«Суперджет» потихоньку закрывают: почему Россия разучилась строить самолеты

11
Дурные новости для отечественного гражданского авиастроения. По данным компании S7 Group, «Гражданские самолеты Сухого» поставили крест на создании укороченной версии «Суперджета», рассчитанной на 75 мест. Сам авиаперевозчик, второй по размерам в России, ранее заказал 75 самолетов данного класса. Вскоре Минпромторг опроверг это заявление, но сделал это столь неуклюже, что в светлом будущем «Суперджета» возникли серьезные сомнения.





В Министерстве заверили, что ближнемагистральный лайнер на 75 мест все же будет, но для этого должен быть выполнен целый ряд условий. Должны появиться новый российский авиадвигатель ПД-8 и 34 вида отечественных компонентов к самолету. Также должна быть создана сеть постпродажного обслуживания, появиться частные инвестиции и якорный заказ на укороченный «Суперджет». Условий, что называется, вагон и маленькая тележка.

Не добавило оптимизма и заявление самого производителя. В компании «Гражданские самолеты Сухого» сообщили следующее:

Тематика укороченной версии обновленного «Суперджета» остается в поле проводимых работ по программе в целом, но не на первом месте.


Но почему же столь принципиален вопрос появления «Суперджета-75»? Сперва необходимо отделить мух от котлет.

Нужен России собственный ближнемагистральный лайнер? Да, нужен.

Является ли «Суперджет» оптимальным для наших реалий самолетом? Нет, не является.

Означает ли это, что проект надо «зарезать», несмотря на вложенные в него миллиарды бюджетных средств? Нет, если будет проведена работа над ошибками.

Основные претензии к лайнеру хорошо известны:
Во-первых, чрезвычайно высокий процент иностранных комплектующих, что опасно в условиях западных санкций.

Во-вторых, низкий ресурс двигателя SAM 146, «заботливо» разработанный французами специально под «Суперджет», из-за чего тот в основном простаивает на земле. Американские и европейские лайнеры аналогичного класса летают в среднем по 10-11 часов в сутки, российский – по 4-4,5 часа.

В-третьих, авиаперевозчики вынуждены держать закупленные «Суперджеты» на приколе и заниматься «каннибализмом» из-за банального неумения производителя обеспечить своевременную доставку запчастей для ремонта. Как результат, от эксплуатации лайнера уже отказались все иностранные компании.

Работа над ошибками, вроде бы, началась. Правительство выделило внушительную сумму для создания оборотного склада запчастей, необходимого для постпродажного обслуживания «Суперджета». Ведется разработка младшего брата ПД-14, двигателя ПД-8. Это можно поприветствовать. Однако, если верить заявлениям компании S7 Group, власти обходят вниманием последнюю, но не менее критичную проблему «Суперджета».

Речь идет о том рыночном сегменте, куда его изначально впихнули. Дело в том, что модификация на 100 мест, единственная для лайнера, в который вложили миллиарды бюджетных средств, не пользуется особой популярностью. Спрос на них объективно невелик. Иностранные конкуренты производят либо самолеты на 60-80 пассажиров, либо по вместимости уже на границе со своими среднемагистральными собратьями. «ГСС» же сделали ставку на версию со 100 креслами:

Надо было выходить на рынок с нишевым продуктом - туда, где конкуренция была не так остра.


Известный эксперт в области авиации, Руслан Гусаров, так это комментирует:

Если бы было хотя бы две модификации, я не говорю три, тогда бы рынок стал "проглатывать" эти самолеты более активно.


Вот и получился лайнер очень уж «нишевым». Просчет был стратегическим. Возникает вопрос, тогда почему так заволокичен процесс создания версии на 75 пассажирских мест вместо единственной «нишевой»? Примечательно, что «Суперджет» спроектирован изначально так, что запросто укоротить его нельзя. Необходимо его серьезно перепроектировать, что не вызывает оптимизма у «ГСС».

