ГЛОНАСС: есть ли будущее у одного из главных достижений современной России
Если не рассматривать прямое советское наследие в лице станции «Мир», и не брать в расчет амбициозные проекты следующих десятилетий, такие, как предполагаемая высадка российских космонавтов на Луну, то ГЛОНАСС можно назвать важнейшим научно-техническим достижением постсоветской России.
Судите сами. На сегодняшний день лишь две страны имеют глобальные системы спутниковой навигации: Россия (ГЛОНАСС) и США (GPS). Есть еще европейская Galileo – совместный проект спутниковой системы навигации Европейского союза и Европейского космического агентства. Но полностью развернуть спутниковую группировку хотят только в 2020-м. То же самое касается китайской BeiDou. Справедливости ради, сомневаться в том, что китайцы доведут начатое до конца, не приходится. Во всем, что касается космоса и технологий, вообще, Китай движется семимильными шагами.
Российский ГЛОНАСС, как и его американский аналог, является системой двойного назначения: может выполнять, как военные, так и гражданские функции. При этом и GPS, и российская система, находятся в ведении военных.
По сути, без холодной войны ни одна, ни другая системы просто бы не родились. Отечественная глобальная спутниковая система берет свое начало еще в 70-х. Затем случились всем известные трудности и распад страны, и сроки неоднократно переносили. Еще одним ударом стали «проклятые 90-е»: в 2001 году в рамках системы осталось всего лишь шесть спутников, в то время, как еще в 1995-ом, было 24. Экстренные меры и взлет цен на нефть позволило на время стабилизовать ситуацию, а в 2010 году общее количество спутников ГЛОНАСС было доведено до 26. Таким образом, группировку полностью развернули для полного покрытия земного шара. Несомненное достижение, но увы, вскоре начались новые проблемы.
В 2003 году система сменилась вторым поколением спутников – «Глонасс-М». От спутников первого поколения новые аппараты отличаются увеличенным гарантированным сроком активного существования. Один спутник должен действовать семь лет. Точность определения местоположения объектов, в сравнении с более ранними версиями, удалось повысить в 2,5 раза.
Однако, в целом, поводов для радости не много. Ранее журнал "Технологии и средства связи" привел данные, согласно которым, средний срок активного существования спутника ГЛОНАСС вырос с 2,7 года в 80 годы до 4,3 года в конце 90-х. А затем за первые 10 лет XXI столетия упал до 3,8 года. За этот же период средний срок активного существования спутника GPS вырос с 12 лет в 80-е годы до 15 лет за первые 10 лет XXI века. Разница просто колоссальная.
При этом Россия, для поддержания в работоспособном состоянии космического сегмента ГЛОНАСС, должна ежегодно тратить на создание и запуск навигационных спутников сотни миллионов долларов. И с каждым годом находить деньги становится все сложней, а технические риски, наоборот, возрастают. Напомним, недавно аппарат «Глонасс-М № 745» вывели из состава группировки на временное обслуживание.
– сообщило тогда ТАСС.
И хотя систему все еще можно считать глобальной, формально она уже таковой не является.
В августе этого года РИА Новости сообщили, что более половины спутников системы ГЛОНАСС, работают за пределами гарантийного срока. Просроченные спутники нужно менять. На смену «Глонасс-М» мог прийти «Глонасс-К», гарантированный срок активного существования которого, составляет 10 лет. Запуск первого спутника «Глонасс-К» успешно произвели в январе 2011 года, но 30 ноября 2014 года, вывели второй и последний «Глонасс-К». Как писали тогда СМИ, у этого аппарата 90% электроники – импорт. Западные санкции раз и навсегда поставили на проекте крест. Инженерам пришлось сосредоточиться на новом, уже сугубо российском, «Глонасс-К2», который хотели запустить уже в 2017 году.
Но эти планы тоже пришлось отложить. В мае 2019 года, генеральный директор Роскосмоса, Дмитрий Рогозин, во время лекции в МГУ им. М. В. Ломоносова заявил, что ожидать первого запуска «Глонасс-К2» стоит не раньше конца текущего года.
