Российский сверхзвуковой лайнер: Ту-160 остался не у дел

14
Российскому сверхзвуковому гражданскому лайнеру быть. Но создан он будет уже не на платформе «Белого лебедя». Отечественные авиастроители, потратив изрядное количество денег на проработку идеи президента Путина по превращению стратегического ракетоносца Ту-160 в бизнес-джет, в итоге деликатно ее отклонили. Сверхзвуковой самолет создадут у нас с нуля. Стоит ли овчинка выделки, и надо ли вкладывать бюджетные миллиарды в «игрушку» для сверхбогатых?





Довольно экзотическую идею - сделать на базе «Белого лебедя» гражданский сверхзвуковой лайнер - озвучил лично российский президент, который имел опыт полета на стратегическом бомбардировщике. Профильные ведомства угодливо начинание подхватили. Но уже тогда независимые эксперты указывали на ряд проблем, с которыми неизбежно столкнется такой проект.

Во-первых, это отсутствие необходимого двигателя. Силовая установка Ту-160 является двухрежимной, то есть, в сверхзвуковом режиме он летит только на форсаже, потребляя безумное количество топлива. Для военного самолета, чья задача уничтожить противника, это не проблема, для коммерческого лайнера – еще какая.

Напомним, что опыт создания и эксплуатации сверхзвуковых лайнеров уже есть. И советский Ту-144, и франко-британский «Конкорд», в итоге были сняты с производства. Официальной причиной были технические неполадки, реальной – банальная невыгодность их коммерческого использования. Билет, стоимостью в 5 тысяч долларов в один конец на «Конкорд», могли позволить себе очень немногие люди. И для советских граждан - отдать почти половину месячной зарплаты за полет на Ту-144 - было непростым решением.

Во-вторых, конструктивной особенностью «Белого лебедя» является то, что посередине он разделяется мощной балкой, которая делит его салон пополам. Для бизнес-джета решение не вполне оптимальное. Гражданская версия Ту-160 смогла бы перевозить еще меньшее количество пассажиров, чем канувшие в Лету «Конкорд» и Ту-144, что еще более удорожало бы стоимость билетов.

В итоге все получилось так, как и предполагали изначально скептики. Потратив 1,4 миллиарда на проектные работы, авиастроители пришли к выводу, что переделывать «Белого лебедя» нецелесообразно. Министр Мантуров заявил:

На базе этой платформы проект невозможен. У нас нет задачи поместить человека в капсулу и перевезти его между двумя точками в пространстве, преодолев сверхзвуковой барьер. У нас задача создать экономически оправданную модель самолета, отвечающую требованиям комфорта.


Интересно, что на этом у нас все никак не могут успокоиться. Теперь ОАК приступает к разработке нового гражданского сверхзвукового лайнера с нуля. Его вместимость должна составить от 16 до 19 человек, скорость - от 2000 до 3000 километров в час. Проблему с двигателями предполагают решить за счет глубокой модернизации и повышения топливной эффективности силовых установок, используемых на истребителях и фронтовой авиации.

Идея заключается в том, что хотя бы в этом сегменте перегнать «Боинг», который также ведет разработки в направлении гражданского сверхзвука. Но вот надо ли ударяться в такие крайности?

По предварительным оценкам, проект будет стоить минимум 10-12 миллиардов долларов. В наших реалиях бюджеты имеют свойство только возрастать, причем, весьма значительно. В качестве возможных покупателей лайнеров указывают монархии Персидского залива, которые уже проявили заинтересованность. Более никто, кроме шейхов и нескольких олигархов, не сможет позволить себе покупку такой дорогой игрушки и ее содержание.

