Замена «Руслану»: почему Киев всполошился из-за нового российского самолета


Под занавес авиасалона МАКС-2019 из Киева поступило любопытное заявление. Украинское авиапредприятие «Антонов» потребовало не использовать бренд «Ан» в обозначении нового тяжелого транспортного самолета, который в настоящее время разрабатывается в России на основе знаменитого «Руслана». Хм, никто и не собирался, но о чем вообще свидетельствует это, полное трудноскрываемой грусти, пожелание?


Ан-124, также известный как «Руслан», был разработан в СССР в восьмидесятые годы. Уникальный грузовой самолет, поставивший массу рекордов, создавался многими десятками предприятий по всему Советскому Союзу. К сожалению, после распада великой страны, интеллектуальная собственность на тяжелый транспортник досталась Украине, где находилось головное предприятие «Антонов».

Основными эксплуатантами «Руслана» являются Минобороны РФ и компания «Волга-Днепр». Значение столь грузоподъемного самолета для нужд военно-транспортной авиации (ВТА) сложно переоценить. Например, весьма впечатляющей была оперативная переброска комплексов С-400 в Турцию на этих гигантах. До этого Ан-124 использовались для быстрой доставки С-300 в Сирию. Благодаря мощной ВТА, резко повышаются возможности российской армии. Именно поэтому Украина, с подачи своих западных кураторов, нанесла удар по сотрудничеству с Россией в военно-технической сфере. В частности, в авиационной отрасли оказались похоронены совместные проекты производства Ан-70, Ан-124, Ан-140, Ан-148, авиадвигателя Д-27 и проч.

После разрыва традиционных промышленных связей между странами, закономерно встал вопрос об импортозамещении. В прошлом году активно муссировалась тема возможности начала производства «Руслана» в России, тем паче, что самолет до 2003 года вообще собирался в нашем Ульяновске. Но практически сразу эксперты указали на слабые стороны данного проекта: зависимость от украинских комплектующих, от украинских двигателей и от «Антонова», в вопросе использования его бренда. Причем авиадвигатель был самой серьезной проблемой из перечисленных.

Казалось, возрождение легенды невозможно ни в нашей стране, ни на Украине, где авиастроение уже де-факто тихо скончалось. Однако на авиасалоне МАКС-2019, министр Мантуров дал надежду, заявив, что «Ильюшин» готовит проект глубокой модернизации «Руслана»:

Модернизации подвергнется бортовое радиоэлектронное оборудование, общесамолетные системы. Реализация этих мероприятий позволит уже в ближайшее время считать самолет Ан-124 «российским».


Если власти всерьез заинтересованы в превращении Ан-124 в «Ил-124», то это действительно может произойти. Свои КБ у нас есть, как и большая часть производственных цепочек. Все недостающее можно постепенно восстановить, причем сделав упор на современные комплектующие. Сложнее всего с двигателем, но ПД-14 уже разработан, ведутся работы по созданию его младших и старших собратьев.

Задача непростая, которая потребует максимальной кооперации в авиастроительной отрасли. Поговаривают, что все предприятия авиапрома России могут быть объединены в общий новый бренд, как в свое время было сделано в Европе с Airbus. Известный эксперт, Руслан Гусаров, поясняет:

Единый торговый бренд легче развивать, чем десяток отдельных АКБ, о которых в мире уже подзабыли.


Что до названия возрожденного в России «Руслана», то сетования «Антонова» по этому поводу просто смешны. Никто в своем уме и не стал бы вкладываться в новый самолет, чтобы потом ставить на него украинский логотип и иметь из-за этого проблемы в судах. Заявления из Киева выглядят, как довольно жалкая попытка напомнить о себе со стороны угробленного авиастроительного предприятия.
18 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. мизантроп Офлайн мизантроп
    мизантроп (мизантроп) 2 сентября 2019 11:18
    +9
    Окраине надо забыть о брендах. Делалось это в рамках великого и могучего СССР, правопреемницей которой стала Россия, а окраина пусть удовлетворится местом в ООН, оставшимся по наследству от СССР.
    1. Atilla Офлайн Atilla
      Atilla 5 сентября 2019 03:11
      -3
      У нас разрабатывается новый тяжелый транспортный самолет. Да не смешите уже нормальных людей этими уже бесконечными разработками, и да, автор забыл написать, что это, как всегда, УНИКАЛЬНАЯ разработка. Больше об этой разработке вы не услышите, потому что деньги попилят тем, кому надо. Ура Путину.
  2. LeftPers Офлайн LeftPers
    LeftPers (Антон) 2 сентября 2019 12:39
    +8
    Марка "Антонов" принадлежала СССР, а не какой-то там Украине. А Россия, юридически, правопреемник СССР, так что, выпускать самолеты под маркой АН, и - наплевать на бульканье отпавшего гнойника, пусть воняет потихоньку, переживем.
  3. antibi0tikk Офлайн antibi0tikk
    antibi0tikk (Сергей) 2 сентября 2019 15:19
    +6
    Сначала мне было обидно за братский народ, потом были жалость и сожаление, потом был период брезгливости, сейчас же мне они безразличны. Хотели идти своей дорогой, пусть идут, нам и без них неплохо живётся.
    Что касается названия "Антонов" в новом самолёте - то почему бы и не назвать? Это все-таки был русский авиаконструктор. Ну, занесла его судьба чуток подальше от родных мест, и что? Забыть его? У нас же ходит в море танкер "Кристоф де Маржери", улицы и площади именами всяких заморских личностей называем. А тут наш человек! Достойный! Не надо его забывать. А те пусть хоть "требуют", "настаивают", "упрашивают", да и фиг бы с ними, не обращать внимания. Даже в качестве троллинга было бы нормальным назвать самолёт "Антоновым", но тут уже на усмотрение коллектива предприятия и руководства страны, им виднее.
    1. A.Lex Офлайн A.Lex
      A.Lex (Секретная информация) 2 сентября 2019 19:43
      +4
      Ну почему в качестве троллинга? Вот как вы это всё обосновали, так и отвечать на все претензии! А назвать... название не является первейшей проблемой при производстве самолёта... Как с последними современными образцами вооружений - спросили у народа. А народ и выдал ответ!
    2. Лесовод Офлайн Лесовод
      Лесовод (Сергей) 2 сентября 2019 20:00
      +2
      Своей дорогой пусть идут...