– заявил Рогозин. Ранее, напомним, сообщалось, что всего Минобороны заказало три таких спутника с увеличением их числа в будущем.
В мае 2019 года, Коммерсантъ также сообщал о планах использовать для запусков «Глонасс-К2» в будущем ракету-носитель «Ангара».
– говорится в Стратегии развития ГЛОНАСС до 2030 года.
Сложно сказать, удастся ли хоть что-то соблюсти из намеченной в ней стратегии. Однако уже сейчас очевидно, что нас, скорее всего, ждут новые переносы срока и расплывчатые заявления чиновников. Справедливости ради отметим, что Рогозина тоже можно понять: поставленная задача по полноценному серийному производству спутников из российских комплектующих, на данный момент невыполнима. И закупка электроники за рубежом была вовсе не «предательством интересов страны», а обычной необходимостью, без которой группировка ГЛОНАСС вообще не могла существовать.
Тенденции такого рода – отличительная особенность современной глобализации. Сейчас ни одна страна мира, даже такая мощная, как США, не сможет строить самолеты, спутники или, например, морские суда, полагаясь исключительно на свою собственную элементную базу. В этом смысле показательна история с незаслуженно критикуемым самолетом «Суперджет». Кому-то не нравится, что он не полностью российский. Но в то же время, у таких гигантов, как Boeing и Airbus, ситуация точно такая же, или, по меньшей мере, похожа. И это не является серьезным препятствием для эксплуатации.
Поэтому функционирование российской спутниковой группировки будет напрямую зависеть от отношений с сильными мира сего, в том числе – Европой и Соединенными Штатами. Если страна и дальше будет находиться в изоляции, то шансов на нормальное развитие космической индустрии будет не больше, чем у стран-изгоев, таких, как Северная Корея или Иран.
Судите сами. На сегодняшний день лишь две страны имеют глобальные системы спутниковой навигации: Россия (ГЛОНАСС) и США (GPS). Есть еще европейская Galileo – совместный проект спутниковой системы навигации Европейского союза и Европейского космического агентства. Но полностью развернуть спутниковую группировку хотят только в 2020-м. То же самое касается китайской BeiDou. Справедливости ради, сомневаться в том, что китайцы доведут начатое до конца, не приходится. Во всем, что касается космоса и технологий, вообще, Китай движется семимильными шагами.
Российский ГЛОНАСС, как и его американский аналог, является системой двойного назначения: может выполнять, как военные, так и гражданские функции. При этом и GPS, и российская система, находятся в ведении военных.
По сути, без холодной войны ни одна, ни другая системы просто бы не родились. Отечественная глобальная спутниковая система берет свое начало еще в 70-х. Затем случились всем известные трудности и распад страны, и сроки неоднократно переносили. Еще одним ударом стали «проклятые 90-е»: в 2001 году в рамках системы осталось всего лишь шесть спутников, в то время, как еще в 1995-ом, было 24. Экстренные меры и взлет цен на нефть позволило на время стабилизовать ситуацию, а в 2010 году общее количество спутников ГЛОНАСС было доведено до 26. Таким образом, группировку полностью развернули для полного покрытия земного шара. Несомненное достижение, но увы, вскоре начались новые проблемы.
Новый век – старые технологии
В 2003 году система сменилась вторым поколением спутников – «Глонасс-М». От спутников первого поколения новые аппараты отличаются увеличенным гарантированным сроком активного существования. Один спутник должен действовать семь лет. Точность определения местоположения объектов, в сравнении с более ранними версиями, удалось повысить в 2,5 раза.
Однако, в целом, поводов для радости не много. Ранее журнал "Технологии и средства связи" привел данные, согласно которым, средний срок активного существования спутника ГЛОНАСС вырос с 2,7 года в 80 годы до 4,3 года в конце 90-х. А затем за первые 10 лет XXI столетия упал до 3,8 года. За этот же период средний срок активного существования спутника GPS вырос с 12 лет в 80-е годы до 15 лет за первые 10 лет XXI века. Разница просто колоссальная.
