Baiterek: Cosmic Enmity and Friendship between Russia and Kazakhstan

The project, which began as a mechanism for closer integration of the two countries, risks turning into another foreign policy failure.




Brothers as long as there is a Baikonur


As we know, Vostochny never became the space gate of Russia. Since its commissioning in 2014, it has performed four starts, one of which ended in failure. At the same time, Russia is still, without exaggeration, among the leading space powers, having made 2018 space launches in 17. In all honesty, hardly in the next decade more than two or three missiles per year will be launched from Vostochny. The spaceport, in fact, became a reserve, in case of unforeseen incidents.

Recall that modern Russian astronautics are based on the opportunities that Soviet missiles give it and the Soviet Baikonur cosmodrome, located in now independent Kazakhstan. It would seem that each of the parties is interested in cooperating as closely as possible in the space industry.

But it’s not so simple. Firstly, the Kazakhs were sharply against one of the main Russian missiles - the heavy Proton-M. The same one, which before the appearance of Falcon 9, also related to the heavy class, provided, along with the old "Unions" of Russia, leadership in the space launch market. Now the rocket is already, consider, in the past. Kazakhs often criticized the asymmetric dimethylhydrazine or heptyl used as the fuel for Proton. It is a highly toxic carcinogen that can cause seizures, loss of consciousness, pulmonary edema, and death.


In 2007, Proton-M fell 40 km from the city of Zhezkazgan: of the 60 million dollars requested as compensation by the Kazakh side, Russia paid 2,5 million. Needless to say, the situation after that (already not too rosy) went completely awry.

Back to the present


For an ordinary person, the word “Baiterek” does not mean anything, or distant images of the negotiations between Putin and Nazarbayev come to mind. In fact, this is important. The project, launched in 2004, was intended to find a replacement for the toxic Proton and to de facto guarantee that Russia could continue to launch its rockets into space. Not being politely expelled by the Kazakhs from Baikonur.

It all started well. The concept was based on the Angara carrier, which at that time seemed the pride of Russia: new, modern, with many different versions for different tasks. Reality turned out to be much worse. The project went up from year to year, and one launch of the far from the most modern Angara A5 rocket (as of today) turned out to be twice as expensive as the Proton-M launch price. A solution was also found here: the Zenit rocket produced in Ukraine, which many considered the best Soviet launch vehicle and continues to consider now.

She is probably the best after ours.

- said about this in 2015, Elon Musk.


The Russian-Ukrainian conflict actually buried this project, and indeed all Ukrainian rocket science as a whole.

Further more. When the Zenit story ended in nothing, Russia wanted to get its own Zenit. Everyone knows him well as “Phoenix”, “Irtysh”, and even more often as “Soyuz-5”: a strange name, given that the rocket has almost nothing in common with the old Soviet “Soyuz”.


However, here the situation did not work out, although it is difficult to make any claims to the media purely conceptually. Minimum blocks, proven Soviet RD-171 engines underlying the design. In a word, it could not be so bad. Earlier, the Director General of S7 Space Transport Systems, Sergey Sopov, said that Soyuz-5 had become a grown and thickened Soviet rocket, which, with all its advantages, was developed for a long time.

Zenith is a wonderful medium with beautiful technical characteristics, but repeating it at a new technical level, moreover, by 2022, when our competitors will go even further, does not look like the best solution, ”

- said a respected specialist.

In general, the term announced by him - the 2022nd - now seems almost fantastic. Earlier it became known that the start of flight tests of the Soyuz-5 is planned for 2024. Perhaps this is what added fuel to the fire. In August, it became known that the financing of Bayterek infrastructure was shifted by about a year.

Currently technicaleconomic The rationale for the Baiterek project is undergoing an economic review. The opening of financing is planned from 2020. The amount of reconstruction of the launch and technical complexes for the Baiterek project will be determined by the results of an economic examination,

- stated RIA News in the aerospace committee of the Ministry of aerospace industry of Kazakhstan.


