«Уничтожение госкорпораций»: к чему приведет новая приватизация в России

30
Предложение главы Антимонопольной службы, Игоря Артемьева, «уничтожить госкорпорации для повышения конкуренции», будет иметь очень серьезные последствия. Из ниоткуда подобные идеи не берутся, очевидно, что Артемьеву на очень высоком уровне порекомендовали их озвучить. Так что, судя по всему, мы действительно уже почти «приехали».





Вот что сказал государственный чиновник:

Надо уничтожить российские госкорпорации, перевести их в другие организационные формы, в акционерные общества. Поскольку госкорпорации сегодня утверждаются официальным федеральным законом, они должны стать простыми акционерными обществами без привилегий. Тогда будет конкуренция.


Давайте будем называть вещи своими именами. Сама по себе, смена организационной формы никоим образом не способна привести к повышению конкуренции. Что улучшится из-за акционирования «Росатома», «Ростеха», «РосНАНО» или Внешэкономбанка? Да ничего, кроме того, что они перейдут под контроль узкого круга лиц, обладающих соответствующими капиталами и влиянием, иначе говоря, олигархов.

По факту, глава Антимонопольной службы призывает к окончательной приватизации остатков государственной собственности. Госкорпорации контролируют не более 10% российской экономики, но это самые лакомые ее куски. Например, в «Ростех» входят предприятия, занимающиеся производством гражданских и военных вертолетов, грузовых и легковых автомобилей, авиадвигателей и прочего авиационного оборудования, стрелкового вооружения и боеприпасов, систем ПВО и РЭБ, электронных компонентов и многого другого.

Корпорация «РосНАНО» собрала под крылом государства большое количество специализированных предприятий, ведущих разработки в области наноматериалов, оптики и электроники, медицины и фармацевтики, повышения энергоэффективности и т.д.. «Росатом» - это гордость страны, сумевшая сохранить лидерство России в области атомной энергетики. К слову, в ведение данной корпорации был недавно передан Северный морской путь, что сразу же навело на определенные мысли.

Сами по себе, государственные корпорации не являются панацеей. Сказано много справедливой критики относительно неэффективности их деятельности, о чудовищно неадекватных по размерам зарплатах и бонусах топ-менеджерами. Но в реалиях нашего периферийного капитализма, только госкорпорации с бюджетной поддержкой хоть как-то способны конкурировать с западными ТНК.

Ну не сможет приватизированный «Роскосмос» соперничать с Илоном Маском, самостоятельно создать и вывести на орбиту 600 спутников группировки «Сфера». Не в состоянии только своими силами «Роснефть» осваивать Арктику. Невозможно сегодня без государственного финансирования возродить гражданское авиастроение и мечтать конкурировать с «Боингом» и «Аэрбасом».

Результатом их самостоятельно плавания будет закономерное банкротство и ликвидация, либо продажа иностранным инвесторам. К слову, сейчас госкорпорации не подпадают под действие закона о несостоятельности, но после акционирования – будут, а все решения будут принимать уже новые владельцы, без оглядки на нужды страны.

И не надо рассказывать сказки про невероятную эффективность частных собственников, которые придут и все сделают, как надо. Мы это уже прошли в девяностые, видели. Дубль два был в двухтысячные с приватизацией РАО «ЕЭС», которую также провел Анатолий Чубайс. Стали платежки на электроэнергию меньше из-за «конкуренции на рынке»? К слову, Анатолий Борисович теперь возглавляет «РосНАНО» и ранее заявлял о необходимости приватизации и этой корпорации. Поговаривают, что идеолога «рыночных реформ» связывают дружеские отношения с главой ФАС, Игорем Артемьевым.

Вместо мобилизационной модели экономики, нам под благовидным предлогом подсовывают рецепт ее гарантированного развала руками будущих «эффективных собственников». В условиях западных санкций, России нужно централизованное и плановое управление, основанное на мощном государственном секторе. Надоевшие мантры о «конкуренции» и «невидимой руке рынка» - это от лукавого. А что до реальной малой эффективности и иных проблем госкорпораций, то это претензии к их руководству и надзорным органам. Работать надо лучше.
30 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -7
    1 сентября 2019 12:02
    ... Ну не сможет приватизированный «Роскосмос» соперничать с Илоном Маском, самостоятельно создать и вывести на орбиту 600 спутников группировки «Сфера». Не в состоянии только своими силами «Роснефть» осваивать Арктику. Невозможно сегодня без государственного финансирования возродить гражданское авиастроение и мечтать конкурировать с «Боингом» и «Аэрбасом».

