Отказ от нефтяной трубы: что стоит за угрозами Лукашенко в адрес России

21
«Интеграционный вопрос» грозит окончательно испортить «брак по расчету» Белоруссии и России. Минск намертво вцепился в свой статус «союзника Москвы» с особыми правами, но без особых обязательств. Александр Лукашенко пригрозил заменить российскую нефть, прокачиваемую по трубопроводу «Дружба», на сырье из США, Саудовской Аравии и Азербайджана. Нефть, эта «черная кровь» мировой экономики, может встать между двумя братскими народами.





Александр Григорьевич заявил, что Минск прорабатывает альтернативный «северный маршрут»:

Я прямо сказал российским властям. И через Польшу, через Прибалтику. Наработки есть. Но если мы через Польшу начнем поставлять нефть, то мы заберем две нитки нефтепровода „Дружба“, по которому на экспорт идет российская нефть.


О чем же конкретно идет речь?

«Дружба» - это советский проект взаимопомощи восточноевропейским странам с социалистическими режимами. Он является крупнейшим в мире магистральным нефтепроводом, общая длина трубы составляет 8900 километров. «Дружба» делится на северный и южный участки. В северный входят, кроме Белоруссии, Германия, Польша, Литва и Латвия. Через южный участок есть соединение с Украиной.

Ежегодно по северной ветке через территорию Белоруссии прокачивается почти 50 миллионов тонн нефти. По объективным причинам именно Москва является главным поставщиком углеводородов для Минска. Белорусские партнеры неплохо устроились, получая, как друзья, нефть с большой скидкой, перерабатывая и продавая нефтепродукты на экспорт. Дело хорошее, выгодное.

Однако изменившаяся геополитическая обстановка потребовала от наших белорусских друзей определенных ответных шагов. Общее ухудшение экономического положения в России и «проблема 2024», могут быть решены за счет углубления интеграции в рамках Союзного государства. Но Минск отчего-то энтузиазмом не воспылал, напротив, начал всячески уклоняться от реального объединения. «Налоговый маневр», ведущий к лишению всех экономических преференций, стал одним из способов давления Москвы на белорусские власти.

Александр Григорьевич образно назвал действия Кремля попыткой его «наклонить», и, в свою очередь, пригрозил ударить по нашей общей «Дружбе». Дело достаточно серьезное. Белоруссия действительно может волевым решением переключиться на закупку американской, саудовской или азербайджанской нефти, а Кремль потеряет и рынок РБ, и транзит дальше в Европу. В этом антироссийском проекте Минск могут поддержать очень многие. Политолог Игорь Шатров поясняет:

Это возможность для Польши - заработать на транзите, а для Литвы - еще и обеспечить работой порты, которые испытывают недостаток грузов для перевалки, потому что Россия уже практически не использует портовую инфраструктуру прибалтийских государств.


Другой вопрос - готов ли Александр Григорьевич реально зайти так далеко в своем торге? Отказ от российской нефти неминуемо приведет к удорожанию сырья для промышленности и потребителей. Также можно не сомневаться в резком ухудшении отношений с Москвой, для которой «труба – святое».

Политологи успокаивают тем, что подобные заявления белорусского лидера связаны с его предвыборной риторикой, рассчитанной на внутреннюю аудиторию. Президент Лукашенко - опытный политик, который без крайней нужды не станет переходить «красную линию». Его слова – весомый аргумент в переговорах. Значит, будут договариваться дальше.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

21 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    9 сентября 2019 14:03
    Отказ от нефтяной трубы: что стоит за угрозами Лукашенко в адрес России.