In addition to Baikonur, in theory, a new rocket can be launched from the Vostochny and the Sea Launch private spaceport. However, in both cases, one to three launches of this type of carrier can be expected per year. This, of course, is critically small, given the amount of energy spent on the creation of the rocket. However, the Baiterek project is still alive, which means that not everything is so bad. There are technical risks, of course, but they can hardly destroy the Russian-Kazakh friendship, despite past grievances.

Beijing and Nur Sultan


But what really can affect the plans of Russia is China, which for some reason many consider Russia to be an “ally”. This is strange when you consider that it is he who is precisely squeezing the Russian Federation out of Kazakhstan, having long been the main trade and political partner of this country. In fact, a Chinese protectorate has been established over Kazakhstan, which means that the Celestial Empire will leave an imprint on the external policies new old authorities of Kazakhstan.

So far, China has enough of its starting capacities and the question with Baikonur, as far as one can judge, is not worth it (at least, acutely). In the future, of course, the dependence of the former Soviet republic on its powerful patron will only grow. So, “Baiterek” willy-nilly will become a hostage to relations between Russia and China.

Perhaps, in this regard, it would be most appropriate for the Russian Federation to complete what was started to the end and make the Vostochny the main spaceport - at least in the future. At least just so that the money invested there would have at least some sense. There have been indecently many “national projects” aimed at actually enriching the court oligarchs in recent years. Let at least one of them have a meaning that is understandable to ordinary people.
Author:
Used photos: http://mir29.ru/
Ctrl Enter

Noticed oshЫbku Highlight text and press. Ctrl + Enter

5 comments
Information

Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.
I have an account? Sign in

  1. Bulanov Offline
    Bulanov (Vladimir) 29 August 2019 10: 51
    +1
    • 2
    • 1
    Kazakhstan appeared as a state and developed well under the communists in the USSR. Russia has changed its ideology, unlike China. Kazakhs are still drawn to the Communists, albeit Chinese, and are afraid of the Russian capitalists. Therefore, China is preferable for the Kazakhs than Russia. And they built Baikonur under the Communists. And Russia still does not have a clear ideology, because the Kazakhs do not know what to expect from Russia. And not only Kazakhs ...
    1. 123 Offline
      123 (123) 29 August 2019 12: 13
      +4
      • 4
      • 0
      I have a direct picture before my eyes, "Kazakhs reaching for communism" (author N. Nazarbayev). )))) Sorry, could not resist. And you do not simplify? Vague doubts about the Kazakhs' dream of communism torment me, and I don’t remember anything about the country that flourished after the arrival of the Chinese comrades, they are more pragmatic than many bourgeois.
      1. Bulanov Offline
        Bulanov (Vladimir) 29 August 2019 16: 05
        +3
        • 3
        • 0
        For 123 - No, I’m not simplifying it. The Chinese have an ideology similar to the Soviet, and modern Russia has lost its ideology. The Central Asian republics took shape, and their people, on average, began to live better under the USSR. Maybe they are mistaken, but they are drawn to the Communists, like those in Russia who vote for the Communist Party, in the hope of improving their economic situation. Therefore, China is rapidly entering these republics, and Russia is losing ground. It is especially disappointing for Mongolia - a resource-rich and sparsely populated country that Russia is ineptly losing.
  2. Sapsan136 Offline
    Sapsan136 (Sapsan136) 29 August 2019 15: 29
    +4
    • 4
    • 0
    Проблема не в Китае, а в русофобии властей бывших республик СССР и откровенном вредительстве ряда чиновников РФ, считающих себя патриотами иностранных государств, отчего-то заблудившихся в РФ... Китай РФ не союзник, но и не враг пока, а вот Казахстан и ему подобные, скоро ощутят разницу между русскими и китайцами... Китайские деньги красть не получится и отрабатывать их придется до гроша, а чип что не так, так Китай и накажет, армия у него приличная и церемониться не станут.
  3. gorenina91 Offline
    gorenina91 (Irina) 30 August 2019 15: 16
    0
    • 1
    • 1
    Baiterek: Cosmic Enmity and Friendship between Russia and Kazakhstan

