«Байтерек»: космические вражда и дружба России и Казахстана
Проект, который начинался как механизм более тесной интеграции двух стран, рискует обернуться очередным внешнеполитическим провалом.
Как мы знаем, «Восточный» так и не стал космическими вратами России. Он выполнил с момента ввода в эксплуатацию в 2014 году четыре старта, из которых один закончился провалом. При этом Россия все еще, без преувеличения, в числе передовых космических держав, произведя в 2018 году 17 космических стартов. Положа руку на сердце, едва ли в следующем десятилетии с «Восточного» будут запускать больше двух-трех ракет в год. Космодром, по сути, стал запасным, на случай непредвиденных происшествий.
Напомним, в основе современной российской космонавтики лежат возможности, которые ей дают советские ракеты и советский космодром «Байконур», расположенный в теперь уже независимом Казахстане. Казалось бы - каждая из сторон заинтересована в том, чтобы сотрудничать максимально тесно в космической индустрии.
Но все не так просто. Во-первых, казахи были резко против одной из основных российских ракет — тяжелой «Протон-М». Той самой, которая до появления Falcon 9, также относящейся к тяжелому классу, обеспечивала вместе со старыми «Союзами» России, лидерство на рынке космических запусков. Теперь ракета уже, считай, в прошлом. Казахи нередко критиковали используемый в качестве топлива для «Протонов» несимметричный диметилгидразин или «гептил». Это высокотоксичное канцерогенное вещество, отравление которым может вызвать судороги, потерю сознания, отек легких и смерть.
В 2007 году «Протон-М» упал в 40 км от города Жезказган: из запрашиваемых в качестве компенсации казахстанской стороной 60 миллионов долларов, Россия выплатила 2,5 миллиона. Стоит ли говорить, что ситуация после этого (и без того не слишком радужная) совсем пошла наперекосяк.
Для обычного человека слово «Байтерек» не значит ничего, либо же в памяти всплывают далекие образы переговоров Путина и Назарбаева. На самом деле, это важно. Стартовавший в 2004 году проект был призван найти замену для токсичного «Протона» и де-факто гарантировать, что Россия и дальше сможет запускать свои ракеты в космос. Не будучи вежливо выдворенной казахами с «Байконура».
Начиналось все хорошо. В основе концепции лежал носитель «Ангара», который на тот момент казался гордостью России: новый, современный, со множеством разных версий для разных задач. Реальность оказалась куда хуже. Проект из года в год дорожал, а один запуск уже далеко не самой современной ракеты Ангара А5 (по состоянию на сегодня), оказался вдвое дороже цены старта «Протон-М». Выход и здесь был найден: производимая на Украине ракета «Зенит», которую многие считали лучшей советской ракетой-носителем и продолжают считать сейчас.
- заявил по этому поводу в 2015 году, Илон Маск.
Российско-украинский конфликт фактически похоронил этот проект, да и все украинское ракетостроение в целом.
Дальше - больше. Когда история с «Зенитами» закончилась ничем, Россия захотела получить свой собственный «Зенит». Его все хорошо знают, как «Феникс», «Иртыш», а еще чаще - как «Союз-5»: странное название, если учесть, что со старыми советскими «Союзами» ракета не имеет почти ничего общего.
Однако и здесь ситуация не заладилась, хотя чисто концептуально к носителю сложно предъявить какие-то претензии. Минимум блоков, проверенные советские двигатели РД-171, лежащие в основе конструкции. Словом, не так плохо могло было бы быть. Ранее генеральный директор компании «С7 космические транспортные системы», Сергей Сопов, заявил, что «Союз-5» стал подросшей и потолстевшей советской ракетой, которая при всех своих плюсах разработана уже довольно давно.
- заявил уважаемый специалист.
Вообще, озвученный им срок - 2022-й - сейчас кажется почти фантастикой. Ранее стало известно, что начало летных испытаний «Союз-5» запланировано на 2024 год. Возможно, именно это подлило масла в огонь. В августе стало известно, что финансирование инфраструктуры «Байтерека» сдвинули примерно на год.
