Космический ранец или Последний шанс на спасение
Некоторые технологии так прочно обосновались в научной фантастике, что без них уже не воспринимаешь реальную жизнь.
На первый взгляд может показаться, что астронавты своего рода «смертники», играющие в русскую рулетку во время своего каждого полета. На самом деле, это не так. Достаточно посмотреть на статистику: за все время освоения человеком космоса произошло четыре инцидента со смертельным исходом, в которых погибло 18 человек. Из них четыре человека - это советские космонавты, остальные - американцы. Такая разница обусловлена не отсталостью NASA, а применением космических кораблей «Спейс шаттл». Если на советских «Союзах» может быть до трех человек экипажа, то на американском челноке - до восьми. И в случае серьезного ЧП, все жизни астронавтов находятся под угрозой.
А еще нужно отметить эффективную систему спасения, созданную советскими инженерами. Напомним, 11 октября 2018 года, во время старта ракеты «Союз» с космическим кораблем «Союз МС-10», из-за нештатного отделения блока «Д», ударившего носовой частью центральный блок «А», в районе бака горючего произошла авария. Система аварийного спасения отстыковала корабль от ракеты, и двое членов экипажа - россиянин Алексей Овчинин и американец Тайлер Хейг - успешно приземлились.
Но даже самая надежная ракета и самый надежный космический корабль не гарантируют безопасности астронавтов на орбите, особенно учитывая просто невероятное скопление там всевозможного мусора, оставленного землянами. По данным NASA, весной 2019 года на околоземной орбите находилось почти 20 тысяч искусственных объектов. А ведь столкновение на огромной скорости даже с миниатюрным объектом грозит серьезными повреждениями и даже гибелью корабля.
Понимали такие угрозы даже в годы холодной войны, когда эти угрозы были куда менее существенными. Именно тогда появилась концепция модуля, которая бы позволяла человеку перемещаться в космосе, не будучи при этом привязанным к орбитальной станции или космическому кораблю. США начали интересоваться космическим ранцем еще в 60-е. Так появилось вполне реальное изделие, названное Manned Maneuvering Unit. Эту двигательную установку для астронавтов даже удалось применить на практике: при выполнении трех миссий космического челнока в 1984 году. Комплекс MMU позволял астронавтам совершать беспрепятственные выходы в открытый космос. MMU использовали для работ с неисправными спутниками связи: Westar VI и Palapa B2. После третьей миссии устройство было выведено из эксплуатации.
Меньший комплекс - ранец для SAFER - был впервые запущен в 1994 году и предназначен только для использования в чрезвычайных ситуациях. Американцы посчитали концепцию слишком рискованной для повсеместного применения, так что про новые космические ранцы забыли.
Впрочем, в СССР она жила вплоть до момента распада страны. Так, в СССР разработали УПМК 21КС - ранец, охватывающий скафандр со стороны «спины». При помощи установки космонавт получал шесть степеней свободы перемещения: линейные перемещения по трем осям и вращение вокруг трех осей. Характеристическая скорость УПМК 21КС составляла 30 м/с, время автономной работы в одном выходе без дозаправки - шесть часов. Испытания комплекса в 1990-е годы проводили на станции «Мир», а затем разработку прекратили.
В настоящий момент установка спасения космонавта УСК, производимая НПП «Звезда», крепится к скафандрам «Орлан-М» и последующим версиям отечественного скафандра.
— говорится на официальном сайте «Звезды». Однако данная система не предназначена для штатного маневрирования и имеет малый запас рабочего тела.
Ранее НПП «Звезда» работало над новым комплексом, который мог бы обеспечить космонавту больше шансов на спасение, окажись он один на один со «стихией». Однако в августе этого года, стало известно, что разработку заморозили.
- заявил главный конструктор предприятия, Сергей Поздняков.
Тогда же РИА Новости сообщило, что ранее Поздняков заявил о контрактах между НПП «Звезда» и Роскосмосом, которые были направлены на проработку концепции скафандра нового поколения, который мог бы сменить используемого сейчас «Орлана». Последней его версией стал «Орлан МКС», который, кроме прочего, получил автоматическую систему терморегулирования, замену резиновой оболочки на полиуретановую и систему автоматической подготовки к выходу в открытый космос.
В целом, как справедливо отмечают специалисты, вопрос куда более серьезный и лежит далеко за рамками создания спасательного ранца. Разработка современного космического скафандра невозможна без понимания того, кто и для каких миссий его будет использовать. В этой связи, очень показательна ситуация, сложившаяся вокруг перспективной лунно-орбитальной станции Lunar Orbital Platform-Gateway, которую сейчас видят в качестве альтернативы МКС.
Ранее США предложили Роскосмосу, в рамках работы над лунной станцией, использовать американские скафандры вместе с переходом на западные технические стандарты. Это призвано, в том числе, повысить унификацию. В России это предложение посчитали оскорбительным, и ответили в современном духе российско-американских отношений.
- заявил тогда российский сенатор, Сергей Цеков.
Словом, пока что перспективы российско-американского сотрудничества в рамках проекта неочевидны и, как отмечают специалисты, «Россию постепенно выдавливают из него». Что дальше? По словам Сергея Позднякова, скафандр нового поколения будет создаваться с учетом требований работы человека в условиях лунной поверхности. То есть, говоря по-простому, его сделают, когда (если) Россия будет готова высадить космонавтов на Луне.
С учетом современных реалий Роскосмоса, в частности, урезания бюджета, ждать этого придется долго. Как и новую систему для спасения.