      В первый раз, что ли, к "ляхам" переметнулись. Когда начнут процветать - доживём ли.
  4. sgrabik Офлайн sgrabik
    sgrabik (Сергей) 2 сентября 2019 17:40
    +2
    Они уже ни на что не способны, Антонов уже давно не выпускает никаких самолётов, и существует за счёт ремонтов и модернизаций старой, ещё советской техники.
  5. Валентин Офлайн Валентин
    Валентин (Валентин) 2 сентября 2019 18:12
    +4
    Господи, да они даже сейчас, когда всю свою страну ......, надувают щёки в своей ничтожной никчемности.
  6. Изя Шниперсон (Изя Шниперсон) 3 сентября 2019 08:49
    +6
    Антонов - это, вообще-то, Новосибирское КБ, его перевели в Киев, чтобы оказать помощь Украине.
    1. sgrabik Офлайн sgrabik
      sgrabik (Сергей) 3 сентября 2019 12:11
      +2
      Зря, конечно, это сделали. Это была большая ошибка, такая же, как и включение Хрущёвым Крыма в состав Украины.
  7. mr.Parker Офлайн mr.Parker
    mr.Parker (Ветер) 3 сентября 2019 16:22
    +3
    "Антонов", как ОКБ-153, был создан в 1946 году в Новосибирске. Главным конструктором назначили Олега Антонова, родившегося в 1906 г. в Московской губернии. Летом 1952 года ОКБ переезжает в Киев. Так что, учитывая историю, "Антонов" - это советское предприятие, а не украинское. И самолет АН-124 "Руслан" был создан в СССР, а не на Украине. Поэтому "требование" поменять название самолета не имеет никаких оснований.
  8. Dan Офлайн Dan
    Dan (Daniel) 4 сентября 2019 06:54
    +2
    Если власти всерьез заинтересованы в превращении Ан-124 в «Ил-124», то это действительно может произойти.

    Мне думается, что все разговоры и обсуждения по изменению названия изделия, уместно вести в период окончания испытаний своего двигателя под этот самолет. Пока ПД-35 не готов, говорить не о чем. Понятно, что Ан-124 - продукт СССР, но сегодня юридически фирма "Антонов" украинская. Зачем эти стенания о логике исторических процессов? То, что украинцы нам "не братья", уже давно понятно "не только лишь всем". У нынешнего бандеровского руководства Украины в приоритете движение не к процветанию их страны, а к отрыву ее от России. К сожалению, мы в данном случае изменить мало что можем. Поэтому Украина сегодня будет делать все, что может пойти нам во вред. Это надо иметь ввиду, и стремиться организационно-техническими средствами минимизировать возможный ущерб. Высказывая на каждом углу свои обиды на украинцев, мы только показываем свои слабости. На врага нельзя обижаться, с ним надо бороться.
  9. jury2477 Офлайн jury2477
    jury2477 (Юрий Владимирович) 4 сентября 2019 13:05
    0
    Поговаривают, что все предприятия авиапрома России могут быть объединены в общий новый бренд, как в свое время было сделано в Европе с Airbus.
    Это как?
    Военные самолеты - СУМИГ, гражданские - ИЛТУЯК, а вертолеты МИКА?
    1. Евгений Родзевич (Евгений Родзевич) 25 ноября 2019 10:31
      0
      Военные самолеты - СУМИГ, гражданские - ИЛТУЯК, а вертолеты МИКА?
      Уже практически объединили, предлагаю свой вариант названия: ПОГОСЯСЕРДЮКЯН ТАБУРЕТКИН.
  10. kisham Офлайн kisham
    kisham (Артур Шевчук) 10 сентября 2019 19:43
    +1
    Самая большая ошибка - была - создание УССР с присоединением к ней сугубо российских территорий!
  11. Андрей Кирякин (Андрей Кирякин) 11 сентября 2019 10:30
    +1
    Цитата: jury2477
    Поговаривают, что все предприятия авиапрома России могут быть объединены в общий новый бренд, как в свое время было сделано в Европе с Airbus.
    Это как?
    Военные самолеты - СУМИГ, гражданские - ИЛТУЯК, а вертолеты МИКА?

