Москва победила Константинополь в развязанной им войне

4
Хорошие новости приходят для Русской православной церкви. Потеряв «не без помощи» Константинополя Украину, РПЦ сделала большой шаг к воссоединению с западноевропейскими приходами русской традиции, которые считаются «осколками эмиграции». О переходе под юрисдикцию Московского патриархата объявил глава Архиепископии Иоанн. Можно ли считать это событие победой «Третьего Рима» над «Вторым»?





Христианский мир живет и развивается под влиянием общественно-политической жизни. Так, в прошлом году Украинская православная церковь получила от Константинополя томос о своей автокефалии. Это было сделано Киевом по чисто политическим мотивам, чтобы попытаться упрочить положение тогдашнего президента Порошенко и «нагадить» Москве. Позже выяснилось, что украинские «князья церкви» получили от Константинополя не совсем то, чего ожидали, и пошли на очередной раскол.

История знает и более причудливые причины для церковного раскола. Например, печально знаменитый своими многочисленными женами и переменчивым настроением британский король Генрих Восьмой посчитал возможным создать собственную англиканскую церковь и назначить самого себя ее главой только потому, что Папа Римский не дал ему разрешение на развод с законной супругой.

Распад Османской и Российской империй дали толчок к целому «параду суверенитетов» в православии. Независимость получили Болгарская, Румынская, Сербская, Элладская, Эстонская, Финская православные церкви, появилась Русская православная церковь заграницей (РПЦЗ). Об этом сейчас немодно вспоминать, но РПЦЗ имела свою епархию в Третьем рейхе и храм в Берлине. Справедливости ради, отметим, что поминовение «христолюбивого фюрера» в его борьбе с коммунистами осуществлялось до «Хрустальной ночи». Высказывания отдельных иерархов РПЦЗ о Гитлере уже во время войны «были различными».

Однако русскому православию удалось преодолеть раскол. В 2007 году был подписан Акт о воссоединении РПЦ и РПЦЗ. Теперь подошла очередь Архиоепископии западноевропейских приходов русской традиции. Она возникла после Гражданской войны в России в 1921 году. Спустя 10 лет, в 1931-м, Архиепископия была принята под юрисдикцию Константинополя, причем, подчеркивалось, что это сделано на временной основе, до «восстановления нормальной жизни РПЦ».

Первая попытка вернуться под крыло Москвы была предпринята в 1945 году митрополитом Евлогием. Соответствующее решение Московский патриархат принял 7 сентября того же года. Но после смерти Евлогия большая часть паствы решила остаться под Константинополем. Всего это 65 приходов, находящихся на территории ФРГ, Великобритании, Франции, Бельгии, Швеции и Норвегии.

На минувшей неделе произошла вторая попытка воссоединения, которая может быть более удачной. РПЦ приняла под свою юрисдикцию лично главу Архиоепископии Иоанна, которому был дан титул «Дубнинский». Право последовать за своим духовным лидером или нет оставлено на усмотрение его клириков и западноевропейских приходов. Есть хорошие основания полагать, что последние остатки «эмигрантской церкви» воссоединятся наконец с Московским патриархатом. Для Константинополя же это будет хорошим «щелчком по носу» после его излишней активности вокруг Незалежной.
4 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -5
    16 сентября 2019 11:20
    Какая выдающаяся новость - ЦЕЛЫЙ ОДИН ЧЕЛОВЕК присоединился к РПЦ !!! Пусть теперь Константинополь знает наших...
    1. +8
      16 сентября 2019 11:30
      Этот ЦЕЛЫЙ ОДИН ЧЕЛОВЕК - Глава русских приходов в Западной Европе
  2. +7
    16 сентября 2019 12:13
    Цитата: Игорь Павлович
    Какая выдающаяся новость - ЦЕЛЫЙ ОДИН ЧЕЛОВЕК присоединился к РПЦ !!! Пусть теперь Константинополь знает наших...

    Это как если бы Королева Елизавета получила российское гражданство.
  3. 0
    16 сентября 2019 13:19
    Справедливости ради, отметим, что поминовение «христолюбивого фюрера» в его борьбе с коммунистами осуществлялось до «Хрустальной ночи».

    Слабо в такое верится, Церковь молится только за православного царя и только за православных христиан.