнеры? Ответ будет неоднозначным: и да, и нет.

Да, собственное гражданское авиастроение у нас в упадке. Мы летаем, в основном, на «Боингах» и «Аэрбасах». Но поразительно другое: стоимость перелета на «отечественном» лайнере «Суперджет-100» на 20% дороже, чем на американском или европейском конкуренте. Как такое вообще возможно в нашей стране?

Ответ заключается в том, что Россия изначально пошла по «кривой дорожке», пытаясь восстановить гражданское авиастроение. В свое время, вместо уже готового Ту-334, была сделана ставка на «Суперджет», который в действительности на 80% оказался банальным конструктором из импортных запчастей. При попытке продать «российский» лайнер Ирану, выяснилось, что он вообще на пятую часть - американский. Иначе говоря, сборочное предприятие в нашей стране тотально зависит от поставщиков из США, Канады, Франции и Великобритании, стран, не слишком любезно настроенных к России.

Ладно, теоретически - постепенно запчасти можно заместить собственными. Но выясняется, что компания-производитель «ГСС» банально не в состоянии обеспечить постпродажное обслуживание. Почему «Боинги» и «Аэрбас» впереди планеты всей, несмотря на то, что их самолеты отнюдь не дешевые? Американская и европейская компании гарантируют доставку любой запчасти в любую точку планеты в течение суток. Как правило, управляются в 3-4 часа.

А что у нас с «ГСС», поясняет Олег Смирнов, экс-замминистра гражданской авиации СССР:

Нет четкой системы поддержания летной годности со стороны производителя, неисправный самолет ставится к забору. Нелетающий самолет - удавка на финансовом положении авиакомпании. Когда самолет стоит, то лизинговые платежи продолжают идти. У «Аэрофлота» чуть ли половина SSJ 100 не летает.


Именно из-за полной несостоятельности «ГСС» в своевременном обслуживании закупленных «Суперджетов», от ее услуг и отказалась мексиканская компания Interjet. Именно из-за бесконечных простоев данных лайнеров, с такой наценкой - в 20%, и продает свои билеты «Аэрофлот». Вот, собственно, и все.

То есть, проблемы в гражданской авиации есть, но их «решают», выбрав изначально тупиковый путь, вбухав на это миллиарды бюджетных средств, а затем еще и обслуживают свою продукцию, спустя рукава. Поскольку о каких-то принципиальных переменах в авиастроении не слышно, то нет и никаких гарантий, что МС-21 не наступит в итоге на те же грабли.
31 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    24 августа 2019 13:41
    Надо больше писать таких статей. Может, до нашего президента с правительством быстрей дойдёт, что для простых людей надо тоже что-то делать. А то наша власть переживает, что люди будут жить богаче. Не знают, что придумать и какой налог ввести, чтобы не платить или содрать побольше "за воздух".
    1. +2
      24 августа 2019 15:56
      У них другие заботы.
    2. +2
      25 августа 2019 23:38
      Короче, за 20 лет путинизма, кроме 2 миллионов дармоедов-чиновников, с годовым бюджетом 1,4 триллиона рублей, Россия больше почти ничего не приобрела... аааа, забыл про "оптимизацию" здравоохранения и пенсионную "реформу"!
  2. +4
    24 августа 2019 17:45
    Ту-334 не был готов, как пишет автор. У него не было международного сертификата. Зато были украинские двигатели, 3 члена экипажа, задняя компоновка, которая делала самолет склонным к плоскому штопору. Суперджет при этом получился очень удачным самолетом с отменной управляемостью - две его катастрофы за 8 лет - полностью вина пилотов. Да, его французский двигатель не выхаживает положенный ресурс, из-за чего самолеты стоят. И их сразу заменят, как только будет готов ПД-14 и его младшая версия ПД-8. Так что продолжайте кудахтать дальше.
    1. 0
      25 августа 2019 23:43
      Это ваша субъективная версия, а на самом деле был гигантский распил бюджета и очередной реверанс перед западными "партнёрами"... не собираюсь рассказывать детально про конструкцию Ту-334, но ваш фейк про "международный сертификат" и "украинские двигатели" просто смешон, не говоря уже про "склонность" к плоскому штопору! Сразу видно иксперда с Украины...
      P.S. Как ваш там "новый" Ан-77?
  3. +5
    24 августа 2019 19:01
    По выводам за годы - сам самолет неплох. Подвела логистика и элита с шапкозакидонами.
    1. +1
      24 августа 2019 20:04
      Результат вполне нормальный, если учесть, что Россия (да и СССР) никогда не строила конкурентные гражданские самолеты, а после 92-го года почти полностью потеряла авиапром. Тем не менее суперджеты летают, в том числе и в Мексике и даже сегодня, в эти минуты: из Сан Хосе дель Коба в Толуку. Бортовой номер XA-VAS - это его третий рейс за сегодня.
  4. 0
    24 августа 2019 22:51
    Почитав первоисточник, стал ждать статейки г-на Маржецкого, ну не мог он пропустить такой шанс покопирастить. Про перспективный 336 с украинскими движками, про простои и нерентабельность супербюджетов, про отсталые российские технологии, в общем - стандартный набор.
    Про то, что начали, наконец, проектирование самолетов с цифровыми технологиями и серийное производство, две сотни построенных самолетов суперджет 100 - это не три десятка АН-148, и про то, что доля отечественных деталей за эти годы выросла в два раза, что простои происходят в основном из-за замечательных совместных российско-французских движков, которые через пару лет надеются заменить, Сергей не вспоминает, ведь это противоречит законам жанра, а тут такая возможность нагадить, да еще и МС-21 оплевать.
    P.S. Погосян тут не обсуждается, мат на сайте запрещен.
  5. +2
    24 августа 2019 23:08
    Какая вообще может быть связь между авиапромом и развитостью авиалиний? Многие страны с отличными авиакомпаниями вообще самолёты не производят. Это же совершенно разный бизнес.
    И почему автор считает, что поставки запчастей из США и ЕС - это проблемы? Разве были какие-то прецеденты отказа из-за политики?
    И главное - почему он назвал субсидирование производства самолёта "изначально тупиковым путем"? А если бы все бы получилось, что бы написал? "Изначально правильный путь"? А если автор знал, что так получится, почему никому не сказал?
    Понятно, что планово-чиновничьи задумки у нас через задницу делаются, но это не значит, что это неверный путь. А статья... то ли я, то ли автор пишет ерунду.
    1. 0
      25 августа 2019 08:24
      И почему автор считает, что поставки запчастей из США и ЕС - это проблемы? Разве были какие-то прецеденты отказа из-за политики?