    Yes, where does Cosmos ... - Russia, as Kazakhstan paid for Baikonur ... - it will pay for many many more years (provided that everything is “normal”) ...
    - But will it be normal ... - this is a very big question ...
    - Вот лично Я довольно много писала о Венесуэле (кто-то там уже и базы российские собрался создавать, и военные российские аэродромы строить, и т.д...). Лично Я тогда уже упоминала Казахстан и "проводила аналогию" с далёкой заокеанской загадочной Венесуэлой, и...и...и... близким "братским Казахстаном"... - Казалось бы... - а что тут общего?
    - Meanwhile ... - how are things in Venezuela today .. ???
    - The Venezuelan parliament did not recognize the military agreement between Caracas and Moscow ... - The Venezuelan National Assembly, which is under the control of the opposition, declared the new military agreement with Russia invalid ... - Well, how is it ...?
    - Что касается Казахстана, то и у Казахстана всё те же "венесуэльские причины"... - Только "там"... - "американовские причины"; а "тут"... - "китайские причины"... - А что касается России... - то Россия получает сразу два "огородных овоща"... - Это из поговорки "Хрен редьки не слаще"... - Как раз в России сейчас началась "дачная тема"... - и это как "довесок"... -Хахах...

«Байтерек»: космические вражда и дружба России и Казахстана

Проект, который начинался как механизм более тесной интеграции двух стран, рискует обернуться очередным внешнеполитическим провалом.





Братья до тех пор, пока есть «Байконур»


Как мы знаем, «Восточный» так и не стал космическими вратами России. Он выполнил с момента ввода в эксплуатацию в 2014 году четыре старта, из которых один закончился провалом. При этом Россия все еще, без преувеличения, в числе передовых космических держав, произведя в 2018 году 17 космических стартов. Положа руку на сердце, едва ли в следующем десятилетии с «Восточного» будут запускать больше двух-трех ракет в год. Космодром, по сути, стал запасным, на случай непредвиденных происшествий.

Напомним, в основе современной российской космонавтики лежат возможности, которые ей дают советские ракеты и советский космодром «Байконур», расположенный в теперь уже независимом Казахстане. Казалось бы - каждая из сторон заинтересована в том, чтобы сотрудничать максимально тесно в космической индустрии.

Но все не так просто. Во-первых, казахи были резко против одной из основных российских ракет — тяжелой «Протон-М». Той самой, которая до появления Falcon 9, также относящейся к тяжелому классу, обеспечивала вместе со старыми «Союзами» России, лидерство на рынке космических запусков. Теперь ракета уже, считай, в прошлом. Казахи нередко критиковали используемый в качестве топлива для «Протонов» несимметричный диметилгидразин или «гептил». Это высокотоксичное канцерогенное вещество, отравление которым может вызвать судороги, потерю сознания, отек легких и смерть.


В 2007 году «Протон-М» упал в 40 км от города Жезказган: из запрашиваемых в качестве компенсации казахстанской стороной 60 миллионов долларов, Россия выплатила 2,5 миллиона. Стоит ли говорить, что ситуация после этого (и без того не слишком радужная) совсем пошла наперекосяк.

Назад в настоящее


Для обычного человека слово «Байтерек» не значит ничего, либо же в памяти всплывают далекие образы переговоров Путина и Назарбаева. На самом деле, это важно. Стартовавший в 2004 году проект был призван найти замену для токсичного «Протона» и де-факто гарантировать, что Россия и дальше сможет запускать свои ракеты в космос. Не будучи вежливо выдворенной казахами с «Байконура».