    Да ничто не стоит за этими угрозами, очередной пиар с их стороны и поднятие своего рейтинга - и не более того. Никто им не будет и не сможет поставлять нефть, в разы дешевле нашей. В убыток себе, ради них, никто не будет работать. Если так было легко, как они говорят, что тогда эту нефть не берут?
  2. +4
    9 сентября 2019 17:37
    Ну почему же, Вон наши соседи - "скакуны", которых национальная гордыня "божественной идентичности" гложет уже около 80 лет, могут запросто обойтись и без поставок нефти и газа из России, покупая её же у Чехии-Словакии и Польши, пусть и втридорога, но зато не у клятых москалей.То же самое может сделать и Бацька - паны поляки помогут с СПГ и нефтью из Америки, ведь не Лукашенко же будет платить из своего кармана, а простые белорусы, и во всём обвинит Россию, он же ещё тот шантажист и аферист, и Госдеп сделает всё, чтобы Беларусь пошла по кровавым стопам Украины, с майданом в Минске, горящими покрышками и своей "небесной сотней"... Это же только полный... не понимает, что там всё к этому и идёт, и мира уже между нами не будет, а наши трусоватые власти будут только "озабочиваться" и грозить лавровским пальчиком, и поставлять Бацьке по дешевке наше новейшее вооружение, а мозги у большинства белорусов уже достаточно промыты ненавистью к России, как и у укробандеровцев.
    1. +3
      10 сентября 2019 07:43
      Вы правы, вероятность такого сценария весьма высока. Если Путин перегнет палку с интеграцией, то Лука может это сделать. Вон и Болтон уже прилетал на консультации.
      1. +2
        10 сентября 2019 10:10
        Цитата: Маржецкий
        Вы правы, вероятность такого сценария весьма высока. Если Путин перегнет палку с интеграцией, то Лука может это сделать. Вон и Болтон уже прилетал на консультации.

        Конечно! Сделать можно многое, только толку от этого не будет. А где они будут брать деньги, чтобы расплатиться за эти поставки, опять у Нас будут деньги клянчить.
    2. +1
      10 сентября 2019 10:05
      ...могут запросто обойтись и без поставок нефти и газа из России, покупая её же у Чехии-Словакии и Польши.

      Пока у них есть запасы законсервированного на хранение газа, они будут с этим справляться. Но они уже пломбы с него сорвали, а это может означать только то, что не так все гладко, выходит, с этими поставками.
      Валентин, а что они тогда травой топятся, если они нашли поставщиков?
    3. +1
      10 сентября 2019 17:01
      Если пойдет майдан, то батька первый же слетит. А потом будет проситься в Ростов.
  3. +4
    10 сентября 2019 10:48
    Цитата: SERGEY SERGEEVICS
    ...могут запросто обойтись и без поставок нефти и газа из России, покупая её же у Чехии-Словакии и Польши.

    Пока у них есть запасы законсервированного на хранение газа, они будут с этим справляться. Но они уже пломбы с него сорвали, а это может означать только то, что не так все гладко, выходит, с этими поставками.
    Валентин, а что они тогда травой топятся, если они нашли поставщиков?

    Переориентация поставок - вопрос принципиальный, дорогостоящий и долгий. Но если решение будет принято, то это все...
    Пока дело на уровне словесной угрозы, но она не пустая.
    1. +4
      10 сентября 2019 12:38
      Вы же прекрасно помните всё то, что предшествовало украинскому майдану, а мы их предупреждали, что

      Не ходите, дети, в Африку гулять...

      т.е. в Европу, не согласовав с нами все аспекты дальнейшего сосуществования двух БРАТСКИХ народов, но... Как Вы помните, ещё в 2004 году Ющенко назвал Россию врагом №-1, а с чьей подачи - Вы догадываетесь, вот тогда-то они и начали нас шантажировать и газовой трубой, и прокачкой газа, и стоимостью этой прокачки, и что они теперь очень гордые европейцы, и им никаких скидок на газ от России не надо, а давайте им европейскую цену. Ну, Юля поехала в Москву, и там так и сделала, и по контракту газ им стал намного дороже, и власти "незалэжной", как обычно, обвинили в этом Россию, и что мы уже не братья, и никогда ими не были. У янки одна метода по распространению "цветных революций" и продвижения "демократии" в недружественных к ним странах, где огнём и мечом, а где кнутом с пряником. Украина (бандеровско-галичанская) с радостью пошла на это, устроив у себя переворот и гражданскую войну, когда несколько тысяч галичанских нациков поставили на колени 42-х миллионную Украину, и теперь Вашингтон всё это перенёс на Белоруссию, как по кальке, и осталось только ждать, когда заполыхает Минск, так как население этой страны ментально и вероисповедально не однородно, там полно своих. И "белых", и "красных", и "зелёных", и нужна только небольшая искорка, и из неё может возгореться такое же пламя, как и на Украине. И чтобы этого не произошло, нам нужно не сюсюкать с Бацькой, а убирать его, не важно, как. Но так, как это делают США в других странах, и ставить вместо него пророссийского наместника, ведь дальнейшие шаги Лукашенко будут прямой и явной угрозой безопасности нашего государства, и на основании договора о дружбе и сотрудничестве, мы имеем полное право ввести туда свои войска, для предотвращения государственного переворота,
      ведь Белоруссия - последний наш форпост от дичающего Запада....Понятно, что в нашем Генштабе и СБ РФ уже всё предусмотрено, но всё это идёт как- то скользко, мутно и медленно, а "Анаконда" всё сдавливает, и сдавливает, и каково смотреть на это нам, народу России.
      1. +2
        10 сентября 2019 14:48
        ...на основании договора о дружбе и сотрудничестве, мы имеем полное право ввести туда свои войска для предотвращения государственного переворота.

