Бе-200: нужен ли кому-нибудь уникальный русский самолет

История с самолетом-амфибией Бе-200 очень похожа на многие другие с участием новых образцов российской техники.



Долгий взлет



История этого необычного самолета получила развитие в 1992 году, когда Постановлением Правительства от 17 июля 1992 года № 497 было решено начать работу над новой амфибией. Потенциальных задач для детища ОКБ Бериева было много: это и тушение пожаров, и проведение поисково-спасательных работ, и мониторинговые миссии и много всего другого. Другими словами, Россия должна была получить современный многофункциональный комплекс, который имел все шансы вызывать интерес как внутри страны, так и вне ее.

Далеко не каждый самолет можно научить одинаково хорошо «работать» как с аэродромов, так и с водоемов. При этом в плане аэродинамического качества новая машина практически не уступала «сухопутным» самолетам аналогичного класса. Первый полет Бе-200 выполнил в 1998-м. Здесь уместно сказать про одну важную деталь: при всех своих достоинствах, Бе-200 можно лишь условно назвать «новым», ведь де-факто машина стала дальнейшей эволюцией советской амфибии А-40 «Альбатрос», совершившей первый полет еще в 1986 году. Его максимальная скорость составляет 800 километров в час, а боевая нагрузка (торпеды, мины, глубинные бомбы) достигала солидных 6500 килограмм. Советский проект закрыли в 2012 году: к тому времени построили только два «Альбатроса». Впрочем, впоследствии вопрос замены очень старого противолодочного самолета Бе-12 встал еще острее, так что к проекту пришлось вернуться.


Бе-200 тоже столкнулся в жизни с серьезными препятствиями, которые нередко переворачивали всех с ног на голову. И, что самое неприятное, воспрепятствовали полноценному серийному производству: до сих пор машину производили в штучных количествах.

Посмотрим на ситуацию ближе. В 90-е проект развивался весьма стремительно, как это ни странно, в связи с тяжелой экономической ситуацией внутри страны. Самолет, например, показали в 1999 году на выставке во французском «Ле-Бурже», где он пользовался успехом. Машина тогда успешно выполнила демонстрационные полеты со сбросом шести тонн воды. Всего к концу октября 1999 года самолет выполнил около 80 испытательных полетов.


В 2008 году производство Бе-200 пришлось перенести с Иркутского авиационного завода на таганрогский ТАНТК им. Г.М. Бериева. Связанные с «переездом» трудности усугубились другим неприятным моментом: ко времени развертывания производства в Таганроге бортовая электроника успела изрядно устареть, так что инженерам пришлось создавать для самолета новые системы и подсистемы. Однако трудности не были нерешаемыми. В мае 2016 года Таганрогский завод выкатил первый серийный Бе-200ЧС для МЧС.

Теперь летчики получили пилотажно-навигационный комплекс ARIA-200, которые позволяет одновременно решать несколько задач. Конструкторы также заметно усилили планер. Максимальная скорость летающей лодки составляет 700 километров в час, а практическая дальность полета равна 3100 километров. Самолет может взять на борт до 64 человек.

Больше всего машиной интересуется российское МЧС: как показали недавние события, потенциальной работы для него действительно много. Поэтому до 2024 году ТАНТК им. Г.М. Бериева должен поставить ведомству партию из 24 новых машин, что, в свою очередь, открывает перед самолетом новые возможности.

Амфибия на экспорт


Широкая эксплуатация внутри страны неизменно вызовет интерес со стороны потенциальных зарубежных покупателей. Раньше по несколько машин заказали Китай, Индонезия и чилийцы. Самое же важное события для экспортного продвижения самолета — недавнее согласование проекта контракта с американской компанией Seaplane Global Air Services на поставку в США десяти Бе-200ЧС. Россия планирует начать поставки в 2021 году. Это несомненный успех для российских авиастроителей: не часто можно видеть отечественную крылатую машину в американском небе.


