Забытый проект: водородная «Тушка» может обрести вторую жизнь

7
Несбывшаяся надежда советского авиапрома – водородный самолет Ту-155, был показан гостям МАКС-2019 в рамках исторической экспозиции. Последняя была организована фондом «Легенды авиации» при поддержке фонда «НАШЕ НЕБО».





Ту-155 стал первым пассажирским лайнером с криогенным двигателем. Совершив дебютный вылет в 1988 году, самолет эксплуатировался на протяжении 4-х лет, осуществив 150 успешных полетов. При этом, вместо токсичного керосина, в качестве горючего использовались водород и сжиженный газ. Однако, несмотря на очевидный успех, развал СССР, с последовавшими за ним экономическими трудностями, поставили «крест» на легендарном самолете.

Стоит отметить, что вопреки опасениям, связанным с взрывоопасностью водорода, и скептическому отношению к проекту в целом, Ту-155 выполнил 5 успешных полетов на водородном топливе. Для обеспечения максимальной безопасности, была спроектирована специальная система подачи топлива и его охлаждения.

Несмотря на то, что данный проект мог стать настоящим прорывом в отечественном авиапроме, он так и остался нереализованным.

Тогдашний уровень развития технологий не позволил воспринять его полноценно,

– подытожил Валерий Владимирович Архипов – бортинженер, выполнивший на Ту-155 почти все рейсы.

Однако еще не все потеряно. В рамках мероприятия МАКС-2019, инженер из ФГУП «РНЦ «Прикладная химия», Николай Сергеевич Прохоров, который в то время занимался разработкой водородного топлива для перспективного лайнера, выразил сдержанный оптимизм по поводу возобновления проекта. Он считает, что технологии, реализованные в Ту-155, могут быть использованы, например, при создании пассажирского сверхзвукового лайнера и воздушно-орбитального самолета. Аналогичной точки зрения придерживается и руководитель фонда «НАШЕ НЕБО», Алексей Николаев.

Стоит подчеркнуть, что высказанное функционерами мнение небезосновательно. Как заявил Прохоров, петербургский ГИПХ сейчас как раз занимается проектом по применению водорода и метана в качестве авиационного топлива.
7 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    5 сентября 2019 18:37
    Судя по всему, СССР, как в своё время и германский Третий рейх, оставил такое количество передовых технических наработок, что "ездить" на них можно ещё долгое время после его кончины... И как это в страшных тоталитарных системах возникали такие технические прорывы, что свободным демократиям и не снились?... Вот вопрос...
  2. +2
    5 сентября 2019 19:04
    Летать на самолёте можно, но если он под завязку заполнен водородом...? Утечка и такое " кешкельбе" (автор Равшан и Джамшуд). Взрывооасность жидкого водорода переоценить невозможно.
  3. 0
    6 сентября 2019 21:57
    Очередное УРА - может - не может у журналюг.
    Прям череда прорывных побед, ни одна из которых так в массовую серию и не пошла. И даже примерных цифр обычно нет о теоретических заказах.
    1. +1
      13 сентября 2019 09:05
      Ну, не совсем верно.
      Если бы в своё время не было абсолютно всё, кроме стремления продать и набить карманы, брошено на произвол. am За прошедшие 30 лет можно было бы этот сегмент довести до ума. Но это было никомушеньки не интересно, request удивительно, что этот прототип на цветмет не сдали или куда-нибудь в "Америки" за пару тугриков не сбагрили.
      Я думаю, экспортными заказами измерять качество и технологическую продвинутость изделий, это неверный путь.
      А в остальном, можно в этом отдельном случае "тушка" даже без кавычек писать. what
      1. 0
        13 сентября 2019 09:08
        Зато УРА-ХВАСТОВСТВО - верно.
        1. 0
          13 сентября 2019 09:13
          Это как в той сказке: bully

          Народный лекарь Богомол сухими, как травинки, руками начал дотрагиваться до Буратино.

          - Одно из двух, - прошелестел он, - или пациент жив, или он умер. Если он жив - он останется жив, или он не останется жив. Если он мертв - его можно оживить или нельзя оживить.

          - Шшшарлатанство, - сказала Сова, взмахнула мягкими крыльями и улетела на темный чердак.
  4. +2
    7 сентября 2019 05:29
    Водород, в сравнении с природным газом, проигрывает в ценовой конкуренции, при этом весьма взрывоопасен. Любая утечка весьма опасна. Природный газ в этом плане более безопасен и проще в обращении. Ту-155 - демонстратор технологии, его эксплуатация всё-таки несколько сложней обычных, и пока будет нефть, так демонстратором и останется. Как, собственно, и метановые ракетные двигатели, хоть КПД у них и выше.