Наперегонки с космосом
На первый взгляд может показаться, что астронавты своего рода «смертники», играющие в русскую рулетку во время своего каждого полета. На самом деле, это не так. Достаточно посмотреть на статистику: за все время освоения человеком космоса произошло четыре инцидента со смертельным исходом, в которых погибло 18 человек. Из них четыре человека - это советские космонавты, остальные - американцы. Такая разница обусловлена не отсталостью NASA, а применением космических кораблей «Спейс шаттл». Если на советских «Союзах» может быть до трех человек экипажа, то на американском челноке - до восьми. И в случае серьезного ЧП, все жизни астронавтов находятся под угрозой.
А еще нужно отметить эффективную систему спасения, созданную советскими инженерами. Напомним, 11 октября 2018 года, во время старта ракеты «Союз» с космическим кораблем «Союз МС-10», из-за нештатного отделения блока «Д», ударившего носовой частью центральный блок «А», в районе бака горючего произошла авария. Система аварийного спасения отстыковала корабль от ракеты, и двое членов экипажа - россиянин Алексей Овчинин и американец Тайлер Хейг - успешно приземлились.
Но даже самая надежная ракета и самый надежный космический корабль не гарантируют безопасности астронавтов на орбите, особенно учитывая просто невероятное скопление там всевозможного мусора, оставленного землянами. По данным NASA, весной 2019 года на околоземной орбите находилось почти 20 тысяч искусственных объектов. А ведь столкновение на огромной скорости даже с миниатюрным объектом грозит серьезными повреждениями и даже гибелью корабля.
Путь к спасению
Понимали такие угрозы даже в годы холодной войны, когда эти угрозы были куда менее существенными. Именно тогда появилась концепция модуля, которая бы позволяла человеку перемещаться в космосе, не будучи при этом привязанным к орбитальной станции или космическому кораблю. США начали интересоваться космическим ранцем еще в 60-е. Так появилось вполне реальное изделие, названное Manned Maneuvering Unit. Эту двигательную установку для астронавтов даже удалось применить на практике: при выполнении трех миссий космического челнока в 1984 году. Комплекс MMU позволял астронавтам совершать беспрепятственные выходы в открытый космос. MMU использовали для работ с неисправными спутниками связи: Westar VI и Palapa B2. После третьей миссии устройство было выведено из эксплуатации.
Меньший комплекс - ранец для SAFER - был впервые запущен в 1994 году и предназначен только для использования в чрезвычайных ситуациях. Американцы посчитали концепцию слишком рискованной для повсеместного применения, так что про новые космические ранцы забыли.
Впрочем, в СССР она жила вплоть до момента распада страны. Так, в СССР разработали УПМК 21КС - ранец, охватывающий скафандр со стороны «спины». При помощи установки космонавт получал шесть степеней свободы перемещения: линейные перемещения по трем осям и вращение вокруг трех осей. Характеристическая скорость УПМК 21КС составляла 30 м/с, время автономной работы в одном выходе без дозаправки - шесть часов. Испытания комплекса в 1990-е годы проводили на станции «Мир», а затем разработку прекратили.
В настоящий момент установка спасения космонавта УСК, производимая НПП «Звезда», крепится к скафандрам «Орлан-М» и последующим версиям отечественного скафандра.
В случае потери космонавтом контакта с поверхностью станции, МКС УСК обеспечивает возможность совершения с помощью газовых микродвигателей маневра в безопорном космическом пространстве с целью возврата на МКС,
— говорится на официальном сайте «Звезды». Однако данная система не предназначена для штатного маневрирования и имеет малый запас рабочего тела.
Старые планы и новые противоречия
Ранее НПП «Звезда» работало над новым комплексом, который мог бы обеспечить космонавту больше шансов на спасение, окажись он один на один со «стихией». Однако в августе этого года, стало известно, что разработку заморозили.
Несколько лет назад мы по собственной инициативе начали разрабатывать новую систему, изготовили ее макет. В связи с отсутствием финансирования, работы заморожены до лучших времен. В новом скафандре мы предлагаем реализовать эту систему,
- заявил главный конструктор предприятия, Сергей Поздняков.
Тогда же РИА Новости сообщило, что ранее Поздняков заявил о контрактах между НПП «Звезда» и Роскосмосом, которые были направлены на проработку концепции скафандра нового поколения, который мог бы сменить используемого сейчас «Орлана». Последней его версией стал «Орлан МКС», который, кроме прочего, получил автоматическую систему терморегулирования, замену резиновой оболочки на полиуретановую и систему автоматической подготовки к выходу в открытый космос.
В целом, как справедливо отмечают специалисты, вопрос куда более серьезный и лежит далеко за рамками создания спасательного ранца. Разработка современного космического скафандра невозможна без понимания того, кто и для каких миссий его будет использовать. В этой связи, очень показательна ситуация, сложившаяся вокруг перспективной лунно-орбитальной станции Lunar Orbital Platform-Gateway, которую сейчас видят в качестве альтернативы МКС.
Ранее США предложили Роскосмосу, в рамках работы над лунной станцией, использовать американские скафандры вместе с переходом на западные технические стандарты. Это призвано, в том числе, повысить унификацию. В России это предложение посчитали оскорбительным, и ответили в современном духе российско-американских отношений.
Я думаю, что это они (американцы. — Репортер) должны стремиться выходить в космос в наших скафандрах,
- заявил тогда российский сенатор, Сергей Цеков.
Словом, пока что перспективы российско-американского сотрудничества в рамках проекта неочевидны и, как отмечают специалисты, «Россию постепенно выдавливают из него». Что дальше? По словам Сергея Позднякова, скафандр нового поколения будет создаваться с учетом требований работы человека в условиях лунной поверхности. То есть, говоря по-простому, его сделают, когда (если) Россия будет готова высадить космонавтов на Луне.
С учетом современных реалий Роскосмоса, в частности, урезания бюджета, ждать этого придется долго. Как и новую систему для спасения.
Информация