ГЛОНАСС: есть ли будущее у одного из главных достижений современной России

8
Если не рассматривать прямое советское наследие в лице станции «Мир», и не брать в расчет амбициозные проекты следующих десятилетий, такие, как предполагаемая высадка российских космонавтов на Луну, то ГЛОНАСС можно назвать важнейшим научно-техническим достижением постсоветской России.





Судите сами. На сегодняшний день лишь две страны имеют глобальные системы спутниковой навигации: Россия (ГЛОНАСС) и США (GPS). Есть еще европейская Galileo – совместный проект спутниковой системы навигации Европейского союза и Европейского космического агентства. Но полностью развернуть спутниковую группировку хотят только в 2020-м. То же самое касается китайской BeiDou. Справедливости ради, сомневаться в том, что китайцы доведут начатое до конца, не приходится. Во всем, что касается космоса и технологий, вообще, Китай движется семимильными шагами.

Российский ГЛОНАСС, как и его американский аналог, является системой двойного назначения: может выполнять, как военные, так и гражданские функции. При этом и GPS, и российская система, находятся в ведении военных.

По сути, без холодной войны ни одна, ни другая системы просто бы не родились. Отечественная глобальная спутниковая система берет свое начало еще в 70-х. Затем случились всем известные трудности и распад страны, и сроки неоднократно переносили. Еще одним ударом стали «проклятые 90-е»: в 2001 году в рамках системы осталось всего лишь шесть спутников, в то время, как еще в 1995-ом, было 24. Экстренные меры и взлет цен на нефть позволило на время стабилизовать ситуацию, а в 2010 году общее количество спутников ГЛОНАСС было доведено до 26. Таким образом, группировку полностью развернули для полного покрытия земного шара. Несомненное достижение, но увы, вскоре начались новые проблемы.

Новый век – старые технологии


В 2003 году система сменилась вторым поколением спутников – «Глонасс-М». От спутников первого поколения новые аппараты отличаются увеличенным гарантированным сроком активного существования. Один спутник должен действовать семь лет. Точность определения местоположения объектов, в сравнении с более ранними версиями, удалось повысить в 2,5 раза.

Однако, в целом, поводов для радости не много. Ранее журнал "Технологии и средства связи" привел данные, согласно которым, средний срок активного существования спутника ГЛОНАСС вырос с 2,7 года в 80 годы до 4,3 года в конце 90-х. А затем за первые 10 лет XXI столетия упал до 3,8 года. За этот же период средний срок активного существования спутника GPS вырос с 12 лет в 80-е годы до 15 лет за первые 10 лет XXI века. Разница просто колоссальная.

При этом Россия, для поддержания в работоспособном состоянии космического сегмента ГЛОНАСС, должна ежегодно тратить на создание и запуск навигационных спутников сотни миллионов долларов. И с каждым годом находить деньги становится все сложней, а технические риски, наоборот, возрастают. Напомним, недавно аппарат «Глонасс-М № 745» вывели из состава группировки на временное обслуживание.

Сейчас в орбитальную группировку входят 27 спутников, 21 из них используются по целевому назначению, один находится на этапе летных испытаний, еще два – в резерве. Для гарантированного глобального покрытия необходимо иметь 24 работающих спутника.

– сообщило тогда ТАСС.

И хотя систему все еще можно считать глобальной, формально она уже таковой не является.



Проблемы импортозамещения


В августе этого года РИА Новости сообщили, что более половины спутников системы ГЛОНАСС, работают за пределами гарантийного срока. Просроченные спутники нужно менять. На смену «Глонасс-М» мог прийти «Глонасс-К», гарантированный срок активного существования которого, составляет 10 лет. Запуск первого спутника «Глонасс-К» успешно произвели в январе 2011 года, но 30 ноября 2014 года, вывели второй и последний «Глонасс-К». Как писали тогда СМИ, у этого аппарата 90% электроники – импорт. Западные санкции раз и навсегда поставили на проекте крест. Инженерам пришлось сосредоточиться на новом, уже сугубо российском, «Глонасс-К2», который хотели запустить уже в 2017 году.

Но эти планы тоже пришлось отложить. В мае 2019 года, генеральный директор Роскосмоса, Дмитрий Рогозин, во время лекции в МГУ им. М. В. Ломоносова заявил, что ожидать первого запуска «Глонасс-К2» стоит не раньше конца текущего года.