        Войска мы имеем право ввести, а будет ли это сделано, вот в чем вопрос. В принципе, здесь маленько другая ситуация, могут и ввести. Я считаю, что их президент не будет менять нас на полосатиков, как бы там ни было и как бы там палку не гнули. Он прекрасно понимает, к чему это может привести их страну, если начнет заигрывать с полосатиками. Да и опыт уже имеется, достаточно поглядеть, что стало с теми странами, кто начал заигрывать с полосатиками.
        1. +1
          10 сентября 2019 14:55
          К чему тогда эти периодические публичные истерики, какой в них тогда смысл? Что это за требования компенсаций за Чернобыль? Нормальный такой заход по-европейски.
          1. +1
            10 сентября 2019 14:57
            Просто так, в открытую, деньги им никто давать не будет. Нужен просто очередной повод для этого.
            1. +1
              10 сентября 2019 15:00
              Вы неправы, деньги им как раз давали без всяких "поводов" - приезжал, просил, давали.
              1. +1
                10 сентября 2019 15:07
                Вы неправы.

                Я просто высказал своё мнение по этому факту, так же, как Вы, тоже не знаете реальных мотивов этих слов, только так же можете предполагать.

                ...деньги им как раз давали без всяких "поводов -, приезжал, просил, давали.

                Так и у нас многое чего изменилось в стране, чтобы в открытую им так давать.
          2. 0
            11 сентября 2019 09:07
            Это ТОРГ! Он выторговывает себе пост, на мой взгляд, в Объединённом государстве!
      2. +1
        11 сентября 2019 09:05
        Валентин, я хоть и поставил вам "+", но не совсем с вами согласен. И вот почему!
        АГЛ - не! Он прекрасно понимает, ЧЕМ ему грозит разрыв с Россией. Давайте немного вернёмся назад в исторической последовательности взаимоотношений РФ и РБ постсоветского периода. Помните, когда заговорили впервые о взаимной интеграции? И знаете, что было предметом договорённостей? А вот что - Лукашенко становился Премьером совместного государства!!! Эта договорённость была, когда у кормушки в России был ещё олигархат (почему они согласились с этим - загадка!). Меня вот что смущает - когда к власти пришёл ВВП, то прежние договорённости в АГЛ о "премьерстве" пошли лесом! И вот этого "гордая душа поэта" не стерпела. И начались взбрыки и шантаж. А ведь всё было не так уж и плохо - просто надо выполнять свои обещания. Т.е. пообещали ему премьерство - вести эту линию до конца. Вопрос в том, насколько он будет компетентен - можно было урегулировать в первый же срок его действительной работы. Может быть, он и справился БЫ! А нет - поменять премьера для высшего руководства - не проблема невозможности. Кроме того, белорусское руководство ещё со времён СССР показало себя с хорошей стороны, и не их вина, что во главе Союза никто из них не был. Есть даже предположение, что ИХ намеренно не допускали. А ведь бардак и развал Страны Советов осуществляли выходцы из УССР (!). И что было бы, если во главе Советского Союза были бы руководители с белорусскими корнями...этого мы теперь НИКОГДА не узнаем...а жаль!
        Подведём итог - если российская сторона выполнит свою часть договора с Лукашенко, то, подозреваю, и он перестанет кабыздиться.
        ...................Но это лишь моё предположение. И я не претендую на истину.....................
    2. +3
      11 сентября 2019 08:49
