«Новейший» вертолет Ми-38: это провал?
Советский многоцелевой вертолет Ми-8 постепенно отживает свое: если что-то и создавать ему на замену, то создавать нужно быстро.
Вертолетостроение - одно из направлений, где Россия справедливо находится в числе лидеров. Ситуация здесь лучше, чем была несколько десятилетий назад. Если с 2003 по 2006, «Вертолеты России» производили меньше 100 машин в год, то в 2014 удалось произвести более 280 вертолетов разного назначения. Однако затем начался новый спад, и за 2017 было построено только 205 винтокрылых машин.
«Вертолеты России» все еще можно формально отнести к числу мировых лидеров в области вертолетостроения, однако здесь нужно учесть один важный факт. В западных странах статистика, как правило, учитывает показатели отдельно взятых производителей вертолетов, таких, как Airbus Helicopters или, например, Bell Helicopter. В случае с РФ, речь идет о целом холдинге, который объединяет вообще все (ну, или почти все) конструкторские бюро, заводы и предприятия страны, связанные с разработкой и производством вертолетов. Включая АО «Московский вертолетный завод имени М. Л. Миля», АО «Камов», ПАО «Казанский вертолетный завод» и ряд других организаций по всей России.
Здесь уже статистика выглядит не так «красиво», хотя РФ все еще есть что показать на мировом рынке. Главным образом, это, конечно, машины, разработанные в советские годы, которые традиционно отличает привлекательное для стран так называемого «третьего мира», соотношение цена/качество. Сюда относятся не только Ми-8 и Ми-24, но и Ми-28Н и Ка-52, которые тоже ведут свою родословную от советских разработок.
Если последние два могут похвастаться солидными заказами от Воздушно-космических сил России и завидным интересом со стороны арабских стран, то еще одна советская разработка - многоцелевой Ми-38 - «дышит на ладан». А ведь это один из важнейших авиационных проектов страны, который, по идее, должен был предопределить развитие всей вертолетостроительной отрасли на много десятилетий, и закрепить позиции страны на этом поприще. Средний многоцелевой вертолет, выступая в качестве базы, как для военных, так и для гражданских разработок, должен пользоваться популярностью. Иначе в нем нет вообще никакого смысла.
Однако, имея возможности, сравнимые с возможностями Ми-8, новая машина почти не вызывала никакого интереса: ни внутри страны, ни за ее пределами. Рассмотрим более детально.
Грузоподъемность нового аппарата - 5000 килограмм, а на внешней подвеске он может поднимать в небо до 6000 кг. Грузоподъемность у Ми-8 составляет примерно 4000 килограмм. Вместимость у новинки может достигать 30 пассажиров, что больше, чем у Ми-8. Но все же новую машину можно рассматривать, как преемника Ми-8, который произвели серией более чем 12 тысяч единиц. Что же пошло не так?
Напомним, проектировать Ми-38 начали еще в 1981-м году, а в 1989-м модель машины презентовали на Ле-Бурже. Первый полет вертолет выполнил только в 2003 году, и до сих пор построили лишь четыре опытных экземпляра.
В 2018 году, в Казани запустили серийное производство Ми-38. «В настоящее время, в запуске в производство на КВЗ, находятся пять вертолетов Ми-38 в вариантах, предназначенных, как для Министерства обороны РФ, так и в гражданской комплектации», - сказал в январе прошлого года собеседник Интерфакса.
Серийный Ми-38, с салоном повышенной комфортности, показали на МАКС-2019. Тогда же генеральный директор «Вертолетов России», Андрей Богинский, заявил об интересе к новинке со стороны одной из лизинговых компаний, однако, насколько можно судить, в рамках прошедшего авиасалона не было заключено ни одного контракта с зарубежным заказчиком на поставки Ми-38 (либо же мы по какой-то причине о них не знаем).
Словом, хороших новостей для вертолета нет, хотя в теории МАКС мог стать звездным часом для этой и для других авиастроительных новинок России. Среди причин возможной неудачи, эксперты называют сложные отношения между Россией и Западом, и связанные с этим санкции. Как писал недавно «Военно-промышленный курьер», с американскими двигателями PW127TS, применявшимися на начальном этапе испытаний, машина могла показывать выдающиеся летно-технические качества. Российские двигатели ТВ7-117В, по словам журналиста, уже не удовлетворяют высоким требованиям XXI века.
- пишет издание.
В целом, «Военно-промышленный курьер» просто в очередной раз озвучил тезисы, хорошо известные всем еще с момента распада СССР. В частности, что даже относительно удачные двигатели поздней советской поры, по сумме качеств уступали лучшим западным. И что семейство ТВ7-117, при всем желании, нельзя назвать чем-то новым и революционным.