      Да, была сорвана сделка на поставку ССЖ-100 Ирану, из-за запрета ФША!…
      Потому что там до..много фшашных ЗИП...
  6. +1
    25 августа 2019 06:58
    Дорогу осилит идущий, да переползёт через неё ползущий! А может, завтра американцы рухнут и некому будет их гонор санкционный поддерживать. Движки нужны местные от граммовой тяги до многотонной вместе с автоматикой. Народ линейку движков приспособит: для дачи надо автоматику приспособить, для теплиц....
  7. +1
    25 августа 2019 08:06
    Цитата: Anton Pюю
    А если автор знал, что так получится, почему никому не сказал?
    Понятно, что планово-чиновничьи задумки у нас через задницу делаются, но это не значит, что это неверный путь. А статья... то ли я, то ли автор пишет ерунду.

    Если судить по вашему

    ...если автор знал, что так получится, почему никому не сказал?

    то похоже, что все-таки вы...
  8. 0
    25 августа 2019 08:08
    Цитата: nov_tech.vrn
    Почитав первоисточник, стал ждать статейки г-на Маржецкого, ну не мог он пропустить такой шанс покопирастить.

    Вы вообще знакомы со значением термина "копипастинг", который употребляете? Или вы сами изобрели новый "копирастинг"?
  9. +1
    25 августа 2019 08:21
    Цитата: nov_tech.vrn
    Про то, что начали, наконец, проектирование самолетов с цифровыми технологиями и серийное производство, две сотни построенных самолетов суперджет 100 - это не три десятка АН-148, и про то, что доля отечественных деталей за эти годы выросла в два раза, что простои происходят в основном из-за замечательных совместных российско-французских движков, которые через пару лет надеются заменить, Сергей не вспоминает, ведь это противоречит законам жанра, а тут такая возможность нагадить, да еще и МС-21 оплевать.
    P.S. Погосян тут не обсуждается, мат на сайте запрещен.

    Вы такой странный и весь из себя противоречивый: Погосян, значит, только матом? Отчего же, если Суперджет так хорош?
    Совместные с французами движки, стало быть, уже не супер-проект, а вдруг хренью оказалась? "Надеются" их заменить? Я тоже много на что надеюсь в этой жизни, вот заменят, напишем об этом.
    Проектирование цифровыми технологиями изначально для Суперджета "Боинг" делал, если не в курсе.
    Доля рос. компонентов выросла? Вы ставите в заслугу героические темпы разгребания навороченного г..на, что ли? Если это приходится делать за госсчет, то, быть может, верна посылка статьи, что проект изначально шел не тем путем?
    МС-21 никто не оплевывал, между прочим.
    1. +1
      25 августа 2019 09:51
      По ценам 2007 года, затраты на иностранные ПКИ были 50-60%, на сегодня, учитывая резкое изменение курса валют - больше, несмотря на снижение импортных комплектующих. На момент проектирования самолета, финансово-экономическое руководство билось в пароксизме "взаимовыгодного международного разделения труда", слова - "недобросовестная конкуренция" - там не воспринимались всерьез.
  10. 0
    25 августа 2019 08:22
    Цитата: Anton Pюю
    И почему автор считает, что поставки запчастей из США и ЕС - это проблемы? Разве были какие-то прецеденты отказа из-за политики?

    Ага, композитные материалы для МС-21.
  11. 0
    25 августа 2019 08:24
    Цитата: lavtula
    Ту-334 не был готов, как пишет автор. У него не было международного сертификата. Зато были украинские двигатели, 3 члена экипажа, задняя компоновка, которая делала самолет склонным к плоскому штопору.