Начиналось все хорошо. В основе концепции лежал носитель «Ангара», который на тот момент казался гордостью России: новый, современный, со множеством разных версий для разных задач. Реальность оказалась куда хуже. Проект из года в год дорожал, а один запуск уже далеко не самой современной ракеты Ангара А5 (по состоянию на сегодня), оказался вдвое дороже цены старта «Протон-М». Выход и здесь был найден: производимая на Украине ракета «Зенит», которую многие считали лучшей советской ракетой-носителем и продолжают считать сейчас.

Она, наверное, лучшая после наших.

- заявил по этому поводу в 2015 году, Илон Маск.


Российско-украинский конфликт фактически похоронил этот проект, да и все украинское ракетостроение в целом.

Дальше - больше. Когда история с «Зенитами» закончилась ничем, Россия захотела получить свой собственный «Зенит». Его все хорошо знают, как «Феникс», «Иртыш», а еще чаще - как «Союз-5»: странное название, если учесть, что со старыми советскими «Союзами» ракета не имеет почти ничего общего.


Однако и здесь ситуация не заладилась, хотя чисто концептуально к носителю сложно предъявить какие-то претензии. Минимум блоков, проверенные советские двигатели РД-171, лежащие в основе конструкции. Словом, не так плохо могло было бы быть. Ранее генеральный директор компании «С7 космические транспортные системы», Сергей Сопов, заявил, что «Союз-5» стал подросшей и потолстевшей советской ракетой, которая при всех своих плюсах разработана уже довольно давно.

«Зенит»‎ - это замечательный носитель с прекрасными техническими характеристиками, но повторять его на новом техническом уровне, к тому же к 2022 году, когда наши конкуренты уйдут еще дальше, выглядит не самым оптимальным решением»,

- заявил уважаемый специалист.

Вообще, озвученный им срок - 2022-й - сейчас кажется почти фантастикой. Ранее стало известно, что начало летных испытаний «Союз-5» запланировано на 2024 год. Возможно, именно это подлило масла в огонь. В августе стало известно, что финансирование инфраструктуры «Байтерека» сдвинули примерно на год.

В настоящее время технико-экономическое обоснование проекта «Байтерек» проходит экономическую экспертизу. Открытие финансирования планируется с 2020 года. Сумма реконструкции стартового и технического комплексов по проекту «Байтерек» будет определена по результатам экономической экспертизы,

- заявили РИА Новости в аэрокосмическом комитете Министерства аэрокосмической промышленности Казахстана.


Помимо «Байконура», новую ракету в теории смогут запускать с «Восточного» и частного космодрома «Морской старт». Однако в обоих случаях можно ожидать от одного до трех стартов носителя данного типа за год. Этого, конечно, критически мало, если учесть, сколько сил было потрачено на создание ракеты. Впрочем, проект «Байтерек» пока еще жив, а значит не все так плохо. Технические риски, конечно, есть, однако едва ли они могут разрушить российско-казахстанскую дружбу, несмотря на минувшие обиды.

Пекин и Нур-Султан


А вот что действительно может сказаться на планах России, так это Китай, который почему-то многие считают «союзником» России. Это странно, если учесть, что именно он как раз и выдавливает РФ с территории Казахстана, давно став главным торговым и политическим партнером этой страны. Фактически, над Казахстаном установился китайский протекторат, а значит - Поднебесная так или иначе будет накладывать отпечаток на внешнюю политику новых старых властей Казахстана.

Пока еще Китаю достаточно своих стартовых мощностей и вопрос с Байконуром, насколько можно судить, не стоит (по крайней мере, остро). В будущем, конечно, зависимость бывшей советской республики от своего могучего покровителя, будет только расти. А значит, «Байтерек» волей-неволей станет заложником отношений России и Китая.