Чтобы сделать вертолет по-настоящему востребованным, придется, как минимум, налаживать производственную кооперацию с другими странами, в частности, с теми, которые производят наиболее технически совершенные двигатели.
И все же серийный Ми-38, так или иначе, появится на свет. Вопрос лишь в сроках и в количестве выпущенных вертолетов. Подобно тому, как мы это видели в случае с Sukhoi Superjet 100, вертолет будет «держать на плаву» государство. В августе этого года стало известно, что государственная корпорация развития России ВЭБ.РФ, профинансирует производство первого серийного вертолета Ми-38.
- говорится в пресс-релизе организации.
Одним из основных эксплуатантов вертолета, скорее всего, станет Минобороны. В августе этого года в Сети разместили фото первого образца нового российского вертолета Ми-38Т — армейской модификации многоцелевого Ми-38. Машина получила необычную «кислотную» окраску: видимо, с целью привлечения большего внимания. Тогда же блог bmpd напомнил, что контракт между российским Минобороны и АО «Вертолеты России» на поставку опытной партии из двух вертолетов Ми-38 военной модификации заключили в 2017 году. До конца этого года военным должны поставить два таких вертолета.
Что же касается крупносерийного производства, то его перспективы более чем туманные. Главная проблема видится в цене, которая при мелкосерийном выпуске заведомо будет очень высокой. Усугубляет ситуацию тот факт, что сам по себе вертолет Ми-38 больше и сложнее, чем Ми-8. А значит — в любом случае будет стоить дороже.
Уместно напомнить еще одну важную деталь. Во время февральского посещения зампредом российского правительства по вопросам оборонно-промышленного комплекса Юрием Борисовым «Улан-Удэнского авиационного завода», была продемонстрирована новая версия Ми-8, получившая обозначение Ми-171А3, представляющая собой гибрид фюзеляжа современного типа, используемого на Ми-38, и элементов Ми-171А2. То есть, пока что даже сама Россия не готова отказываться от бюджетной «восьмерки». Что же касается других стран, то пока что Ми-38 не готов к полноценной конкуренции за мировой рынок.
Времени на его продвижение остается все меньше, так как эксперты прогнозируют «вертолетную революцию», связанную с резким увеличением скоростей и возможным отказом от вертолетов привычных схем, в том числе - Ми-38.
Вертолетная сверхдержава
Вертолетостроение - одно из направлений, где Россия справедливо находится в числе лидеров. Ситуация здесь лучше, чем была несколько десятилетий назад. Если с 2003 по 2006, «Вертолеты России» производили меньше 100 машин в год, то в 2014 удалось произвести более 280 вертолетов разного назначения. Однако затем начался новый спад, и за 2017 было построено только 205 винтокрылых машин.
«Вертолеты России» все еще можно формально отнести к числу мировых лидеров в области вертолетостроения, однако здесь нужно учесть один важный факт. В западных странах статистика, как правило, учитывает показатели отдельно взятых производителей вертолетов, таких, как Airbus Helicopters или, например, Bell Helicopter. В случае с РФ, речь идет о целом холдинге, который объединяет вообще все (ну, или почти все) конструкторские бюро, заводы и предприятия страны, связанные с разработкой и производством вертолетов. Включая АО «Московский вертолетный завод имени М. Л. Миля», АО «Камов», ПАО «Казанский вертолетный завод» и ряд других организаций по всей России.
Здесь уже статистика выглядит не так «красиво», хотя РФ все еще есть что показать на мировом рынке. Главным образом, это, конечно, машины, разработанные в советские годы, которые традиционно отличает привлекательное для стран так называемого «третьего мира», соотношение цена/качество. Сюда относятся не только Ми-8 и Ми-24, но и Ми-28Н и Ка-52, которые тоже ведут свою родословную от советских разработок.
Мышь против горы
Если последние два могут похвастаться солидными заказами от Воздушно-космических сил России и завидным интересом со стороны арабских стран, то еще одна советская разработка - многоцелевой Ми-38 - «дышит на ладан». А ведь это один из важнейших авиационных проектов страны, который, по идее, должен был предопределить развитие всей вертолетостроительной отрасли на много десятилетий, и закрепить позиции страны на этом поприще. Средний многоцелевой вертолет, выступая в качестве базы, как для военных, так и для гражданских разработок, должен пользоваться популярностью. Иначе в нем нет вообще никакого смысла.
Однако, имея возможности, сравнимые с возможностями Ми-8, новая машина почти не вызывала никакого интереса: ни внутри страны, ни за ее пределами. Рассмотрим более детально.
Грузоподъемность нового аппарата - 5000 килограмм, а на внешней подвеске он может поднимать в небо до 6000 кг. Грузоподъемность у Ми-8 составляет примерно 4000 килограмм. Вместимость у новинки может достигать 30 пассажиров, что больше, чем у Ми-8. Но все же новую машину можно рассматривать, как преемника Ми-8, который произвели серией более чем 12 тысяч единиц. Что же пошло не так?