При этом Россия, для поддержания в работоспособном состоянии космического сегмента ГЛОНАСС, должна ежегодно тратить на создание и запуск навигационных спутников сотни миллионов долларов. И с каждым годом находить деньги становится все сложней, а технические риски, наоборот, возрастают. Напомним, недавно аппарат «Глонасс-М № 745» вывели из состава группировки на временное обслуживание.
Сейчас в орбитальную группировку входят 27 спутников, 21 из них используются по целевому назначению, один находится на этапе летных испытаний, еще два – в резерве. Для гарантированного глобального покрытия необходимо иметь 24 работающих спутника.
– сообщило тогда ТАСС.
И хотя систему все еще можно считать глобальной, формально она уже таковой не является.
Проблемы импортозамещения
В августе этого года РИА Новости сообщили, что более половины спутников системы ГЛОНАСС, работают за пределами гарантийного срока. Просроченные спутники нужно менять. На смену «Глонасс-М» мог прийти «Глонасс-К», гарантированный срок активного существования которого, составляет 10 лет. Запуск первого спутника «Глонасс-К» успешно произвели в январе 2011 года, но 30 ноября 2014 года, вывели второй и последний «Глонасс-К». Как писали тогда СМИ, у этого аппарата 90% электроники – импорт. Западные санкции раз и навсегда поставили на проекте крест. Инженерам пришлось сосредоточиться на новом, уже сугубо российском, «Глонасс-К2», который хотели запустить уже в 2017 году.
Но эти планы тоже пришлось отложить. В мае 2019 года, генеральный директор Роскосмоса, Дмитрий Рогозин, во время лекции в МГУ им. М. В. Ломоносова заявил, что ожидать первого запуска «Глонасс-К2» стоит не раньше конца текущего года.
Конец 2019 - начало 2020 года – мы переходим на новый космический аппарат «Глонасс-К2». Он полностью укомплектован на российской компонентной базе.
– заявил Рогозин. Ранее, напомним, сообщалось, что всего Минобороны заказало три таких спутника с увеличением их числа в будущем.
В мае 2019 года, Коммерсантъ также сообщал о планах использовать для запусков «Глонасс-К2» в будущем ракету-носитель «Ангара».
Первый запуск двух аппаратов «Глонасс-К2» с помощью ракеты «Ангара» должен состояться в первом квартале 2024 года. В следующий раз «Ангара» должна вывести на орбиту по два спутника системы в третьем и четвертом кварталах 2025 года.
– говорится в Стратегии развития ГЛОНАСС до 2030 года.
Сложно сказать, удастся ли хоть что-то соблюсти из намеченной в ней стратегии. Однако уже сейчас очевидно, что нас, скорее всего, ждут новые переносы срока и расплывчатые заявления чиновников. Справедливости ради отметим, что Рогозина тоже можно понять: поставленная задача по полноценному серийному производству спутников из российских комплектующих, на данный момент невыполнима. И закупка электроники за рубежом была вовсе не «предательством интересов страны», а обычной необходимостью, без которой группировка ГЛОНАСС вообще не могла существовать.
Тенденции такого рода – отличительная особенность современной глобализации. Сейчас ни одна страна мира, даже такая мощная, как США, не сможет строить самолеты, спутники или, например, морские суда, полагаясь исключительно на свою собственную элементную базу. В этом смысле показательна история с незаслуженно критикуемым самолетом «Суперджет». Кому-то не нравится, что он не полностью российский. Но в то же время, у таких гигантов, как Boeing и Airbus, ситуация точно такая же, или, по меньшей мере, похожа. И это не является серьезным препятствием для эксплуатации.
Поэтому функционирование российской спутниковой группировки будет напрямую зависеть от отношений с сильными мира сего, в том числе – Европой и Соединенными Штатами. Если страна и дальше будет находиться в изоляции, то шансов на нормальное развитие космической индустрии будет не больше, чем у стран-изгоев, таких, как Северная Корея или Иран.
Информация