«Пассажирский» Ту-160 становится реальностью

10
В январе 2018 года президент Владимир Путин озвучил идею превратить стратегический бомбардировщик Ту-160, известный как «Белый лебедь», в сверхзвуковой гражданский пассажирский лайнер. Российские ученые из Центрального аэрогидродинамического института и Московского физико-технического института приступили к работам по созданию сверхзвукового пассажирского авиалайнера, который может быть готов уже к 2030 году.





История воздухоплавания знает два технически успешных сверхзвуковых лайнера: советский Ту-144 и французский «Конкорд». Однако, в настоящее время гражданские самолеты не летают со скоростью, превышающей звуковую. В чем же причина?

Проблемы для развития сверхзвуковой авиации носят как экономический, так и технический характер. Советский Ту-144 в техническом плане значительно опередил свое время. Однако его коммерческая эксплуатация была очень недолгой, всего 7 месяцев. Хотя стоимость билетов была выше, чем на обычных дозвуковых рейсах, в полтора раза, они не покрывали высоких эксплуатационных расходов и огромного расхода топлива. Повышать существенно стоимость перелета для советских граждан не представлялось возможным. В итоге «Аэрофлот» был вынужден отказаться от коммерческого использования Ту-144, формальным поводом стала авиационная катастрофа с участием этого лайнера.

Большинство выпущенных сверхзвуковых «Конкордов» осуществляли трансатлантические перелеты, цена билета при пересчете на сегодняшний курс могла достигать 10000 долларов в один конец. За 27 лет эксплуатации британо-французские «Конкорды» перевезли по небу более 3 миллионов пассажиров. Однако, проект «Конкорд» также был закрыт после катастрофы.

Специалисты отмечают, что в действительности Ту-144 и «Конкорд» были закрыты из-за их нерентабельности. Высокое потребление топлива не давало возможности летать на дальних маршрутах, а экономия времени на перелет на коротких маршрутах не давала повышенный пассажиропоток при высокой цене билетов. Спрос на сверхзвуковые перелеты в наши дни может быть высок в сфере деловой и корпоративной авиации, где важна не стоимость, а престижность. Также интерес к сверхзвуковому лайнеру могут проявить представители ближневосточных монархий.

Также серьезные технические проблемы встанут перед разработчиками при попытке превратить «Белого лебедя» в пассажирский самолет. Понадобится расширить фюзеляж, что увеличит вес и расход топлива, а также уменьшит скорость и высоту полета. Понадобится новый двигатель, новые материалы, новое топливо. Необходимо будет продумать, как уменьшить уровень шумового удара при переходе на сверхзвук. Фактически, речь идет о создании нового самолета. При наличии двигателя, для этого может понадобиться 7-8 лет.

И последняя проблема, с которой придется столкнуться с создателями сверхзвукового лайнера – это его лицензирование. Во-первых, нет современных регламентов проектирования и эксплуатации сверхзвуковых пассажирских лайнеров. «Конкордовские» устарели почти на полвека. Во-вторых, в реальности их сможет разработать только американская U.S. Federal Aviation Administration (FAA). США в свое время пытались создать собственный сверхзвуковой Supersonic Transport, но до финала эти работы доведены не были. Поэтому американцы взяли курс на дискредитацию самой идеи сверхзвуковой авиации, поддерживая Boeing с его дозвуковыми широкофюзеляжными самолетами. Даже британо-французский «Конкорд» они в свое время допустили только для эксплуатации на своем атлантическом побережье.

Едва ли стоит ожидать милости от американских регуляторов в вопросе сертификации нового российского сверхзвукового лайнера. Поэтому новинка в случае появления будет реализована только на внутреннем рынке, который оценивается в 20-30 самолетов по цене 100-120 миллионов долларов за штуку, или в дружественных странах.

Реальное будущее у российской авиации может быть только при создании альтернативы американским и европейским правилам, возможно, в формате стран БРИКС.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

10 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    25 апреля 2018 19:36
    да, давайте вбивать деньги из за того что "может быть высок в сфере деловой и корпоративной авиации, могут проявить представители ближневосточных монархий. " а если не проявят? и какова будет рентабельность производства штучной продукции? складные крылья намного дороже в производстве и обслуживании в отличии от ту144 и конкорда
  2. kig
    -1
    26 апреля 2018 08:17
    Лучше не надо. Был уже пассажирский самолет, сделанный из ТУ-16. До сих помню народную песню "ту сто черыыыыре хороооооший самолет ... " Исполнялась на мотив похоронного марша.
    1. 0
      27 апреля 2018 10:40
      Но был и Ту-114 на базе Ту-95. Очень надежный лайнер.
  3. vev
    +1
    26 апреля 2018 09:30
    Создание, эксплуатация и билеты на любой сверхзвуковой самолёт будут выше, чем на любой дозвукового класса. Считаю вполне разумным создание модернизированной версии Ту-144. Разработка гражданской версии Ту-160 считаю неправильной, поскольку технические решения все исполнительные узлы и механизмы этого уникального планера станут общедоступными и общеизвестными до мелочей, что наносит вред обороноспособности дальней авиации РФ.
    1. 0
      26 апреля 2018 11:56
      Совершенно согласен!
      Это очередная диверсия против российского гражданского авиа...
      Довести до нужных требований уже имеющийся проект Ту-144 будет намного дешевле, чем рассекречивать наши военные наработки...посмотрите, что сделали КНР и Индия с нашими авианосцами, которыми мы когда-то гордились?
      1. 0
        26 апреля 2018 13:35
        Не принял народ идею своего президента... winked
  4. -1
    27 апреля 2018 17:55
    Российские ученые из Центрального аэрогидродинамического института и Московского физико-технического института приступили к работам по созданию сверхзвукового пассажирского авиалайнера, который может быть готов уже к 2030 году.

    А может быть и не готов. И вообще это уже совсем другая история - об очередном способе распила госбюджета. А к 2030 году либо ишак помрёт, либо мулла... ©
  5. +1
    20 июня 2018 13:26
    Для освоения Сибири и Дальнего Востока России срочно необходим новый Ан-2. После бурных представлений этого самолета, слухи о нем заглохли. Сейчас Ан-2 важнее для России, чем сверхзвуковой пассажирский.
    1. 0
      20 июня 2018 16:32
      Миллер не на все конференции по разбазариванию РОССИИ поспевает!!!
  6. +1
    25 ноября 2018 01:13
    Vip-чиновникам надо создавать видимость деятельности. Американцы свои Боинги штампуют тысячами, а мы ради десятка самолетов (и то под сомнением) будем мучиться - в общем "работа" в стиле Чубайса.