Поневоле задумываешься, сколько в этом проекте некомпетентности, а сколько того, что в прежние времена называли «вредительством».
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

11 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    4 сентября 2019 16:01
    Самое в этом нехорошее - это то, что, чем больше самолётов, тем больше нужно извозчиков, которые знают, куда им управлять. Где их взять?
  2. +2
    4 сентября 2019 21:08
    А никто не додумался измерить расстояние от ВПП до нижнего края турбины (около 400мм). Эти двигатели, как пылесосы, всасывают - всасывают всё с бетона ВПП, поэтому так часто и стоят в ремонте. Изначально конструкторская и экономическая диверсия. Сколько денег и ресурсов вбухали, а на выходе даже не "ноль", а величина со знаком "минус".
  3. 123
    +3
    5 сентября 2019 00:59
    Никого оправдывать не собираюсь, тем более - с предпродажным обслуживанием - чистая правда. Непонятно, какие самолеты вместимостью 75 человек имеются ввиду? Нашел такую информацию:

    ...близкие по пассажировместимостью моделями самолётов (CRJ900 – 88 кресел, CRJ1000 – 100 кресел, CS100 – 110 кресел, E190 – 98 кресел, E195 – 108 кресел, Lineage 1000E – VIP версия E190, ARJ – 105 пассажиров).

    https://aviation21.ru/ssj100-i-ego-konkurenty/

    или вот:

    http://superjet.wikidot.com/compare

    Только Ан-148 - на 75 человек. По состоянию на 2018 год, эксплуатируется 32 самолёта.

    https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BD-148

    И вряд ли их станет больше.
    Данные по Airbus:

    https://ru.wikipedia.org/wiki/Airbus

    (самолет на 75 мест не нашел). У Boeing тоже не нашел:

    https://ru.wikipedia.org/wiki/Boeing

    Кто в теме, поясните, пожалуйста, почему именно "Сухой" должен был выпускать самолеты на 75 мест и кто эти жуткие конкуренты, что у него данную нишу отжимают?
    Иначе в статье края с краями не сходятся, и похоже на заказной черный пиар.
  4. +2
    5 сентября 2019 10:03
    В принципе, интересный и адекватный взгляд на всю нашу сегодняшнюю гражданскую авиа- и не только, промышленность вообще. Но если посмотреть с другой стороны, то развивать это всё равно надо, хотя бы исходя из этого:

    Основные претензии к лайнеру хорошо известны:
    Во-первых, чрезвычайно высокий процент иностранных комплектующих, что опасно в условиях западных санкций.

    - правильно, но в иностранных продуктах процент этих самых комплектующих ещё выше (все 100%), что делает их закупку и эксплуатацию в режиме ужесточения санкций, таким образом, ещё опаснее.
    В том, что надо уходить от импортных деталей (а этим и снижать стоимость) и развивать сервис - с автором полностью согласен. Советские самолёты, да, были, но были далеко не такими идеальными и конкурентоспособными, как многие сегодня это описывают. Но производство держалось на внутренних закупках, а за границей выигрывали за счёт цены, прочности и более дешёвого и доступного обслуживания. Авиаинженеры наши по всему миру тогда трудились. Вот за счёт этого и занимали свою "нишу", ну и + конечно, влияние в мире самого СССР, далеко не последнюю роль играло в сбыте нашей продукции. То есть, опять же, ну никуда и тут от политики не уйти. request
  5. 0
    5 сентября 2019 13:08
    «Суперджет» потихоньку закрывают...

    Не дождетесь. Только в ваших влажных мечтах.
  6. -2
    5 сентября 2019 17:18
    Запретить производить эти НИКУДЫШНИЕ самолеты! Это ПОЗОР РОССИИ! Конструкторов ПОСАДИТЬ в "Шарашки", пусть работают в тюрьмах, БЕСПЛАТНО, за кусок хлеба! Это явное вредительство! Сначала запустите в серию БИПЛАНЫ, на замену "КУКУРУЗНИКУ"!
  7. +3
    5 сентября 2019 23:49
    Миф про "простой" - это в большей части особенность рынка. Сравнивать регионал с рынка Европы и России попросту невозможно - там действительно можно делать по пять рейсов в день, но в России нет такой загруженности, а где есть - там и расстояния побольше, и самолеты обычно классом повыше используют. С двигателями у всех есть косяки - без косяков нужно было брать отработанный импортный - минус Пермский завод из кооперации.

    Ерунда про 80 мест - сейчас самые популярные линейки у того же Эмбраер Е-Jet от 90 до 120 мест. Собственно, отличия между ними минимальны, как и по цене. Как правило, версии с более низкой вместимостью меньше всего востребованы - и этому есть вполне вменяемое объяснение. Кому нужно, купят стоместный и не доставят пару рядов сидений - получится семидесятипятиместный с хорошими расстояниями между рядами, но в реальности так делать никто не будет. Пишут опять писаки про суперджет. Да, S7 хотела, чтобы развести ниши, но заказ на 70 самолетов - это полная туфта, чтобы тратить на это миллиарды на разработку. Купят они стоместную машину и не будут выкаблучиваться. Вероятней всего, они хотели версию с увеличенной дальностью полета, чтобы успешнее конкурировать в Сибири.