      Все эти польские и прибалтийские поставки это, конечно, хорошо...Но кто ПЛАТИТЬ будет? Кто будет оплачивать строительство и закупки всего и вся? Белорусы? Сомневаюсь - они и так сидят на дотационной игле России. Если ЭТО произойдёт - Россия обрежет поддержку белорусской экономики (возьмём это, как предположение). И АГЛ это ПРЕКРАСНО знает! А вот тогда экономика РБ рухнет в пропасть, ибо спонсировать их ЕС или американцы НЕ СТАНУТ (пока у власти АГЛ). И вот тогда...тогда майдан там полыхнёт с такой силой, что нацистский переворот в куевском пределе покажется детсадом. Ведь мы с украинскими территориями уже прошли (мы раньше, а они позже) майдановские технологии. Мы получили прививку (хоть и не до конца, но большая часть населения России не пойдёт на повтор развала государства, если...если власти не сдуркуют), свержения власти. Украинцы СЕЙЧАС проходят свой этап болезни (получится у них или нет - неизвестно ещё). А вот белорусы...эти так и остались в "замороженном" состоянии и их "майдан" ещё впереди! А может, его и не будет, если бацька не станет дурью маяться и интеграция до 2024 года произойдёт. А на нет и суда нет - дальше всё в историческом тумане.
      Потому все эти разговоры о "переориентациях", рассуждения о прожектах, которые НИКОГДА НЕ БУДУТ ИСПОЛНЕНЫ. Ибо всё это - пустые угрозы, на грани русофобии. А "товар" по имени "русофобия" очень востребован на Западе (чем украинствующие и пользуются). Вот и бацька решил сыграть в похожую игру - мол, смотрите, и я могу переметнуться (чем это ему грозит ЛИЧНО - он прекрасно понимает, а потому дальше слов у НЕГО дело не пойдёт). Единственное, что я бы сделал на месте наших властей - заявил бы:

      Правда? А ну давайте - действуйте! Мы готовы посмотреть, ЧТО у вас получится.

      И, запасшись семечками, и заняв место в первом ряду, готовиться созерцать действо под названием "белорусский майдан". А он произойдёт (там уже всё "устаканилось" и резкие перемены народ не потерпит!) - падение уровня жизни наступит мгновенно - без российской поддержки экономика РБ нежизнеспособна, что бы тут верещать не начали некоторые "экспёрды".
      ...Вот такая вот картинка! ...
  4. +2
    10 сентября 2019 14:46
    Уже традицией становится, что каждый раз после публичных слов Путина о том, что пора бы на деле, а не на словах, строить союзное государство, так бацька начинает отвечать плевками в сторону России.
    1. 0
      11 сентября 2019 09:08
      Это торг!!! И больше ничего.
      1. 0
        11 сентября 2019 11:03
        С вышеописанным с Вами я вполне согласен, но вот здесь не совсем, или может я не догоняю - "текущий момент" - это не торг, а настоящий шантаж, или сейчас эти слова синонимы?
  5. 0
    11 сентября 2019 09:02
    Цитата: A.Lex
    И, запасшись семечками и заняв место в первом ряду, готовиться созерцать действо под названием "белорусский майдан". А он произойдёт (там уже всё "устаканилось" и резкие перемены народ не потерпит!) - падение уровня жизни наступит мгновенно - без российской поддержки экономика РБ не жизнеспособна, что бы тут верещать не начали некоторые "экспёрды".

    Я бы не стал шутить такими вещами.
    1. +1
      20 сентября 2019 12:13
      Сергей, а это не шутки...Это вполне вероятное будущее РБ, если...Если АГЛ так и будет - "и нашим, и вашим". Не возможно быть "ласковым телятей" в данный момент - ты или друг, или враг...третьего не дано (тем более, что твоя экономика зависит от соседа и при этом крутить задом то к нему, то от него?).