Стоит ли овчинка выделки, или эти средства разумнее пустить в расширение модельного ряда отечественной ближнемагистральной и среднемагистральной гражданской авиации, и максимальное импортозамещение комплектующих для них?
14 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +9
    7 сентября 2019 10:01
    ВВП тогда спонтанно брякнул (не подумав?), а чиновники угодливо "подхватили идею" и скоренько "распилили", под изначально абсурдное "наилучшее пожелание президента", аж 1,4 миллиардища (из Статьи непонятно - рублей, долларов???) бюджетных денег (кто им позволил так бездумно транжирить, как каким-то богатеньким арабским шейхам, неужели все насущные проблемы России уже порешены - только и осталось, что "перековать" стратегические бомбардировщики в "пассажиров"?!)??! what
    1. +5
      7 сентября 2019 11:52
      Все так, как и должно было получиться...
      1. +1
        8 сентября 2019 19:54
        А денежки (наши с вами, между прочим) осели в угодливых карманах.
  2. +5
    7 сентября 2019 13:19
    Чиновников не искореним! Как и их желание учить нас, как нужно нам жить! Ведь ясно же было, что не получится сверхзвуковой бизнес - джет из Ту-160! И для этого не нужно быть авиаспециалистом! Достаточно немного почитать инфу в инете о проблемах создания сверхзвукового "авиапассажира"! Также почитать о конструкции военных "сверхзвуковиков", их особенностях... Этого достаточно, чтобы понять... Достаточно понять при элементарных инженерных расчётах! Но тут... belay надо было потратить 1,4 миллиарда, чтобы это "понять" ??!! Что это? Горячее желание "псих.больного" натянуть сову на глобус или вполне "разумное" решение российского чиновника попилить бюджет?
  3. +1
    7 сентября 2019 17:32
    Цитата: Nikolaevich I
    Горячее желание "псих.больного" натянуть сову на глобус или вполне "разумное" решение расейского чиновника попилить бюджет ?

    А вы как думаете? smile
    1. -1
      8 сентября 2019 03:03
      Бывают ситуации, когда лучше не уточнять... есть такое понятие, как "риторический вопрос"... больше простора для размышления... wink
  4. +2
    7 сентября 2019 19:22
    Прожекты, прожекты, прожекты... Да вы хотя бы замену для Кукурузника запустите в производство, да со своим двигателем. А полтора млрд. руб. спросить с Путина. Пусть возместит, не обеднеет. В следующий раз, может быть, подумает и промолчит, глядишь - и за умного сойдёт.
  5. +1
    7 сентября 2019 22:43
    Цитата: пищак
    ВВП тогда спонтанно брякнул (не подумав?), а чиновники угодливо "подхватили идею" и скоренько "распилили", под изначально абсурдное "наилучшее пожелание президента", аж 1,4 миллиардища (из Статьи непонятно - рублей, долларов???) бюджетных денег (кто им позволил так бездумно транжирить, как каким-то богатеньким арабским шейхам, неужели все насущные проблемы России уже порешены - только и осталось, что "перековать" стратегические бомбардировщики в "пассажиров"?!)??! what

    Не согласен. "Брякнул", хорошо подумав, с целью обретения нового престижа для страны. Как человек эмоциональный, считал, что такая переделка будет не столь дорогой. Тирания диктатора, в которой его обвиняют наши дерьмократы, конечно же, привела к тому, чтобы проект начал осуществляться, несмотря ни на что.
    Я лично со многим с ним не согласен. Например, перестал бы гладить по шерсти многих его окруженцев. И то, что он не карает и не расстреливает, доказывает его либеральные (в допустимом, как я думаю, пределе), убеждения.
  6. +1
    8 сентября 2019 01:31
    Цитата: пищак
    ...аж 1,4 миллиардища...

    Эти бы денежки да из бонусов руководства ОАК вычесть, они сильно не обеднеют, но впредь умнее станут....
  7. 0
    8 сентября 2019 04:05
    А первоисточник, на основе которого это всё написано, где можно посмотреть?
  8. 0
    8 сентября 2019 17:05
    Очередная лапша распила дала дуба. Чему тут удивляться.
  9. 0
    8 сентября 2019 19:47
    Понтярщик и подхалимы.
  10. DPN
    +1
    8 сентября 2019 20:52
    В СОЮЗЕ поняли, что летать на ТУ-144 советскому человеку дороговато, в наше время, кто хочет из российских миллионеров, летает на своих, а россиянину сверх звук и эта игрушка будет опять не по карману.
  11. +1
    10 сентября 2019 07:18
    Он летать где будет? Над океанами? Гражданским аэропланам летать со сверхзвуком над населёнными пунктами как-то запрещено. Ну да, при мне испытывался Ту-144, летал над пермской тайгой, разворачивался, не долетая Ханты-Мансийска с радиусом 300 километров и летел назад.
    А ещё помнится, Миттеран в Токио на "Конкорде" летел на 16 километрах высоты с промежуточной посадкой в Толмачёво. Кстати, такие самолёты на одном эшелоне не летают. У них "горка" по мере выработки топлива.
    И вообще, а почему сразу не ракетоплан? Ещё бы миллиардов десять потратили на проработку и заключение: "Не получается!"
    Ну и солнечная, и космическая радиация. В стратосфере пассажирам скафандры будут выдавать? У меня множество случаев было, когда на 12 километрах дозиметр в кабине пилотов выдавал сигналы опасности.