Конец 2019 - начало 2020 года – мы переходим на новый космический аппарат «Глонасс-К2». Он полностью укомплектован на российской компонентной базе.

– заявил Рогозин. Ранее, напомним, сообщалось, что всего Минобороны заказало три таких спутника с увеличением их числа в будущем.

В мае 2019 года, Коммерсантъ также сообщал о планах использовать для запусков «Глонасс-К2» в будущем ракету-носитель «Ангара».

Первый запуск двух аппаратов «Глонасс-К2» с помощью ракеты «Ангара» должен состояться в первом квартале 2024 года. В следующий раз «Ангара» должна вывести на орбиту по два спутника системы в третьем и четвертом кварталах 2025 года.

– говорится в Стратегии развития ГЛОНАСС до 2030 года.


Сложно сказать, удастся ли хоть что-то соблюсти из намеченной в ней стратегии. Однако уже сейчас очевидно, что нас, скорее всего, ждут новые переносы срока и расплывчатые заявления чиновников. Справедливости ради отметим, что Рогозина тоже можно понять: поставленная задача по полноценному серийному производству спутников из российских комплектующих, на данный момент невыполнима. И закупка электроники за рубежом была вовсе не «предательством интересов страны», а обычной необходимостью, без которой группировка ГЛОНАСС вообще не могла существовать.

Тенденции такого рода – отличительная особенность современной глобализации. Сейчас ни одна страна мира, даже такая мощная, как США, не сможет строить самолеты, спутники или, например, морские суда, полагаясь исключительно на свою собственную элементную базу. В этом смысле показательна история с незаслуженно критикуемым самолетом «Суперджет». Кому-то не нравится, что он не полностью российский. Но в то же время, у таких гигантов, как Boeing и Airbus, ситуация точно такая же, или, по меньшей мере, похожа. И это не является серьезным препятствием для эксплуатации.

Поэтому функционирование российской спутниковой группировки будет напрямую зависеть от отношений с сильными мира сего, в том числе – Европой и Соединенными Штатами. Если страна и дальше будет находиться в изоляции, то шансов на нормальное развитие космической индустрии будет не больше, чем у стран-изгоев, таких, как Северная Корея или Иран.
8 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    8 сентября 2019 11:33
    Нет будущего, потому что нет своей компонентной базы, а в частности, своей антирадиационной компонентной базы. А чтобы она была, вместо того, чтобы в тучные нулевые проводить баблопильные олимпиады и гнать триллионы$ за лужу, нужно было на все это, когда не было санкций, покупать фабрики по производству электронных компонентов и готовить свои кадры, т.е. создавать свою серьезную, современную электронную промышленность. Сейчас уже поздно, наличие отсутствия вышеперечисленного - везде отсталость, разруха, депопуляция грамотных ИТР, ученых и очередные начальственные понты - для распила бабла. Это путинская система - 70% украсть, из оставшихся создать показуху. Со стороны государства есть запрос на показуху, нет запроса на грамотную в техническом смысле работу. Примеров маленькая тележка - не одна объявленная путинская вундерваля (пакфа, армата, сармат, буревестник, посейдон, суперждет, космодром восточный, ангара) не прошла процедуру госиспытаний и не производится крупносерийно. Потому, что такова негласная система 60-70% отпил, оставшиеся на показуху для отмывания отпиленного. Очевидно, о том, чтобы делать нормальные вещи, нормальным образом, для этого государства речь вообще для них не идет. Везде сплошная прачечная. Все то, чем Россия могла быть, полностью украдено нынешним правящим классом. Эффективные менеджеры оказались эффективными ворами.
    1. 123
      +1
      8 сентября 2019 16:05
      Вы не слишком наивны? Просто взять и купить фабрику по производству электронных компонентов? Вспомните, как "Опель" хотели купить, а тут электроника..... И извините, откуда у Вас точные цифры по "украсть и отпилить"? Вы в теме? Или сами посчитали? Если сами - по какой методике? Я посмотрел в окно, прошел по улице, не вижу "прачечной"? Где она? Адрес хоть один укажите. Везде - значит нигде.
      И еще, задрали уже со своей олимпиадой. Один тут авианосцы хотел на эти деньги построить, второй электронику производить. Не слишком ли много вместо одной олимпиады? На эти деньги построили мосты, дороги, вокзалы, спорткомплексы, благоустроили город.
      1. 0
        11 сентября 2019 02:03
        Адрес хотите? Адрес один - Москва, Кремль. Там сидит руководство, которое генерирует политику для этих прачечных.
        Потом еще раз все эти пак фа, арматы, сарматы, буревестники, посейдоны, суперждеты, новый космодром восточный, ангара не прошли процедуру госиспытаний и/или не производится крупносерийно. Будете оспаривать этот факт? Если судить по результатам деятельности в ВПК, научном и космическом секторе в путинском государстве уже не хватает научной, инженерной базы и квалификации даже для крупных проектов.
        Если же судить по отзывам людей, реально работающих в этой сфере, везде процветает тотальное воровство и кумовство, везде блатная обслуга, блатные эффективные менеджеры и гнобят, и вытесняют квалифицированных инженерных и научных специалистов.
        Про эти мосты, дороги, вокзалы, спорткомплексы, построенные при Олимпиаде, вообще могли бы не писать. Хотя, в принципе, вас понимаю - как-то же нужно зарабатывать на жизнь.
  2. +2
    8 сентября 2019 13:33
    Для не очень хорошо информированных уточню: согласно законам США, все продажи высоко-технологичного оборудования и его составляющих, и даже за рубежом, если содержат элементы технологий разработанных (скупленных) США, подлежат регулированию правительством США. Все это к продаже для нас запрещено, вообще, еще до 13 года. Технологию для производства процессоров, на два поколения отставшую от сегодняшнего дня (лет 20), удалось закупить и модернизировать, теперь потихоньку разрабатываются и внедряются в производство соответствующие комплектующие. По ГЛОНАССу. В настоящее время действует программа замены импортных комплектующих для спутников системы ГЛОНАСС, по ней полная замена импортных комплектующих запланирована к 2023 году. В настоящее время система работоспособна, и даже автор отметил, что есть наличие резервных спутников. И еще, есть ли здесь инженеры, которые знают, что значит термин - проведение мероприятий по продлению срока эксплуатации, или только писатели. В свое время за это даже премии неплохие выплачивали.
    1. 0
      11 сентября 2019 03:45
      Все это к продаже для нас запрещено, вообще, еще до 13 года.

