Россия поделится богатствами Арктики и Дальнего Востока с Индией и Японией

9
Россия – страна гигантских территорий и огромных природных богатств. Мы по привычке боимся китайской экспансии на Дальний Восток, видя в Пекине не только партнера, но и потенциальную угрозу. Вокруг Арктики, с ее нефтегазовыми месторождениями и Северным морским путем, активно водят хороводы США, страны ЕС и все тот же Китай. Но Москва сделала интересный ход, и мечты об Арктике, судя по всему, исполнятся совсем у других. «Роснефть» неожиданно пригласила в свои дальневосточные и арктические проекты Индию и Японию.





Дальневосточный СПГ


Накануне в российской столице был подписан Меморандум о создании совместного Координационного комитета, который будет регулировать взаимоотношения между компанией «Роснефть» и Токио по реализации нефтегазовых проектов. Напомним, японская SODECO и индийская ONGC, уже давно успешно осваивают, в рамках международного консорциума «Сахалин-1», месторождения острова.

Согласно новому соглашению, в российским поселке Де-Кастри Хабаровского края, будет построен завод по производству СПГ мощностью 6,2 миллиона тонн. Благодаря короткому транспортному плечу, отечественный сжиженный природный газ получит преимущество перед конкурентами из США и Катара на активно растущем Азиатско-Тихоокеанском рынке. В частности, от будущего завода до самой Японии - расстояние менее 700 километров. Но это только часть гораздо более амбициозного российского проекта.

«Восток-Ойл»


Гораздо перспективнее северный проект «Роснефти».

Во-первых, почти половина нашего сектора Арктики, общая площадь которого составляет 4,1 миллиона квадратных километров, считается потенциально нефтегазоносной. Уже доказанные запасы нефтяного эквивалента оцениваются в 511 миллиардов тонн.

Во-вторых, Северный морской путь представляет собой кратчайшую водную артерию, соединяющую Азию и Европу. Он все быстрее естественным путем расчищается ото льдов, но отечественные кораблестроители разрабатывают сверхмощные ледоколы, потенциально способные обеспечивать проводку даже в зимний период.

«Роснефть» вложила огромные средства в создание суперсовременной верфи «Звезда» в Приморье, где и будут строиться специализированные суда ледового класса. Новый флот обеспечит надежный транзит по Севморпути. Но одних кораблей для этого мало, необходимы масштабные инвестиции в арктическую инфраструктуру. Нужны буровые установки, трубопроводы, порты, терминалы, резервуары, дороги, аэродромы. Надо понимать, что первоначально основной нагрузкой на СМП будет углеводородное сырье.

В рамках проекта «Восток-Ойл», компания «Роснефть» предполагает построить 5500 километров трубопроводов, которые соединят крупнейшие месторождения, морские терминалы, мощностью 100 миллионов тонн в год, аэропорты и прочую инфраструктуру в тяжелейших климатических условиях Крайнего Севера. Леонид Крутаков, доцент Финансового университета при Президенте, поясняет:

«Восток Ойл» - это промышленный проект, который даст колоссальный эффект. Это дороги, аэропорты, это Северный морской путь. Без 80 миллионов тонн трафика он не оживет. Вот этот проект дает сто миллионов тонн трафика только углеводородов.


Инвестиции требуются соответствующие: они оцениваются в разбросе от 5 до 8,5 триллиона рублей. Неудивительно, что «Роснефть» обратилась за финансовой помощью не только к государству, но и к иностранным инвесторам. Примечательно, в пользу кого был сделан выбор. Индийский министр нефти Прадхан заявил:

Роснефть» предложила нам новый проект, и мы заинтересованы. Уверен, что в ближайшем будущем, индийские компании смогут расширить свое участие в новых проектах, выходящих в арктический регион России.


Также Нью-Дели приглашен к участию в создании нефтяного кластера на российском Дальнем Востоке. Судя по всему, Москва начинает проводить более многовекторную политику в азиатском направлении, не делая ставку на дружбу только с одним Китаем. И это правильно.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

9 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    6 сентября 2019 15:23
    Сотрудничество - это хорошо! Инвестиции, технологии и всё такое, НО! Контрольный пакет должен находится у российской стороны! Однозначно!
  2. -1
    6 сентября 2019 18:22
    - Конечно же... - толку от Индии - просто никакого... - И все индийские инвестиции мало что дают... Но уже хорошо то, что это не Китай... - Хоть это радует...
    - Хоть с кем России налаживать отношения - хоть с инопланетянами.., но только не с китайцами...
  3. 0
    7 сентября 2019 04:10
    Но отечественные кораблестроители разрабатывают сверхмощные ледоколы, потенциально способные обеспечивать проводку даже в зимний период.

