Рисков слишком много: стоит ли «Газпрому» подписывать контракт с Украиной?
До окончания срока действия транзитного договора на поставку газа с Украиной осталось чуть более трех месяцев. В настоящее время проходят трехсторонние переговоры, но достичь согласия крайне сложно. «Газпром» заинтересован в краткосрочном продлении существующего контракта, Брюссель же настаивает на долгосрочном 10-летнем договоре. От Киева поступило любопытное предложение заключить транзитное соглашение на 5 лет, четко прописав в нем все транзитные объемы. Стоит ли Москве дать добро?
Планы «Нафтогаза» поистине наполеоновские. Программа-минимум для украинской компании – это загрузка своей ГТС на уровне в 60 миллиардов кубометров газа в год. Тогда прокачка тысячи кубов по 100 километрам трубопровода будет обходиться «Газпрому» в 3,21 доллара. Если же российский монополист заполнит украинскую труба «под завязку», на уровне в 90 миллиардов кубометров, то «Нафтогаз» дает щедрую скидку до 2,56 долларов за прокачку того же объема.
Казалось бы, наконец-то пошел серьезный и предметный разговор с конкретными цифрами, но в действительности все не так однозначно.
Прежде всего, тут главное не размер тарифов, а сам принцип подхода к контрактным обязательствам. Известный эксперт в области энергетики Игорь Юшков так комментирует предложение Киева:
Если раньше Украина зависела от России по формуле «бери или плати», то теперь уже на «Газпром» хотят повесить договорную кабалу по принципу «качай или плати». А это именно то, от чего отечественное «национальное достояние» всеми силами пытается уйти. Рисков слишком много:
Во-первых, необходимо учитывать, что переговорный процесс происходит на фоне попыток США закрепиться на европейском газовом рынке. Если «Газпром» подпишется под жестким 5-летним договором, то по вине Украины как транзитера он в определенным момент может не исполнить свои обязательства. Для Вашингтона это будет замечательным аргументом в вопросе принуждения Европы к покупке более дорогого, но «демократичного и надежного» американского СПГ.
Во-вторых, поставки могут быть сорваны и без злого умысла со стороны Киева. Не секрет, что украинская ГТС сильно изношена. Как говорится, где тонко, там и рвется. В любой момент могут произойти некие эксцессы. Из этого прямо следует еще одна головная боль «Газпрома». Европейцы даже не особо скрывают, что хотят повесить бремя содержания и модернизации украинской газотранспортной системы на российскую компанию. А куда она денется, если будет законтрактована жестким договором на ближайшие 5-10 лет при ветхой трубе? Придется раскошеливаться за счет российских налогоплательщиков.
В-третьих, возникает закономерный вопрос, а зачем тогда бюджетные миллиарды были выброшены на строительство обходных газопроводов? Если Киев получит очередной контракт на 5-10 лет при объемах прокачки в 60-90 миллиардов кубов, то «Северный поток-2» и «Турецкий поток» из «нашего всего» превращаются в дорогостоящий памятник не слишком успешной геополитики.
Подписываться под предложением «Нафтогаза» стоит едва ли. Вероятно, дальше стороны переговорного процесса будут снижать свои ставки.
Планы «Нафтогаза» поистине наполеоновские. Программа-минимум для украинской компании – это загрузка своей ГТС на уровне в 60 миллиардов кубометров газа в год. Тогда прокачка тысячи кубов по 100 километрам трубопровода будет обходиться «Газпрому» в 3,21 доллара. Если же российский монополист заполнит украинскую труба «под завязку», на уровне в 90 миллиардов кубометров, то «Нафтогаз» дает щедрую скидку до 2,56 долларов за прокачку того же объема.
Казалось бы, наконец-то пошел серьезный и предметный разговор с конкретными цифрами, но в действительности все не так однозначно.
Прежде всего, тут главное не размер тарифов, а сам принцип подхода к контрактным обязательствам. Известный эксперт в области энергетики Игорь Юшков так комментирует предложение Киева:
Принципиальный вопрос для Газпрома не в самом тарифе, а в сроках и объемах прокачки. «Нафтогаз» пытается выставить на первый план сам тариф, но в реальности основную роль играет срок контракта и объем прокачки.
Если раньше Украина зависела от России по формуле «бери или плати», то теперь уже на «Газпром» хотят повесить договорную кабалу по принципу «качай или плати». А это именно то, от чего отечественное «национальное достояние» всеми силами пытается уйти. Рисков слишком много:
Во-первых, необходимо учитывать, что переговорный процесс происходит на фоне попыток США закрепиться на европейском газовом рынке. Если «Газпром» подпишется под жестким 5-летним договором, то по вине Украины как транзитера он в определенным момент может не исполнить свои обязательства. Для Вашингтона это будет замечательным аргументом в вопросе принуждения Европы к покупке более дорогого, но «демократичного и надежного» американского СПГ.
Во-вторых, поставки могут быть сорваны и без злого умысла со стороны Киева. Не секрет, что украинская ГТС сильно изношена. Как говорится, где тонко, там и рвется. В любой момент могут произойти некие эксцессы. Из этого прямо следует еще одна головная боль «Газпрома». Европейцы даже не особо скрывают, что хотят повесить бремя содержания и модернизации украинской газотранспортной системы на российскую компанию. А куда она денется, если будет законтрактована жестким договором на ближайшие 5-10 лет при ветхой трубе? Придется раскошеливаться за счет российских налогоплательщиков.
В-третьих, возникает закономерный вопрос, а зачем тогда бюджетные миллиарды были выброшены на строительство обходных газопроводов? Если Киев получит очередной контракт на 5-10 лет при объемах прокачки в 60-90 миллиардов кубов, то «Северный поток-2» и «Турецкий поток» из «нашего всего» превращаются в дорогостоящий памятник не слишком успешной геополитики.
Подписываться под предложением «Нафтогаза» стоит едва ли. Вероятно, дальше стороны переговорного процесса будут снижать свои ставки.
Информация