- заявили РИА Новости в аэрокосмическом комитете Министерства аэрокосмической промышленности Казахстана.
Помимо «Байконура», новую ракету в теории смогут запускать с «Восточного» и частного космодрома «Морской старт». Однако в обоих случаях можно ожидать от одного до трех стартов носителя данного типа за год. Этого, конечно, критически мало, если учесть, сколько сил было потрачено на создание ракеты. Впрочем, проект «Байтерек» пока еще жив, а значит не все так плохо. Технические риски, конечно, есть, однако едва ли они могут разрушить российско-казахстанскую дружбу, несмотря на минувшие обиды.
А вот что действительно может сказаться на планах России, так это Китай, который почему-то многие считают «союзником» России. Это странно, если учесть, что именно он как раз и выдавливает РФ с территории Казахстана, давно став главным торговым и политическим партнером этой страны. Фактически, над Казахстаном установился китайский протекторат, а значит - Поднебесная так или иначе будет накладывать отпечаток на внешнюю политику новых старых властей Казахстана.
Пока еще Китаю достаточно своих стартовых мощностей и вопрос с Байконуром, насколько можно судить, не стоит (по крайней мере, остро). В будущем, конечно, зависимость бывшей советской республики от своего могучего покровителя, будет только расти. А значит, «Байтерек» волей-неволей станет заложником отношений России и Китая.
Пожалуй, в этой связи Российской Федерации было бы уместней всего довести начатое до конца и сделать «Восточный» основным космодромом - хотя бы в будущем. Хотя бы лишь для того, чтобы вложенные туда деньги имели хоть какой-то смысл. Направленных на фактическое обогащение придворных олигархов «национальных проектов» за последние годы и так стало неприлично много. Пусть хотя бы один из них имеет понятный для простого народа смысл.
Братья до тех пор, пока есть «Байконур»
Как мы знаем, «Восточный» так и не стал космическими вратами России. Он выполнил с момента ввода в эксплуатацию в 2014 году четыре старта, из которых один закончился провалом. При этом Россия все еще, без преувеличения, в числе передовых космических держав, произведя в 2018 году 17 космических стартов. Положа руку на сердце, едва ли в следующем десятилетии с «Восточного» будут запускать больше двух-трех ракет в год. Космодром, по сути, стал запасным, на случай непредвиденных происшествий.
Напомним, в основе современной российской космонавтики лежат возможности, которые ей дают советские ракеты и советский космодром «Байконур», расположенный в теперь уже независимом Казахстане. Казалось бы - каждая из сторон заинтересована в том, чтобы сотрудничать максимально тесно в космической индустрии.
Но все не так просто. Во-первых, казахи были резко против одной из основных российских ракет — тяжелой «Протон-М». Той самой, которая до появления Falcon 9, также относящейся к тяжелому классу, обеспечивала вместе со старыми «Союзами» России, лидерство на рынке космических запусков. Теперь ракета уже, считай, в прошлом. Казахи нередко критиковали используемый в качестве топлива для «Протонов» несимметричный диметилгидразин или «гептил». Это высокотоксичное канцерогенное вещество, отравление которым может вызвать судороги, потерю сознания, отек легких и смерть.
В 2007 году «Протон-М» упал в 40 км от города Жезказган: из запрашиваемых в качестве компенсации казахстанской стороной 60 миллионов долларов, Россия выплатила 2,5 миллиона. Стоит ли говорить, что ситуация после этого (и без того не слишком радужная) совсем пошла наперекосяк.
Назад в настоящее
Для обычного человека слово «Байтерек» не значит ничего, либо же в памяти всплывают далекие образы переговоров Путина и Назарбаева. На самом деле, это важно. Стартовавший в 2004 году проект был призван найти замену для токсичного «Протона» и де-факто гарантировать, что Россия и дальше сможет запускать свои ракеты в космос. Не будучи вежливо выдворенной казахами с «Байконура».