    «Роснефть» вложила огромные средства в создание суперсовременной верфи «Звезда» в Приморье, где и будут строиться специализированные суда ледового класса. Новый флот обеспечит надежный транзит по Севморпути. Но одних кораблей для этого мало, необходимы масштабные инвестиции в арктическую инфраструктуру. Нужны буровые установки, трубопроводы, порты, терминалы, резервуары, дороги, аэродромы. Надо понимать, что первоначально основной нагрузкой на СМП будет углеводородное сырье.

    В рамках проекта «Восток-Ойл», компания «Роснефть» предполагает построить 5500 километров трубопроводов, которые соединят крупнейшие месторождения, морские терминалы, мощностью 100 миллионов тонн в год, аэропорты и прочую инфраструктуру.

    - Но в реале всё оказалось не так просто:

    Речь идет о международных проектах Роснефти, Газпромнефти и НОВАТЭК (Ямал СПГ-2, Арктик СПГ-2, и других). Однако, стройка стоимостью более 200 миллиардов рублей, превратилась в долгострой и потеряла всякий смысл. Первоначально судоверфь должны были запустить в виде ее первой очереди в строй еще в 2013-2014 годах. Еще полтора года назад планировали успеть до конца 2019 года, но в сентябре текущего года пришлось констатировать, что сроки "уехали" еще на год-полтора.
    1. -1
      7 сентября 2019 04:16
      Путинская судоверфь "Звезда" оказалась в китайских руках.
      Отчаявшись достроить ССК "Звезда" в Приморском крае, консорциум ее операторов отдал подряд китайской госкомпании CSCEC.
      С 2009 года в городе Большой Камень Приморского края строится "уникальная" судоверфь "Звезда", которая предназначена для производства судов-газовозов ледовых классов. Изначально предполагалось, что таким образом России удастся избавиться от закупок газовозов в Южной Корее, а также закрыть потребности структур, ведущих добычу углеводородов в Арктике.

      Судостроительный комплекс «Звезда» (ООО «ССК "Звезда"», до 2013 года - «Звезда-DSME») - российская государственная верфь на базе ОАО ДВЗ «Звезда» (Дальневосточный завод «Звезда», входит в состав Дальневосточного центра судостроения и судоремонта) в городе Большой Камень Приморского края РФ. Первоначально, с 2009 года верфь строило СП «Звезда ДСМЕ», где у Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) было 80%, а у южнокорейской кораблестроительной Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering Co. (DSME) - 20%. После выхода иностранцев из проекта комплекс с 2013 года строит консорциум «Роснефти», Газпромбанка и «Роснефтегаза» - «Современные технологии судостроения» (СТС).
      Речь идет о международных проектах Роснефти, Газпромнефти и НОВАТЭК (Ямал СПГ-2, Арктик СПГ-2, и других). Однако, стройка стоимостью более 200 миллиардов рублей, превратилась в долгострой и потеряла всякий смысл. Первоначально судоверфь должны были запустить в виде ее первой очереди в строй еще в 2013-2014 годах. Еще полтора года назад планировали успеть до конца 2019 года, но в сентябре текущего года пришлось констатировать, что сроки "уехали" еще на год-полтора:

      «Роснефть» с партнерами может не успеть завершить в 2019 году строительство первой очереди суперверфи «Звезда». Срок ввода нескольких объектов может быть сдвинут на год после расторжения контракта с подрядчиком, рассказали РБК один из подрядчиков верфи и источник, близкий к правительству.
      Кто же будет продолжать строительство верфи? Еще в августе СМИ сообщили, что государственная китайская корпорация China State Construction Engineering Corporation, предложила «Роснефти» отдать ей без конкурса подряд на достройку объектов первой очереди верфи «Звезда» на 45 миллиардов рублей.

      Как заявил советник президента РФ Андрей Белоусов на деловом завтраке Восточного экономического форума во Владивостоке, китайцы уже вовсю приступили к работе и у них "хорошая зарплата":

      "С моей точки зрения с большим отрывом будет выходить кадровая проблема. Мы запланировали большие стройки – БАМ, Транссиб, порты. Кто будет это все делать? Вчера были на "Звезде", работают в три смены, все китайцы. Причем получают хорошую зарплату. Потому что в Приморье нет ни одной подрядной организации, которая могла бы на себя взять работу".
      Почему у РФ хронически нет рабочих рук на Дальнем Востоке, почему там людей обманывают и не платят им деньги, и почему многие российские строительные компании от путинских мега-проектов заканчивают банкротством, секретом не является. Такова политика.