Однако эксперты считают, что настоящего успеха Бе-200 сможет достичь лишь после освоения новых направлений и здесь, очевидно, могут возникнуть трудности. Сам по себе азиатский рынок и рынок стран так называемого «третьего мира» очень широкий, однако именно за последние годы на нем резко увеличилась конкуренция. Так, японцы несколько лет назад отменили запрет на экспорт военной техники и продукцию двойного назначения. А компания-производитель амфибий Shin Maiwa добилась разрешения министерства обороны на экспорт самолета ShinMaywa US-2, задачи для которого пересекаются с задачами Бе-200.


Еще большая угроза — Китай, который скоро станет самым главным конкурентом для всей российской авиастроительной отрасли и военно-промышленного комплекса. Китайцы сейчас активно продвигают новейший тяжелый четырехдвигательный самолет-амфибию AG600 «Jiaolong». Он способен набирать на борт 12 тонн воды за 20 секунд и в ряде СМИ фигурирует как «самый большой в мире самолет-амфибия».


Несмотря на то, что машина выполнила первый полет в 2017 году, Китай уже сейчас делает все, чтобы максимально эффективно продвигать ее на рынки. И разрыв между Бе-200 и AG600 будет постепенно сокращаться.

Ранее также появились сведения о том, что машину может купить Турция. По крайней мере, как заявил министр сельского и лесного хозяйства Турции Бекир Пакдемирли, турки рассмотрят предложение России по поставкам Бе-200. Но это, нужно понимать, просто следствие удачно сложившейся для России политической ситуации, когда Турция стала ситуативным союзником (надолго ли?). Напомним, что конфликт Запада и Эрдогана уже «обрезал» крылья для турецких ВВС: судя по всему, новые F-35 Анкара так и не получит.

Трудностей хватает и у самого Бе-200. Достаточно сказать, что машина до сих пор летает на украинских двигателях Д-436ТП. Ранее рассматривали их замену на франко-российский SaM146 — тот самый, который устанавливают на Sukhoi SuperJet 100 и который очень часто и подвергают критике российские патриоты. «Мы работаем с ОДК в этом направлении (по отказу от украинских двигателей — ред.), работа продолжается», — заявил ранее в кулуарах прошедшего в этом году авиасалона Ле Бурже гендиректор ПАО «Ил» Юрий Грудинин.


Однако тогда же стало известно и про пересмотр более ранних планов. «SaM146 сейчас программу немножко отложили. Сейчас мы поставляем с двигателями 436 (украинский Д-436ТП — ред.)», — заявил руководитель «Ила».

Таким образом, складывается очень интересная и сложная картина, при которой судьба Бе-200 во многом упирается в украинские «движки». Но Россия имеет все возможности, чтобы самолет громко заявил о себе. Какой бы не была конкуренция на рынке, она куда менее жесткая, чем, скажем, конкуренция за рынок узкофюзеляжных пассажирских самолетов, где в силу наличия «Боинга» и «Аэробуса» России, скорее всего, вообще нечего делать. В целом, освоение нишевых направлений могло бы стать спасательным кругом для российского авиастроения: вечно его дотировать государство не сможет.
Использованы фотографии: https://www.uacrussia.ru
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

12 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти

  1. Сергей Латышев (Серж) 22 сентября 2019 12:05
    +3
    • 3
    • 0
    Машина красивая. Но как часто бывает - фигня с продвижением.

    По статье - двигателей нет и схожее как раз начали продвигать конкуренты.