Начиналось все хорошо. В основе концепции лежал носитель «Ангара», который на тот момент казался гордостью России: новый, современный, со множеством разных версий для разных задач. Реальность оказалась куда хуже. Проект из года в год дорожал, а один запуск уже далеко не самой современной ракеты Ангара А5 (по состоянию на сегодня), оказался вдвое дороже цены старта «Протон-М». Выход и здесь был найден: производимая на Украине ракета «Зенит», которую многие считали лучшей советской ракетой-носителем и продолжают считать сейчас.
Она, наверное, лучшая после наших.
- заявил по этому поводу в 2015 году, Илон Маск.
Российско-украинский конфликт фактически похоронил этот проект, да и все украинское ракетостроение в целом.
Дальше - больше. Когда история с «Зенитами» закончилась ничем, Россия захотела получить свой собственный «Зенит». Его все хорошо знают, как «Феникс», «Иртыш», а еще чаще - как «Союз-5»: странное название, если учесть, что со старыми советскими «Союзами» ракета не имеет почти ничего общего.
Однако и здесь ситуация не заладилась, хотя чисто концептуально к носителю сложно предъявить какие-то претензии. Минимум блоков, проверенные советские двигатели РД-171, лежащие в основе конструкции. Словом, не так плохо могло было бы быть. Ранее генеральный директор компании «С7 космические транспортные системы», Сергей Сопов, заявил, что «Союз-5» стал подросшей и потолстевшей советской ракетой, которая при всех своих плюсах разработана уже довольно давно.
«Зенит» - это замечательный носитель с прекрасными техническими характеристиками, но повторять его на новом техническом уровне, к тому же к 2022 году, когда наши конкуренты уйдут еще дальше, выглядит не самым оптимальным решением»,
- заявил уважаемый специалист.
Вообще, озвученный им срок - 2022-й - сейчас кажется почти фантастикой. Ранее стало известно, что начало летных испытаний «Союз-5» запланировано на 2024 год. Возможно, именно это подлило масла в огонь. В августе стало известно, что финансирование инфраструктуры «Байтерека» сдвинули примерно на год.
В настоящее время технико-экономическое обоснование проекта «Байтерек» проходит экономическую экспертизу. Открытие финансирования планируется с 2020 года. Сумма реконструкции стартового и технического комплексов по проекту «Байтерек» будет определена по результатам экономической экспертизы,
- заявили РИА Новости в аэрокосмическом комитете Министерства аэрокосмической промышленности Казахстана.
Помимо «Байконура», новую ракету в теории смогут запускать с «Восточного» и частного космодрома «Морской старт». Однако в обоих случаях можно ожидать от одного до трех стартов носителя данного типа за год. Этого, конечно, критически мало, если учесть, сколько сил было потрачено на создание ракеты. Впрочем, проект «Байтерек» пока еще жив, а значит не все так плохо. Технические риски, конечно, есть, однако едва ли они могут разрушить российско-казахстанскую дружбу, несмотря на минувшие обиды.
Пекин и Нур-Султан
А вот что действительно может сказаться на планах России, так это Китай, который почему-то многие считают «союзником» России. Это странно, если учесть, что именно он как раз и выдавливает РФ с территории Казахстана, давно став главным торговым и политическим партнером этой страны. Фактически, над Казахстаном установился китайский протекторат, а значит - Поднебесная так или иначе будет накладывать отпечаток на внешнюю политику новых старых властей Казахстана.
Пока еще Китаю достаточно своих стартовых мощностей и вопрос с Байконуром, насколько можно судить, не стоит (по крайней мере, остро). В будущем, конечно, зависимость бывшей советской республики от своего могучего покровителя, будет только расти. А значит, «Байтерек» волей-неволей станет заложником отношений России и Китая.
Пожалуй, в этой связи Российской Федерации было бы уместней всего довести начатое до конца и сделать «Восточный» основным космодромом - хотя бы в будущем. Хотя бы лишь для того, чтобы вложенные туда деньги имели хоть какой-то смысл. Направленных на фактическое обогащение придворных олигархов «национальных проектов» за последние годы и так стало неприлично много. Пусть хотя бы один из них имеет понятный для простого народа смысл.
Информация