    На тот момент украинские двигатели были проблемой разве? А что, сегодня российско-французские двигатели для Суперджета - самое оно? Сертификат можно было получить. Тушку доработать.
    Демагогия, короче.
    1. +1
      25 августа 2019 08:53
      Украинские двигатели всегда были проблемой, Мотор Сич срывал поставки.
    2. +1
      25 августа 2019 12:39
      Доработать тушку гораздо дороже чем сделать новый. Тем более двигатель нужен новый
    3. +1
      5 октября 2019 19:58
      И что бы мы делали с украинскими двигателями в 2014 году при парке Ту-334, скажем, в 200 самолетов? При чем тут демагогия? А три члена экипажа вас не смущают? Всё это в минус рентабельности. Международный сертификат не проблема? Это вы скажите разработчикам ПД-14, которые объявили тендер на доведение этого двигателя до международных требований. Посмотрим ещё, как МС-21 сертифицируют. Радетелям за Ту-334 - посмотрите на Ту-204: вроде бы, неплохой самолет (двигатели наши, компоновка как у Б и А,), а почти никто так и не стал на нем летать.
  12. 0
    25 августа 2019 08:28
    Цитата: nov_tech.vrn
    Про то, что начали, наконец, проектирование самолетов с цифровыми технологиями и серийное производство, две сотни построенных самолетов суперджет 100 - это не три десятка АН-148, и про то, что доля отечественных деталей за эти годы выросла в два раза, что простои происходят в основном из-за замечательных совместных российско-французских движков, которые через пару лет надеются заменить.

    вот кто-то выложил список комплектующих Суперджета:

    Вот список только некоторых поставщиков основных систем Sukhoi SuperJet 100:

    Авионика - THALES (Франция)
    Система управления и жизнеобеспечения - LIEBHERR (Германия)
    Шасси - MESSIERDOWTY(Франция)
    Топливная система - INTERTECHNIQUE(ZODIAC) (Франция)
    Гидравлика - PARKER (США)
    Интерьер и кислородная система - B/EAEROSPACE(США)
    Противопожарная система - AUTRONICS(CURTISSWRIGHT) (США)
    Кресла экипажа - IPECO (Великобритания)
    Система электроснабжения - HAMILTON SUNDSTRAND (США)
    Датчики вибрации двигателя - VIBRO-METER (Швейцария)
    Колеса, тормоза - GOODRICH (США)
    Двери - THE BOEING COMPANY (США)
    1. +1
      25 августа 2019 08:47
      Получается, что Госдеп наступает на американские яйца. Надо сделать так, чтобы там каждый капиталист знал, что его заклятые враги - Госдеп и клинтоноиды с демократами, а не Россия.
    2. 0
      25 августа 2019 13:10
      Сергей, тебе перечислить поставщиков для других самолетов, из того же, я думаю, источника, там прямо по производителям и они выложены, или сам посмотришь?
  13. 0
    25 августа 2019 10:24
    Люди, более или менее отличающие крыло от хвоста, уже лет 10 на подобные телодвижения крутят пальцем у виска. Да, а с чего вы решили, что туполевцы изобразили бы что-то получше, эти господа даже задницей не пошевелили, чтобы заявиться на тендер, где бюджетные деньги на самолёт раздавали.
  14. -1
    25 августа 2019 11:52
    Цитата: сталевар
    Надо больше писать таких статей. Может, до нашего президента с правительством быстрей дойдёт, что для простых людей надо тоже что-то делать.

    Мексиканская компания просто разорилась. Она даже запчасти для машин закупить была не в состоянии. Часть машин потрошили на запчасти.
    И всякие мелкие врали начали обрезать первоисточник, так, как им выгодно.
  15. Комментарий был удален.
  16. +1
    25 августа 2019 18:54
    Ребята занялись не своим делом, кое-как, известно - сидеть на трубе, пилить и отжимать. Здесь банально надо иметь мозги, и хотелка главвора сама по себе не гарантирует успех.
  17. Паникеров - к стенке, продолжать эксплуатацию нашего родного Суперджета!
  18. 0
    25 августа 2019 21:00
    Врунгель прав - опять "...беда".
    Не так назвали, господа.
    Похоже, "Суперу" кранты
    Вот к чему ведут понты...
  19. 0
    26 августа 2019 09:05
    Всё пропало шеф, всё пропало - гипс снимают, клиент уезжает.

    Задолбали уже нытики.
    1. Комментарий был удален.
  20. +1
    26 августа 2019 09:55
    Все пишут, что самолет на 80% из импортных деталей и, мягко говоря, ГСС очень плохо обслуживают из-за недостатка запчастей. Что мешает заказывать больше? А посмотрите на ключевое слово "импортных" - и все станет понятно, санкции и неконкурентные методы борьбы оттуда, работают против российского проекта, так как, за захваченный сегмент рынка Боинг и Эйрбас загрызет любого. И, покупая билет на SSJ у кассы, нужно понимать, что эти +20% уйдут опять туда же - за рубеж.
  21. 0
    27 августа 2019 09:09
    Интересно, сколько этих суперджетов в бывших странах СССР?