      Примечательно то, что верфь "Звезда" так и не помогла дохлому российскому машиностроению: все оборудование для нее было заказано в Китае и частично в странах Европы. Также не получится и создать на ее базе свой центр проектирования судов-газовозов. Верфь будет лишь сборочным цехом корпусов газовозов южнокорейской компании Samsung Heavy Industries. С декларируемым импортозамещением не получилось настолько, что, например, американская корпорация General Electric получила эксклюзивные права на поставку гребных винтов и вспомогательного оборудования (движительно-рулевые колонки и подруливающие устройства).

      А российский производитель (Центр судоремонта «Звездочка», входит в государственную Объединенную судостроительную корпорацию, ОСК) - в будущем не сможет оснащать своими винтами газовозы, строящиеся в ССК "Звезда".

      - Ну, за китайцев можно порадоваться...
      1. -1
        7 сентября 2019 04:24
        То есть, США или Южная Корея смогут в любой момент "выключить" судоверфь "Звезда", банально отрубив ей поставки комплектующих. Тогда как на Дальнем Востоке у РФ нет даже своего листопрокатного производства: единственный цех, способный катать судовой прокат - на заводе "Амурсталь" - был закрыт за ненадобностью в 2012 году...

        В довершение всего, в начале этого года выяснилось, что судоверфь "Звезда" будет строить газовозы по цене в 1,5-2 раза выше, чем у корейских судостроителей.

        - И как резюме:

        Суда на «Звезде» стоят дороже, чем в Корее или у других судостроительных компаний, рассказывали «Ведомостям» несколько контрагентов «Звезды». Они же говорили, что «Звезда» предлагала исполнить контракты примерно на 20–40% дороже рынка. В начале года «Звезда» направляла в Минпромторг письмо, в котором указывала, что строительство газовозов Arc7 для проекта «Арктик СПГ – 2» может стоить до $603 млн за штуку (при заказе 15 судов), писал «Коммерсантъ». Аналогичное судно стоит в Корее $305 млн, говорил гендиректор агентства «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров.
        То есть, вместо импортозамещения, развития своего судостроения, машиностроения, проектирования судов и создания какого-то конкурентного производства потратили миллиарды долларов на сборочный цех южнокорейской фирмы! Продукция которого будет стоить в полтора-два раза дороже, чем оригинал! И чье существование отдано полностью на откуп иностранным поставщикам комплектующих! Надо все-таки уметь так сделать.
        1. 0
          7 сентября 2019 04:34
          - А как всё хорошо начиналось:

          С 2009 года в городе Большой Камень Приморского края строится "уникальная" судоверфь "Звезда", которая предназначена для производства судов-газовозов ледовых классов. Изначально предполагалось, что таким образом России удастся избавиться от закупок газовозов в Южной Корее, а также закрыть потребности структур, ведущих добычу углеводородов в Арктике.

          - Но в реале... - такой вот "звериный оскал капитализма"....
          - Ну, а то "милое недавнее шоу" с представителями "щедрой могучей Индии" и "лукавой Японии" - уже мало может повлиять на реальный ход событий... - Печальненько...
          1. 123
            +1
            15 сентября 2019 23:08
            Прочитал всю Вашу "конкретику". Если вкратце, то судостроение на Дальнем Востоке в глубокой..., как бы это поделикатней выразиться.... в кризисе. А кто с этим спорит? С этим по всей России не все гладко, а тут еще специфика региона добавляется. С населением там проблема. Вы же не поедете корабли строить? Я тоже не собираюсь. Даже от нас из Сибири далековато. Корабли такого класса Россия никогда не строила, да и СССР их в Японии закупал. За весь ХХ век судостроение не являлось сильной стороной России, еще при царе батюшке много чего за границей закупали. "Варяг" - и тот в Англии строили. При СССР акцент делался на военном кораблестроении. Остальное раскидывали по "братским" странам. Польша, ГДР и далее по списку. Ожидать, что с приходом Путина все волшебным образом само по себе расцветет, по меньшем мере, наивно. Медленно, со скрипом, но судостроение поднимается. По сути, отрасль создается заново. А она наукоемкая и финансовых вложений требует огромных. Военное кораблестроение рассматривать не будем. Недавно построили первый за 60 лет круизный лайнер (правда, речной), но все-таки построили. Постройку судов на подводных крыльях возобновили. Трайлеры помаленьку клепают, ледоколы строят. Кстати, ледоколы и суда ледового класса - это разные вещи. С ледоколами у нас не так все плохо, строятся помаленьку. Даже если и китайцы с корейцами на Дальнем Востоке на верфи работают, это уже хорошо, надо же с чего-то начинать. Постепенно и сами делать научатся. В-общем, ничего сверхнового я тут не узнал, откуда столько эмоций - непонятно.
            Еще непонятно, чем Вам Индия не нравится?