    ПД-8 и так разрабатывается на перспективу, так как Суперждеты будут эксплуатироваться еще лет десять, и иметь возможность перевести их на парк отечественных двигателей - это разумная реальность. Только ПД-8 еще пилить лет пять будут с сертификацией.

    Сейчас большинство самолетов в мире делаются в кооперации. Даже Боинги и Айрбас далеко не все оборудование и системы производит не сами - по факту, они занимаются сборкой из покупных комплектующих со всего мира. Это мировая практика. У нас вой - не отечественное, ай-ай-ай. А деньги в разработку отечественного вы готовы давать?

    И продолжают лить воду про Суперджет под мозг плохо соображающих...
  8. -1
    6 сентября 2019 03:49
    Почему, почему? Потому, что Сердюка главой Росавиации назначили.
  9. +2
    6 сентября 2019 10:25
    Эксплуатация расставила все на места.
    Если до серийного производства летчики говорили - самолет тяжел, двигатель слаб, то эксплуатация выявила еще и экономические проблемы: отсутствие запчастей, низкий ресурс. Да и салон самолета неудобен - летал.
    Государство вмешалось в процесс, в котором чиновники ничего не понимают, выбрали некомпетентного в гражданской авиации производителя - в результате - финансовое фиаско. Деньги потрачены огромные, результат неоднозначный.
  10. +2
    6 сентября 2019 15:55
    Так называемая «рыночная ниша» в интервале 60-80 мест образовалась потому, что в самолёте с круглым поперечном сечении фюзеляжем, рассчитанным на установку 4-х кресел эконом-класса, высота подполья под салоном недостаточна для оборудования в нём багажника, и его приходится оборудовать в одном уровне с салоном, занимая место, на котором можно было бы разместить несколько рядов кресел, а в самолётах с салоном на 5 кресел в ряд, багажник уже помещается под полом. А поскольку отношение длины фюзеляжа к его диаметру не должно быть ни слишком большим (снижается уровень весового совершенства), ни слишком малым (неприемлемо ухудшается аэродинамика), то получается, что самолёт на 4 кресла в ряд экономически невыгодно делать длиннее, чем на 60 мест (при шаге кресел 0,81 м), а самолёт с фюзеляжем на 5 кресел в ряд – короче, чем на 100 мест. По уровню весового совершенства, 76-местный Ту-134 (4 кресла в ряд с шагом 0,75 м) безнадёжно проигрывал созданным в то же время или немного позже БАК1-11, Дугласу 9 и Фоккеру Ф-28 с фюзеляжами, рассчитанными на установку кресел по пять в ряд. Как следствие, несмотря на применение более экономичных двигателей, расход топлива на пассажиро-километр у «Тушки» был больше, чем у перечисленных выше иностранных конкурентов. Однако, неоптимально малая длина фюзеляжа дала о себе знать, и вдогонку «коротышкам» были созданы их удлинённые модификации, которые и вытеснили «коротышек» с рынка. Каковое обстоятельство, думается, следует принять во внимание тем, кто ратует за создание укороченного варианта Superjet'а.
  11. Комментарий был удален.
  12. Комментарий был удален.
  13. +1
    8 сентября 2019 11:17
    Везде разруха, депопуляция грамотных ИТР, ученых и очередные начальственные понты для распила бабла. Путинская система - 70% украсть, из оставшихся создать показуху. Со стороны государства есть запрос на показуху, нет запроса на грамотную в техническом смысле работу. Классический пример. Еще примеров маленькая тележка - не одна объявленная путинская вундерваля (пакфа, армата, сармат, буревестник, посейдон, суперждет, космодром восточный, ангара) не прошла процедуру госиспытаний и не производится крупносерийно. Потому, что такова негласная система 60-70% отпил, оставшиеся на показуху для отмывания отпиленного. Очевидно, о том, чтобы делать нормальные вещи, нормальным образом, речь вообще для них не идет. Везде сплошная прачечная. Все то, чем Россия могла быть, полностью украдено нынешним правящим классом. Эффективные менеджеры оказались эффективными ворами.