Как не допустить появления американцев на Каспии
Соглашение Казахстана с США об использовании каспийских портов страны для транспортировки американских военных грузов в Афганистан стало очередным свидетельством постепенного дрейфа Астаны в сторону Запада. Нурсултан Назарбаев всегда стремился лавировать между Россией и Западом, извлекая из такой позиции максимальные политические и экономические выгоды. Так происходит и в этот раз.
Как известно, до 2015 года НАТО использовало для переброски военных грузов в Афганистан транзитный маршрут, проходящий через российский Ульяновск. Затем, в свете ухудшения политических и экономических отношений с Западом, Россия транзитный маршрут закрыла. Для НАТО это было серьезным ударом, поскольку поставило под вопрос значительную часть снабжения группировки войск в Афганистане. Оставался лишь пакистанский маршрут – куда менее безопасный, чем транзит через Россию. Пентагон стал спешно искать альтернативные варианты и вскоре сумел договориться с Казахстаном. Согласно подписанным договоренностям, новый транзитный маршрут в Афганистан пройдет через Грузию и Азербайджан, далее – через Каспийское море и порты Казахстана, а уже затем – в Узбекистан и Афганистан. Главный казахский порт, через который пойдут натовские грузы – Актау, однако не исключено использование и другого каспийского порта Курык.
Кстати, зачем нужен северный маршрут поставок грузов, недоумевают многие эксперты. Конечно, пакистанское направление более опасно, но через него и раньше проходило до 90% натовских военных грузов. Северное направление – дорогое и сложное, вне зависимости от того, следуют грузы через Россию или Казахстан. Некоторые эксперты считают, что американцы, открывая новый транзитный маршрут через Казахстан, в перспективе планируют создать операционную базу ВМС США в Каспийском море. Тогда практически у границ России появятся американские военнослужащие.
Однако, подобные утверждения больше похожи на чрезмерную драматизацию ситуации. Во-первых, в Каспийское море можно войти только через Волгу, протекающую по территории Российской Федерации. Во-вторых, вряд ли Казахстан принимал бы столь серьезные решения без консультаций с Москвой. В-третьих, что самое главное, пока нет никаких оснований считать, что США действительно собираются развернуть в Казахстане свои базы.
Сделать из Казахстана Ирак или Сирию у Вашингтона все равно не получится – страна граничит сразу с двумя крупными державами, Россией и Китаем. Скорее всего, мы имеем дело с банальным зарабатыванием денег. В свое время тем же самым «грешила» и Россия, предоставляя Ульяновск в качестве перевалочной базы для натовских грузов. Но если России можно, то почему нельзя Казахстану? Если для России в настоящее время и есть какие-то риски, связанные с новым транзитным маршрутом НАТО, то они лежат лишь в финансово-экономической плоскости и связаны с тем, что теперь деньги за натовский транзит будет получать не Москва, а Астана.
Как известно, до 2015 года НАТО использовало для переброски военных грузов в Афганистан транзитный маршрут, проходящий через российский Ульяновск. Затем, в свете ухудшения политических и экономических отношений с Западом, Россия транзитный маршрут закрыла. Для НАТО это было серьезным ударом, поскольку поставило под вопрос значительную часть снабжения группировки войск в Афганистане. Оставался лишь пакистанский маршрут – куда менее безопасный, чем транзит через Россию. Пентагон стал спешно искать альтернативные варианты и вскоре сумел договориться с Казахстаном. Согласно подписанным договоренностям, новый транзитный маршрут в Афганистан пройдет через Грузию и Азербайджан, далее – через Каспийское море и порты Казахстана, а уже затем – в Узбекистан и Афганистан. Главный казахский порт, через который пойдут натовские грузы – Актау, однако не исключено использование и другого каспийского порта Курык.
Кстати, зачем нужен северный маршрут поставок грузов, недоумевают многие эксперты. Конечно, пакистанское направление более опасно, но через него и раньше проходило до 90% натовских военных грузов. Северное направление – дорогое и сложное, вне зависимости от того, следуют грузы через Россию или Казахстан. Некоторые эксперты считают, что американцы, открывая новый транзитный маршрут через Казахстан, в перспективе планируют создать операционную базу ВМС США в Каспийском море. Тогда практически у границ России появятся американские военнослужащие.
Однако, подобные утверждения больше похожи на чрезмерную драматизацию ситуации. Во-первых, в Каспийское море можно войти только через Волгу, протекающую по территории Российской Федерации. Во-вторых, вряд ли Казахстан принимал бы столь серьезные решения без консультаций с Москвой. В-третьих, что самое главное, пока нет никаких оснований считать, что США действительно собираются развернуть в Казахстане свои базы.
Сделать из Казахстана Ирак или Сирию у Вашингтона все равно не получится – страна граничит сразу с двумя крупными державами, Россией и Китаем. Скорее всего, мы имеем дело с банальным зарабатыванием денег. В свое время тем же самым «грешила» и Россия, предоставляя Ульяновск в качестве перевалочной базы для натовских грузов. Но если России можно, то почему нельзя Казахстану? Если для России в настоящее время и есть какие-то риски, связанные с новым транзитным маршрутом НАТО, то они лежат лишь в финансово-экономической плоскости и связаны с тем, что теперь деньги за натовский транзит будет получать не Москва, а Астана.
Информация