            ...толку от Индии - просто никакого... - И все индийские инвестиции мало что дают.

            И почему

            ...уже мало может повлиять на реальный ход событий.

            Японцы с индусами вообще-то собираются газ добывать, а не корабли строить. Почему от этого толку не будет - непонятно.
          2. 123
            0
            16 сентября 2019 16:56
            Перечитал еще раз Ваши комментарии на свежую голову. Стало интересно, откуда черпаете информацию. Нашел на Яндекс Дзен. "Путинская судоверфь "Звезда" оказалась в китайских руках». Автор некто Павел Тайков.
            Я лучше сразу про статью напишу, все равно в Ваших комментариях одни цитаты оттуда целыми абзацами.

            Стройка стоимостью более 200 миллиардов рублей, превратилась в долгострой и потеряла всякий смысл.

            Да, долгострой, но почему она потеряла смысл? Что, верфь не нужна? Ее строили только для этих 15 газовозов и все? А потом тупо закрыть?

            СМИ сообщили, что государственная китайская корпорация China State Construction Engineering Corporation предложила «Роснефти» отдать ей без конкурса подряд на достройку объектов первой очереди верфи «Звезда» на 45 миллиардов рублей.

            Там есть такая синенькая ссылочка на источник:

            https://www.rbc.ru/business/13/08/2019/5d5125cd9a79479ea5f4db06

            Переходим, читаем:

            Конкурс на строительство цехов пока не объявлен, следует из сведений о закупках для верфи. CSCEC хотела бы получить контракт без конкурса как единственный поставщик, утверждают оба собеседника РБК.

            Представитель «КитайСтрой» подтвердил интерес к проекту, но опроверг предложение компании получить подряд без конкурса. По его словам, «КитайСтрой» готовит документацию для прохождения процедуры аккредитации в качестве подрядчика «Звезды». После этого компания планирует принять участие в конкурсе.

            Как из этих двух абзацев автор делает такой вывод? Любая компания хотела бы получить контракт без конкурса, в том числе и данная китайская, как и турецкие, и сербские компании, работающие в России. Собеседники из «РБК» считают, что китайцы хотят, китайцы говорят, что готовятся к участию в конкурсе. В итоге имеем: Дочернее предприятие корпорации China State Construction Engineering Corporation (CSCEC), «КитайСтрой» в соответствии с законодательством участвует в конкурсе. Уверен, что она победит. CSCEC одна из крупнейших в мире корпораций, имеет компетенцию по постройке подобных объектов. Конкурентов в конкурсе у нее просто нет. Конкурс в данном случае - формальность. Ну нет у нас на Дальнем Востоке подобных компаний. Это как с «Росатомом» в конкурсе тягаться. Никого же не удивляет, что он АЭС по всему миру строит. Даже если контракт будет заключен без торгов, законодательством предусмотрена такая возможность. Так что, мне непонятно, откуда столько эмоций? Китайцы же не истерят по поводу строительства у них атомных станций «Росатом».

            Почему у РФ хронически нет рабочих рук на Дальнем Востоке, почему там людей обманывают и не платят им деньги, и почему многие российские строительные компании от путинских мега-проектов заканчивают банкротством, секретом не является. Такова политика.

            И там ссылочка:

            https://reddevol.com/articles/putinskaya_sudoverf_zvezda_upala_v_kitayskie_lapyi

            Переходим, читаем...

            Наш блог уделяет большое внимание проекту "Звезда" в Приморском крае.

            Что? Вы серьезно? Один блогер пишет на основании статьи другого блогера, а тот, в свою очередь, сошлется еще на одного, и так по кругу. И тут опять ссылочки на источники в «РБК»... Мы это будем обсуждать? Да, строительство потенциально коррупционная отрасль. Кстати, на Сицилии мафиози традиционно в этой отрасли крутятся. И проблем там полно, но считать истиной в последней инстанции или надежным источником какого-то тухлого блогера, по-моему, перебор.