    Илон Маск - до корней волос частник. История Boeing - полностью частная, без малейшей доли государства, насчитывает 100 лет развития, множество взлетов и падений, в том числе - и падений по причине "участия" парламента США (в 1934 году). И в России не будет толку до тех пор, пока государство не перестанет "участвовать" в развитии бизнеса. А то, что воруют по черному - так как раз и воруют 99 % "великие государственники", а не частники.
    1. +3
      1 сентября 2019 16:37
      Нюанс в том, что сейчас не 1934 год, поэтому без государственной поддержки корпорации быстренько "съедят". Частные случаи могут быть разные, главное - отказаться от догм и принимать решения в соответствии с конкретными обстоятельствами, а не на основе теоретических представлений - хоть о капитализме, хоть о социализме. Прав автор, проблема есть.
    2. +1
      2 сентября 2019 08:29
      В Илона, вашего Маска, вбухивают миллиарды гос. денег, а где результат, выраженный в долговременной безубыточной деятельности? Эти миллиарды вбухивают именно из-за "эффективной "работы "эффективных" частных менеджеров, покрывая убытки.
      Боинг вообще "испугался" из-за эффективной работы частных собственников. Из-за тупой жадности, должным образом не реализовали проект нового авиалайнера с приставкой МАХ.
      Оружейные частные корпорации дружно пилят государственные деньги, создавая угробища типа Замволта, нового авианосца, нового истребителя F35.
      Ставить в пример работу частных компаний в США вообще нельзя, так как потенциально ФРС, до поры до времени, даст в долг денег государству США огромное количество, и это государство имеет возможность эти бабки вбухивать в частников в таких же количествах. Чего не скажешь о компаниях в России, ведь рубль является производной от доллара США, и любую частную компанию можно довести до намеренного банкротства, выкупить и, при необходимости, уничтожить. В перспективе именно это уготовано русским госкорпорациям. Ведь они на данный момент являются прямыми и серьезными конкурентами частным корпорациям Запада.
  2. +1
    1 сентября 2019 17:13
    Вы правы, всё создано уже давно Боингами и прочими компаниями, которые абсолютно без участия государства стали тем, что они есть. wassat
    K чему эти мелкие брызги и волны госрегулирования? Главное, поменьше или вовсе прекратить регулировать, и открыть все границы для бизнеса. fellow
    Ведь во всём мире ни одно государство не вмешивается в дела компаний, и никак не защищают национального производителя - ни большого, ни маленького. bully
    Деловые люди никогда не ездят с составе государственных делегаций и не заключают никаких договоров. feel

    Бац, вышел на рынок лучший продукт и победил, без всяких там лобби, взяток, связей и договоров. lol

    Кому она нужна, эта готовая продукция? Главное, побольше разных труб, маленьких и больших, и других гаджетов для транспортировки сырья и полуфабрикатов.
    Ведь остальное всё можно купить, good если не новое, то, может, не сильно поношенное - и гражданские, и военные самолёты, и автомобили, и двигатели, и так далее...
    1. +1
      1 сентября 2019 20:43
      Ведь во всём мире ни одно государство не вмешивается в дела компаний, и никак не защищают национального производителя - ни большого, ни маленького.

      Скажите это Трампу. Он будет долго и упорно смеяться. Или Илону Маску. Он, конечно же, смеяться не будет. Не до смеха. Заканчивается льготный период для государственных субсидий. И миллиарды господдержки он вряд ли захочет терять.
      1. 0
        9 сентября 2019 15:06
        Мы все всё прекрасно понимаем - где "эффективные" приватизированные "ЗиЛ" и "АЗЛК"? А там, где и СССР - ... приватизированы до нуля.
    2. 0
      2 сентября 2019 15:31
      Вы далеки от реалий! Один американский президент даже поздней ночью звонил покойному Ельцину по поводу продажи куриных окорочков.
      1. 0
        2 сентября 2019 20:57
        Борис Николаевич продавал по ночам окорочки американскому президенту? wassat Нонсенс.
        Может, всё наоборот, и он просто пытался деньги вымогать? yes
  3. -1
    1 сентября 2019 18:01
    Цитата: Bitter
    Ведь во всём мире ни одно государство не вмешивается в дела компаний, и никак не защищают национального производителя - ни большого, ни маленького. bully
    Деловые люди никогда не ездят с составе государственных делегаций и не заключают никаких договоров.

    Расскажите это Дональду Трампу wink
    1. 0
      1 сентября 2019 20:44
      Виноват, Вы меня опередили. Я не посмотрел, что Вы уже ответили.
    2. 0
      9 сентября 2019 15:07
      Это ирония, стёб.
  4. 0
    1 сентября 2019 18:02
    Цитата: Игорь Павлович
    И в России не будет толку до тех пор, пока государство не перестанет "участвовать" в развитии бизнеса.

    Либеральная брехняsmile
  5. -1
    1 сентября 2019 18:05
    Цитата: Bitter
    Ведь остальное всё можно купить, good если не новое, то, может, не сильно поношенное - и гражданские, и военные самолёты, и автомобили, и двигатели, и так далее...