Пожалуй, в этой связи Российской Федерации было бы уместней всего довести начатое до конца и сделать «Восточный» основным космодромом - хотя бы в будущем. Хотя бы лишь для того, чтобы вложенные туда деньги имели хоть какой-то смысл. Направленных на фактическое обогащение придворных олигархов «национальных проектов» за последние годы и так стало неприлично много. Пусть хотя бы один из них имеет понятный для простого народа смысл.
Использованы фотографии: http://mir29.ru/
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

5 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти

  1. Буланов Офлайн
    Буланов (Владимир) 29 августа 2019 10:51
    +1
    • 2
    • 1
    Казахстан появился, как государство, и хорошо развивался при коммунистах в СССР. Россия поменяла идеологию, в отличие от Китая. Казахи по-прежнему тянутся к коммунистам, хоть и китайским, и боятся российских капиталистов. Потому Китай и предпочтительнее для казахов, чем Россия. И Байконур при коммунистах построили. А у России до сих пор нет внятной идеологии, потому казахи и не знают, чего можно ожидать от России. И не только казахи...
    1. 123 Офлайн
      123 (123) 29 августа 2019 12:13
      +4
      • 4
      • 0
      У меня прям картина перед глазами "Казахи, тянущиеся к коммунизму" ( автор Н. Назарбаев). )))) Извините, не удержался. А вы не упрощаете? Терзают смутные сомнения по поводу мечты казахов о коммунизме, да и что-то не припомню страны, расцветшей после прихода китайских товарищей, они прагматичней многих буржуинов.
      1. Буланов Офлайн
        Буланов (Владимир) 29 августа 2019 16:05
        +3
        • 3
        • 0
        Для 123 - Нет, не упрощаю. У китайцев есть идеология, похожая на советскую, а современная Россия идеологию потеряла. Среднеазиатские республики оформились, и их народ в среднем стал жить лучше при СССР. Может, они и ошибаются, но тянутся к коммунистам, как и те в России, которые голосуют за КПРФ, в надежде улучшить свое экономическое положение. Поэтому Китай и заходит стремительно в эти республики, а Россия теряет позиции. Особенно обидно за Монголию - богатейшую ресурсами и малонаселенную страну, которую Россия бездарно теряет.
  2. Sapsan136 Офлайн
    Sapsan136 (Sapsan136) 29 августа 2019 15:29
    +4
    • 4
    • 0
    Проблема не в Китае, а в русофобии властей бывших республик СССР и откровенном вредительстве ряда чиновников РФ, считающих себя патриотами иностранных государств, отчего-то заблудившихся в РФ... Китай РФ не союзник, но и не враг пока, а вот Казахстан и ему подобные, скоро ощутят разницу между русскими и китайцами... Китайские деньги красть не получится и отрабатывать их придется до гроша, а чип что не так, так Китай и накажет, армия у него приличная и церемониться не станут.
  3. gorenina91 Онлайн
    gorenina91 (Ирина) 30 августа 2019 15:16
    0
    • 1
    • 1
    «Байтерек»: космические вражда и дружба России и Казахстана

    Да причём здесь Космос... - Россия как платила Казахстану за Байконур... - так и будет платить ещё много много лет (при условии - если всё "будет нормально")...
    - А вот будет ли нормально... - это очень большой вопрос...
    - Вот лично Я довольно много писала о Венесуэле (кто-то там уже и базы российские собрался создавать, и военные российские аэродромы строить, и т.д...). Лично Я тогда уже упоминала Казахстан и "проводила аналогию" с далёкой заокеанской загадочной Венесуэлой, и...и...и... близким "братским Казахстаном"... - Казалось бы... - а что тут общего?
    - А между тем... - как сегодня обстоят дела в Венесуэле..???
    - Парламент Венесуэлы не признал военное соглашение Каракаса и Москвы... - Национальная ассамблея Венесуэлы, находящаяся под контролем оппозиции, объявила недействительным новое соглашение с Россией в военной сфере... - Ну и как это...?
    - Что касается Казахстана, то и у Казахстана всё те же "венесуэльские причины"... - Только "там"... - "американовские причины"; а "тут"... - "китайские причины"... - А что касается России... - то Россия получает сразу два "огородных овоща"... - Это из поговорки "Хрен редьки не слаще"... - Как раз в России сейчас началась "дачная тема"... - и это как "довесок"... -Хахах...