      До 13 года, это когда? 2001? 2010? Чтобы не быть голословным, приведите, пожалуйста, название или ссылку на самый ранний нормативный акт по запрету экспорта технологий и оборудования. Если судить по информации в сети, самые ранние санкции на электронику пошли с 2012 г. Теперь вопрос - что мешало покупать на Западе технологии до санкций? И потом, разве современные технологии есть только в США? Вопрос ведь не столько в том, чтобы покупать конечный продукт, а в том, чтобы организовать учебный процесс, чтобы делать потом все самим. Наверно, все это нереально, когда вся политика государства, в принципе, заточена под распил и воровство.
  3. +2
    8 сентября 2019 16:44
    Провалили импортозамещение, деньги слямзили, и теперь опрадываются....
    А нафига стараться, если только у Рогозина зарплата - как у 6 космонавтов.... Им и так хорошо.
  4. +1
    11 сентября 2019 09:25
    В настоящее время, орбитальная группировка российской глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС включает 27 космических аппаратов (25 "Глонасс-М" и два "Глонасс-К"), из которых 21 работает по целевому назначению, два находятся в орбитальном резерве, один - на этапе летных испытаний и три - на техническом обслуживании. Для глобального покрытия Земли навигационными сигналами системы нужно 24 работающих спутника. В ноябре планируется отправить на орбиту еще один спутник.
  5. +1
    11 сентября 2019 09:39
    Бюро промышленности и безопасности (англ. Bureau of Industry and Security (BIS)) - агентства Министерства торговли США, которое занимается вопросами, касающимися национальной безопасности и высоких технологий. Бюро возглавляет заместитель министра торговли по промышленности и безопасности.
    Задача бюро - продвигать экономические интересы и национальную безопасность США. Деятельность включает в себя регулирование экспорта товаров и технологий двойного назначения, обеспечение соблюдения законов об экспортном контроле, мониторинг жизнеспособности оборонно-промышленной базы США, установление связей между государственным и частным секторами для защиты инфраструктуры страны.

    https://ru.wikipedia.org

    А по каждому конкретному случаю отказа и запрета - смотрите сами. Последний известный факт - отсутствие согласия на продажу суперджетов Ирану, потому что в них свыше 10% составляющих из США.