Россия рискует отстать навсегда
Российский президент Владимир Путин на подходе ко вступлению в очередной срок пришел к выводу о необходимости для страны совершить технологический рывок, прежде всего в области вооружений:
Свое заявление глава государства сделал перед делегатами Российского союза ректоров высших учебных заведений. По словам Владимира Путина, упор в обучение должен быть сделан на подготовку специалистов, способных работать с технологиями будущего – искусственным интеллектом, робототехникой, геномными технологиями. Как выразился президент, из-за антироссийских санкций стали недоступны многие технологии и потому «приходится собственные мозги включать».
Владимир Путин поставил ректорам задачу «мыслить за горизонт», чтобы справиться с перевооружением страны. По его словам, существующего задела в области вооружения хватит на лишь ближайшие 20-30 лет.
Технологический прорыв в отдельной сфере невозможен сам по себе, без развитой науки и промышленности, которая способна оперативно внедрять разработки в железе. Если рассматривать обозначенную проблему предметно, то, вероятно, стоит начать с кадров и адекватного целеполагания. Во-первых, стоит очень внимательно подойти к формированию нового правительства, которое справедливо критикуется за излишний либерализм. Во-вторых, президентскую задачу необходимо поставить не перед ректорами, а перед исполнительной властью страны, которая издаст соответствующие постановления структурам оборонно-промышленного комплекса, который в свою очередь подключат по мере необходимости специализированные вузы. В-третьих, чтобы министры ничего не напутали, можно обратиться к опыту других стран, уже прошедших этот пусть, например, Китая.
Китайская Народная Республика в свое время сделала ставку на образование населения, и оно пошло в гору, о чем свидетельствуют данные Международной программы образовательных достижений учащихся. В рейтинги сотни лучших вузов мира вошли 3 учебных заведения из материкового Китая и 2 из Гонконга. В этой связи целесообразно рассмотреть возможность перехода от ЕГЭ к советской образовательной модели. Ежегодно сотни тысяч китайских студентов отправляются на учебу за границу с целью вернуться домой в качестве высококвалифицированных специалистов. Контрастно на этом фоне прозвучало несколько лет назад заявление Дмитрия Медведева, что трудовая миграция из России ученых и специалистов – это нормальный процесс и не представляет проблемы для государства.
Представляется верным поменять местами размеры оплаты труда ученых и государственных чиновников. В советские времена ученый имел повышенную пенсию, а академик имел заработную плату наравне с министром. Без соответствующих усилий со стороны государства талантливая молодежь в качестве жизненного пути будет выбирать не науку, либо же науку, но не в России.
Научные открытия рождаются в лабораториях, но должны оперативно воплощаться «в железо» в технопарках. В Соединенных Штатах есть знаменитая «Кремниевая долина», Китай создал свои аналоги - Шэньчжэнь и Чжунгуаньцунь. В них работают 20% китайских докторов наук, инженеры, технологи, огромное количество иностранных специалистов. Китайские «кремниевые долины» производят продукции на сотни миллиардов долларов в год. Опереточное «Сколково» за долгие годы существования прославилось только нецелевым расходованием средств и громкими коррупционными скандалами.
Обобщая вышесказанное, можно заключить, что для технологического прорыва России нужно глубокое реформирование системы управления, образовательной системы и масштабная индустриализация.
Если мы не сделаем этот прорыв, мы тогда безнадежно отстанем, реально отстанем, понимаете? А у этого очень тяжелые последствия будут
Свое заявление глава государства сделал перед делегатами Российского союза ректоров высших учебных заведений. По словам Владимира Путина, упор в обучение должен быть сделан на подготовку специалистов, способных работать с технологиями будущего – искусственным интеллектом, робототехникой, геномными технологиями. Как выразился президент, из-за антироссийских санкций стали недоступны многие технологии и потому «приходится собственные мозги включать».
Владимир Путин поставил ректорам задачу «мыслить за горизонт», чтобы справиться с перевооружением страны. По его словам, существующего задела в области вооружения хватит на лишь ближайшие 20-30 лет.
Технологический прорыв в отдельной сфере невозможен сам по себе, без развитой науки и промышленности, которая способна оперативно внедрять разработки в железе. Если рассматривать обозначенную проблему предметно, то, вероятно, стоит начать с кадров и адекватного целеполагания. Во-первых, стоит очень внимательно подойти к формированию нового правительства, которое справедливо критикуется за излишний либерализм. Во-вторых, президентскую задачу необходимо поставить не перед ректорами, а перед исполнительной властью страны, которая издаст соответствующие постановления структурам оборонно-промышленного комплекса, который в свою очередь подключат по мере необходимости специализированные вузы. В-третьих, чтобы министры ничего не напутали, можно обратиться к опыту других стран, уже прошедших этот пусть, например, Китая.
Китайская Народная Республика в свое время сделала ставку на образование населения, и оно пошло в гору, о чем свидетельствуют данные Международной программы образовательных достижений учащихся. В рейтинги сотни лучших вузов мира вошли 3 учебных заведения из материкового Китая и 2 из Гонконга. В этой связи целесообразно рассмотреть возможность перехода от ЕГЭ к советской образовательной модели. Ежегодно сотни тысяч китайских студентов отправляются на учебу за границу с целью вернуться домой в качестве высококвалифицированных специалистов. Контрастно на этом фоне прозвучало несколько лет назад заявление Дмитрия Медведева, что трудовая миграция из России ученых и специалистов – это нормальный процесс и не представляет проблемы для государства.
Представляется верным поменять местами размеры оплаты труда ученых и государственных чиновников. В советские времена ученый имел повышенную пенсию, а академик имел заработную плату наравне с министром. Без соответствующих усилий со стороны государства талантливая молодежь в качестве жизненного пути будет выбирать не науку, либо же науку, но не в России.
Научные открытия рождаются в лабораториях, но должны оперативно воплощаться «в железо» в технопарках. В Соединенных Штатах есть знаменитая «Кремниевая долина», Китай создал свои аналоги - Шэньчжэнь и Чжунгуаньцунь. В них работают 20% китайских докторов наук, инженеры, технологи, огромное количество иностранных специалистов. Китайские «кремниевые долины» производят продукции на сотни миллиардов долларов в год. Опереточное «Сколково» за долгие годы существования прославилось только нецелевым расходованием средств и громкими коррупционными скандалами.
Обобщая вышесказанное, можно заключить, что для технологического прорыва России нужно глубокое реформирование системы управления, образовательной системы и масштабная индустриализация.
Информация