Напомним, проектировать Ми-38 начали еще в 1981-м году, а в 1989-м модель машины презентовали на Ле-Бурже. Первый полет вертолет выполнил только в 2003 году, и до сих пор построили лишь четыре опытных экземпляра.
В 2018 году, в Казани запустили серийное производство Ми-38. «В настоящее время, в запуске в производство на КВЗ, находятся пять вертолетов Ми-38 в вариантах, предназначенных, как для Министерства обороны РФ, так и в гражданской комплектации», - сказал в январе прошлого года собеседник Интерфакса.
Серийный Ми-38, с салоном повышенной комфортности, показали на МАКС-2019. Тогда же генеральный директор «Вертолетов России», Андрей Богинский, заявил об интересе к новинке со стороны одной из лизинговых компаний, однако, насколько можно судить, в рамках прошедшего авиасалона не было заключено ни одного контракта с зарубежным заказчиком на поставки Ми-38 (либо же мы по какой-то причине о них не знаем).
Словом, хороших новостей для вертолета нет, хотя в теории МАКС мог стать звездным часом для этой и для других авиастроительных новинок России. Среди причин возможной неудачи, эксперты называют сложные отношения между Россией и Западом, и связанные с этим санкции. Как писал недавно «Военно-промышленный курьер», с американскими двигателями PW127TS, применявшимися на начальном этапе испытаний, машина могла показывать выдающиеся летно-технические качества. Российские двигатели ТВ7-117В, по словам журналиста, уже не удовлетворяют высоким требованиям XXI века.
На серийные машины ставят наши силовые установки, климовские - но, как посетовал один из сотрудников фирмы Миля, это совсем не та песня, которая задумывалась изначально. То есть, движки остаются самым слабым местом нашей авиации.
- пишет издание.
В целом, «Военно-промышленный курьер» просто в очередной раз озвучил тезисы, хорошо известные всем еще с момента распада СССР. В частности, что даже относительно удачные двигатели поздней советской поры, по сумме качеств уступали лучшим западным. И что семейство ТВ7-117, при всем желании, нельзя назвать чем-то новым и революционным.
Чтобы сделать вертолет по-настоящему востребованным, придется, как минимум, налаживать производственную кооперацию с другими странами, в частности, с теми, которые производят наиболее технически совершенные двигатели.
Первые поставки
И все же серийный Ми-38, так или иначе, появится на свет. Вопрос лишь в сроках и в количестве выпущенных вертолетов. Подобно тому, как мы это видели в случае с Sukhoi Superjet 100, вертолет будет «держать на плаву» государство. В августе этого года стало известно, что государственная корпорация развития России ВЭБ.РФ, профинансирует производство первого серийного вертолета Ми-38.
В ходе Международного авиационно-космического салона, холдинг «Вертолеты России» и ВЭБ.РФ подписали соглашение в области финансирования проекта по лидерной эксплуатации новейшего гражданского вертолета Ми-38.
- говорится в пресс-релизе организации.
Одним из основных эксплуатантов вертолета, скорее всего, станет Минобороны. В августе этого года в Сети разместили фото первого образца нового российского вертолета Ми-38Т — армейской модификации многоцелевого Ми-38. Машина получила необычную «кислотную» окраску: видимо, с целью привлечения большего внимания. Тогда же блог bmpd напомнил, что контракт между российским Минобороны и АО «Вертолеты России» на поставку опытной партии из двух вертолетов Ми-38 военной модификации заключили в 2017 году. До конца этого года военным должны поставить два таких вертолета.
Фото: Doomych/wikipedia.org/
Что же касается крупносерийного производства, то его перспективы более чем туманные. Главная проблема видится в цене, которая при мелкосерийном выпуске заведомо будет очень высокой. Усугубляет ситуацию тот факт, что сам по себе вертолет Ми-38 больше и сложнее, чем Ми-8. А значит — в любом случае будет стоить дороже.
Уместно напомнить еще одну важную деталь. Во время февральского посещения зампредом российского правительства по вопросам оборонно-промышленного комплекса Юрием Борисовым «Улан-Удэнского авиационного завода», была продемонстрирована новая версия Ми-8, получившая обозначение Ми-171А3, представляющая собой гибрид фюзеляжа современного типа, используемого на Ми-38, и элементов Ми-171А2. То есть, пока что даже сама Россия не готова отказываться от бюджетной «восьмерки». Что же касается других стран, то пока что Ми-38 не готов к полноценной конкуренции за мировой рынок.
Времени на его продвижение остается все меньше, так как эксперты прогнозируют «вертолетную революцию», связанную с резким увеличением скоростей и возможным отказом от вертолетов привычных схем, в том числе - Ми-38.
Информация