    Это такая тонкая ирония или просто глупость?
    1. Комментарий был удален.
    2. +1
      2 сентября 2019 00:54
      Ну, если её можно назвать тонкой, то, практически, от первой и до последней буквы. hi
    3. 0
      9 сентября 2019 15:09
      Да, это ирония... От злости и ненависти к тем, кто развалил всё и вся.
  6. DPN
    +4
    1 сентября 2019 18:19
    Приведёт к дальнейшему расслоению народа. Первую советский народ принял спокойно, так как ничего не понял. Теперь молодёжь поумнее.
    1. +2
      2 сентября 2019 01:12
      ...так как ничего не понял.

      - и его не стало.

      Теперь молодёжь поумнее.

      - она свою копеечку не упустит, условия игры изменились.
  7. 0
    1 сентября 2019 20:04
    Что-то много людей, которые думают что Боинг - частная контора, и к государству никакого отношения не имеет. А ведь это один из основных столпов американского ВПК. Ну так-то, если придираться к словам, то да, Боинг - частник, а по факту они через лоббистов и "госчиновников на пенсии" плотненько срослись с государством. Так что Боинг - не совсем неудачный пример.
    Нам бы для развития страны национальную идею нормальную. Вернее - ИДЕЮ! За которую наш народ вперёд попрёт. А пока что у нас -

    Человек человеку волк.

    и

    Плюнь на ближнего, нагадь на нижнего.

    Лично я бы скинулся копеечкой малой на клонирование Петра 1 или Сталина. Очень уж у них хорошо получалось назначать личностей, таких, как этот Артемьев или Чубайс, на нужные должности на лесоповалах и рудниках. Сейчас бы они гармонично смотрелись где-нибудь на стройках инфраструктуры того же СевМорПути. А ежели их оставить на занимаемых должностях, то стопудово учудят они ещё одну приватизацию с ваучерами.
    Анекдот вспомнился:

    Мужик другому мужику рассказывает:
    - А начальник-то наш вампиром оказался!
    - С чего ты это взял?
    - Да ему кол осиновый в грудь вколотили, он и помер...
    1. 0
      2 сентября 2019 11:22
      Согласен на 100%. Даешь, Россия!

  8. +2
    1 сентября 2019 20:48
    ВТО признала незаконной господдержку США производства Boeing 777X.

    https://ria.ru/20161128/1482351192.html

    Ох, как на Западе государство не вмешивается в дела "частных" компаний.
  9. 0
    1 сентября 2019 20:51
    Новая приватизация в России послужит укреплению феодального строя!
  10. +2
    2 сентября 2019 08:25
    Сидит Греф в единственном надёжном (сравнительно) Сбербанке и думает, как всё там плохо, и надо ему его срочно приватизировать. Чубайс тоже мечтает приватизировать "Роснано". Всё верно, приватизацию проходили, знаем, как
    "рынок всё регулирует". Сейчас ВСЯ экономика, да и страна, держится на госпредприятиях и госзаказах.
  11. +5
    2 сентября 2019 08:57
    Если кто либо хочет, чтобы в России появился свой Боинг, то пусть и создает его на частные деньги. И всё будет честно. Боинг не приватизировал государственные заводы, а начинал сам с нуля, вот и нынешние "манагеры" пусть начинают сами, а не хватают народное добро, созданное руками миллионов простых рабочих и инженеров, если они такие умные и расторопные...
  12. +1
    2 сентября 2019 11:21
    К чему, к чему... 30 лет уж наблюдаем плоды творчества Гайдара и Чубайса.
  13. +2
    2 сентября 2019 12:58
    Размах на рубль, удар на пятак.

    Я уже давно не отношусь к предложениям ФАС. Эта служба много чего предлагала. Но...
  14. 0
    2 сентября 2019 15:11
    Артемьева надо расстрелять на пару с Чубайсом. И побыстрее...
    1. +2
      2 сентября 2019 15:45
      "На лесоповал", "расстрелять" - да прочтёт такое неподготовленный человек и решит, что Россия - страшная страна. И ведь сильно ошибётся - вас за такие призывы даже не оштрафуют.
      Безответственность развращает. А репутации страны такие огромный вред приносят.
      1. +3
        2 сентября 2019 16:46
        По уровню уничтожения народа, и Чубайс, и Артемьев, давно переплюнули сталинистов. В любой другой стране их бы давно посадили пожизненно, а в Китае, однозначно, расстреляли. Так что не надо их защищать. Только из-за реформ Чубайса, умерло 20 млн человек.
  15. +3
    7 сентября 2019 10:35
    Цитата: Dzafdet
    По уровню уничтожения народа, и Чубайс, и Артемьев, давно переплюнули сталинистов. В любой другой стране их бы давно посадили пожизненно, а в Китае, однозначно, расстреляли. Так что не надо их защищать. Только из-за реформ Чубайса, умерло 20 млн человек.

    Вот странно. При Сталине численность населения страны выросла на десятки миллионов. Что-то не вяжется. smile
  16. +2
    8 сентября 2019 23:33
    Жить своим умом, понять - добра от Запада ждать не стоит. От Артемьева (партия Яблоко) толка нет. С США хватит пытаться заигрывать, отвечать той же монетой.