            Все оборудование для верфи было заказано в Китае и частично в странах Европы.

            Я не знаю, откуда у автора такая информация, ссылку он не оставил. Допускаю, что это правда, ну и что? Когда показывают верфь «Звезда», обычно в кадре мелькает большой такой желтый кран. Это китайский «Голиаф», у нас такие не делают. Купили их, если не ошибаюсь, 2 штуки. Сколько еще может понадобиться? Один? Может, два? Это на всю страну. Вам не кажется, что проще их купить, чем проектировать и налаживать производство. Производителей такой техники единицы. Вполне возможно, что по многому оборудованию так. Еще в советские времена станки для судостроения из Японии чуть ли не контрабандой доставляли.

            Не получится и создать на ее базе свой центр проектирования судов-газовозов.

            Почему? Переходим по ссылочке:

            https://ria.ru/20190904/1558279265.html

            Читаем:

            В соответствии с подписанным документом, Samsung Heavy Industries станет технологическим партнером проекта и передаст ССК "Звезда" техническую спецификацию, а также права на проектную документацию проекта судов. Корейская компания также окажет содействие в разработке рабочей конструкторской документации АО "ЦКБ "Лазурит".

            Помните, такие суда у нас раньше не делали. Покупают готовые разработки, права на проектную документацию. Вы считаете, лучше начать с нуля и заново изобрести велосипед? И при этом потратить немаленькую кучку денег на разработку, испытания, исправления ошибок. Вам не кажется, что это будет дороже и времени займет прилично. А в это время будут писать, что опять эта преступная власть все слила, сколько лет делает, лучше бы за границей купили.

            General Electric получила эксклюзивные права на поставку гребных винтов и вспомогательного оборудования (движительно-рулевые колонки и подруливающие устройства).

            Откуда у автора такая информация? Ссылки он не оставил. Достоверность информации под вопросом. Так что, не факт.

            Российский производитель (Центр судоремонта «Звездочка») в будущем не сможет оснащать своими винтами газовозы, строящиеся в ССК "Звезда". Иначе попадет под американские санкции, которые поставят вообще крест на "Звезде".

            Откуда вывод? Смотрим ссылочку…. А она опять на «авторитетнейшее» мнение того же самого тухлого блогера...

            https://reddevol.com/articles/ssk_zvezda_igorya_sechina_zakatilas_za_koreyskiy_metall

            Причем по ссылке нет ни слова - ни про General Electric, ни про винты, вообще ни слова. Там гундеж про газовозы в целом, железо для их постройки, даже самолет МС-21 захватили. Про винты нету.
            А тем не менее, на «Звездочке» начали выпускать те самые рулевые колонки

            https://www.aoosk.ru/press-center/news/zvezdochka-sozdala-pervuyu-otechestvennuyu-dvizhitelno-rulevuyu-kolonku-bolshoy-moshchnosti/

            и санкции им по барабану, они давно под санкциями.

            https://tass.ru/ekonomika/3584609

            В довершение всего, в начале этого года выяснилось, что судоверфь "Звезда" будет строить газовозы по цене в 1,5-2 раза выше, чем у корейских судостроителей.

            Во-первых, не вижу ничего удивительного, что строительство на «Звезде» дороже. У корейцев давно налажено производство и логистика. У нас все только строится. Но все же проверим, откуда вывод, по традиции переходим по ссылке:

            https://www.vedomosti.ru/business/articles/2019/02/17/794352-verf-zvezda

            Читаем…

            "Звезда" предлагала исполнить контракты примерно на 20-40% дороже рынка», плюс еще 0,5% себестоимости, если сталь будет Российская.

            Вот такая разница - 20-40% и 1,5-2 раза (это 50-100%).
            Вывод: Информация автора статьи недостоверна, источники сомнительны, выводы высосаны из пальца или откуда там он их высасывает.
            Теперь о Вас. Я так понял, вы - женщина впечатлительная и доверчивая. Прочитаете какую-то галиматью и спешите поделиться с общественностью, а потом удивляетесь, что вас не ценят и не понимают. Осмелюсь дать совет. Не читайте эти помойки, а если читаете - не спешите их содержание выкладывать. Вам же стыдно потом будет.
  4. -1
    7 сентября 2019 13:23
    С приглашением Индии я согласен, а вот японцев на пушечный выстрел нельзя подпускать.