    Называться будет, например: "Объединенный авиапромышленный холдинг", к названию самолетов это никак не привязывает. Суть в выстраивании и оптимизации мощностей в рамках единой организационной системы. Это исключает, допустим, двойные работы в одном направлении. У нас на данный момент недостаток производственных и научных мощностей. Объединение позволит перераспределить нагрузку. Заводы сборочные, которые собирают конечную продукцию, никуда не денутся, и Су-шки будут собирать на сухом и т.д. Я, как инженер, примерно так это представляю.
  12. Димон Димонов (Димон Димонов) 14 ноября 2019 20:57
    0
    Скакуасы...пусть скачут лесом ...
  13. пищак Офлайн пищак
    пищак 20 ноября 2019 01:29
    +1
    Глянул на этот фантазийный, на мой взгляд - нелепый и эклектичный, как для "транспортника", общий вид (напоминающий мне своей "аэродинамической схемой" маленькую юркую ласточку, ту, что с лёгкой соломинкой в маленьком клювике, хотя самолёт - "тяжеловоз" по всем своим "повадкам" - это ведь степенный пеликан, величаво несущий по воздуху большую рыбину в своём вместительном зобу), красноречиво говорящий о вопиющей инерции мышления его конструктора, и неожиданно (от такого возмутительного "диссонанса" образа и функции?! winked ) в голову "стукнула" очень интересная компоновка.
    Вместительная, априори прочная и простая, как двери, очень технологичная в производстве, с абсолютно аэродинамически чистым крылом и устойчивым многоколёсным (в принципе, при такой компоновке легко получится и "воздушная подушка" вместо колёс - кто "в теме", тот, наверное, уже догадался, в чём "изюминка" и "краеугольный камень"?! smile ) шасси, пригодным для взлёта-посадки с грунтовых аэродромов.
    Вообще-то, конструкторам (а авиаконструкторам в особенности!) нужно досконально знать историю техники и генезис машин и механизмов своей специализации, но также - уметь отстраиваться от усвоенных стереотипов мышления и стараться идти к поставленной цели проекта многими путями, в том числе и непроторенными тропами, чтобы всеми этими путями, сбалансированно, добиться от своих творений максимальной "целевой эффективности"!
    В данном случае - супертранспортник должен перемещать максимальные (по весу и габаритам) грузы из аэропорта вылета в любую точку планеты с целесообразными комплексными затратами ресурсов и времени (на сам полёт, его подготовку и погрузку-выгрузку) - из этого и нужно исходить, а не смешить людей такими вот школярскими "общими видами" чуть-чуть "переиначенного - осовремененного" "Руслана", чья компоновка (как и "Мрийи", С-130"Геркулес", С-5"Гэлакси" и им подобных) уже давно устарела - зачем же россиянам топтаться на одном и том же месте (однажды найденном и бывшем действительно успешным В ТО ВРЕМЯ, компоновочном решении), а не идти вновь впереди и дальше всех?! ИМХО

    Давно уже удалился от авиамоделизма (да и в нём меня теперь больше винтокрылые машины влекут winked ), но, наверное, раздухарюсь и, как-нить на досуге, ближе к лету, смастерю кордовую модель, пусть и не на реактивных (либо импеллерных) двигателях, даже на обычных компрессионных с пропеллерами (компоновка это вполне допускает), чтобы проверить своё наитие (у меня, как, впрочем, и других людей - да тот же Кейси - известный яркий пример, иногда тоже бывает связь с нашим Общим Информационным Полем, в котором уже есть все вопросы и ответы, и все, осуществлённые или только мелькнувшие у кого-то в мыслях, творения всех времён и народов прошлого, настоящего и будущего, всех цивилизаций (не уверен, что все из них-были и будут именно человеческие, уж очень встречаются черты, нехарактерные для людей, для нашего человеческого мышления?!) - прямо-таки вижу мысленным взором, как в "мультике", такой летящий авиалайнер и его взлёт-посадку, маневры на земле и быструю, совмещённую по времени и пространству, погрузку-разгрузку! smile
    Спасибо сайту Топкор.Ру и уважаемому Автору - Сергею Маржецкому за то, что этой Статьёй (и подобными ей, с картинками, а все конструкторы-визуалы, нам лучше один раз увидеть, чем тысячу раз услышать! yes ) натолкнули меня на интересные мысли и любопытные озарения (это когда сам себе, с удивлением так, думаешь: "Ба, да как же просто - почему раньше до этого не додумались те, кто по своей работе был обязан это сделать?!" - тут сразу вспоминаю знаменитое "дацзыбао" выдающегося советского Конструктора танков - дважлы Героя Социалистического Труда Александра Александровича Морозова:

    Сделать сложно - каждый сможет, а сделать просто - под силу лишь думающему и трудолюбивому конструктору!
    hi