    Опоздываем
  2. Georgievic Офлайн
    Georgievic (Georgievic) 22 сентября 2019 19:37
    +3
    • 3
    • 0
    Вот если бы главой кабмина РФ был бы человечище типа Л. Берии вместо пустоголового Медведева то за пару лет создали бы несколько институтов по разработке авиационных двигателей, пару новых заводов по производству двигателей всех типов и не было бы этой тягомотины с движками. Ну ведь явно в кабмине враги сидят!!!
  3. сталевар Офлайн
    сталевар 23 сентября 2019 10:18
    +2
    • 2
    • 0
    Чтобы что-то поменялось, надо что-то менять. Путин уже 20 лет правит, а мы всё ждём перемен.
  4. sgrabik Офлайн
    sgrabik (Сергей ) 23 сентября 2019 13:46
    +1
    • 1
    • 0
    Какие бы мы превосходные самолёты не создавали, но без своих собственных российских авиадвигателей никаких шансов на крупносерийное производство у них практически нет, поэтому самая наиглавнейшая задача, стоящая перед российским авиапромом, это скорейшее создание и быстрый запуск в производство широкого ряда современных и абсолютно конкурентоспособных авиадвигателей, которые смогут удовлетворить все потребности нашей авиастроительной промышленности на перспективу, без успешного решения этой самой главной задачи мы наш авиапром воссоздать просто не сможем, да и крайне стыдно зависеть от кого бы то ни было в такой критически важной для нашей страны сфере как авиационное двигателестроение.
    1. Легат Офлайн
      Легат (Илья) 23 сентября 2019 18:19
      +1
      • 1
      • 0
      да и крайне стыдно зависеть от кого бы то ни было в такой критически важной для нашей страны сфере как авиационное двигателестроение

      Аэробусу не стыдно закупать американские движки для своих A320neo. И это не мешает компании быть де-факто мировым лидером гражданского авиастроения.
      1. molotkov60mkpu Онлайн
        molotkov60mkpu (Юрий) 23 сентября 2019 21:46
        +1
        • 1
        • 0
        Тебя санкции ничему не научили. Это только мы краны никому не перекрываем , а другие не постесняются подсадить на комплектующие, а потом или шантажировать, или срывать поставки. А закон под это примут. Они всегда в правовом поле, даже творч беспредел. Так что кооперация с западом- не про нас.
        1. Легат Офлайн
          Легат (Илья) 24 сентября 2019 20:24
          0
          • 0
          • 0
          Интересно. А как вы без кооперации с наиболее технологически развитыми странами мира предлагаете их догнать?
          1. Дон36 Офлайн
            Дон36 (Дон36) 26 сентября 2019 08:29
            +2
            • 2
            • 0
            А как это делали и делают нормальные люди? Скупают станки, технологии, что-то тупо копируют, что-то подсмотрев - модернизируют, и делают у себя лучше, чем там.... Вас пример Японии и Китая ничему не учит? А пример СССР, который в свои лучшие годы далеко не был таким отсталым, каким его хотят выставить всякие проходимцы, типа Чубайса, который сам-то далеко не созидатель...
      2. yury semru Офлайн
        yury semru (yury semru) 13 октября 2019 13:24
        +1
        • 1
        • 0
        Это они с хохлами не кооперировались! Те бы им быстро показали, как кидают партнёров.
  5. molotkov60mkpu Онлайн
    molotkov60mkpu (Юрий) 23 сентября 2019 21:31
    +1
    • 1
    • 0
    Мы вредителей в правительстве трогать не будем. Либерализм- священная корова, запрещающая развитие производства. Но надо эти трудности преодолеть и производить самолёт. Да ещё и конкурировать на мировом рынке. Но заводы строить нельзя и банкам кредитовать производство нельзя, только финансовыми операциями можно. И трогать в правительстве либералов нельзя, даже ценой ювенадьщины, разрушения науки, образования, медицины, семьи.
    1. Дон36 Офлайн
      Дон36 (Дон36) 26 сентября 2019 08:25
      +1
      • 1
      • 0
      Вот только это не либералы, а русофобы и враги народа и государства... Когда дело касается их шкурных интересов, они далеко не либералы.
  6. Дон36 Офлайн
    Дон36 (Дон36) 26 сентября 2019 08:24
    +2
    • 2
    • 0
    Бе-200 прежде всего не нужен врагам РФ, как внешним, так и внутренним... а самой РФ он очень нужен. Он мог бы заменить собой, например, предельно изношенные допотопные Бе-12, а отчасти и не менее древние и изношенные Ил-38.